Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ГЕОГРАФИЯ АКТИВНОГО ТУРИЗМА
Вопросы
Основные сведения о туризме в форме активного отдыха (активный туризм).
Виды туризма в форме активного отдыха и его мировые центры.
Краткие сведения
Основные сведения о туризме в форме активного отдыха (активный туризм)
Рекреация (от лат. recreation – восстановление) – это:
праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);
помещение для отдыха в учебных заведениях;
отдых, восстановление сил человека, израсходованных в про-цессе труда.
Рекреационная зона – определенная территория, обладающая рек-реационными ресурсами и предназначенная для организации мест отдыха (включая особо охраняемые природные территории и объек-ты). В рекреационных зонах производится рекреационное зонирование,
е. выделение определенных зон для различных видов отдыха. Туристические ресурсы – природные, социально-культурные объ-
екты, в том числе недвижимые материальные историко-культурные ценности, удовлетворяющие потребности туристов, экскурсантов и (или) содействующие укреплению и восстановлению их здоровья.
Активный отдых – способ проведения свободного времени, в про-цессе которого отдыхающий занимается видами деятельности, требую-щими активной физической работы организма. Достаточно часто пред-полагает непрофессиональное занятие какими-либо видами спорта.
Выделяют следующие типы деятельности человека во время ак-тивного отдыха, связанные с психологической разрядкой и повыше-нием жизненной активности:
спортивный туризм – вид спорта, в основе которого лежат сорев-нования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туриз-ме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), на дистан-циях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. Центрами развития спортивного туризма являются некоммерческие клубы туристов («турклубы»), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно1;
пешие походы, самодеятельный (маршрутный туризм);
альпинизм и скалолазание;
велосипедные прогулки;
лыжные прогулки (горные лыжи, сноуборд и равнинные лыжи); активный отдых на воде (сплавы на плотах, рафтинг, каякинг, ка-
ноинг, дайвинг и др.);
спортивные игры (теннис, гольф и др.);
активные и экстремальные развлечения (катание на роликах, скейтбординг, водные лыжи, кайтинг1, давинг, сноркерлинг2, винд-серфинг, рафтинг, каякинг, прыжки с парашютом и др.);
конные прогулки;
рыбалка;
охота;
сбор грибов, ягод и др.;
туризм в форме активного отдыха (активный туризм) – пешие, горные, велосипедные, водные (на гребных судах) и другие путешес-твия, где для прохождения основного маршрута используется исклю-чительно физическая сила человека3.
Для активного туризма характерно преобладание непродолжи-тельных туров, чаще всего приуроченных к уик-эндам, каникулам, краткосрочным отпускам. Удельный вес долгосрочных поездок за-метно ниже.
Условия размещения и проживания могут быть самыми разнооб-разными – от походных до комфортных в зависимости от вида актив-ного отдыха. Большое значение имеет наличие специальных поме-щений для тренировок, хранения инвентаря, тестирования и подго-товки оборудования. Кроме того, должны присутствовать различные специальные инфраструктурные элементы (поля для игры в гольф, подъемники и пр.). Так как в своем большинстве данные виды ту-ризма являются достаточно дорогими, необходимо предусматривать возможности проката оборудования и снаряжения. Часто группы готовятся и сопровождаются опытными инструкторами. Согласно от-дельным видам активного отдыха имеется необходимость организа-ции развлекательных программ в вечернее время.
Кайтинг – это буксировка при помощи змея: лыжника, серфингиста, баг-гиста (человек на трехколесной телеге), босого или обутого человека и т. п. Кайт – это воздушный змей, применяемый для буксировки человека по воде, земле, сне-гу. В зимнее время особенно популярен кайтинг на сноуборде, хотя возможен и на горных лыжах.
2 Сноркелинг – ныряние с маской и трубкой, без особого снаряжения, упро-щенная разновидность дайвинга.
2. Виды туризма в форме активного отдыха и его мировые центры
Туризм в форме активного отдыха распространен повсеместно, но наибольшее развитие получил в районах, имеющих соответствующие туристические ресурсы: реки, озера, морские побережья с коралло-выми рифами, горные системы.
На долю Европы, Америки, Азии и Тихоокеанского региона при-ходится свыше 90 % туристической активности. Они являются одно-временно и генерирующими, и принимающими территориями.
Преобладание внутрирегиональных перемещений над межреги-ональными. Подавляющее большинство – внутри своих стран либо стран-соседей.
