География туризма с целью отдыха и развлечений
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА С ЦЕЛЬЮ ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Вопросы
Развлекательный туризм и его разновидности.
Событийный и хобби-туризм.
Особенности географии и мировые центры событийного и хоб-би-туризма.
Основные термины и понятия
Путешествие – перемещение людей в пространстве независимо от цели перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.
туристическое путешествие – организованное путешествие (поез-
дка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их мес-та жительства (места пребывания) с целью отдыха, познавательными
другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) принося-щей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте);
туризм – туристическое путешествие, а также деятельность юри-дических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных пред-принимателей по его организации;
турист – физическое лицо, совершающее туристическое путе-шествие на период более 24 часов или осуществляющее не менее од-ной начевки в стране (месте) временного пребывания;
туристическая деятельность – туроператорская и турагентская деятельность;
тур – сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, влючающий не менее двух из следующих трех видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурси-онные и другие услуги), не являющиеся сопотствующими услугами по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристичес-кое путешествие;
турагентская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (тура-гентов) по продвижению, реализации туров, сформированных ту-роператораторами – резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия;
туроператорская деятельность – предпринимательская деятель-ность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продви-жению, реализации туров, в том числе сформированными другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а так-же по оказанию отдельнх услуг, связанных с организацией туристи-ческого путешествия.
Виды туризма, классификация. Существуют различные подходы классификации туризма. В основу систематизации и классификации могут быть положены самые различные признаки, например функ-циональный (оздоровительный, познавательный, спортивный); по основному занятию (поход, катание на лыжах, транспортное путе-шествие, экскурсия); по способу передвижения (пешеходный, лыж-ный, водный, с использованием вьючных и верховых животных, железнодорожный, автобусный); по сезонности (летний, зимний, межсезонный); по составу туристов (молодежный, школьный, семей-ный); по продолжительности (туризм выходного дня или отпускного периода); по характеру нагрузок (пассивный, активный); различают также туризм «внутренний» (национальный) и др. Естественно, что классификация по таким признакам – вещь условная, так как все они находятся в сложном взаимоотношении и взаимопроникают один в другой. Примеры нескольких классификаций туризма приведены в прилож. 1–3.
Всемирная туристическая организация (World Tourism Organization, UNWTO)выделяеттриосновныегруппыцелеймеждународноговъездного туризма, которые используются для статистического учета прибытий:
досуг, отдых и развлечения (около 50 % всех туристов);
посещение друзей, родственников, укрепление здоровья (лече-ние, оздоровление) (около 25–27 % всех туристов);
деловые и профессиональные цели (около 8 % всех туристов). UNWTO приводит статистику международных прибытий в среднем по всем странам мира, поэтому соотношение прибытий по указан-ным целям для каждой страны будет индивидуальным и зависит от туристической специализации. Оставшееся до 100 % количество при-бытий в приведенной статистике относится к категории «без уточне-ния целей».
Отдых – процесс восстановления умственной и физической рабо-тоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельнос-ти, вызвавшей утомление. Регулярное чередование периодов работы
отдыха способствует укреплению условнорефлекторных связей, лежащих в основе поведения и трудовой деятельности человека. Раз-личают пассивный и активный отдых. Пассивный отдых предусмат-ривает прекращение предшествовавшей деятельности и полный фи-зический покой организма, активный отдых – переключение актив-ности организма на иной вид деятельности.
Одним из распространенных видов отдыха является туризм. Свободное время – часть внерабочего времени, не связанная с удов-
летворением естественных потребностей и вынужденной для испол-нения деятельностью нетрудового характера (например, перемеще-ния в пространстве). Под свободным временем в туризме понимают время отпуска, каникул, выходных и праздничных дней, время после выхода на пенсию.
Развлечение – занятие, времяпрепровождение, доставляющее удо-вольствие.
Удовольствие – этическая категория, обозначающая безмятежное состояние удовлетворенности одной или нескольких потребностей.
Краткие сведения
Развлекательный туризм и его разновидности
Практически любой туристической поездке присущи развлече-ния. Отдых в сочетании с развлечениями преобладает среди других целей путешествий и формирует наиболее массовые мировые турис-тические потоки, формирующиеся в странах Европы, Северной Аме-рики, Азии и Тихоокеанского региона. Центрами развлечений часто становятся курортные районы, привлекающие тысячи людей для от-дыха и лечения.
