Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Гендерная социализация в семье

  • 👀 424 просмотра
  • 📌 402 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Гендерная социализация в семье» pdf
Гендерная социализация в семье 1 Психологические теории гендерной социализации  Классический психоанализ З.Фрейд. - Идентификация с родителем своего пола  Психоаналитическая теория Н.Ходороу: мальчики в процессе развития сепарируются от матери и обесценивают женскую роль 2 Психологические теории гендерной социализации Теория социального научения А. Бандура  Большую роль играет наблюдение и подражание  Дети подражают людям того же пола  Мальчики получают подкрепление, когда ведут себя мужественным образом, девочки – женственным. 3 Психологические теории гендерной социализации Теория когнитивного развития Л.Колберга  Активная роль ребенка в процессе гендерной социализации  Выполнение гендерных ролей зависит от гендерной идентичности, причем она должна быть на высоком уровне  «Я мальчик, поэтому я буду делать то, что делают мальчики, и за это меня похвалят»  4 Психологические теории гендерной социализации     Три стадии гендерной идентификации: 1) базовая гендерная идентичность: к возрасту 3 лет дети твердо уже знают, мальчики они или девочки; 2) устойчивость гендерной принадлежности: несколько позже дети воспринимают половую принадлежность как постоянную; 3) гендерная согласованность: представление о своем поле становится завершенным тогда, когда ребенок осознает, что половая принадлежность постоянна во всех ситуациях, и когда его уже невозможно обмануть с помощью внешнего вида (путем переодевания или выполнением деятельности, свойственной 5 противоположному полу). Психологические теории гендерной социализации Теория гендерной схемы  Схема – структура, которая определяет восприятие и переработку информации  Две основные схемы: - разделение ин-группы и аут-группы - схемы своего собственного пола Для категоризации требуется самый базовый уровень гендерной идентичности 6 Теория гендерной схемы ADAPTED FROM MARTIN & HALVERSON, 1987. 7 Компоненты гендерной социализации когнитивный компонент - формирование представления ребенка о себе как о носителе определенного пола и о содержании типичного ролевого поведения, соответствующего его полу;  поведенческий компонент - усвоение моделей типичного для представителей того или другого пола поведения и реализацию их в жизни;  эмоциональный компонент - возникновение предпочтений, ценностных ориентаций и определенных потребностей и мотивов 8  Как происходит усвоение гендерных ролей в семье? Социальное научение: Теория гендерных схем  Родители  Дети формируют демонстрируют представление о распределение гендерных нормах гендерных ролей и подкрепляют гендерно под влиянием различных типичное поведение факторов 9 Влияние сиблингов на гендерную социализацию Есть данные о совпадении гендерных установок у сиблингов (когда старшие становятся более эгалитарными, младшие тоже)  Есть данные о расхождении: когда младшие становятся эгалитарными, старшие – более традиционными  Сестры в среднем склонны придерживаться более эгалитарных взглядов, чем братья 10  Младенческий возраст Ожидания родителей Начинаются уже на этапе ожидания ребенка Одежда ребенка Цвет, рисунки и т.д. Раннее детство Восприятие детей взрослыми  отцы чаще, чем матери, воспринимают своих детей как соответствующих гендерным стереотипам. Это особенно выражено в отношении мальчиков Поведение родителей:  матери говорят с дочерями больше, но проявляют большую чувствительность к настроению сыновей  сыновей стимулируют двигаться более активно  замечена тенденция отвечать мальчикам, если те ведут себя агрессивно. Подобные же попытки девочек обычно игнорируются 12 Ранний и дошкольный возраст Эмоциональные реакции Родители больше разговаривают с дочерями о чувствах, эмоциях, но мальчикам больше позволяют сердиться  Игры сыновей оценивают как менее агрессивные Помощь девочкам  Исследования 70 – х и 80-х гг показывали, что у мальчиков больше поддерживают самостоятельность, девочкам помогают больше.  Метаанализ 2016 г. не обнаружил значимых различий по этому параметру  Endendijk JJ, Groeneveld MG, Bakermans-Kranenburg MJ, Mesman J (2016) Gender-Differentiated Parenting Revisited: Meta-Analysis Reveals Very Few Differences in Parental Control of Boys and Girls. PLoS ONE 11(7): e0159193. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0159193 13 Дошкольный возраст Одежда  Разная степень удобства и разное отношение к опрятности Игра и игрушки  Выбор игрушек первоначально делают родители, проявляя свои представления о том, чем заполнить жизненное пространство ребенка.  К пяти годам формируются устойчивые предпочтения однополых групп, взаимодействие в которых отличается по 14 стилю. ADAPTED FROM STODDARD & TURIEL, 1985. 15 Какие игрушки нужны всем дошкольникам? Куклы и мягкие игрушки  Транспорт  Ландшафт  Домики и мебель  Конструкторы (Е.О.Смирнова)  16 Характеристики отцовского влияния Доступность (accessibility) – присутствие отца, возможность ребенка к нему обратиться  Вовлеченность (engagement) – непосредственный контакт и взаимодействие  Ответственность – выполнение повседневных задач по уходу и воспитанию  17 Точки зрения по поводу отца Функции отца отличаются  Функции отца – такие же, как функции матери  18 Функции отца (О.Г.Калина) Отец как «третий»  Отец как мужчина – источник новых, качественно иных способов взаимодействия  Отец как муж матери – ребенок осваивает семейную иерархию  Отец как представитель рода: формирование у ребенка представлений о себе как о потомке двух родов: не только материнского, но и отцовского  19 Что значит отец как «третий»? Содействие перестройке первоначально эмоционально слитных отношений ребенка с матерью  Дополняющий диаду «мать–ребенок», тот, кто поможет ребенку открыть для себя отношения, существующие за пределами первоначального эмоционального слияния.  Этот «кто-то» должен обладать тремя важным качествами: быть особенно важным для матери и ребенка; более удаленным, чем мать; способным к эмпатичному восприятию ребенка  20 Влияние отца на гендерную идентификацию Уровень маскулинности отца не важен для формирования гендерной идентичности. Идентификацию с ним ребенка облегчает степень его теплоты и эмоциональной вовлеченности.  Эмпирически было показано, что когда сыновья чувствовали отцовское принятие, они ощущали большую близость с ним и были более склонны к проявлению типичных мужских черт, независимо от степени маскулинности отцов (M.Lamb)  21 Влияние отца на гендерную идентификацию Связь между гендерной идентичностью и поведением отца не является однозначной.  Многие мальчики, растущие без отца, развивают цисгендерную идентичность  Дети гомосексуальных отцов в основном бывают гетеросексуальными 22  Гендерная социализация в неполных семьях Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, часто характеризуются эмоциональным отчуждением от родителя мужского пола и формированием симбиотической связи с матерью  Гендерная социализация в неполных семьях протекает по пути усвоения и принятия подростками традиционных ролей мужчины и женщины  У мальчиков и девочек из неполных семей чаще формируются неадекватные и противоречивые представления о женской роли и обобщенные, размытые 23 представления о мужских качествах  Гендерная социализация в неполных семьях Отсутствие в семье отца не обязательно приводит к нарушению эмоционального благополучия и формирования гендерной идентичности у подростков.  Наиболее неблагоприятным является совпадение двух факторов: отсутствие в семье отца и его эмоционально негативный или амбивалентный образ у подростка (О. Г. Калина, 2007)24  Особенности гендерной социализации у мужчин Норма статуса: социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и профессиональной успешностью  Норма твердости (физической, умственной, эмоциональной)  Норма антиженственности: необходимо избегать женских занятий и моделей поведения  25
«Гендерная социализация в семье» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot