Горбачев. «Перестройка» в общественно-политической жизни
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3: Горбачев
«Перестройка» в общественно-политической жизни
В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления». Суть концепции сводилась к следующему.
отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом «больше социализма». Начались значительные изменения в руководстве КПСС. Развернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями, сменялись дискредитировавшие себя партийные руководители на местах.
Следующий этап, 1987–1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии», в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием. В июне–июле 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути преобразований. Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней.
Экономическое развитие - Ускорение (1985-1986) В апреле 1985 на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Добиться ускорения предполагалось путем широкого внедрения результатов научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора».
Горбачев призвал укреплять трудовую дисциплину на предприятиях, максимально загружать производственные мощности, широко использовать рационализаторское предложения, повышать качество продукции, развивать соцсоревнование.
В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить всеобщую трезвость и повысить производительность труда. К трезвости кампания не привела, зато появились огромные очереди за спиртными напитками. Резко выросли объемы незаконного производства и продажи самогона; возникли проблемы с сахаром, который является важным компонентом самогоноварения. Усилилась социальная напряженность в обществе.
Для контроля за качеством продукции был введен новый контролирующий орган – госприемка. Это привело к увеличению чиновничьего аппарата и материальных затрат. При этом качество выпускаемой продукции не улучшилось.
Научно-технический прогресс тоже не пришел в советскую экономику: для этого одного призыва к сознательности оказалось недостаточно. У предприятий не было материальных и экономических стимулов к тому, чтобы обновлять и совершенствовать производство.
Вскоре руководству страны стало ясно, что политика ускорения, во многом опирающаяся на красивые призывы, не имеет реальных перспектив и для полноценного роста экономики нужны другие, более кардинальные меры.
Реформа 1987 г. В 1987 году «концепцию ускорения» сменила «концепция перестройки». По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ. Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата.
В ходе реализации программы в стране произошли серьезные изменения. В СССР началось формирование частного сектора. Причем этот процесс постепенно обрел колоссальные масштабы. Стали появляться кооперативы, все больше людей переходило на индивидуальную трудовую деятельность. И уже к 1991 году число частных предпринимателей превысило 8 миллионов человек.
Переход к рынку (1990-1991). В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п. Осуществление большинства разработанных мер откладывалось до 1991 года, а перевод предприятий в аренду было решено растянуть до 1995 года. Кроме того, Горбачев, боясь социального взрыва и возмущения консерваторов, отказался от реформы кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Поэтому ожидаемых результатов реформы вновь не принесли.
Половинчатыми были реформы и в сельском хозяйстве. С одной стороны, крестьяне получили право брать землю в аренду на 50 лет и самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Но с другой стороны, право выделять крестьянам землю, определять площадь участка, поголовье скота было передано колхозам, которые были антагонистами свободного труда на селе. Не удивительно, что к 1991 году на условиях аренды в стране обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель.
Таким образом, половинчатые меры давали обратный результат. Ситуация в стране обострялась. С прилавков стало исчезать многое из того, что в прежние времена немыслимо было назвать дефицитом. На полках продовольственных магазинов зачастую оставались только рыбные консервы.
В 1989 году состоялись первые забастовки рабочих. Вскоре выступления масс стали обычным, повседневным явлением.
Программа «500 дней» (1990)
В 1990 году руководство РСФСР предприняло собственные шаги по реформированию экономики. Группа ведущих экономистов страны во главе с Явлинским и Шаталиным разработала программу «500 дней». Она предусматривала за 500 дней провести основные экономические реформы, которые должны были кардинально изменить к лучшему положение в экономике. Программа предполагала приватизацию государственных предприятий и ограничение экономической власти центральных властей СССР. Однако Горбачев под давлением консерваторов отказался от поддержки этой программы. Ее так и не удалось реализовать.
Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен. После неудачной попытки ГКЧП вернуть прежние порядки СССР развалился с удивительной легкостью. Правопреемником СССР стала Россия, которая решительно повернулась к рынку. Ей и пришлось в 90-е годы вытаскивать экономику страны из пропасти.
Внешняя политика - Отношения СССР с Западом
Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.
В 1987 году между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.
В 1990 году подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.
В 1991 году подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.
Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку.
СССР и региональные конфликты
В 1989 году СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.
В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем.
СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.
Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 году впервые поддержал действия Запада.
В 1991 году было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.
Отношения с соцстранами. Распад соцлагеря.
В 1989 году СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы. Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.
В 1989-1990 годах здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.
Югославия распалась на несколько государств. Хорватия и Словения, входившие в состав Югославии, объявили себя независимыми республиками. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория.
В 1990 году две Германии объединились: ГДР вошла в состав ФРГ. При этом объединенная Германия сохранила членство в НАТО. СССР особых возражений против этого не высказал.
Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.
Весной 1991 года прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.
Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. Причина была не только в новом политическом мышлении. К концу 80-х годов экономика СССР переживала катастрофический кризис. Страна катилась в экономическую пропасть и была слишком слаба, чтобы осуществлять сильную и достаточно независимую внешнеполитическую деятельность. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.
Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.