Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Характеристика и классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

  • ⌛ 2015 год
  • 👀 340 просмотров
  • 📌 310 загрузок
  • 🏢️ ФГАУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Характеристика и классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» pdf
Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» Проект МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ Москва 2015 Составители: Попова Ирина Николаевна – зам. руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, к.п.н., доцент Славин Семен Сергеевич – старший научный сотрудник ФГАУ ФИРО Содержание Введение Раздел 1. Нормативно-правовые и экономические основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1.1. Общие положения 1.2. Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1.3. Классификация дополнительных общеобразовательных программ 1.4. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1.5. Требования к условиям реализации программ 1.6. Экономические подходы к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Раздел 2. Технологические аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.1. Организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.2. Проектирование целеполагания и результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.4. Требования к оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.5. Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Приложения. Формы структурных элементов общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительных Введение Со времени утверждения Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.) и плана мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ № 729-р от 24 апреля 2015 г.) в центре внимания находится дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения. Провозглашенный в Концепции развития дополнительного образования детей принцип программоориентированности, раскрывает роль образовательной программы как базового элемента системы дополнительного образования детей. До недавнего времени единственным нормативным документом, в котором были даны рекомендации по структурированию программы ДОД и примерному содержательному наполнению каждого ее компонента, было письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»1. Сегодня законодательная база, определяющая развитие дополнительного образования детей в нашей стране, претерпела существенные изменения. Дополнительное образование детей позиционируется как открытое, вариативное образование, как социокультурная практика - творческая созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования. Сегодня программа дополнительного образования – это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования»2. Эти тенденции должны найти отражение в общеразвивающих программах дополнительного образования детей. Документ не признан утратившим силу Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html (Дата обращения 02.09.2015) 1 2 Раздел 1. Нормативно-правовые и проектирования дополнительных общеразвивающих программ экономические основания общеобразовательных В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».  Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»  Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Общие положения 1.1.1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Далее – Методические рекомендации) подготовлены в целях реализации единой государственной политики в сфере дополнительного образования. 1.1.2. Методические рекомендации предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. 1.1. Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1.2.1. В тексте Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», представленных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (гл. 1, ст. 2, п. 9). 1.2. 1.2.2. Отдельно определяются дополнительные общеобразовательные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 12, п. 4), специфика которых заключается в делении на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 2). 1.2.3. К освоению программ «допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 3). Это могут быть как обучающиеся, проявившие выдающиеся способности (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 77), так и с ограниченными возможностями здоровья (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 79), занимающиеся как в учреждениях общего и дополнительного образования, так и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность «для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 79, п. 5). 1.2.4. В Федеральном законе № 273-ФЗ выделяется особая группа дополнительных общеразвивающих программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних учащихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (гл. 11, ст. 86). 1.2.5. Федеральный закон №273-ФЗ предусматривает возможность реализации дополнительных общеобразовательных программ образовательными организациями любого типа (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования). Кроме того, дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться и иными юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, а также индивидуальными предпринимателями. Классификация дополнительных общеобразовательных программ 1.3.1. Федеральным Законом № 273-ФЗ закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл. 10, ст. 75, п. 2) 1.3.2. В приложении к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного 1.3. образования детей» (текст 2006 года)3 представлена классификация программ дополнительного образования детей:  по степени авторства – типовая (примерная), модифицированная, экспериментальная, авторская;  по уровню усвоения – общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный уровень;  по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная, комплексная, модульная. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1.4.1. Содержание дополнительных общеобразовательных программ определяется в рамках следующих направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-педагогическая4. 1.4.2. Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам5, Концепции развития дополнительного образования детей6 содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на:  формирование и развитие творческих способностей учащихся;  удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;  обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; 1.4. 3 Приложение к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». С. 9-12. [Электронный ресурс] – URL: http://uoks.ru/files/Informacionnometodicheskiy_sbornik_Programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey__osnovnoy_dokument_pedagoga.pdf (Дата обращения 06.09.2015) 4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (Дата обращения 06.09.2015) 5 Там же, п.3. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (Дата обращения 06.09.2015) 6 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html (Дата обращения 02.09.2015)  выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;  профессиональную ориентацию учащихся;  создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;  подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов;  социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;  формирование общей культуры учащихся. Требования к условиям реализации программ 1.5.1. Общие требования к условиям реализации образовательных программ зафиксированы во 2 главе Федерального Закона № 273-ФЗ пп. 1319 и определяют язык образования, формы реализации образовательных программ, формы получения образования и обучения, печатные и электронные образовательные ресурсы, информационные ресурсы. 1.5.2. Содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательными программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4). 1.5.3. Содержание программы оформляется в учебном плане – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст.2, п. 22; ст. 47, п. 5) 1.5.4. Согласно Закону № 273-ФЗ образовательные программы:  могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия (гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);  могут осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16);  могут использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на «модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов» (гл. 2, ст. 13, п. 3);  посредством разработки индивидуальных учебных планов могут обеспечивать «освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (гл. 1, ст. 2, п. 23);  могут обеспечивать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной 1.5. общеобразовательной программы, что осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (гл.1, ст. 34, п. 3);  могут способствовать решению задач инклюзивного образования, направленного на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (гл. 1, ст. 2, п. 27) при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, «без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (гл. 11, ст. 79, п. 3-4);  с учетом особенностей обучающихся могут осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме (гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (гл. 2, ст. 17, п. 4). 1.5.5. В разделе IV Концепции развития дополнительного образования детей выделены основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ:  свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;  соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;  вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;  разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;  модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;  ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;  творческий и продуктивный характер образовательных программ;  открытый и сетевой характер реализации. 1.5.6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» закреплено:  организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6);  организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (п.7);  занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 9);  особенности организации образовательного процесса для обучающихся детей с ОВЗ и детей-инвалидов (пп. 18-22) 1.5.7. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» нормирует требования к организации образовательного процесса (раздел VIII):  «занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения» (п. 8.2);  Продолжительность занятий и их кратность в неделю в объединениях устанавливаются локальным нормативным актом организации (п. 8.2);  Режим занятий (пп. 8.3, 8.4), в т.ч. с использованием информационных средств (пп. 8.7, 8.8) и их продолжительность (п. 8.5);  Максимальный объем нагрузки (п. 8.6);  Особенности зачисления (п. 8.10) Экономические подходы к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1.6.1. Система организации и финансового обеспечения дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации выстраивается с учетом существующего распределения полномочий, а также направлений решений задачи повышения доступности дополнительного образования в соответствии с целевыми ориентирами указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 и от 1 июня 2012 года №761. Нормативное правовое закрепление соответствующей системы осуществляется посредством принятия, во-первых, программных документов, во-вторых, нормативных правовых актов, регламентирующих порядки финансового обеспечения программ дополнительного образования, расчеты соответствующих нормативов финансирования и нормативных затрат на оказание образовательных услуг, особенности межбюджетных взаимоотношений. 1.6.2. Разработка организационных механизмов реализации дополнительных общеобразовательных программ основывается на оценке возможностей и целесообразности реализации всех мероприятий, предусмотренных планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014 №722-р (далее – федеральная «дорожная карта»). Рекомендуется предусматривать ответственность уровня субъекта Российской Федерации за реализацию отдельных мероприятий на его территории. 1.6. 1.6.3. В силу многопрофильности действующих и вновь создаваемых образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, возможности реализации программ различной направленности, с целью снижения риска исчезновения дорогих, но важных для развития личности ребенка образовательных программ, а также с целью закрепления региональных особенностей дополнительного образования, на уровне субъекта Российской Федерации рекомендуется определять приоритетные направленности образовательных программ, поддержка которых будет осуществляться, как в рамках программ материально-технического обеспечения образовательных организаций, так и в рамках стимулирования государственного (муниципального) заказа на их реализацию. 1.6.4. Фиксация приоритетности или необходимости развития отдельных направлений дополнительного образования детей должна сопровождаться реализацией мероприятий, как на региональном, так и на уровне муниципальных районов (городских округов), направленных на поддержку реализации программ соответствующей направленности. 