Характеристика познавательной активности в старости
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Характеристика познавательной активности в старости. (Характеристика отдельных познавательных функций в старости).
План:
1. Ощущение и восприятие.
2. Память.
3. Внимание.
4. Интеллект.
5. Мудрость.
Процесс старения затрагивает нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обусловливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения чувствительности разных органов чувств. Большинство людей в процессе старения вдруг обнаруживают, что им требуется существенно больше времени, чем раньше, для того чтобы получить ту или иную информацию.
Восприятие.
Сотрудники школы Балтеса подробно исследовали роль сенсорных потерь в старости. Было обнаружено, что острота зрительного и слухового восприятия в старости связана с ослаблением интеллектуальной деятельности. Существует два варианта объяснения механизмов связи интеллекта и сенсорики. 1. Снижение мозговой активности влияет как на сенсорные способности, так и на когнитивные процессы. 2. Альтернативное объяснение, согласно которому затруднение восприятия влечет за собой перегрузку процессов внимания и, как следствие, ухудшение когнитивных способностей.
Тем не менее, независимо от природы механизмов взаимосвязи восприятия и когнитивных способностей, следует учитывать, что неизбежное для старости ухудшение восприятие влияет на общую интеллектуальную активность.
Данные отечественных специалистов (Н.Ф. Шахматов) показывают, что восприятие в старости становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, чтобы расшифровать искаженное и неадекватное восприятие. По мере привыкания к искаженной информации, возрастает и податливость к обману чувств, что в свою очередь ведет к тому, что искаженная картина престает его удивлять. С ограничением поля восприятия, сужается и осознание пожилым человеком силы влияния восприятия реальности на его чувства, желания, страхи и предубеждения. Компенсаторным механизмом в этом случае выступает вырабатывание привычки критически относится к своему восприятию, не полагаясь на него целиком не проверив его еще и еще раз.
Большое значение при расстройствах восприятия в старости имеет факт сенсорной депривации (ограничения количества и качества информации, поступающей в организм извне). Как известно нормальное функционирование нервной системы требует постоянной подачи чувствительных раздражителей. Длительная сенсорная депривация, или продолжительное пребывание в монотонном окружении, может привести к серьезным психическим расстройствам.
Кроме этого, ухудшение сенсорных восприятий в старости, накладываясь на усиление социальной изоляции из-за отстранения пожилых людей от активного участия в общественной деятельности, способствует ограничению стимуляции от внешнего мира. В то время, как стимуляция внешнего мира необходима людям этого возраста для поддержания как психического так и физического здоровья. Известный отечественный геронтолог И.В. Давыдовский отмечал, что выше указанный факт (сенсорная депривация) влияет на изменение характера адаптационных процессов в старости. «Открытая» система организма под действием описанных процессов превращает в «замкнутую». Относительная замкнутость находит свое выражение в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, что на фоне негативных физических изменений (скованность двигательных актов, недуги костно-суставного аппарата), приводит к сидячему образу жизни, и как следствие самоизоляции.
Внимание.
Исследование внимания в старости затрудняется тем, что эта функция испытывает влияние многих, прежде всего органических факторов. Многие специалисты (Шахматов Н.Ф., Штенберг Э.Я) отмечают основной характеристикой старения, это снижение психической активности, выражающейся в сужении объема внимания, затруднении сосредоточения и переключения внимания. Ряд зарубежных специалистов в качестве основного физиологического снижения функции внимания указывают на снижение силы и подвижности психических процессов внутренних свойств.
Говоря о сужении поля внимания в процессе старения, стоит точнее определить особенности этого процесса. Итак, поле внимания становится уже, «затуманивается», периферия практически совсем ослабевает. Поэтому то, что находится в центре внимания, стареющего человека меньше связывается с другими впечатлениями, мыслями, ощущениями, становится самодовлеющим и замкнутым. Типичными символами внимания служат сигналы тревоги. В затуманенном поле внимания пожилых людей они становятся и менее четки, в то время как в юности человек реагирует немедленно. Прохождение сигналов тревоги замедленно, они хуже распознаются и вообще могут остаться незамеченными.
Снижение функции внимания выражается в еще одном распространенном явлении в старости – рассеянности. Депрессия, эмоциональные стрессы, волнение, беспокойство, характерные для людей пожилого возраста, приводят к тому, что мрачные мысли завладевают вниманием человека, и концентрация внимания становится невозможна.
