Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция «Гендерная манипуляция в сфере межличностных отношений»
Образовательная цель: изложить основные теоретические концепции, данные эмпирических исследований гендерной психологии, а также методические возможности изучения гендерной проблематики.
Воспитательная цель: развить способность противостоять гендерной манипуляции и не становиться манипулятором самому основывается на соблюдении двух условий – умения конструктивно общаться и умения ориентироваться в гендерных проблемах.
Развивающая цель: показать прикладные аспекты изучения гендера, сформировать у студентов профессиональные навыки работы с учетом гендерных различий.
Практическое направление: проведение индивидуальных психологических консультаций по гендерным проблемам в межличностных отношениях
Тип урока: комбинированный, лекция с элементами беседы, рассуждений, заданий с объяснением
Методы обучения: словесный (рассказ - объяснение); практический (упражнения)
Структура:
1. Организационная часть (2-3мин.)
2.Актуализация опорных знаний и способов действия (10-15 мин.)
3.Сообщение новой темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала (40-48 мин.)
4. Закрепление нового материала 15-20 мин.)
5.Задание на дом (3-5 мин.)
6. Подведение итогов (3-5 мин.)
Цель занятия: изучение манипуляции как феномена межличностных гендерных отношений.
Оснащение: для проведения занятия необходима доска, а также раздаточный материал в необходимом количестве.
Порядок работы
Этап 1. Обсуждение содержания феномена манипуляции. Общая характеристика манипулятивного поведения. Тактические приемы манипуляции.
Этап 2. Знакомство с понятием гендерной манипуляции. Характеристика макиавеллизма. Рассмотрение однородности характеристик манипулятивной направленности среди мужчин и женщин. Тест “Мак Шкала” на определение степени макиавеллистичности личности.
Этап 3. Групповая дискуссия «Гендерная манипуляция: за и против».
Этап 4. Подведение итогов занятия.
Этап 1. Обсуждение содержания феномена манипуляции
Цель: актуализация знаний о манипуляции как форме социально–психологического воздействия. Предоставление новой информации о феномене манипуляции.
Задание «Ассоциации»
Предполагается, что студенты уже имеют представления о манипуляции. Для того чтобы актуализировать знания студентов о феномене манипуляции, а также привлечь их личный опыт, проводится задание «Ассоциации». Когда все ответы студентов зафиксированы на доске, преподаватель диктует определение манипуляции, обращаясь к ассоциациям студентов, подчеркивая связь ответов, данных студентами, с содержанием определения манипуляции, данного преподавателем.
По завершении этой работы преподаватель кратко информирует студентов о феномене манипуляции (специфика, технология, приемы и т. п.).
Манипуляция - это разновидность скрытого речевого воздействия, направленного на достижение собственных целей субъекта воздействия, которые не совпадают с намерениями или противоречат желаниям и интересам объекта воздействия, при этом осуществляется неосознаваемый со стороны объекта контроль над его сознанием с помощью искаженной, необъективной подачи информации, зафиксированной в тексте [Штайн].
Манипуляция – это психологическое воздействие, направленное на человека, заставляющее его действовать в соответствии с целями манипулятора. Манипулирование основано на понимании других. Навыки манипулирования включают в себя понимание целей, намерений, причин поступков, особенностей личности. В контексте вышеизложенного нам представляется актуальным исследование и выявление личностных характеристик, связанных с пониманием манипуляции.
Ведущие отечественные психологи Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, говорили, что в любом психологическом акте есть не только отражение, но и отношение субъекта к миру. Применительно к психологическим исследованиям понимания манипуляции – это один из центральных тезисов. Понимание всегда включает отношение. Следовательно, можно предположить существование двух типов понимания манипуляции. Это «понимание-принятие» и «понимание-отвержение», которые строятся на отношении субъекта к ситуации. Как люди относятся к ситуации, так ее и понимают.