1.6.5. Важнейшим вопросом является регулирование на уровне субъекта Российской Федерации особенностей сетевого взаимодействия между образовательными организациями различных типов и организациями дополнительного образования, в том числе межведомственного взаимодействия. Таким образом, нормативными правовыми актами регионального уровня рекомендуется закреплять направления развития сетевого взаимодействия. В качестве возможных направлений организаций сетевой реализации образовательных программ могут быть определены, например:  формирование эффективной сети организаций дополнительного образования детей, обеспечение сетевого взаимодействия, интеграция ресурсов школ, организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, негосударственного сектора;  реализация образовательных проектов и проектов сетевого взаимодействия, способствующих популяризации и развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях области и нацеленных на создание эффективных зон полезной занятости подростков;  формирование территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов, включающих государственные образовательные учреждения дошкольного, общего (по ступеням) и дополнительного образования детей;  разработка механизма взаимодействия учреждений культуры и спорта с образовательными учреждениями в части реализации отдельных мероприятий и программ дополнительного образования детей;  обеспечение сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности при реализации образовательных программ дополнительного образования. Распространение тематических сетевых моделей организации дополнительного образования детей. 1.6.6. Одним из препятствий развития услуг в сфере дополнительного образования, в том числе обеспечения их вариативности и качества является использование несовершенных механизмов их финансового обеспечения. В указанной связи рекомендуется нормативно закреплять направления обеспечения повышения эффективности финансового обеспечения реализации программ дополнительного образования. На уровне субъекта Российской Федерации в качестве таких направлений могут быть определены:  формирование государственного (муниципального) заказа на услуги дополнительного образования детей и финансового обеспечения его реализации; введение системы нормативного подушевого финансирования и муниципального заказа;  поддержка программ развития и проектов государственных и/или муниципальных образовательных организаций дополнительного образования;  поддержка реализации дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях;  совершенствование моделей финансирования учреждений дополнительного образования детей и дополнительного образования на базе других учреждений. Раздел 2. Технологические аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2.1. Организационная модель проектирования общеобразовательных общеразвивающих программ Уровень Показатели Специфика реализации массовые программы более 25 человек групповые программы 10-25 человек микрогрупповые программы 2-9 человек 5-18 лет индивидуальные программы 1 человек ( б а з о в ы й ) Количество обучающихся Возраст обучающихся Срок обучения от 3-х месяцев до 1 года Режим занятий не более 1-2 часов в неделю Min объем 12 часов программы Особенности Однородный – неоднородный (смешанный); Для состава Постоянный – переменный; обучающихся с обучающихся С участием обучающихся с ООП, ОВЗ – без ООП участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, (одаренные, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с ОВЗ, инвалиды) Форма обучения очная – очно-заочная – заочная Особенности  традиционная форма; организации  на основе сетевого взаимодействия организаций; образовательного  с применением дистанционных технологий; процесса  посредством организации электронного обучения;  на основе реализации модульного подхода. Количество 10-15 2-9 1 О б щ е к у л ь т у р н ы й Общекультурный (ознакомительный) дополнительных обучающихся Возраст обучающихся Срок обучения Режим занятий Min объем программы Особенности состава обучающихся человек - Углубленный Форма обучения Особенности организации образовательного процесса человек от 1 года до 3 лет от 3 до 5 часов в неделю 108 ч. (при 36 учебных неделях) Однородный – неоднородный Для (смешанный); обучающихся с Постоянный; ООП С участием обучающихся с (одаренные, ООП, ОВЗ – без участия с ОВЗ, обучающихся с ООП, ОВЗ, инвалиды) детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации очная – очно-заочная – заочная  традиционная форма;  на основе сетевого взаимодействия организаций;  с применением дистанционных технологий;  посредством организации электронного обучения;  на основе реализации модульного подхода. 7-10 2-6 1 человек человек человек 12-18 лет Форма обучения Особенности организации образовательного процесса Количество обучающихся Возраст обучающихся Срок обучения Режим занятий Min объем программы Особенности состава обучающихся человек 10-18 лет - от 2 лет обучения от 4 до 8 часов в неделю 144 ч. (при 36 учебных неделях) Однородный – неоднородный Для (смешанный); обучающихся с Постоянный; ООП С участием обучающихся с (одаренные, ООП, ОВЗ – без участия с ОВЗ, обучающихся с ООП, ОВЗ, инвалиды) детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации очная – очно-заочная – заочная  традиционная форма;  на основе сетевого взаимодействия организаций;  с применением дистанционных технологий;  посредством организации электронного обучения;  на основе реализации модульного подхода. 2.2. Проектирование целеполагания и результативности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Уровень Специфика целеполагания Прогнозируемая результативность Общекультурный  формирование и развитие творческих  освоение (ознакомительный) способностей детей, удовлетворение их образовательной  Общекультурный (базовый)    Углубленный индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1]; мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту [Концепция развития дополнительного образования детей]. обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию [Концепция развития дополнительного образования детей]; обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1]; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности [Закон № 273-ФЗ; гл. 11, ст. 77, п. 3].  обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям [Концепция развития дополнительного образования детей];  повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций [Концепция развития дополнительного образования детей]. программы;  переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся.  освоение образовательной программы;  участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 50% обучающихся;  включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% обучающихся;  переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся  освоение образовательной программы;  участие в общегородских, региональных, всероссийских мероприятиях не менее 80% обучающихся;  включение в число победителей и призеров мероприятий, не менее 50% обучающихся. 2.3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.3.1. Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:  пояснительная записка;  цель и задачи программы;  содержание программы;  планируемые результаты; Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:  календарный учебный график;       условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы. 2.3.2. Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:  наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);  наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);  дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;  гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);  название программы;  адресат программы;  срок реализации программы;  ФИО, должность разработчика (-ов) программы;  Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы. 2.4. Технология проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы № 1. 1.1 Структура программы Содержание структурных компонентов программы  наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);  наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);  дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;  гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);  название программы;  адресат программы (возраст участников программы);  срок реализации программы;  ФИО, должность разработчика (-ов) программы;  Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы. (Приложение 1) Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная Этот раздел направлен на отражение общей характеристики Титульный лист записка 1.2 программы:  направленность (профиль) программы – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;  актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;  отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих;  адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психологопедагогические характеристики;  объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);  формы обучения – очная, очно-заочная или заочная форме (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4);  особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №1008, п. 7); состав группы (постоянный, переменный и др.)  режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий. Цель и задачи Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели программы следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:  личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;  метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и 1.3 Содержание программы т.п.;  образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.  Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5) (см. Приложение 2);  Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы. При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:  содержание составляется согласно УП;  формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;  необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);  материал следует излагать назывными предложениями;  содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;  в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);  в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты. 1.4 Планируемые результаты В этой части необходимо сформулировать:  требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);  компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;  личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы. Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы. Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы 2.3 Формы аттестации 2.4 Оценочные материалы 2.5 Методические материалы Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:  количество учебных недель,  количество учебных дней,  продолжительность каникул,  даты начала и окончания учебных периодов/этапов (Приложение 3). К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: - материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); - информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники; - кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора. Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному плану и учебно-тематическому плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).  Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.  Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др. В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5) Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя:  особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;  методы обучения (словесный, наглядный практический; 2.6 7 Список литературы объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);  формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;  формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка7;  педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочномодульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.  алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;  дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п. При составлении списка литературы необходимо учитывать:  основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;  наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г. Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – С. 225-226. библиографических ссылок. 2.5. Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке: 2.5.1. Внутренняя экспертиза – обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (организации) – это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы. 2.5.2. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности. По результатам данной экспертизы составляется рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности. 2.5.3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета (экспертного совета) образовательного учреждения (организации) – органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения (организации) и детского объединения дополнительного образования. 2.5.4. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета (экспертного совета). 2.5.5. Утверждение образовательной программы осуществляется приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) на основании решения педагогического совета (экспертного совета). Только после утверждения программы приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования. Приложения. Образцы оформления структурных элементов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Приложение 1 Департамент образования администрации………области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________ Утверждаю: Директор МОУ ДОД ДДТ _____________________ /ФИО/ «___» ________________ 20____г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рукодельница» Возраст обучающихся: 10 – 12 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Петрова Мария Степановна, дополнительного образования педагог г. ………………., 2015. Приложение 2 Оформление учебного плана № п/п Название раздела, темы Всего Количество часов Теория Практика Формы аттестации/ контроля Оформление содержания учебного плана Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП) Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП. Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры. Приложение 3 Оформление календарного учебного графика № п/п Месяц Число Время Форма проведения занятия занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
«Характеристика и классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot