Гендерные различия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Гендерные различия
1
Гендерные различия
2
Это различия между группами, а не между
людьми
Многие различия (или их отсутствие!) можно
обнаружить только на больших и очень
больших выборках
Многие различия меняются, как правило, в
сторону сокращения
Существуют ли они вообще?
3
Гипотеза гендерных
различий
Гипотеза гендерных
сходств
Janet Shibley Hyde
Метаанализ
4
Метод статистической обработки данных,
построенный на комбинации информации,
полученной из нескольких исследований
Цель метаанализа в исследовании
гендерных различий – оценка величины
различий между группами
Величина отличия d: 0,2 – малая величина
отличия, 0,5 – средняя, 0,8 – большая
Причины различий остаются неизвестными
Как это выглядит?
5
King, Human Sexuality Today, 5/e © 2005 by Prentice Hall
Как это выглядит?
6
Физические различия
7
Метаанализ показывает существенные
различия по физической силе и моторной
активности (например, сила и дальность
метания объектов), преимущественно после
пубертата. НО ЭТО НЕ ГЕНДЕР, А ПОЛ!
Показано, что на протяжении всей жизни
мужчины физически более активны
Зато женщины дольше живут!
Память
8
Краткосрочная память: женщины лучше
справляются с вербальными заданиями,
мужчины – с пространственными
Оперативная память: гендерных различий
не обнаружено
Женщины показывают более высокий
уровень эпизодической памяти
Решение пространственных
задач
9
Почему мальчики лучше решают
пространственные задачи, чем девочки?
10
У мальчиков больше опыта (играли с
игрушками, на компьютере и т.п.)
Аффективные факторы (более уверены в
себе, это гендерно нормативно и т.п.)
Угроза стереотипа: возникает в ситуации,
когда присутствует ожидание оценки себя
окружающими на основе принадлежности к
определенной социальной группе при наличии
в обществе негативного стереотипа об этой
группе (Steele, Spencer, & Aronson, 2002)
Пространственные задачи
11
Маргарет Тарампи (Department of Psychological & Brain
Sciences, University of California) предположила, что этот
эффект связан с угрозой стереотипа — от женщин
ожидают худшие результаты в заданиях на
пространственный интеллект, женщины пытаются
избежать подтверждения стереотипа и справляются с
заданием хуже, потому что отвлекаются на подавление
мыслей о стереотипе.
Ранее ученые продемонстрировали, что угроза
стереотипа ухудшает качество вождения: когда женщины
считают, что цель исследования - оценка гендерных
различий в способности управлять автомобилем,
количество допускаемых ошибок возрастает вдвое.
Пространственные задачи
12
Три эксперимента, в которых испытуемые обоих полов
выполняли стандартную и "социальную" версию тестов на
пространственные способности.
В первом тесте волонтеры смотрели на мир глазами кошки или
человека и представляли где, с этой точки зрения, расположены
деревья, дома и машины.
Во втором тесте участники шли по нарисованной дорожке и
указывали в какую сторону произошел поворот — влево или
вправо.
Анализ результатов показал, что добавление в задание
человеческой фигурки устраняет разрыв между полами в
обоих тестах, а изменение инструкции с целью выставить
задание как тест способности примерить перспективу
другого наблюдателя устраняет различия в дорожном тесте.
Пространственные задачи
13
Женщины справляются с тестами на пространственный
интеллект хуже в тех контекстах, в которых от них ожидают
более низкой производительности. Различие исчезает, когда
задание выглядит как тест способности смотреть на мир
глазами другого человека.
Results suggest that females may underperform on spatial tests in
part because of negative performance expectations and the
character of the spatial tests rather than because of actual lack
of abilities.
Psychol Sci. 2016 Nov;27(11):1507-1516. Epub 2016 Sep 22.
A Tale of Two Types of Perspective Taking: Sex Differences
in Spatial Ability.
Tarampi MR, Heydari N, Hegarty M.
Что показывает PISA 2015
14
Что показывает PISA 2018
15
Мальчики превзошли девочек в математике в среднем
на 5 баллов (по странам OECD), девочки превзошли
мальчиков по естественным наукам на 2 балла.
Мальчики существенно превзошли девочек по
естественным наукам в Аргентине, четырех
провинциях Китая, Колумбии, Коста-Рике и Мексике,
в 33 странах и территориях обнаружено
противоположное.
In mathematics and science, PISA 2018 suggests that
gender differences are generally small
Что показывает PISA 2018
Девочки существенно превосходят мальчиков
по чтению, в среднем на 30 баллов.
Наименьший разрыв (менее 20 баллов) в
Аргентине, четырех провинциях Китая,
Колумбии, Коста-Рике, Чили, Панаме, Перу и
Мексике, наибольший (более 50 баллов) в
Финляндии, Иордании, Северной Македонии,
Катаре, Саудовской Аравии и ОАЭ.