Манипуляция - это вид воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент. Манипуляция - искусное побуждение другого к достижению косвенно вложенной манипулятором цели [Доценко, С. 165-167].
В переносном значении манипуляция определяется как акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка.
В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция - это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.
Рассмотрение манипуляции как специфического вида психологического воздействия предполагает выделение двух сторон данного коммуникативного процесса. Одна из сторон выступает как инициирующая и осуществляющая манипуляцию, как субъект воздействия - это манипулятор. Вторую сторону, на которую направлено манипулятивное воздействие и которая выступает в качестве объекта манипуляции, обозначают как манипулируемого. В процесс манипулятивного воздействия может вовлекаться третий участник, посредник, транслирующий обработанную манипулятором информацию.
Наиболее существенными особенностями манипуляции (как общественным, так и индивидуальным сознанием) можно считать следующие:
1) объект манипуляции не осознает осуществляемое над ним воздействие, что обусловлено сокрытием истинных целей манипулятора;
2) манипулятор осуществляет воздействие не только на сферу сознательного (разум), но и на сферу бессознательного (инстинкты, эмоции, потребности);
3) манипулятор управляет отношением объекта манипуляции к предметам и явлениям окружающего мира в заданном русле;
4) манипулятор устанавливает контроль над мыслями, чувствами, поведением, отношениями и жизненными установками объекта манипуляции;
5) манипулятор оперирует подачей информации, которая в результате претерпевает значительные изменения (дезинформация, селекция, умолчание и др.) и свидетельствует о намеренном искажении фактов действительности.
Отношения одного человека с другим могут быть рассмотрены с разных позиций. Один из возможных ракурсов предполагает акцент на том, что человек в отношениях с другим стремится к реализации своих личных целей и другой человек рассматривается им как сподвижник в достижении этих целей, а иногда как «инструмент», обладающий необходимыми ресурсами и возможностями.
В анализе современной социальной ситуации в России авторы нередко в качестве особенности выделяют возрастание манипулятивной направленности как в действиях коллективных (общественных) авторов, так и в активности отдельных людей. Это связывают с особенностями рыночного характера общественного устройства в нашей стране, когда в отношениях между людьми превалирует субъект-объектная направленность.
Манипулятор:
- старается слишком приблизиться или, наоборот, отдалиться, нарушая границы вашего психологического пространства или разрывая необходимую дистанцию для контакта;
- принимает закрытые позы, систематически подпирает голову или излишне суетится;
- часто играет фактами вашего прошлого делового опыта: он досконально изучил, знает ваши сильные и слабые стороны;
- старается вводить в разговор философские темы, а заодно пытается выяснять ваши идеалы, жизненную миссию и обыгрывает это;
- льстит, завышая значимость ваших слов или действий;
- часто упоминает ваш или свой статус, ненавязчиво обозначая, что кто-то из вас выше / ниже;
- драматизирует ситуацию, создает у вас состояние тревожности, а затем использует это;
- часто ссылается на третьих лиц;
- скрытно проверяет ваши знания, возможности;
- навязывает свои услуги;
- нередко отвечает уклончиво;
- подстраивается к вашему поведению, позам, речи;
- четко распределяет роли в своей переговорной команде: злой -добрый, дотошный - благодушный, провокатор - примиритель и т.п.;
- в нужный момент при помощи неожиданных вопросов старается изменить ход беседы в выгодную для себя сторону;
- перед принятием важного решения начинает торопить вас;
- выбирает по собственной инициативе неудобное для вас время.
Если разные стороны коммуникации посредством различных ведущих имеют разные коммуникативные стратегии, то мы имеем дело со стратегическим поединком в процессе коммуникации. Конфликт позиций не всегда является конфликтом стратегий, т.е. стратегическим поединком.