Субмеридиональная ориентация передвижения с преобладающим направлением север–юг.
Пеший туризм – один из самых экологичных и полезных для здо-ровья видов туризма. Это один из самых распространенных видов туризма, не требующий сложного и громоздкого снаряжения. Под пешим туризмом подразумевают походы, совершаемые пешком. Такие походы организуются во всех странах мира и имеют разную протяженность по времени. Популярны так называемые походы вы-ходного дня. Спектр пешего туризма очень широк: он охватывает как горные маршруты (в этом случае его называют трекинг), так и мар-шруты по лесу, вдоль рек и озер. По сложности пешие походы могут быть самыми разнообразными – от экскурсий и походов выходного дня до многодневных категорированных (для более физически под-готовленных туристов). Трекинговые походы могут быть организова-ны с разной степенью комфортности. Во время трекингового похода предусматриваются ночевки в горных хижинах или в палатках, но с определенным уровнем комфорта. В некоторых турах пищу готовят специальные повара, туристам также не нужно заниматься костром
период стоянки и переносить на себе необходимое общественное снаряжение во время переходов.
зимний период предусмотрено путешествие на снегоступах, с помощью которых туристы могут побывать в местах, недоступных для лыжников и сноубордистов. Как правило, такие походы не тре-буют от туриста специальной технической и физической подготовки. Трекинговые походы популярны во многих странах: в России – на Алтае, Северном Кавказе, на Урале; в Украине (Карпаты); во Фран-ции, Италии, Швейцарии (Альпы); в Непале, Таиланде, Индии и др.
Велотуризм – путешествие на велосипедах по равнинной и пе-ресеченной местности, горным тропам на дорожных, спортивных и горных велосипедах – привлекает туристов не только ощущением скорости, свободы, но и познавательными экскурсиями и возможностью полноценного отдыха на природе. Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на по-лучение спортивных разрядов и званий, – отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культур-ных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха велосипедный туризм является лидером по скорости передви-жения и протяженности маршрутов.
ряде стран для любителей велотуризма проложены специальные тропы (особенно это характерно для национальных парков и других особо охраняемых природных территорий, в этом случае путешествие на велосипеде относится к активной разновидности экологического туризма). Сложность таких походов может колебаться от простой до высокой. Маршруты прокладываются так, чтобы использовать пре-имущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту. География велотуризма обширна: маршруты, проходящие через среднюю полосу России, ее северо-запад (Урал, Алтай, При-байкалье), велотур по Золотому кольцу, вдоль Волги, вокруг Ладоги, по Карельскому перешейку и др. Велотуризм популярен во всех евро-пейских странах: Франции, Германии, Швеции, Голландии, Бельгии, Италии и др., а также странах Востока: Турции, Индии, Китае, Таи-ланде и др.
Горнолыжный туризм – разновидность горного туризма; спуск с гор по естественным снежным склонам или специально подготов-ленным трассам на лыжах; объединяет любителей горных лыж и сноуборда. Относится к комбинированным видом туризма, так как включает элементы следующих видов: лечебно-оздоровительного, спортивного любительского, экологического туризма.
Лыжный туризм является одним из наиболее популярных видов активного туризма у жителей Европы. Интерес к данному виду отды-ха обусловлен еще и тем, что сегодня лыжные туры, предоставляемые туристическими компаниями, могут проходить с максимальным ком-фортом. Кроме того, наличие у турфирм специального снаряжения, оборудования и средств связи позволяют приобщиться к активному туризму людям, не обладающим специальными знаниями и доста-точным опытом для организации самостоятельных путешествий.
Гостиницы, в которых останавливаются горнолыжники, приня-то именовать горнолыжными курортами. Связывают это с тем, что чистый горный воздух обладает уникальными лечебными свойства-ми. Современный горнолыжный центр включает гостиничные комп-лексы, систему маятниковых, канатно-кресельных и буксировочных дорог – подъемников, трассы спусков разной протяженности и слож-ности, учебные склоны, службу трасс и контрольно-спасательную службу, спортивные организации и сооружения, магазины, пункты проката спортинвентаря, горнолыжные школы.
Лидер по горнолыжному туризму Европейский Альпийский мак-рорайон – Западная Европа: Франция, Австрия, Швейцария, Герма-ния. Активно развивается горнолыжный туризм в Италии, Словении, Болгарии, Словакии, Турции, Испании, Чехии и др. (прилож. 14).
