Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УПРАВЛЕНИЕ,
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Понятие управления
В широком смысле слова управление означает руководство чем-либо или кем-либо.
Управление как родовое понятие есть упорядочение взаимодействия определенного
множества составных частей или элементов механических систем, природы, общества
и самого человека. Определение управления позволяет выявить следующие его виды:
управление в технических системах; управление в биологических системах;
управление в социальных системах.
Существуют и другие классификации видов управления. Так, Ю. А. Тихомиров
выделяет:
1)управление в кибернетическом смысле — взаимодействие субъектов и объектов
путем механизма прямых и обратных связей;
2)управление обществом (социальное управление) — воздействие на все, многие или
отдельные сферы общественной жизни, управление общественными процессами;
3)управление государством, государственными делами — целенаправленное
организованное воздействие государства и его институтов на сферы государственной
жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики
Характерные черты управления
1)
2)
3)
4)
5)
6)
представляет собой функцию организованных систем различной природы (биологических,
технических, социальных), обеспечивающую их целостность, сохранение их определенной структуры,
поддержание должного режима их деятельности и достижение стоящих перед ними задач;
служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов, представляющего
единое целое с общими для всех элементов задачами;
является внутренним качеством целостной системы, основными элементами которой являются субъект
управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент) и субординационные
отношения (отношения управления) между ними. Между субъектом и объектом управления
существуют как прямая (подача команд, распоряжений), так и обратная (информирование о
выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связь. Субъект управления наделяется
соответствующими полномочиями по осуществлению управления, властью, т.е. обладает способностью
подчинять своей воле поведение управляемых;
обусловливает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует
множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что
предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного
характера;
сводится к управляющему воздействию субъекта управления на объект управления, содержанием
которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в соответствии с
закономерностями ее существования и развития. Таким образом, управление есть целенаправленное
упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом управления и
осуществляемое непосредственно субъектом управления;
реально тогда, когда налицо подчинение управляемого элемента системы ее управляющему элементу.
Понятие социального
управления и его функции
Социальное управление представляет собой организующую деятельность людей, которая
осуществляется для достижения определенных задач и целей на конкретном этапе развития
общества, государства и человека в целом.
Социальное управление — цикл последовательно сменяющихся и взаимосвязанных
управленческих функций (направлений деятельности).
Общими функциями управления являются:
— сбор и обработка (анализ) социальной информации;
— прогнозирование, т.е. научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или
процессов на основе объективных данных и достижений науки;
— планирование (определение) направлений, целей управленческой деятельности и способов,
средств их достижения;
— организация (формирование) системы управления, упорядочение управленческих отношений
между субъектом и объектом управления, определение их прав и обязанностей, структуры
органов управления, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;
— координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения целей управления;
— контроль за выполнением принятых управленческих решений, установление соответствия
(или несоответствия) фактического состояния объекта управления заданному и другие функции.
Виды социального управления
В зависимости от объекта управления социальное управление можно разделить на следующие
виды:
а) управление обществом. Направлено на обеспечение его стабильного функционирования и
развития;
б) управление государством. Осуществляется с целью реализации задач и функций государства;
в) местное самоуправление. Обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов
местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
г) управление различными организациями (предприятиями, учреждениями, общественными
объединениями и т.д.). Его цель — координация усилий структурных подразделений организации
на выполнение возложенных на нее задач; д) управление на индивидуальном уровне.
Осуществляется для создания наилучших условий для выполнения своих должностных
обязанностей работниками.
В зависимости от организационно-правовых форм социальное управление можно разделить
на два вида: государственное управление (управление делами государства) и негосударственное
управление (управление делами частных организаций, общественных объединений и т.п.).
Государственное управление:
сущность, функции и стадии
Государственное управление в широком смысле слова (управление делами государства) осуществляют все
органы государственной власти. Это управление реализуется в следующих видах деятельности:
законодательной, исполнительной и правосудия. Хотя все эти виды деятельности направлены на
осуществление единых задач и функций государства, каждая из них обладает определенными особенностями,
обусловленными разделением труда между органами государства.
Государственное управление в узком смысле слова — исполнительная и распорядительная деятельность
органов исполнительной власти, осуществляемая на основании и во исполнение законов, для выполнения
возложенных на них задач и функций. Оно характеризуется тем, что: носит исполнительнораспорядительный характер; является государственно-властной деятельностью; осуществляется специально
уполномоченными на то субъектами управления; осуществляется на основе и во исполнение федеральных
законов, законов субъектов РФ, т.е. носит подзаконный характер.
В процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в межотраслевой
(финансы, налоги, статистика и др.), социально-политической (оборона, внутренние дела, государственная
безопасность, иностранные дела и др.), социальнокультурной (наука, образование, здравоохранение и др.) и
экономической (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.) сферах.
Управленческая деятельность осуществляется в определенной последовательности и состоит из ряда
стадий:
1)определение целей и задач, которые надо решить;
2)выработка и принятие решений, необходимых для их выполнения;
3)организация исполнения принятых решений;
4)контроль за их исполнением.
