Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
«Государственная политика РФ в сфере образования и основные положения ФГОС ООО и СОО»
1. Приоритеты государственной политики в сфере образования
Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р);
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задачи доступности образования на основных уровнях (основное и среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование) в России в значительной степени сегодня решены. Исключением пока остается дошкольное образование.
Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики. Речь идет не только об усредненных индивидуальных образовательных результатах, но о качественных характеристиках всего поколения, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. В контексте этого приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о "качественном" образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны.
Традиционные институты образования - детские сады, школы, колледжи, университеты, оставаясь центральными элементами образовательной системы, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования. Поэтому современная программа развития образования должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека. Поэтому вторым системным приоритетом государственной программы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.
Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи строительства в России открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал российских семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался.
Россия - федеративное государство, в котором миссия образования включает и консолидацию российской гражданской нации, и укрепление единства страны. Поэтому четвертым системным приоритетом является укрепление единства образовательного пространства России, что предполагает: выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов во всех федеральных округах Российской Федерации, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием на все регионы России.
Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах Государственной программы.
Основные мероприятия подпрограмм отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования по реализации указанных приоритетов и эффективно дополняют основные положения федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу.
2. Основные документы регламентирующими деятельность образовательной организации
Основными документами регламентирующими деятельность образовательной организации являются - Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт педагогического работника. Они дают нам совершенно новые возможности в реализации доступного качественного образования на территории всех субъектов РФ.
Создание образовательного пространства во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.
Нормативно-правовой акт – это закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений.
В Российской Федерации и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права. Актуальная проблема «незнания» документов и неумения их применять, выявляется при собеседовании с педагогами и руководителями образовательных учреждений, которые зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми, как то: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д.
Следует отметить, что существует немало нормативных актов, регулирующих процесс воспитания и обучения. Рассмотрим лишь некоторые из них. И первым из них является Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ»).
2.1. ФЗ «Об образовании в РФ» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. 29 декабря 2012 г. был принят новый Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этот Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Рассмотрим некоторые основные положения Закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Новшеств в законе немало. Прежде всего, меняется сама система образования. Впервые за всю российскую историю детский сад отнесен к уровню общего образования. То есть в современную систему образования авторы закона встроили дошкольное образование. В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. Заканчивается же образование вузом. В итоге получается такая цепочка: дошкольное образование — общее — среднее профессиональное — высшее. В соответствии с новым Законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням: Общее образование: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; Профессиональное образование: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
2.2. Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Статья 11 пункт 3: «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ».
Новый закон четко определяет социальные гарантии педагогам и говорит о том, что затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на оплату труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны получать не меньше средней зарплаты по экономике региона).
2.3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель)».
Данный профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Структура данного документа: общие сведения; описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт; характеристика обобщенных трудовых функций.
Должностные инструкции предназначены как для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, так и для определения функциональных обязанностей конкретного работника, содержат конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. Характеристики, представленные в данном документе, являются примерными и применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций в каждой отдельной образовательной организации.
Любая должностная инструкция каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих. В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей. Определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников и расширение круга их обязанностей.
2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года)
Данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: - условиям размещения образовательных организаций, - оборудованию и содержанию территории, - помещениям, их оборудованию и содержанию, - естественному и искусственному освещению помещений, - отоплению и вентиляции, - водоснабжению и канализации и т.д.
Все эти и другие положения новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, касающиеся организации непосредственно образовательной деятельности, должны учитываться при составлении расписания уроков и внеурочных занятий в образовательной организации.
3. Основные нормативные документы «учрежденческого» уровня, регламентирующие содержание образовательной деятельности в современных условиях.
Устав образовательной организации
Устав — это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. С Уставом должны быть ознакомлены все работники образовательного учреждения и родители (законные представители) учеников. По требованиям современного законодательства Устав размещается на официальном сайте учреждения и с ним можно ознакомиться в свободном доступе.
Основная образовательная программа (далее ООП).
Основная образовательная программа основного и среднего общего образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении.
Основные образовательные программы основного и среднего общего образования разрабатываются в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании», на основе ФГОС ООО и СОО, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, обеспечивают достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО и СОО, определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне основного или среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Основные образовательные программы содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной программы среднего общего образования.
Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основных образовательных программах предусматриваются учебные предметы и курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность. Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам основного и среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной программы основного и среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение) основных образовательных программ основного и среднего общего образования.
Примерные основные образовательные программы основного и среднего общего образования определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Программы включают программы учебных предметов и надпредметные документы.
На основе примерной основной образовательной программы соответствующей ступени образования образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу соответствующей ступени образования.
Основная образовательная программа является одним из основных нормативных документов образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования и т.д.
4. Планирование в деятельности учителя-предметника
Тематическое планирование учебного материала.
В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку - предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.
В настоящее время практически по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и рекомендации по тематическому планированию. Тем не менее и опытные учителя, а тем более молодые, начинающие подготовку к новому учебному году, должны прежде всего изучить учебную программу. Главное, на что должен обратить внимание учитель, - это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.
Следующий этап подготовки к тематическому планированию - изучение методической литературы, базового учебника и учебных пособий. Особенно тщательно должен быть проработан учебник, даже если учитель чувствует себя в учебном материале как рыба в воде. Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики, он для них является важным источником информации и может быть использован при организации самостоятельной работы.
Проектировочную деятельность педагога-мастера, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), на этапе предварительной подготовки к уроку, завершающуюся составлением тематического плана, можно представить, как конкретную технологию.
Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов из смежных дисциплин, он совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.
Психолого-педагогический и методический анализ темы курса до ее изучения с учащимися и соотнесение материала этой темы с курсом в целом предполагают осуществление учителем таких действий, как выделение узловых понятий и закономерностей в новом материале и предусмотрение возможных затруднений учащихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и выделение характерных трудностей для учащихся; выбор методов проведения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах.
Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по новому материалу и связанным с ним разделам; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме; выбор необходимого фронтального и демонстрационного эксперимента по теме.
Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями.
В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку учителя, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:
• выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;
• четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материала на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение в нем теоретического материала от более легкого и простого к более сложному и трудному; определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии; расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся;
• планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала; определение характера деятельности различных групп учащихся и времени опроса; установление возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности (устный ответ, решение задач, лабораторная работа, домашнее задание, наблюдение за ходом эксперимента и пр.); увеличение степени самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому;
• планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока; выявление логических переходов от одного этапа урока к другому; определение характера руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; отбор возможных вариантов изменения в ходе урока (если домашняя работа оказалась трудна для большинства учащихся, если на отдельные виды работы придется затратить больше времени, чем предполагалось).
Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций.
На первой стадии, при определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности.
Цели урока должны обозначаться предельно конкретно, в соответствии с темой и в зависимости от типа урока, имея в виду при этом воспитательную цель, пронизывающую систему уроков. Все это необходимо для обеспечения целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. После определения общих целей урока эти цели подразделяются на частные, т.е. на цели отдельных учебных ситуаций.
На второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.
На третьей стадии доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Так, в частности, важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учащихся и предупреждение его отвлечения; создание психологического настроя учащихся и передачу им своего положительного отношения к материалу; возбуждение активной самостоятельной мысли; разъяснение учащимся трудного и непонятного; логически правильное, краткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных и наглядных пособий и т.п.
На этом же этапе учитель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и на мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности школьника. Это поможет ему избежать действия факторов, вызывающих негативное отношение к учению (монотонность, стереотипность, шаблонность и т.п.); предусмотреть возможность использования специальных приемов работы в условиях недостатка времени на уроке (цейтнота), средств эмоционального воздействия, не изменяющих стиля общения и характера требований; применения средств, усиливающих воспитательный потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения.
Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий, или поурочный, план. Его форма и объем жестко не регламентируются, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект или даже конспект с подробным указанием каждого педагогического действия учителя и учащихся. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока.
В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны:
• дата проведения, номер по тематическому плану, класс;
• тема, цели и задачи урока;
• структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
• содержание учебного материала;
• методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;
• учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; место их использования на уроке;
• образцы решения задач (в планах уроков математики, физики, химии и др.).