Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ГЕОГРАФИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Вопросы
Основные сведения о познавательном туризме.
Мировые центры познавательного туризма.
Краткие сведения
1. Основные сведения о познавательном туризме
Познавательный туризм – вид туризма, связанный с информаци-онным потреблением культурно-исторических рекреационных ре-сурсов.
Как правило, поездки сочетаются с отдыхом, развлечениями, шо-пингом и др. Не зависит от возраста и социальной группы туристов.
Культурно-исторические ресурсы – антропогенные пространства и духовные составляющие, представляющие наследие былых эпох раз-вития общества.
Материальные культурно-исторические ресурсы – совокупность материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития.
Духовные культурно-исторические ресурсы – совокупность дости-жений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в орга-низации государственной и общественной жизни, в труде и быте. К ним относят:
памятники истории (архитектурные сооружения, памятные места
предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием науки, техники, культуры, быта народов и пр.);
памятники археологии (остатки древних поселений и соответству-ющей материальной и духовной инфраструктуры, участки истори-ческого культурного слоя и др.);
памятники градостроительства и архитектуры (гражданские, культовые и другие архитектурные ансамбли и комплексы и связан-ные с ними произведения искусства, пригородные ландшафты и са-дово-парковые комплексы);
памятники искусства (произведения монументального, изобрази-тельного, декоративно-прикладного и иных видов искусства);
документальные памятники (документы, сохраненные на всех ти-пах носителей, имеющие историческую или иную ценность);
прочие объекты.
Духовные культурно-исторические объекты бывают:
движимые – могут быть перемещены с различной степенью слож-ности. Представлены коллекциями музеев, библиотек и архивов и др.; недвижимые – культурно-исторические памятники, представленные
самостоятельными групповыми или одиночными образованиями.
По рекреационной значимости подразделяются на: уникальные; типичные среди объектов данного вида; имеющие познавательное
воспитательное значение; имеющие внешнюю привлекательность (аттрактивность).
По степени организации объекты подразделяются на: специально организованные для показа; не организованные для показа.
По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на: интерьерные (внутренний осмотр объекта); экстерьерные (внешний осмотр объекта).
Всемирное наследие – природные или созданные человеком объ-екты, приоритетными задачами по отношению к которым являются их сохранение и популяризация в силу их особой исторической или экологической значимости. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. К апрелю 2009 г. конвенцию ратифицировали 186 стран-участниц. Почти еже-годно Комитет Всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта Всемирного наследия». Объекты Все-мирного наследия вызывают у туристов особый интерес.
Статус «объекта Всемирного наследия» дает определенные пре-имущества:
дополнительные гарантии сохранности и целостности уникаль-ных природных комплексов;
повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений; способствует популяризации включенных в список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую оче-
редь экологического туризма); обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств
для поддержки объектов всемирного культурного и природного на-следия, в первую очередь из Фонда всемирного наследия;
способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.
Экскурсия (от лат. ecscursio) – сумма знаний, в специфической фор-ме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче. Т. е. методически продуманный показ и анализ культурно-исторических объектов, а также рассказ о событиях, связанных с ними. В русский язык это слово вошло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем «вылазка, поездка».
Программа экскурсии строится в зависимости от тематики тура, всегда с преобладанием тематико-познавательных и культурных ме-роприятий (как правило, непродолжительны – от однодневной экс-курсии до 5–7 дней).
Разновидности познавательных туров по способу организации:
стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров, выстроенное в виде маршрута путешествия. Как правило, на город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от объема достопримечательностей.
Центр туризма – город, местность или объект, где на базе рекре-ационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного об-служивания.
Туристический центр – местность, привлекающая туристов в силу наличия специфических рекреационных ресурсов, удобного транс-портно-географического положения и доступной информации о нем.
Виды познавательных туров по объекту познания:
исторические экскурсии, литературные, театральные, этнографи-ческие, фольклорные;
знакомство с живописью (картинные галереи);
знакомство с балетом и оперой (по оперным театрам);
по местам действия известных литературных произведений;
по местам жизни великих писателей;
природоведческие туры и др.
Размещение и питание во время стационарных туров – в гостини-цах от 1 до 5 звезд в черте города, желательно ближе к историческо-му центру. На маршрутных турах – в гостиницах туристского класса. Питание на маршрутных турах, – как правило, полный пансион, на стационарных турах – только завтрак.