Туризм с целью развлечений превратился с мировую индустрию с огромными, быстро растущими доходами. К особенностям данного вида туризма относятся:
продолжительность тура, как правило, 2–4 дня; туры в конце недели (week-end tour);
отдельные туры, предполагающие посещение тематических пар-ков развлечений, продолжительностью 5–7 дней;
программы экскурсионного и развлекательного типа. Важный вид услуг – участие в фестивальных программах, праздничных меропри-ятиях и др.;
обязательны вечерние мероприятия развлекательного характера (ресторан, варьете, специальный концерт и пр.);
питание – чаще всего полупансион.
Развлекательные туры могут быть двух разновидностей:
периодические (разовые) – организуются на праздники, во вре-мя каникул, могут быть приурочены к разовым событиям или мероп-риятиям;
регулярные (постоянно действующие) – к специально создан-ным местам постоянно действующих развлечений (тематические парки, казино и пр.).
Развлечения в туристической поездке могут быть связаны с по-сещением различных мероприятий (спортивных состязаний, фести-валей, конкурсов, шоу, карнавалов) и учреждений (магазинов, бас-сейнов, кинотеатров, тематических парков и парков аттракционов, казино). Программы туров для отдыха (досуга) и развлечения в зна-чительной мере ориентированы на приобретение туристами допол-нительных услуг. Это комплексы активных игр (гольф, крикет, кегли
пр.), катание на лошадях, посещение аттракционов (тематические парки, дельфинарии, зоопарки и др.), рестораны, дансинги, диско-клубы, магазины, казино и др. Известно более 100 видов развлече-ний, широко используемых в практике туризма.
Рассмотрим особенности развлекательного туризма, его географию
наиболее распространенные виды – событийный1 и хобби-туризм.
2. Событийный и хобби-туризм
Событийный туризм – это путешествия, которые включают в себя, помимо традиционного отдыха, участие в самых интересных ме-роприятиях различных стран мира. Выставки техники, спортивные мероприятия, концерты известных исполнителей, шоу и мюзиклы, фестивали и ярмарки – все это является центром и основой событий-ного туризма.
Хобби (от англ. hobby) – некое занятие, увлечение, не несущее осо-бой материальной выгоды, которым занимаются в свободное время. Занятия хобби помогают развить кругозор, расширить круг друзей, помочь самореализоваться.
Хобби-туризм – разновидность развлекательного туризма, воз-можность заняться любимым делом в среде единомышленников во время отдыха или путешествия.
Тематика хобби-туров может быть различной, она зависит только от интересов их участников. К хобби-туризму относятся съезды коллек-ционеров, гурманов или любителей редких видов искусств, к событий-ному – экзотические праздники, например гонки буйволов и скачки слонов (Таиланд), забеги ящериц (США), международный чемпионат по стрижке овец «Золотые ножницы» (Новая Зеландия) и др.
Наиболее распространенные направления событийных и хобби-туров:
посещение спортивных соревнований;
посещение фестивалей музыкальных искусств (оперные, клас-сические, джазовые, современной музыки, театральные и др.); карна-валов и праздников; кинофестивалей; модных показов; кулинарных, пивных и винных фестивалей; коррид; парков развлечений.
Рынок событийного и хобби-туризма не постоянен и отличается заметной сезонностью. Хобби-туры обычно организуются в межсе-зонье или по отдельным заказам при возникновении определенного спроса. В различных странах спрос на хобби-туры представлен не-одинаково, в зависимости от традиционных интересов жителей.
При организации событийных и хобби-туров составляется опреде-ленная программа, направленная в первую очередь на объект интереса (спроса). Большую роль играют зрелищность и развлекательно-позна-вательный характер программ. В связи со скоротечностью таких туров (их длительность, как правило, от 2 до 5 дней) мероприятия, не связан-ные с основным интересом, сводятся к минимуму. Размещение – гос-тиницы туристического класса, питание – полупансион.