16
Что показывает PISA 2018
Разные профессиональные планы: при
аналогичных результатах девочки реже
выбирают IT специальности (не более 3%).
Девочки также больше читают и больше
сообщают о том, что чтение доставляет им
удовольствие
17
Что показывает PISA
18
Что показывает PISA
19
Что показывает PISA
20
Что показывает PISA
21
Что показывает PISA
22
Математические навыки
23
В детстве практически нет разницы между
мальчиками и девочками, она появляется к
старшим классам
Имеются существенные различия в области
сложных комплексных задач (алгебра)
Возможно, именно поэтому женщины меньше
представлены в вычислительных и
инженерных науках
Или это потому, что девочки не занимались
высшей математикой и алгеброй?
Математические навыки
24
В исследовании, проведенном Edward C.
Melhuish et al. в 2008 г., было показано, что
важнейший предиктор математических
навыков у детей – уровень образования
матери
Другие значимые предикторы включали
качество образования в начальной школе,
социально-экономический статус семьи, home
learning environment
Гендер в число значимых предикторов не
25
Почему между мужчинами и женщинами
появляется разница в успеваемости?
26
Женщины не уверены в своих
математических способностях и не ждут
успеха
Женщины могут считать математику
несоответствующей своей гендерной роли
Мальчиков больше поощряют заниматься
математикой
Test score differences between girls and boys
Разрыв в показателях в математике
между девочками и мальчиками
10
5
-5
-10
-15
-20
-25
TUR
27
KOR ITA
USA PRT
FRA POL NOR
SWE ISL
Выполнение вербальных
заданий
28
16 штатов, более 10 миллионов школьников с 3 по 11 класс
В целом девочки с вербальными заданиями справляются
лучше (d = 0.29).
Наименьшее превосходство девочки показывали в
заданиях на чтение (d = 0.19), наибольшее – в письме
(d = 0.45).
Эта разница устойчиво увеличивалась с 3 по 8 класс и
дальше сохранялась
Petersen, J. Gender Difference in Verbal Performance: a Meta
analysis of United States State Performance Assessments
Educ Psychol Rev (2018) 30: 1269.
https://doi.org/10.1007/s10648-018-9450-x
29
Гендерные стереотипы
Williams and Best (1982) провели исследование в 30 странах,
количество опрашиваемых из каждой страны составляло от
50 до 120 человек.
Использовали Контрольный список прилагательных (КСП),
состоящий из трехсот прилагательных, переведенных на
различные языки. Всех опрашиваемых просили указать,
какие прилагательные в большей степени характеризуют
женщин, а какие - мужчин.
Если более двух третей респондентов из той или иной
страны указывали одно и то же прилагательное, как
связанное с характеристикой определенного пола, данная
характеристика считалась общепринятой в соответствующей
культуре
Гендерные стереотипы
Они обнаружили высокую степень согласованности
характеристик, используемых для описания мужчин и
женщин.
– Во всех странах мужчин описывали как сильных,
активных, добросовестных, общительных, выносливых,
им приписывались такие потребности, как
доминирование, автономия, агрессия, достижение
– Женщин считали пассивными, слабыми, заботливыми,
покладистыми, им приписывались такие потребности, как
покорность, забота, аффилиация (потребность в
симпатии и внимании, в установлении отношений)
Гендерные стереотипы
Williams, Satterwhite, Best, 1999 – сравнивали 25 стран
с использованием «Большой пятерки»
Невротизм- тенденция часто испытывать
негативные эмоции, тревожность
Экстраверсия тенденция искать стимуляцию и
компанию
Открытость опыту – активное воображение,
рефлексия, интерес к новым идеям
Доброжелательность - альтруизм и сочувствие
Добросовестность организованность, дисциплина,
стремление к достижениям
Гендерные стереотипы
Williams, Satterwhite, Best, 1999 – сравнивали 25 стран с
использованием «Большой пятерки»
Результаты:
Мужчин описывали более высокими показателями по
всем измерениям, кроме «доброжелательности»; очень
высокие показатели по «добросовестности»
Женщины описывали по данному измерению намного
выше, чем среди мужчин
Гендерные различия личностных
характеристик
Costa, Terraciano, McCrae (2001) Big Five
23 000 респондентов, 26 различных культур
Женщин в среднем приписывали себе
доброжелательность и невротизм, а также один из
аспектов открытости опыту.
Мужчины больше приписывали себе один из аспектов
экстраверсии, а также другой аспект открытости
опыту, не свойственный женщинам.
Аналогичные данные были получены в исследовании
2005 года, когда просили оценить не себя, а
знакомого мужчину или женщину
Величина различий
35
Гендерные различия личностных
характеристик
Schmitt, Realo, Voracek, and Alik (2008), Big Five
55 стран, 17 000 респондентов
Женщины приписывали себе склонность к невротизму и
доброжелательности, а кроме того, к добросовестности
и к двум аспектам экстраверсии - душевности и
общительности.