Еще один факт, касающийся изменения внимания в старости говорит о том, что когда объект в фокусе внимания сам по себе, увлекателен, то ясность окружающей обстановки сильно ухудшается, и пожилой человек становиться поглощенным этим объектом, исключающим в этом случае из внимания все остальное. Даже мощные внешние раздражители порой не способны привлечь его внимание.
Память.
Память является наиболее изученным процессом в старости. Наиболее системный анализ исследований памяти пожилых людей был проведен Грейс Крайг.
Сенсорная память — очень кратковременная зрительная или слуховая память, удерживающая сенсорный сигнал на доли секунды, пока обрабатывается поступившая информация. В пожилом возрасте люди способны воспринять и удержать несколько меньшее количество сенсорной информации, нежели в молодости. В среднем объем восприятия у них немного меньше, особенно в ситуациях, когда два события происходят одновременно. В настоящее время неясно, почему так происходит. Связано это с уменьшением эффективности работы зрительной или слуховой систем? Возможно, причина заключается в ухудшении селективного внимания или распознавания образов. Нельзя исключать и тот факт, что у пожилых людей может быть снижена мотивация к успешному выполнению порученных им заданий. В любом случае, маловероятно, что наблюдаемое небольшое ухудшение сенсорной памяти оказывает значительное влияние на повседневную жизнь немолодых людей. Люди преклонного возраста могут компенсировать этот недостаток, дольше рассматривая объекты, прислушиваясь к звукам (Рооп, 1985). Однако это не всегда возможно: пожилые водители могут сталкиваться с трудностями, управляя автомобилем на скоростном шоссе. Им требуется больше времени для восприятия сенсорной информации, тогда как дорожные знаки проносятся мимо машины на большой скорости (Fozard, 2000).
Кратковременная память — память с ограниченной емкостью, удерживающая информацию, которую человек «обдумывает» в данный момент времени, с возрастом также испытывает незначительные изменения. В большинстве исследований было показано, что существенных различий между кратковременной памятью у пожилых и молодых людей нет.
В отношении долговременной памяти, тем не менее, выявлены существенные возрастные различия. Исследования научения и воспроизведения заученного материала показали, что пожилые люди зачастую запоминают меньшее количество слов из списка и меньшее количество деталей изображения. Однако встает вопрос, связаны эти различия с изменением емкости памяти пожилого человека или с особенностями процессов научения и запоминания (то есть передачи информации из кратковременной памяти в долговременную)? В ходе некоторых исследований было показано, что люди преклонного возраста, по-видимому, менее эффективно организуют, воспроизводят и кодируют данный для запоминания материал, т. е. хуже осуществляют действия, связанные с работой кратковременной памяти. Тем не менее под чутким руководством и после некоторой тренировки их показатели значительно улучшаются (Willis, 1990). Даже в возрасте около 80 лет, немного попрактиковавшись, пожилые люди лучше справляются с организацией и передачей информации для ее постоянного хранения (Рооп, 1985; Willis, Nesselroade, 1990).
И все же эффективность такой тренировки ограниченна. Так, после тренировки памяти люди в возрасте старше 70 лет иногда не могут достичь показателей молодежи (Campbell, Charness, 1990). В некоторых работах, например, было показано, что тренировка увеличивает разрыв между показателями пожилых и молодых людей, поскольку в ходе упражнений память последних тренируется значительно лучше (Kleigl, Smith & Baltes, 1987). Это может означать, что в отношении некоторых навыков резервные способности стариков меньше, чем у молодежи (Baltes, 1987). Другими словами, у пожилых людей меньше возможностей для совершенствования своих способностей, а их мышление менее пластично.
Пол Балтес (Baltes, 1993) продемонстрировал границы резервных способностей пожилых людей. В его исследовании пожилых и молодых людей со сходным уровнем образования просили запомнить длинный перечень слов, например, 30 существительных, расположенных в строго определенном порядке. Оказалось, что в нормальных условиях большинство людей способны запомнить список лишь из 5-7 слов, представленных им со скоростью около 2 слов в секунду. Далее исследователи научили участников эксперимента пользоваться мнемонической техникой (стратегией запоминания), известной как локусный метод. Согласно этой стратегии, участники эксперимента ассоциируют данное для запоминания слово с объектами хорошо знакомого им пространства, например комнаты или окрестностей, в которых они живут. Они мысленно формируют забавные или смешные образы, помогающие им вспомнить связанное с данным объектом слово. Когда участникам эксперимента показывают слова и просят их воспроизвести, они легко вспоминают знакомые им объекты, а затем и связанные с ними существительные из списка.