Туризм с целью посещения спортивных соревнований (фан-туры, спортивно-событийные туры)
Международные спортивные состязания привлекают миллионы людей. Спортсмены и сопровождающие их лица составляют незна-чительную часть туристического потока (деловой туризм). Основная масса посетителей представлена болельщиками. Поездки на спор-тивные мероприятия кратковременны, не сопровождаются больши-ми денежными тратами в расчете на одного туриста, но благодаря их массовости (например, этапы Гран-при в «Формуле-1» собирают не менее 100 тыс. зрителей, а действо продолжается четыре дня) дают принимающей стране ощутимый доход. Например, по предвари-тельным оценкам1, Федерация хоккея Беларуси может рассчитывать на прибыль от Чемпионата мира по хоккею в 2014 г. в Минске в не-сколько миллионов долларов, «выгоды городской казны детально не оценивались, но здесь реь должна идти примерно о пятидесяти мил-лионах долларов прибыли»
Среди всех спортивных меоприятий по размеру туристических по-токов и доходов выделяются зимние и особенно летние Олимпийские игры. Ныне посещение Олимпийских игр обходится болельщикам в 1–2 тыс. дол. Как правило, местами их проведения становятся миро-вые центры притяжения туристов (прилож. 4–5). Зимние Олимпийс-кие игры часто проводят на горнолыжных курортах (прилож. 5). Эти соревнования нередко повышают туристическую ценность того или иного центра. Проведение Олимпийских игр в Южной Корее, напри-мер, позволило развить материально-техническую базу туризма при подготовке к олимпиаде и продемонстрировать привлекательность Сеула как туристического центра. Похожая ситуация имела место в 2008 г. при проведении ХХIХ летних Олимпийских игр в Пекине. По прогнозам к 2020 г. Китай станет важнейшим туристическим направлением мира. Для сравнения: зимняя Олимпиада 2010 г. в Ванкувере принесла около 800 млн дол. прибыли при общих затратах на ее орга-низацию более 6 млрд дол. Незначительную прибыль Ванкувера спи-сывают прежде всего на экономический кризис и не очень удобное для туристов месторасположение.
Пользуются заметным туристическим спросом Королевская рега-та в Лондоне, проводимая ежегодно по р. Темза с 1839 г. (пять дней гонок обходятся устроителям в 1,2 млн дол.), крупнейшие в Европе гонки на яхтах по Женевскому озеру (Швейцария), турниры Боль-шого Шлема (Мельбурн, Париж, Уимблдон и Нью-Йорк), чемпиона-ты мира по футболу и фигурному катанию, автогонки «Формула-1», Лига чемпионов УЕФА по футболу и пр.
4. Посещение фестивалей (фестивальный туризм)
Фестиваль (англ. и франц. festival, от лат. festivus – веселый, празд-ничный) – массовое празднество, включающее в себя показ (смотр) каких-либо видов искусств и другие мероприятия.
Карнавал (от лат. carne vale – прощай, мясо; либо от лат. car val – корабль шутов) – праздник, связанный с переодеваниями и красоч-ными шествиями. Распространен в католических странах и восходит
языческим обычаям Римской империи. По времени обычно пред-шествует Великому посту, откуда и происходит название. Сопровож-дается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями. Аналогом у восточных славян является Масленица, а у жителей Франции – Жирный вторник. Мар-ди Гра (фр. mardi gras, буквально – «жирный вторник»), вторник на Масляной неделе, последний день перед Пепельной средой и нача-лом католического Великого поста. Празднуется во многих странах Европы (Франция, Чехия, Бельгия и др.), в США и в других странах. Из городов США самые массовые и пышные празднования проходят в Новом Орлеане.
Карнавал появился в IX–X вв. в Италии (один из старейших – Ве-нецианский), где раньше всего возникли большие независимые горо-да, затем во Франции, позже всего в Германии (Майнц, Дюссельдорф, Кёльн). Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связа-на с выполнением определенных церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились. Карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений. Главнейшая часть карнавала – шествие по главным улицам города. Ведущий мотив – изобилие, демонстри-руемое во время праздников урожая, сопровождается танцами и лю-бовными играми (прилож. 6). В каждом городе карнавал развивается по определенному сценарию, сложившемуся за многие годы.
Бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро – самое известное фести-вальное мероприятие мира (ежегодно около 1 млн участников и зрите-лей, доходы составляют 100 млн дол. и выше). Проведение карнавала из года в год выпадает на разные сроки, обычно это середина февра-ля – начало марта. Карнавал проводится за 40 дней до Страстной неде-ли, считая от Вербного воскресенья. Официально празднуется три дня, но в действительности фиксированной продолжительности нет.
Фестивали киноискусства – наиболее престижные Каннский, Ве-нецианский(первыйвмиремеждународныйкинофестивальв1932 г.), Берлинский, Токийский, Московский, Каирский (крупнейший ки-нофестиваль в арабском мире), кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Вручение премии «Оскар» – ежегодной национальной премии Аме-риканской академии киноискусства – главной кинопремии в США проводится в конце февраля – начале марта, приносит экономи-ке штата около 700 млн дол. и создает рабочие места примерно для 10 тыс. чел. Ежегодное вручение премии «Оскар» происходит в теат-ре «Кодак» в Голливуде в Лос-Анджелесе (штат Калифорния); в Лос-Анджелесе в гостинице «Беверли-Хилтон» вручается также премия «Золотой глобус» (Golden Globe) – вторая по престижности награда киномира США.