К особенностям познавательного туризма относятся:
концентрация преимущественно в городах с длительной и бо-гатой историей. Лидирующие позиции – у Европы, Азии и Ближнего Востока;
наличие памятников культурного, природного и исторического наследия, включенных в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (прилож. 10);
крупнейшие музейные коллекции, большая часть которых со-средоточена в странах Европы (прилож. 11);
экзотические музейные коллекции пользуются повышенным интересом (например, музей Шерлока Холмса на Бэйкер-стрит, 221-б
Лондоне, Великобритания; музей футбола в Лондоне, Великобрита-ния; корабль-музей «Васа» в Стокгольме, Швеция; музей материнства в Афинах, Греция; музей чертей в Каунасе, Литва; музей перца
Венгрии; музей молока в Ванзее, Германия; музей сахара, Берлин, Германия; музей шоколада, Кёльн, Германия; музей вина в Париже, Франция; музей саун, Муурума, Финляндия и др.);
уникальные сооружения, отражающие достижения научной и инженерной мысли человечества (Эйфелева башня в Париже, до 8 млн чел. в год; Пальмовые острова, гостиница Бурдж аль-Араб (Па-рус), гостиница Бурдж Халиф в Дубае, ОАЭ (площадь стекол здания равна пяти футбольным полям. В здании 162 этажа (высота – 828 м). Площадь внутренних помещений составляет более 1 млн м2. В небос-кребе 57 лифтов самой быстроходной в мире системы, двигаются ка-бинки со скоростью 18 м/с. Гостиница снабжена автономной систе-мой электроснабжения – 60-метровая ветряная турбина и огромные солнечные батареи. Башню видно с расстояния 90 км); «Городской кактус», Роттердам, Нидерланды; Солнечная башня CIS, Манчестер, Великобритания; башня «Жемчужная река» – энергетический кок-тейль, Гуанчжоу, Китай; Всемирный торговый центр, Бахрейн и др.).
2. Мировые центры познавательного туризма
Франция, Испания, Италия, Великобритания, Германия – цент-ры познавательного туризма в Европе. Приведем краткие сведения
важнейших центрах познавательного туризма (более подробную информацию смотрите в учебных пособиях по географии туриз-ма: Л.М. Гайдукевич, А.А. Глушко и А.М. Сазыкин1, А.А. Романов и Р.Г. Саакянц2).
Франция – самая посещаемая туристами страна мира с богатейшей историей и культурой. Ежегодно во Францию приезжает около 80 млн чел. Доходы от туризма в 2008 г. превысили 55,6 млрд дол. Основной центр познавательного туризма – Париж и его пригороды. Основные культурно-исторические достопримечательности Франции: памят-ники истории культуры (собор Нотр-Дам, Сакре Кер, Триумфаль-ная арка, Дом Инвалидов с гробницей Наполеона, символ Фран-ции – Эйфелева башня на Марсовом поле, улица Елисейские Поля, река Сена. На берегу Сены стоит Нотр-Дам – памятник готического искусства – географический центр Франции, у его входа находит-ся отметка, от которой отсчитываются все расстояния во Франции, Дворец Пале-Рояль, парк Тюильри, театр Комеди Франсез). Исто-рическое ядро Франции – провинция Иль-де-Франс с Версальским дворцом – многочисленные замки, крепости, аббатства (например,замки Луары – Шенонсо, Шамбор). Из 33 объектов Всемирного на-следия во Франции – 17 культурных объектов признаны шедевра-ми человеческого гения и два объекта – природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности1. Известнейшие музеи мира – Лувр, центр Помпиду, музей Д’Орсе, музей Родена и многие другие. Родина Франсуа Рабле, Коко Шанель, Эмиля Золя, Жана Кокто и других известных людей.
Испания – лидер по доходам от международного туризма в Европе (в 2008 г. доходы составили 61,63 млрд дол.). Привлекает туристов бо-гатое культурно-историческое наследие разных периодов. В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании на 2009 г. зна-чится 41 объект. Из них 16 признаны шедеврами человеческого ге-ния и четыре – природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности2. Многочисленные исторические здания и монументы в Барселоне, Мадриде (насчитывается 80 музеев и более 140 галерей), Севилье, Гранаде, Кордове, Валенсии, Кадисе, Ла Ман-че, Жероне: монастырь Эскориал (монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида, у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Его называют и «восьмым чу-дом света», и «монотонной симфонией в камне», и «архитектурным кошмаром»), крепость Альгамбра, исторический город Толедо, шел-ковая биржа Лонха-де-ла-Седа и др. Музеи: Прадо, Пикассо, Дали, Эль Греко и др., творения Антонио Гауди и других модернистов в Бар-селоне (Собор Святого Семейства, Парк Гуэль и др.); а также уклад жизни, быт и культурные традиции испанцев, каталонцев, басков ежегодно привлекают в Испанию более 55 млн. туристов (в 2008 г. – 57,32 млн чел., доход – 61,63 млрд дол.)3.