Мировым лидером как по числу горнолыжных центров (более 400), так и по общей протяженности и оснащенности трасс (6 тыс. км склонов и свыше 4 тыс. подъемников) является Франция. Во Фран-цузских Альпах возможно высокогорное катание (до высоты 3900 м).
Олимпиаде 1992 г. большинство горнолыжных центров были мо-дернизированы и сейчас считаются самыми современными в Евро-пе. Горнолыжные центры Франции делятся на традиционные (гор-нолыжные деревни типа Мерибель) и современные, построенные по концепции «катание от двери» (Куршавель).
Австрии множество горнолыжных центров, не меньше половины которых можно назвать лучшими курортами мира. Индустрия «снеж-ных развлечений» отлаживалась десятилетиями. По числу гостинич-ных мест она находится на одном из первых мест. Фонд размещения туристов Австрии состоит главным образом из небольших гостиниц. Все они отлично оборудованы и располагают большим количеством различных средств активного отдыха, лечения и занятия спортом. В значительной степени стабильность и интенсивность развития ту-ризма в Австрии предопределяется тем, что эта страна предлагает на-иболее популярные и сравнительно недорогие виды туризма: отдых, зимний спорт. Наиболее активно развивается горнолыжный туризм в федеральной земле Тироль. Здесь расположен так называемый «Евро-пейский спортивный регион»: это курорты Целль-ам-Зее, Капрун и Заальбах, Хинтерглемм, где создана мощная курортная инфраструк-тура, предлагающая размещение, питание, спортивные развлечения и досуг для туристов с различными запросами. Регион располагает свыше 130 км разнообразных маркированных трасс и 63 подъемни-ками в семи зонах катания на высотах 760–2000 и 2250–3029 м. На леднике Кицштайнхорн над Капруном горнолыжный комплекс ра-ботает круглый год. Многие городки и деревни, такие, как Ишгль (находится на дне узкого ущелья Пацнаун на высоте 1377 м и вместе со швейцарским курортом Замнаун составляет единую горнолыжную систему «SILVRETTA-SKIARENA»), Санкт-Антон или Майрхофен превратились в крупнейшие европейские курорты, а бывшие сель-ские жители занимаются гостиничным бизнесом. Сегодня для Авс-трии туризм является основным источником дохода, покрывающим традиционно отрицательное торговое сальдо.
Крупнейший туристический регион Европы, ориентированный прежде всего на любителей горных лыж, – Швейцария. Этот статус удается удерживать благодаря невероятно развитой и до мелочей продуманной инфраструктуре туристических объектов, крупной сети железных дорог и идеально исполненных автострад. Здесь имеется около 140 горнолыжных центров, многие из которых являются луч-шими курортами мира: Санкт-Мориц, Интерлакен, Гринденвальд, Давос, Церматт и др.
Италия. Итальянские Альпы протянулись на расстояние, превы-шающее тысячу километров. На границе с Францией находится вы-сочайшая вершина Западной Европы – г. Монблан, возле которой расположен известный горнолыжный курорт Курмайор. Еще две из-вестные горные вершины – Маттерхорн и Монте Роза – находятся на границе со Швейцарией, где расположен известный горнолыжный курорт Червиния. В районах Северной Италии, Ломбардии, Тренти-но, южном Тироле и на северо-западе страны, в Аосте и Пьемонте расположено около 70 горнолыжных курортов.
Горнолыжные туры в Германию сейчас очень востребованы, хотя эта страна не так популярна, как Франция, Австрия, Швейцария или Италия в плане горнолыжного туризма. Следует отметить идеально обустроенные трассы и высокий уровень сервиса. Самые знаменитые горнолыжные курорты Германии – Гармиш-Партенкирхен (располо-жен на склонах самой высокой горы в Германии – Цугшпитце. Бла-годаря леднику на вершине этой горы, горнолыжные курорты Гер-мании принимают лыжников практически круглый год. Здесь почти 100 км лыжных трасс различной сложности, более 50 подъемников), Берхтесгаден и Оберстдорф.
Водный туризм – походы по рекам, озерам, водохранилищам на туристских судах; включает также походы на парусных судах и по-ходы по плановым водным маршрутам. По числу занимающихся водный туризм делит первое место с наиболее массовым видом ту-ризма – пешим. Технически более сложен. В походе турист должен уметь собрать в случае необходимости или отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие
снаряжение. Турист-водник должен хорошо знать препятствия, встречающиеся на реке, знать способы преодоления этих препятс-твий. Для многих туристов первый водный поход осуществляется на разборной байдарке. Начиная с походов 3–4-й категории сложности, они переходят на надувные суда, катамараны и плоты. Для того чтобы правильно определить сложность походов, все туристические марш-руты в порядке возрастания сложности путем экспертной оценки де-лятся на шесть категорий. В связи с развитием техники и тактики ту-ризма, усовершенствованием и появлением новых туристских судов, усовершенствованием способов и средств обеспечения безопасности перечни маршрутов, категории их сложности пересматриваются.
Среди самых молодых и современных видов туризма в форме актив-ного отдыха лидирующие позиции занимает дайвинг, кайтинг и т.п.
Дайвинг (англ. diving, to dive – нырять) – подводное плавание со специальным снаряжением. В английском языке под дайвингом, по-мимо подводного плавания, подразумеваются и прыжки в воду. Под-разделяется на:
рекреационный дайвинг – подводное плавание для отдыха, удо-вольствия (глубина до 40 м);
профессиональный дайвинг (или коммерческий) – водолазные работы;
спортивный дайвинг.
Популярность этого вида туризма сейчас настолько велика, что американский финансово-экономический журнал «Forbes» (одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изда-ний в мире, основанное в 1917 г.) ежегодно публикует список лучших мест для дайвинга. В географическом отношении наиболее привле-кательные места для дайвинга находятся в тропических морях, аква-ториях океанов, островных группах, коралловых рифах, со среднего-довой температурой воды от +22–24 °С (прилож. 9).
Конный туризм является важной частью туристского движения. Это один из самых новых, но уверенно развивающихся видов актив-ного отдыха. Конные походы привлекают все большее число людей самого различного возраста и самых разнообразных профессий. Пу-тешествие верхом на лошадях оказывает оздоровительное воздейс-твие, обеспечивая активную нагрузку на всю скелетную мускулатуру. Конные путешествия не исключают возможности двигаться пешком, что позволяет дозировать нагрузки в достаточно широком диапазоне.
преимуществам конного туризма относится то, что во время похода все снаряжение (личное и групповое), а также грузы перевозятся в переметных сумках, притороченных к седлу верховой лошади или на вьючных лошадях. Наиболее распространены в горных районах, час-то в национальных парках (тогда это разновидность активного эколо-гического туризма). Большинство маршрутов рассчитано на людей, не имеющих какой-либо предварительной тренировки в верховой езде. Опытные инструкторы проводят на турбазах необходимую пред-походную подготовку по специально разработанным программам. Пройдя обучение, турист приобретает навыки по уходу за лошадью, обучается седлать и запрягать ее, управлять ею. Для опытных турис-тов-конников разрабатываются более сложные маршруты. Известны конные маршруты продолжительностью от 2–3 дней до 3–4 недель в Карпатах, Крыму, Алтае.
Автотуризм – популярный вид туризма, в котором главным средством передвижения является автомобиль, позволяющий сво-бодно выбирать маршрут и не ограничивать время путешествия. Для многих маршрутов оптимальным является внедорожник, так как эти выносливые машины преодолевают любую по сложности трассу. Джипинг – это путешествие на автомобилях повышенной проходи-мости. Его маршруты проходят по скалистым участкам горных дорог
бездорожью. Этот вид туризма популярен по всему миру. Особенно часто его используют при посещении особо охраняемых природных территорий – в национальных парках Африки, Австралии.
Самым традиционным видом активного отдыха является самоде-ятельный туризм (маршрутный туризм). Под ним понимается подго-товка к спортивным путешествиям и их проведение с целью преодо-ления отрезка земной поверхности, называемого маршрутом. Во вре-мя прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Как правило, спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6–10 человек.
Спортивный туризм зависит от трудности преодолеваемых пре-пятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, походы разделяются на:
выходного дня; 1–3-й степени сложности – в детско-юношеском туризме; категорийные.
пешеходном, горном, водном, лыжном и спелеотуризме – шесть категорий сложности; в автомототуризме и парусном – пять; в кон-ном – три. Более подробно о видах и особенностях спортивного ту-ризма см. в прилож. 3.