Субъекты и объекты
государственного управления
Субъекты государственного управления — государственная
администрация, под которой следует понимать:
а) органы исполнительной власти, другие государственные
органы, осуществляющие управление;
б) руководящий персонал государственных учреждений,
предприятий, строевых подразделений.
Субъекты
государственного
управления
наделены
государственно-властными полномочиями.
Объекты государственного управления — организации
(предприятия, учреждения), граждане, которые не имеют
государственно-властных полномочий.
Цели государственного управления
— обеспечение целенаправленного управленческого воздействия органов
исполнительной власти на те или иные объекты и процессы в экономической,
социально-культурной и административно-политической сферах с целью приведения
их в упорядочение, реализации государственной политики;
— определение оптимальной системы и структуры федеральных и иных органов
исполнительной власти, установление сферы их деятельности, задач, функций,
полномочий, внутренней организации, с целью повышения их эффективности,
устранения дублирующих, излишних, коррупционных элементов компетенции;
— установление оптимального порядка управления государством и обществом с
использованием административно-правовых институтов, например, государственной
службы, административной ответственности;
— создание необходимых условий для реализации прав, свобод и законных интересов
личности в сфере государственного управления, ее правомерного поведения. Ведь
получение многих лицензий, социальных льгот, компенсаций, государственных
пенсий и т.д. зависит от органов исполнительной власти. Поэтому необходимо
обеспечить защиту граждан и общества от административного произвола,
злоупотреблений,
некомпетентности
государственной
администрации.
С
конституционными предписаниями согласуется мнение большинства ученых.
Принципы государственного
управления
1.
2.
3.
4.
5.
Федерализм — этот принцип обозначает единство системы органов исполнительной власти
и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов РФ (ст. 71 и 72 Конституции РФ).
Законность как принцип организации и деятельности органов исполнительной власти
означает, что служащие этих органов при выполнении своих должностных обязанностей
обязаны строго соблюдать законы и подзаконные акты.
Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Является не только
принципом деятельности органов исполнительной власти, но и одним из основных
принципов правового государства. В ст. 18 Конституции РФ определено, что именно права и
свободы человека и гражданина должны определять деятельность государственных
органов, в том числе и органов исполнительной власти.
Гласность, открытость органов исполнительной власти и обеспечение доступа граждан к
информации об их деятельности. Этот принцип основывается на положениях ст. 15
Конституции РФ и Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8ФЗ «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления».
Гуманизм — этот принцип означает гуманное обращение со всеми гражданами,
вовлеченными в сферу деятельности органов исполнительной власти. Этот принцип
распространяется и на подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных и др.
Исполнительная власть: понятие, место
в механизме разделения властей
Принцип разделения властей способствует взаимному контролю, «сдержкам и
противовесам» между самостоятельными ветвями властями.
Законодательная власть издает законы, на основании которых действуют
исполнительная власть, осуществляет бюджетный контроль, парламентский контроль
за исполнительной властью, назначает или поддерживает кандидатуры должностных
лиц исполнительной власти, заслушивает ежегодный доклад о деятельности
исполнительной власти.
Исполнительная власть вносит в парламент проекты законов, которые он обязан
рассмотреть, участвуя, таким образом, в осуществлении законодательной власти.
Судебная власть может признать акты органов исполнительной власти или их
отдельные предписания не соответствующими Конституции РФ, законам и лишить
их юридической силы.
Судебная власть осуществляет правосудие, рассматривает жалобы граждан и
организаций на действия, решения исполнительной власти и т.д.
Исполнительная власть
представляет:
— самостоятельную ветвь государственной власти, тесно взаимодействующую с ее
законодательной и судебной ветвями; — право и возможность подчинять других своей воле.
Исполнительная власть реализуется по отношению к коллективным и индивидуальным субъектам
и является выражением деятельности органов исполнительной власти. Исполнительная власть
представлена в государственно-властном механизме субъектами исполнительной власти. Она
является исполнительно-распорядительной властью. В целях реализации законов, указов
Президента РФ она принимает большое число подзаконных нормативных актов — правовых
актов управления (о регистрации прав, юридических лиц, выделении ресурсов, призыве на
военную службу, привлечении к административной ответственности и др.). Численный состав
аппарата исполнительной власти составляет около 2 млн государственных служащих. По своей
численности она превосходит общее число работников всех иных ветвей власти. Это объясняется
необходимостью осуществления разнообразных государственных функций, возложенных на
органы исполнительной власти. Эта власть подзаконная, т.е. действует на основании и во
исполнение законов. Исполнительная власть подконтрольная. В отношении нее осуществляется
парламентский, судебный контроль, прокурорский надзор. Ее вправе контролировать другие
органы, не относящиеся ни к одной из трех ветвей власти. Деятельность субъектов
исполнительной власти осуществляется установленными методами и в определенных формах.
Правовыми формами деятельности является правотворчество и правоприменение, а методами —
убеждение и принуждение.