Недели мод – самые престижные проходят в четырех столицах ми-ровой моды. Начинаются с Нью-Йоркской недели, затем Лондонская неделя моды, следующая – Миланская. Завершаются модные недели показами в Париже.
Всего по миру проводится более 80 недель моды. Существуют специ-фические показы: свадебная мода (Нью-Йорк и Барселона), спортивная одежда для плавания и купальники (Майами), уникальные дизайнерс-кие изделия в единственном экземпляре (Палм-Спрингс) и пр.
Кулинарные, пивные и винные фестивали – самый известный и крупный в мире пивной фестиваль – Октоберфест. Праздник прово-дится в середине сентября – начале октября на лугу Терезы – в центре Мюнхена с 1810 г. Его продолжительность в среднем составляет 16 дней. Праздник отличается большим количеством пивных палаток и разнообразных аттракционов. Октоберфест ежегодно посещают око-ло 6–7 млн туристов со всего мира.
Семидесятилетнюю историю имеет фестиваль «Ла Томатина» в Испании. Бросаться помидорами ежегодно приезжает до 40 тыс. чел. В качестве снарядов расходуется около 100 т плодов.
Всемирную известность получили сырный фестиваль в Кардиффе (Уэльс, Великобритания), фестиваль вина в Бордо (Франция), фести-валь трюфелей (Альба, Италия) и ряд других (прилож. 7).
Фестивали оперного и классического искусства – к числу известней-ших событий в современной культурной жизни относится Эдинбургский международный фестиваль искусств (Шотландия, Великобри-тания; проводится с 1947 г.) и занесен в книгу рекордов Гиннеса как крупнейший в мире. Хотя три недели и не самый продолжительный срок для фестиваля, но бесспорным лидером он является по количес-тву гостей, которых насчитывается несколько миллионов ежедневно. Среди любителей классической музыки популярностью пользуются международные фестивали в Байрейте (Вагнеровский оперный фес-тиваль; Германия, проводится с 1876 г.), Зальцбурге (основан в 1877 г., регулярно проводится с 1920 г.), Лондоне (фестиваль BBC Proms, Великобритания; основан в 1885 г.), Вероне (Италия, проводится в амфитеатре Арена ди Верона с 1913 г.), Сантандере (Испания; про-водится 50 лет) и Люцерне (Швейцария, с 1938 г.), Международный конкурс им. П. И. Чайковского (Москва, проводится с 1958 г.) и др.
Ежегодный Зальцбургский оперный фестиваль (Австрия) проводится в конце лета и привлекает любителей этого вида искусства и звезд со всего мира. Согласно статистике 75 % публики приезжает в Зальцбург на фестиваль ежегодно, а 61 % из них – от десяти и более лет подряд. Есть те, кто приезжает сюда в течение всей своей жизни. Январе в Венской опере проходит главное событие бального сезона в Австрии – всемирно известный оперный бал. Количество гостей превышает 5 тыс. чел., включая руководство страны, предста-вителей австрийской и международной бизнес-элиты, известных де-ятелей искусств и науки, выдающихся спортсменов. Доходы от про-ведения только одного оперного бала составляют более 1 млн евро. Всего же бальный сезон приносит экономике Австрии свыше 50 млн евро. Цена билета на оперный бал доходит до 230 евро).
Коррида (от исп. corrida de toros; correr – бежать, toros – бык) – на-иболее распространенная форма боя быков, традиционное испанс-кое зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах и состоящее в выполнении определенной последовательности фигур с быком особой иберийской породы, обычно завершающееся убийс-твом быка.
Испании около 400 арен для корриды, которые делятся на три категории в зависимости от престижности стадиона. Первая кате-гория – площади в Мадриде (Лас Вентас), Севилье, Барселоне, Ва-ленсии, Бильбао, Сарагосе, Сан-Себастьяне и Кордове. Вторая ка-тегория – арены в столицах провинций, а также некоторые другие, получившие эту категорию в силу традиции (например, Аранхуэс), третья – все остальные.
Испании, Франции и Португалии ежегодно проводится поряд-ка 6 тыс. коррид, на которых погибает около 30 тыс. быков. За XIX– XX вв. в Испании во время боев погибло 63 матадора, а также 350 бан-дерильеро, пикадоров, помощников и церемониймейстеров.
