Гендерная социализация в семье
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Гендерная социализация в
семье
1
Психологические теории
гендерной социализации
Классический психоанализ З.Фрейд.
- Идентификация с родителем своего пола
Психоаналитическая теория
Н.Ходороу: мальчики в процессе
развития сепарируются от матери и
обесценивают женскую роль
2
Психологические теории
гендерной социализации
Теория социального научения А.
Бандура
Большую роль играет наблюдение и
подражание
Дети подражают людям того же пола
Мальчики получают подкрепление,
когда ведут себя мужественным
образом, девочки – женственным.
3
Психологические теории
гендерной социализации
Теория когнитивного развития Л.Колберга
Активная роль ребенка в процессе
гендерной социализации
Выполнение гендерных ролей зависит от
гендерной идентичности, причем она
должна быть на высоком уровне
«Я мальчик, поэтому я буду делать то, что
делают мальчики, и за это меня
похвалят»
4
Психологические теории
гендерной социализации
Три стадии гендерной идентификации:
1) базовая гендерная идентичность: к возрасту 3 лет
дети твердо уже знают, мальчики они или девочки;
2) устойчивость гендерной принадлежности: несколько
позже дети воспринимают половую принадлежность как
постоянную;
3) гендерная согласованность: представление о своем
поле становится завершенным тогда, когда ребенок
осознает, что половая принадлежность постоянна во
всех ситуациях, и когда его уже невозможно обмануть с
помощью внешнего вида (путем переодевания или
выполнением деятельности, свойственной
5
противоположному полу).
Психологические теории
гендерной социализации
Теория гендерной схемы
Схема – структура, которая определяет
восприятие и переработку информации
Две основные схемы:
- разделение ин-группы и аут-группы
- схемы своего собственного пола
Для категоризации требуется самый
базовый уровень гендерной идентичности
6
Теория гендерной схемы
ADAPTED FROM MARTIN &
HALVERSON, 1987.
7
Компоненты гендерной социализации
когнитивный компонент - формирование
представления ребенка о себе как о
носителе определенного пола и о
содержании типичного ролевого поведения,
соответствующего его полу;
поведенческий компонент - усвоение
моделей типичного для представителей того
или другого пола поведения и реализацию
их в жизни;
эмоциональный компонент - возникновение
предпочтений, ценностных ориентаций и
определенных потребностей и мотивов
8
Как происходит усвоение гендерных ролей в
семье?
Социальное научение: Теория гендерных
схем
Родители
Дети формируют
демонстрируют
представление о
распределение
гендерных нормах
гендерных ролей и
подкрепляют гендерно под влиянием
различных
типичное поведение
факторов
9
Влияние сиблингов на
гендерную социализацию
Есть данные о совпадении гендерных
установок у сиблингов (когда старшие
становятся более эгалитарными,
младшие тоже)
Есть данные о расхождении: когда
младшие становятся эгалитарными,
старшие – более традиционными
Сестры в среднем склонны
придерживаться более эгалитарных
взглядов, чем братья
10
Младенческий возраст
Ожидания родителей
Начинаются уже на этапе ожидания
ребенка
Одежда ребенка
Цвет, рисунки и т.д.
Раннее детство
Восприятие детей взрослыми
отцы чаще, чем матери, воспринимают
своих детей как соответствующих
гендерным стереотипам. Это особенно
выражено в отношении мальчиков
Поведение родителей:
матери говорят с дочерями больше, но
проявляют большую чувствительность к
настроению сыновей
сыновей стимулируют двигаться более
активно
замечена тенденция отвечать мальчикам,
если те ведут себя агрессивно. Подобные
же попытки девочек обычно игнорируются
12
Ранний и дошкольный возраст
Эмоциональные реакции
Родители больше разговаривают с дочерями о
чувствах, эмоциях, но мальчикам больше позволяют
сердиться
Игры сыновей оценивают как менее агрессивные
Помощь девочкам
Исследования 70 – х и 80-х гг показывали, что у
мальчиков больше поддерживают самостоятельность,
девочкам помогают больше.
