Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
7. Групповое поведение и источники конфликтов
Руководитель1 – это должностное лицо, направляющее и координирующее деятельность подчиненных, которые в рамках установленных полномочий выполняют его требования. Межличностные отношения руководства и подчинения классифицируются как субординарные, то есть отношения между людьми, имеющими разный социальный статус, занимающими разные должности в организации, группе, коллективе.
Основные качества руководителя:2
1 дальновидность - умение сформировать облик и задачи организации;
2 умение определять приоритеты: что необходимо, а что просто важно;
3 умение мотивировать последователей;
4 владение искусством межличностных отношений: умение говорить, слушать, подсказывать, быть уверенным в своих действиях;
5 «политическое чутье» - способность понимать запросы своего окружения и лиц, которые находятся у власти;
6 стойкость - непоколебимость перед лицом оппонента;
7 обаяние - нечто пленяющее людей;
8 способность идти на риск, делегировать полномочия;
9 гибкость - способность отзываться на новые идеи и опыт;
10 решительность и твердость.
Ответственность руководителя– это свойство личности, являющееся средством самоконтроля и саморегуляции руководящей деятельности: 1) сознательность, то есть выполнение принятых обязательств перед подчиненными, партнерами и вышестоящими организациями; 2) готовность отвечать за последствия управленческих решений; 3) готовность быть ответственным перед самим собой; 4) уровень притязаний
Таблица 1 – Организаторские способности руководителя
психологическая избирательность
способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения общегрупповой задачи
практически-психологическая направленность ума
готовность применять знания и умения практической психологии в практике решения организаторских задач
психологический такт
наличие чувства меры во взаимоотношениях с членами группы (коллектива)
общественная энергичность
способность личности своей энергией воздействовать на активность организуемых людей
требовательность
способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации
критичность
способность выявить и обосновать значимые для деятельности коллектива (группы) негативные отклонения и их последствия
склонность к организаторской деятельности
потребность в данной деятельности и стеничность чувств при ее выполнении
- требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
- критичность – способность выявить и обосновать значимые для деятельности коллектива (группы) негативные отклонения и их последствия;
Таблица 2- Функции руководителя3
Функция целеполагания
ознакомление членов группы с их общей задачей, определение средств и условий достижения цели
Функция коммуникации
установление вертикальных и горизонтальных коммуникаций внутри группы и внешних вертикальных коммуникаций с вышестоящими организационными подразделениями
Административно-организационная функция
формирование органов управления группы, распределение функций, полномочий и заданий между ее членами, согласование их действий: планирование, координация совместного труда, учет, контроль
Экспертная функция
консультирование работников по проблемам профессиональной деятельности
Дисциплинарно-стимулирующая функция
оценка качества работы подчиненных, формирование системы поощрений и наказаний
Представительская функция
руководитель – лицо, представляющее результаты деятельности и интересы группы перед вышестоящими органами и внешними организациями
Воспитательно-пропагандистская функция
создание благоприятного социально-психологического климата в группе, развитие способностей и инициативы ее членов, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение
Власть руководителя - возможность влиять на работников с целью подчинения их своей воле. Объем власти руководителя ограничен должностными обязанностями, делегированием полномочий, правовыми нормами, временным фактором, пределами признания его власти членами группы и др.
Формы власти руководителя:
- власть, основанная на принуждении;
- власть, основанная на вознаграждении;
- законная (традиционная) власть;
- власть примера или эталонная (харизматическая) власть;
- власть экспертная (компетентная.
Внутренний баланс власти: она не должна вызывать у подчиненных чувства обездоленности и непокорности.
Принципы «власти-подчинения»:
1 В основе руководства - не только власть, но и авторитет личности руководителя.
2 Руководство должно принимать моральные принципы сотрудничества: недопустимо принуждать подчиненного к противоречащим его совести действиям либо наказать материально за его моральные принципы.
3 Руководитель должен признавать признает достоинство и свободу подчиненных. Данное признание обязательно, иначе управление будет лишь функционализацией труда.
4 Право распоряжаться членами группы не дает право руководителю распоряжаться ими так, как ему захочется. Руководство осуществляется только в процессе коммуникаций.
Таблица 3 - Типы руководителей в зависимости от коммуникационных связей с подчиненными
Тип «А»
в большей степени ориентирован на общение с подчиненными: побуждает к высказыванию мнений, внимателен к деловым предложениям и личным просьбам, учитывает настроение. Полученную информацию использует в работе
Тип «Б»
ориентирован на общение с подчиненными, как и тип «А», но или не стремиться учитывать получаемую «восходящую» информацию в работе или не умеет эффективно ее использовать
Тип «В»
ориентирован на общение с подчиненными лишь в рамках своего понимания целесообразности данного общения
Тип «Г»
не ориентирован на общение с подчиненными: не побуждает их к высказыванию мнений, невнимателен к деловым предложениям и личным просьбам, не учитывает настроение. Информация поступает к нему лишь по инициативе подчиненных
Список используемой литературы:
1.Бородулина, Г.В. Основы психологии педагогики. – Минск, 2014.
2.Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов-на- Дону, 2000.
3.http://studopedia.net