Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Субъективный идеализм является не последовательным. Т.к. при последовательном развороте высказывания «Esse est percipi» придем к тому, что существовать может не только Я, но и другие люди. Избежать это можно только обратившись к объективному идеализму.
Интересным фактом является то, что Беркли, имея субъективно-идеалистические взгляды, являлся епископом, при том, что религия – это объективный идеализм.
Беркли считал, что все наши ощущения координируются Богом. Поэтому наши ощущения - это божественные метки и у всех являются одинаковыми.
Объективный идеализм так же может пересекаться с субъективным идеализмом в том, что нет четкого понятия о том, что такое «сознание». Т.е. абсолютное сознание трактуется через личное сознание. В этом вопросе объективный идеализм и обращается к субъективному идеализму.
Основное отличие объективного идеализма от субъективного в том, что субъективный идеализм отрицает материю, а объективный нет (материя существует, но была порождена идеальной силой).
Соприкосновение объективного идеализма и материализма происходит в том, что материя существует, но не является первичной; относительно нашего сознания, она объективна (от нас не зависит). Т.е. как объективный идеализм, так и материализм полагают, что материя существует независимо от нашего сознания.
Субъективный же идеализм, в отличие от объективного идеализма, является полной противоположностью материализму. Это вызвано тем, что субъективные идеалисты полностью отрицают существование материи.
Теоретически материализм не образует дихотомию, потому что наше сознание есть свойство материи и как следствие весь мир, в том числе и мое Я образуют единое целое. Данный вывод называется материалистическим монизмом, исходящим из одного начала – материи.
Монизм – это учение, которое кладет в основание мира одно начало.
Объективный и субъективный идеализм тоже могу выступать в качестве монизма, но в отличие от материализма, могу выступать и в качестве дуализма и плюрализма.
С точки зрения истории материализм подразделяется на:
• метафизический
• механический
• диалектический
• вульгарный
Явление вульгарного материализма возникло в 19 в. Позиция вульгарного материализма по отношению в целом к материализму напоминает позицию субъективного идеализма к идеализму в целом, т.е. является крайностью учения.
«Вульгарность» в материализме понимается, как опошление упрощения. Упрощение в вульгарном материализме заключается в том, что снимается (отрицается) сама проблема отношения мышления к бытию. Т.е. понимается, что данной проблемы нет, потому что нет той сущности, которая могла бы противостоять материи, даже гносеологической. В отношении человека вульгарный материализм полагает, что наша специфическая способность мышления ничего специфического не имеет; мышление – это такое же физиологическое отправление организма, как и другие. Т.е. сознание, в вульгарном материализме не является идеальным началом, оно материально.
Представителями вульгарного материализма являются Л. Бюхер, К. Фогт, Я. Молешотт.
Л. Бюхер: «Мысль выделяется мозгом так же, как желчь выделяется печенью». Это высказывание отражает позицию вульгарных материалистов о том, что нет разницы между идеальным и материальным, идеального просто нет.
Сегодня вульгарный материализм можно наблюдать в экстрасенсорике, где полагают, что мысль – это тонкая материя
Следующее направление основного вопроса философии:
2. Гносеологический ракурс. Отвечает на вопрос: познаваем ли наш мир?
Мир либо познаваем, либо не познаваем.
• Если полагается, что мир познаваем, то это явление носит понятие гносеологический оптимизм. Любая наука придерживается гносеологического оптимизма, иначе она не была бы наукой. Т.е. научная сфера человеческой культуры – это сфера гносеологического оптимизма (познание себя, окружающего мира, общества). Позиция позитивного гносеологического оптимизма будет актуальна всегда, пока мы верим в то, что возникающие трудности в познании преодолимы и не принципиальны. Представителем гносеологического оптимизма являлся Гегель, который считал, что познание сводится к поиску истины.
• Агностицизм возникает тогда, когда появляется убеждение, что не все в мире познаваемо. Агностицизм отрицает возможность полного или частичного познания мира. Представителем агностицизма является Томас Гегсли, который являлся естествоиспытателем, он называл себя агностиком для того, чтобы не отвечать на вопрос: «Где в природе Бог». В рамках философии, агностицизм – это полагание, что мир до конца не познаваем. В процессе познания появляются барьеры и преодолеть определенные барьеры невозможно.
Некоторые ученые полагают, что агностиком являлся И.Кант. Он утверждал существование двух различных сфер:
1) Вещь в себе – мир (не познаваемо)
2) Вещь для нас - явление (познаваемо)
Т.е. по Канту, естествознание должно быть направлено для познания вещей для нас, а о вещах в себе мы ничего сказать не можем, т.к. они существуют сами по себе.
Дуализм – это учение, которое кладет в основание мира два начала. Представителем дуализма является Рене Декарт. Декарт утверждает, что существует два начала: материальное и идеальное.
1) «res extensa» вещь протяженная (материальное начало). Основной признак материи – нахождение в пространстве.
2) «res cogitans» вещь познающая (идеальное начало). Мышление не обладает протяженностью в пространстве, оно обладает свойством мыслить.
Дуализм не является последовательным. Декарт полагал, что эти два мира должны в чем-то пересекаться, иначе они будут обособленными и считал, что они соединяются в гипофизе человека. Это является переходом от дуализма к монизму, что показывает не последовательность учения.