Оказалось, что здоровые пожилые люди могут пользоваться локусным методом достаточно успешно. Тем не менее были выявлены четкие возрастные различия как в скорости запоминания, так и в точности воспроизведения заученных слов. Так, например, даже после 38 попыток большинство пожилых людей не смогли достичь уровня запоминания, который молодые люди продемонстрировали уже после нескольких упражнений. Кроме того, ни один из участников исследования в возрасте старше 70 лет не смог достичь среднего для молодых людей уровня запоминания.
Существуют и другие различия при выполнении заданий на долговременную память. Пожилые участники экспериментов, как правило, лучше справляются с тестами на узнавание и хуже — на воспроизведение слов из списка (Craik, McDowd, 1987). Как правило, они запоминают информацию избирательно, например, оказываются не способны запомнить бесполезные для них списки слов, но очень хорошо заучивают отрывки текста, содержащего смысл (Meyer, 1987). В одном из исследований было показано, что интересные метафоры, например утверждение: «Времена года — это одеяния природы», пожилые люди запоминают лучше, чем студенты колледжа. В этой работе люди старшего возраста не пытались точно воспроизвести данное им предложение, они скорее понимали и запоминали его смысл (Labouvie-Vief, Schell, 1982). Другими словами, пожилые люди обычно запоминают то, что кажется им полезным и важным. Это еще раз напоминает нам о том, что развитие и поведение существуют в определенном контексте и даже в период старения наши навыки и способности определяются требованиями и возможностями окружающей среды (Lerner, 1990).
Третичная память, или воспоминания об особенно отдаленных событиях, в старости практически не изменяется. В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди лучше, чем молодые, вспоминают детали исторических событий. Особенно это касается тех происшествий, которые они видели сами, а молодежь изучала их лишь по свидетельствам очевидцев. Об эффективности работы третичной памяти также свидетельствует та легкость, с которой пожилые люди зачастую описывают яркие события своего детства.
Таким образом, обнаружено не так уж много существенных возрастных различий сенсорной, кратковременной и третичной памяти. Исключение составляет лишь долговременная память, в случае которой выявленные исследователями различия являются следствием нескольких факторов. Пожилые люди могут плохо справляться с запоминанием, если предложенное задание требует непривычной и давно не используемой ими техники организации или воспроизведения материала. Тем не менее, в дальнейшем, после обучения стратегиям организации и запоминания, показатели тестирования людей старшего возраста улучшаются. Кроме того, память пожилых людей работает избирательно. Интересный и значимый материал они запоминают легче. В целом можно сказать, что значительное ухудшение памяти в пожилом возрасте является мифом.
Мудрость.
Это загадочное качество является единственным неоспоримым преимуществом старости. Единства взглядов на этот феномен нет. Наибольшим авторитетом в области пользуется школа Пола Балтеса. Согласно определению, выдвинутому этой школой, мудрость – это экспертная система знаний (т.е. полученная экспериментальным, опытным путем), ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.
«Возможно, для того, чтобы правильно и в полной мере понять, что такое мудрость, требуется больше мудрости, чем есть у кого-либо из нас», — писал Роберт Стернберг (Sternberg, 1990). Балтес предложил разделить связанные с мудростью знания на пять категорий:
1. фактические (реальные) знания,
2. методологические знания,
3. жизненный контекстуализм,
4. ценностный релятивизм (относительность ценностей)
5. и неопределенность (сомнение).
См рис.
Мудрость — когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, определяемый культурными традициями и связанный с опытом и личностью. Напомним, что кристаллизованный интеллект проистекает из знаний и информации об окружающем мире, отношений между людьми, с которыми человек сталкивается в течение всей жизни.
По П. Балтесу (1993, см. также Baltes, 2000), мудрость имеет пять основных черт.
• Во-первых, она направлена на решение важных и трудноразрешимых вопросов, зачастую связанных со смыслом жизни и состоянием дел конкретного человека.
• Во-вторых, мудрость — это сосредоточие знаний, суждений и советов самого высокого уровня.
• В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки, взвешены, могут быть применены к специфическим ситуациям.
• В-четвертых, мудрость сочетает в себе разум и добродетель и используется как во имя личного благополучия, так и во благо всего человечества.
• В-пятых, несмотря на то, что мудрым стать трудно, большинство людей видит это качество в человеке сразу.