Самая известная коррида проходит в г. Памплона (провинция На-варра на севере страны; количество участников и зрителей – до 250– 300 тыс. чел.). Начинается с «энсьерро» – забегов, в которых быки преследуют бегущих людей на улицах города (традиция берет нача-ло с 1591 г.). Забеги проходят с 7 по 14 июля – в дни Сан-Фермина, считающегося покровителем Наварры. Участники должны самостоя-тельно пробежать около 850 м до арены, где вечером будет проходить коррида с их же участием. Весь путь занимает чуть более двух минут. По правилам «энсьерро» отбиваться от животных можно только свер-нутой газетой. Обычные жертвы забегов – туристы.
Кроме того, корриды проходят:
во Франции (Прованс и Лангедок; главные арены – Ним и Арль).
Существуют традиционные народные формы тавромахии, подобные испанским. Коррида, тавромахия (от гр. «ταῦρος» – бык и «μάχεσθαι» –
бороться) – это публичное зрелище, во время которого боец (тореро или матадор) дразнит быка красным полотнищем (мулетой), про-делывая серию искусных телодвижений, а в завершение корриды, как правило, убивает быка шпагой. Другая разновидность – course landaise – с коровами, где одни участники придерживают корову, а другие перепрыгивают через нее (правила разнятся в зависимости от местности);
Португалии (классический португальский бой быков включает
себя конную часть – всадник-кавалейро и часть, в которой восемь невооруженных «форкадос» усмиряют и уводят быка). Форкадос до-словно – «вилы» или «висельник»;
Мексике (арена в Мехико – самая большая в мире и одна из са-мых престижных; самая известная – в Канкуне);
Колумбии, Перу, Эквадоре, Венесуэле, Панаме, Боливии;
на Кубе проводятся отдельные корриды иностранных мастеров (к собственно кубинским традициям тавромахия не относится);
в Бразилии (проводится «торада» португальского образца).
Бои быков по португальскому образцу и без причинения травм жи-вотному регулярно проводятся в Калифорнии. В таких странах, как Филиппины, Китай и некоторых других (например, Армения), время от времени проводятся бои быков с участием иностранных тореро.
Бои быков проводятся и во Вьетнаме (местечко До Сон).
Северной Америке проводятся родео (впервые состоялось в техасском городе Пекос в 1883 г.). Включает себя скачки на диком быке, на неоседланной и оседланной лошади, ловлю бычка на лассо, заваливание быка, скачки вокруг бочек и др. В США насчитывается около 5 тыс. ковбоев и устраивается ежегодно около 650 отборочных состязаний. Пятнадцать финалистов встречаются в финале в декабре
Лас-Вегасе.
5. Посещение парков развлечений
Особое место в индустрии развлекательного туризма занимают те-матические парки. Идея тематических парков зародилась в Европе в конце ХIХ в. На Всемирной выставке в Брюсселе впервые появил-ся уголок аттракционов. Аттракцион (от фр. аttraction – притягива-ющий) – сооружение или устройство, созданное для развлечений. Обычно устанавливается в местах, предназначенных для коллектив-ного отдыха (парки, развлекательные центры, игровые площадки и др.). В Париже появился первый в мире аттракцион на литературной основе – «Из пушки на Луну».
Подлинный расцвет тематических парков произошел в США, от-куда и стали распространяться по всему свету. Центры развлечений, организованных в форме тематических парков, развиваются в США, Франции, Испании, Нидерландах, Дании, Германии, Великобрита-нии, Японии, Китае, Австралии (прилож. 8).
За год тематические парки США посещают свыше 90 млн чел., до-ходы достигают почти 3 млрд дол. Европейские тематические парки принимают в год около 60 млн гостей (доходы – 1,8 млрд дол.). За год один Европейский Диснейленд (Франция) принимает более 12 млн посетителей.
Важную роль в индустрии развлечений выполняют учреждения игорного бизнеса. Столицей игорного бизнеса считается Лас-Вегас (США, штат Невада). Ежегодно этот город посещает около 30 млн чел. Знаменитыми центрами азартных игр и развлечений являются Атлантик-Сити (США, штат Нью-Джерси) и Майами (США, штат Флорида). Лидер в Европе – Монте-Карло (Монако), где первое ка-зино было основано в 1863 г. Известным игровым центром Азии яв-ляется Макао (Китай).
Особенности географии развлекательного туризма
Лидеры – Европа, Америка, Азия и Тихоокеанский регион – макрорегионы (генерирующие и принимающие территории).
Преобладают внутрирегиональные перемещения.
Субмеридиональная направленность туристических потоков.