Италия – славится своим культурно-историческим достоянием. В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии – 44 объ-екта (на 2009 г.), из которых два – природные, все остальные – куль-турные4. В стране широко представлена античная эпоха и эпоха Воз-рождения (Реннесанс). Италия богата наследием великих художни-ков, скульпторов, поэтов, архитекторов, философов. Среди них име-на Данте, Петрарки, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело и др. Флоренция – колыбель эпохи Возрождения; Пиза; Перуджа (известен своим университетом); Милан (оперный театр «Ла Скала»). В Венеции находятся площадь Сан Марко и од-ноименный собор, Дворец дожей – шедевр итальянской архитектуры. На территории папского государства Ватикан, расположенного в Риме, находится собор Св. Петра, Сикстинская капелла, Этрусский музей и др. На территории Рима находятся Капитолийская площадь, Колизей (I–II вв. н.э.), античные дворцы, арки и др. В 2008 г. Ита-лию посетило 42,73 млн чел., которые принесли стране 45,73 млрд дол. дохода.
Великобритания – важнейший туристический ресурс – древняя история – дворцы, замки, крепости, аббатства, садово-парковые ансамбли. В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Ве-ликобритании значится 27 объектов (на 2009 г.), кроме того, поданы заявки еще на 17 объектов. Из 27 объектов 17 находятся в Англии, че-тыре – в Шотландии, три – в заморских территориях, два – в Уэльсе один – в Северной Ирландии. Девять культурных объектов призна-ны шедеврами человеческого гения и четыре объекта – природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности1. В 2008 г. Великобританию посетило 30,14 млн чел., которые принесли стране 36,03 млрд дол. дохода. Один из крупнейших городов мира – Лондон имеет мировую известность. Его символы – Тауэр, Вестмин-стерское аббатство, Букингемский дворец, здание Парламента с Биг Беном, Трафальгарская площадь, Гайд-парк, Британский музей, Му-зей мадам Тюссо и др.
Германия – основу познавательного туризма в Германии состав-ляют многочисленные памятники разных исторических эпох: разно-образные замки и города – резиденции курфюрстов и императоров. В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии зна-чатся 33 объекта (на 2009 г.), 10 культурных объектов признаны ше-деврами человеческого гения2. Так, Мюнхен уже в XIII в. становится резиденцией герцогов Баварии; Дрезден – столицей Саксонии. Гам-бург, Бремен, Любек, Киль, Кёльн – торговые города так называемо-го Ганзейского союза (XIV–XVI вв.). Многие соборы Германии отно-сятся к числу выдающихся архитектурных сооружений всех времен и народов. Лучшие и самые древние соборы страны расположены в за-падногерманских городах – Кёльне, Ахене, Трире, Ульме, Ксантене, Вормсе, Регенсбурге, Мюнхене. Ежегодно Германию посещает около 25 млн чел. (в 2008 г. ее посетило 24,89 млн чел., которые оставили в стране 40,2 млрд дол.).
Греция – важный центр международного туризма Юго-Восточной Европы. Здесь тесно переплелись античность (с XIV–XIII вв. до н. э.)
Средневековье, эпоха турецкого владычества и современность. В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Греции значится 17 объектов (на 2009 г.). 11 культурных объектов признаны шедевра-
ми человеческого гения и два объекта – природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности. Афинский Акро-поль также входит в Список объектов Всемирного наследия, находя-щихся под угрозой уничтожения1. Столица Греции – Афины – центр мирового туризма. «Золотой век» Афин связан с именем Перикла (V
до н.э.), при котором строится Парфенон. Эсхил, Софокл и Арис-тофан пишут свои комедии и трагедии, выстраивает свою философию Сократ. С вершины Акрополя видны два античных театра – Одеон и Диониса, старейший в Европе. Ежегодно Грецию посещает более 17 млн чел. (в 2008 г. доход от международного туризма составил 17,11 млрд евро).
последнее десятилетие на рынке познавательного международ-ного туризма активно продвигаются направления Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Китай в качестве объекта познавательного туризма (Великая Китайская стена, терракотовая армия, Запретный город и др.) привлекает 50–55 млн чел. ежегодно, и к 2020 г. он стре-мится занять лидирующее положение в мире. Активно развивается туризм в Таиланде (Храм Изумрудного Будды и др.), Камбодже (архи-тектурный комплекс Ангкор Ват), Малайзии, Японии и др.