Справочник от Автор24
Право и юриспруденция

Конспект лекции
«Государственное регулирование отношений недропользования»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по праву и юриспруденции / Государственное регулирование отношений недропользования

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Государственное регулирование отношений недропользования», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Государственное регулирование отношений недропользования». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Государственное регулирование отношений недропользования», текстовый формат

Лекция 2 Государственное регулирование, система органов Часть 1 : Государственно регулирование отношений недропользования В Законе РФ «О недрах», принятом в 1992 г. в период перехода к рыночным экономическим отношениям, государственному регулированию отношений недропользования посвящен раздел IV, состоящий из 5 статей, в которых рассматриваются: • задачи государственного регулирования отношений недропользования; • структура и функции органов государственного управления отношениями недропользования; • государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; • государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недр. Целью государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации, а осуществляется оно путем управления (что подтверждает справедливость вышеприведенной формулы), лицензирования, учета и контроля. Очевидно, что проведение учета и контроля относится к государственно-управленческой деятельности, а лицензирование, предполагающее большую свободу недропользователя и реализации полученного права пользования недрами, тяготеет к государственному регулированию. Государственное регулирование — форма государственной деятельности, выражающаяся в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений.  Роль государства в процессах управления и регулирования общественных отношений достаточно точно отражается формулой: «Управляя, государство регулирует, а регулируя — управляет». Весьма показательно сопоставление двух основных законодательных актов в области недропользования. В Законе РФ «О недрах», принятом в 1992 г. в период перехода к рыночным экономическим отношениям, государственному регулированию отношений недропользования посвящен раздел IV, состоящий из 5 статей, в которых рассматриваются: • задачи государственного регулирования отношений недропользования; • структура и функции органов государственного управления отношениями недропользования; • государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; • государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недр. Выделяются следующие способы государственного регулирования отношений недропользования: • управление; • лицензирование; • учет; • контроль; • надзор Часть 2 : Система органов государственной власти в сфере недропользования. Органы государственной власти и государственного управления, регулирующие отношения недропользования, имеют общую и специальную компетенцию. В систему органов государственной власти и государственного управления общей компетенции входят: Президент РФ, Федеральное собрание. Правительство РФ, органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), органы государственной власти автономных областей и автономных округов, органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях и на других территориях (с учетом исторических и иных местных традиций). Систему органов государственного управления отношениями недропользования специальной компетенции в соответствии со статьей 36 Закона РФ «О недрах» образуют: Федеральный орган управления Государственным фондом недр (в настоящее время Министерство природных ресурсов РФ); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор). Компетенция по регулированию отношений недропользования разграничивается следующим образом: 1. Компетенция федеральных органов государственной власти и государственного управления общей и специальной компетенции в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ. 2. Совместная компетенция органов государственной власти и государственного управления РФ и ее субъектов (общей и специальной компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования по территории РФ и территории субъектов РФ. 3. Компетенция органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования в пределах территории соответствующего субъекта РФ. 4. Компетенция органов местного самоуправления районов и городов в сфере регулирования отношений недропользования. В компетенцию федеральных органов государственной власти и государственного управления РФ (общей и специальной компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят: разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах; определение и реализация федеральной политики недропользования; распоряжение недрами континентального шельфа РФ; установление общего порядка пользования недрами; Государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; составление Государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды; координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами; защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ; разрешение споров между субъектами РФ по вопросам пользования недрами; заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр; государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения; 36 заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр. В соответствии с Конституцией РФ (статья 76.1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Совместная компетенция органов государственной власти и государственного управления РФ и ее субъектов (общая и специальная) в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ и территориях субъектов РФ включает: распоряжение Государственным фондом недр, кроме участков, находящихся в исключительном ведении РФ; определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров об условиях раздела продукции. В соответствии с Конституцией РФ (статья 76, часть 2) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В компетенцию органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования в пределах территории соответствующих субъектов РФ, в частности, входят: принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах; участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ; разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; распоряжение совместно с органами государственной власти РФ единым Государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с органами государственной власти участков недр федерального, регионального и местного значения; определение форм и размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах; установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения; лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения; защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами — заключение договоров об условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения; определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых; государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием недр и их охраной в соответствии с установленным порядком; регулирование других вопросов в области недропользования, за исключением отнесенных к ведению органов государственной власти РФ. В соответствии с Конституцией РФ (статья 76, статьи 4, 6) вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ, Республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 38 76, части 1 и 2 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. В компетенцию органов местного самоуправления районов и городов в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят: участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социальноэкономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; все виды разрешительной, запретительной и контрольной деятельности, связанной с разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительством подземных сооружений местного значения; введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью населения, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде Список литературы 1. Горное право: Учебник / И. В. Изюмов, В. И. Карасев, М. И. Клеандров, И. Р. Салиев (и др.); отв. ред. И. А. Ларочкина, Р. Н. Салиева. – М.: ООО «ПравоТЭК», 2010. – 504 с 2. Лисица В.Н. Экологическое право. Учебно-практическое пособие. – Новосибирск: НГУ, 2017. – 242 с. 3. Олейникова А.Я. Горное право России. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – 128 с.  4. Перчик А.И. Горное право. Учебник. Изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Издательский Дом "Филология три", 2002. – 525с.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Экономика

Принципы государственного регулирования природопользования

Лекция 3 УПТК ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Механизмы государственного регулирования природопользования Природные ресурсы...

Право и юриспруденция

Понятие, предмет, метод и источники горного права

ГОРНОЕ ПРАВО КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Содержание: Лекция 1.Понятие, предмет, метод и источники горного права, основные термины. ..................................

Геология

Горное право

Лекция №1 Часть 1: Предмет горного права, метод горного права, основные источники горного права Горное право – это одна из отраслей права. Под предмет...

Геология

Правовые аспекты комплексного освоения недр

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ НЕДР» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГРУППЫ ГИ-17(з) ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО ОСВ...

Право и юриспруденция

Экологическое право

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образ...

Право и юриспруденция

Экологическое право

Оглавление Лекция 1. Проблемы, тенденции. 2 Лекция 2. Предмет, метод, система. 5 Лекция 3. Источники ЭП. 9 Лекция 4. Управление в области охраны ОС. 1...

Право и юриспруденция

Экологические правоотношения. Структура и объект экологических правоотношений

конспект лекций по экологическому праву Лекция 08.09.2020 Экологические правоотношения. Экологические правоотношения – это общественные отношения, по ...

Право и юриспруденция

Основы теории государства и права

Курс лекций Тема 1 Основы теории государства и права Государство - сложное явление и охватить одним понятиям все его аспекты невозможно, поэтому дать ...

Право и юриспруденция

Экологическое право

Электронный конспект лекций по экологическому праву Лекция 08.09.2020 Экологические правоотношения. Экологические правоотношения – это общественные от...

Право и юриспруденция

Основы экологического права

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Конспект лекций по дисциплине для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Мурманск 2017 1. Со...

Смотреть все