Открытость опыту по-разному: в 37 культурах
преимущественно мужчины, в 18 – преимущественно
женщины
Гендерные различия личностных
характеристик
Yanna J. Weisberg, Colin G. DeYoung, and Jacob B. Hirsh
2011
Исследовали по два аспекта для каждой из пяти
основных черт личности.
В исследовании приняло участие более 2500 человек.
Так, среди аспектов экстраверсии можно выделить
энтузиазм и настойчивость, в то время как невротизм
характеризуется эмоциональной неустойчивостью и
замкнутостью.
Гендерные различия личностных
характеристик
Yanna J. Weisberg, Colin G. DeYoung, and Jacob B. Hirsh
2011
Выявили НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ гендерные различия для
каждого из 10 рассматриваемых аспектов личности:
женщинам в целом были присущи такие аспекты, как
энтузиазм, сострадание, вежливость, дисциплина,
эмоциональная неустойчивость, замкнутость и
открытость, а мужчинам - настойчивость, трудолюбие и
интеллект
Гендерные различия личностных
характеристик
Michelangelo Vianello, et al, 2013, 14 000 респондентов
Изучали эксплицитные и имплицитные методики
Респонденты группировали слова – стимулы
Выраженность гендерных различий испытуемых,
обнаруженных исследователями, оказалась
существенно ниже, чем в исследованиях, использующих
стандартные личностные опросники.
У женщин доминировали нейротизм и
доброжелательность
Гендерные различия личностных
характеристик
Michelangelo Vianello, et al, 2013, 14 000 респондентов
Выраженность гендерных
различий
Гендерные различия более выражены в более эгалитарных
странах
Например, Costa, Terraciano, McCrae (2001) по итогам
исследования респондентов из 26 стран обнаружили, что
наиболее выражены гендерные различия в странах Европы и
в Америке, а наименее – в Азии и Африке
Serge Guimond объясняет это на основе теории социального
сравнения: гендерные характеристики воспринимаются как
более выраженные в тех культурах, где более
распространено интергрупповое социальное сравнение (в
противовес ингруповому)
Гендерные различия в личностных
характеристиках
»
Эмоциональный интеллект и
эмпатия
43
Более высокий показатель эмоционального
интеллекта у женщин ( например: метаанализ 215 исследований, A.E. Johnson and D
Voyeur, Cognition and Emotion, 2014)
Более высокие показатели эмпатии у женщин
на протяжении всей жизни
Возможно также влияние биологических
факторов (больше зеркальных нейронов у
женщин)
Агрессивность
44
Метаанализ показывает более высокий уровень
агрессии у мужчин как в детском, так и во
взрослом возрасте
Физическая агрессия выше у мальчиков (d=0,55,
Archer, 2004), косвенная – у девочек (d=-0,19,
Archer, 2004)
Влияет социальный контекст
Del Giudice, Marco (2015). "Gender Differences in Personality and Social Behavior". International
Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. ResearchGate. pp. 750–756.
^Card, Noel A.; Stucky, Brian D.; Sawalani, Gita M.; Little, Todd D. (2008-10-01). "Direct and indirect
aggression during childhood and adolescence: a meta-analytic review of gender differences,
intercorrelations, and relations to maladjustment". Child Development. 79 (5): 1185–1229
Агрессивность
45
В возрасте 4 лет девочки столь же часто
проявляют агрессию, как и мальчики – 24% и
27%
Мужчины больше проявляют гнев, а
испытывают его женщины и мужчины
одинаково
Однозначная связь между уровнем
тестостерона и агрессией не установлена
Уровень тестостерона
(нанограммы на децилитр крови)
Мужчины
46
Женщины
Новорожденные и
младенцы до 7
мес.
60
1-10
1-7 лет
3
1-10
От 8 лет до
подросткового
возраста
Молодежь
100
3-30
600
15-100
60 лет
300
3-60
Тревожность и самооценка
47
Девочки проявляют больше тревожности и
страхов, чем мальчики
Возможно, одно и то же переживание
интерпретируется по-разному: у девочек его
скорее сочтут тревогой, а у мальчиков – гневом
Самооценка у мальчиков выше на протяжении
всей жизни
Males scored higher than females on physical
appearance (d = 0.35), athletic (0.41), and selfsatisfaction (0.33) (Gentile et al. 2009).
Конформность и лидерство
48
Eagly & Carli: По итогам метаанализа, женщины
более конформны, чем мужчины, но разница очень
небольшая
Также влияет пол исследователя: мужчиныисследователи чаще, чем женщиныисследовательницы, приходили к выводу о женской
конформности
По эффективности лидерства различия не
обнаружены (d=0,02), но обнаружена связь с
ситуацией и воспринимаемой ролью руководителя