Метаанализ 2016 г. не обнаружил значимых различий
по этому параметру
Endendijk JJ, Groeneveld MG, Bakermans-Kranenburg MJ, Mesman J (2016)
Gender-Differentiated Parenting Revisited: Meta-Analysis Reveals Very Few
Differences in Parental Control of Boys and Girls. PLoS ONE 11(7): e0159193.
https://doi.org/10.1371/journal.pone.0159193
13
Дошкольный возраст
Одежда
Разная степень удобства и разное
отношение к опрятности
Игра и игрушки
Выбор игрушек первоначально делают
родители, проявляя свои представления о
том, чем заполнить жизненное
пространство ребенка.
К пяти годам формируются устойчивые
предпочтения однополых групп,
взаимодействие в которых отличается по
14
стилю.
ADAPTED FROM STODDARD
& TURIEL, 1985.
15
Какие игрушки нужны всем
дошкольникам?
Куклы и мягкие игрушки
Транспорт
Ландшафт
Домики и мебель
Конструкторы
(Е.О.Смирнова)
16
Характеристики отцовского
влияния
Доступность (accessibility) –
присутствие отца, возможность
ребенка к нему обратиться
Вовлеченность (engagement) –
непосредственный контакт и
взаимодействие
Ответственность – выполнение
повседневных задач по уходу и
воспитанию
17
Точки зрения по поводу отца
Функции отца отличаются
Функции отца – такие же, как функции
матери
18
Функции отца (О.Г.Калина)
Отец как «третий»
Отец как мужчина – источник новых,
качественно иных способов
взаимодействия
Отец как муж матери – ребенок
осваивает семейную иерархию
Отец как представитель рода:
формирование у ребенка
представлений о себе как о
потомке двух родов: не только
материнского, но и отцовского
19
Что значит отец как «третий»?
Содействие перестройке первоначально
эмоционально слитных отношений ребенка
с матерью
Дополняющий диаду «мать–ребенок», тот,
кто поможет ребенку открыть для себя
отношения, существующие за пределами
первоначального эмоционального слияния.
Этот «кто-то» должен обладать тремя
важным качествами: быть особенно важным
для матери и ребенка; более удаленным,
чем мать; способным к эмпатичному
восприятию ребенка
20
Влияние отца на гендерную
идентификацию
Уровень маскулинности отца не важен для
формирования гендерной идентичности.
Идентификацию с ним ребенка облегчает
степень его теплоты и эмоциональной
вовлеченности.
Эмпирически было показано, что когда
сыновья чувствовали отцовское принятие,
они ощущали большую близость с ним и
были более склонны к проявлению
типичных мужских черт, независимо от
степени маскулинности отцов (M.Lamb)
21
Влияние отца на гендерную
идентификацию
Связь между гендерной
идентичностью и поведением отца не
является однозначной.
Многие мальчики, растущие без отца,
развивают цисгендерную
идентичность
Дети гомосексуальных отцов в
основном бывают
гетеросексуальными
22
Гендерная социализация в неполных
семьях
Подростки, воспитывающиеся в неполных
семьях, часто характеризуются
эмоциональным отчуждением от родителя
мужского пола и формированием
симбиотической связи с матерью
Гендерная социализация в неполных семьях
протекает по пути усвоения и принятия
подростками традиционных ролей мужчины
и женщины
У мальчиков и девочек из неполных семей
чаще формируются неадекватные и
противоречивые представления о женской
роли и обобщенные, размытые
23
представления о мужских качествах
Гендерная социализация в
неполных семьях
Отсутствие в семье отца не
обязательно приводит к нарушению
эмоционального благополучия и
формирования гендерной
идентичности у подростков.
Наиболее неблагоприятным является
совпадение двух факторов: отсутствие
в семье отца и его эмоционально
негативный или амбивалентный
образ у подростка (О. Г. Калина, 2007)24
Особенности гендерной
социализации у мужчин
Норма статуса: социальная ценность
мужчины определяется величиной его
заработка и профессиональной
успешностью
Норма твердости (физической,
умственной, эмоциональной)
Норма антиженственности:
необходимо избегать женских занятий
и моделей поведения
25