Существует целый ряд тактических приемов манипуляции:
1. Вопросы-капканы. Эти вопросы делятся на три группы:
- альтернатива: к этой группе относятся такие вопросы, при помощи которых оппонент максимально сужает ваш выбор, оставляя только один вариант, по принципу «или - или». Эти искусно сформулированные вопросы оказывают внушительное воздействие и относительно хорошо заменяют все констатации и утверждения (Или ты исчезнешь сам отсюда, или я помогу тебе это сделать?);
- вымогательство: этими вопросами оппонент пытается получить как бы двойное преимущество. С одной стороны, он стремится убедить вас согласиться с ним, а с другой стороны, оставляет лишь одну возможность -пассивно защищаться;
- контрвопросы: данный вид вопросов наиболее часто используется в ситуации, когда оппонент не может ничего противопоставить вашим аргументам или не хочет отвечать на конкретно поставленный вопрос. Он ищет любую лазейку, чтобы снизить весомость ваших доказательств и уйти от ответа.
2. Высокая скорость обсуждения. При общении используется быстрый темп речи, и воспринимающий доводы оппонент не в состоянии их «обработать». В этом случае быстро меняющийся поток мыслей просто сбивает с толку собеседника и вводит его в состояние дискомфорта.
3. Чтение мыслей на подозрение. Смысл уловки состоит в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения: Do you think I’m persuading you? But You are mistaken! (Да я тебя и не уговариваю. Но ТЫ все-таки ошибаешься!).
4. Повторение (Антон, я с Вами разговариваю, Вы вообще слышали меня?).
З. Демонстрация обиды (например, манипулятор перестает разговаривать с манипулируемым, игнорирует его).
6. Лестные обороты речи. Особенность этой уловки состоит в том, чтобы, обсыпав оппонента лестью, намекнуть ему, как много он может выиграть или, напротив, проиграть, если будет упорствовать в своем несогласии. Примером лестного оборота речи может служить высказывание (Ты же умный, поэтому обязательно заметишь, что...).
7. Сведение аргумента к частному мнению. Цель этой уловки - обвинить оппонента в том, что приводимые им доводы в защиту своего тезиса или же для опровержения вашего утверждения есть не что иное, как всего-навсего личное мнение, которое, как и мнение любого другого человека, может быть ошибочным.
8. «Уход» от нежелательного обсуждения. Можно уйти от нежелательной дискуссии, прибегнув к пышной речи с яркими эпитетами и красноречивыми междометиями. Еще один способ уйти от нежелательных обсуждений - шутка: (Я вообще не удивлен. Простите, но мне нужно выйти.).
С психологической точки зрения следует различать манипуляцию, осознаваемую и неосознаваемую самим манипулятором. Проблема осознанности / неосознанности оказываемого воздействия актуальна только для адресата, поскольку эффективность воздействия и опознавание цели данного воздействия во многом зависят от его коммуникативной компетенции. Осознаваемая субъектом манипуляция может быть социально желанной или, наоборот, неодобряемой. В первом случае речь идет о манипуляции, которую человек совершает из лучших побуждений, желания помочь ближнему, во втором - манипуляция направлена исключительно на получение собственной выгоды. Иногда человек должен манипулировать другими для достижения положительного для всех результата.
Неосознаваемая манипуляция проявляется в самых разных ситуациях, например, таком межличностном общении, когда один из собеседников лжет другому. Ложь нередко оказывается внешним проявлением защитных механизмов личности.
Этап 2. Знакомство с понятием гендерной манипуляции. Макиавеллизм.
Цель: исследование специфики гендерной манипуляции. Изучение условий, влияющих на развитие манипуляции в отношениях, на основе личного опыта студентов.
В межличностных отношениях манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»). Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.
Задание 1
«Работа с примером гендерной манипуляции» (пример гендерной манипуляции дан в приложении). Преподаватель раздает студентам напечатанные ранее листы с описанием примера манипуляции, взятого из литературы, и предлагает с ним ознакомиться.
Для обсуждения предлагаются следующие вопросы.
1. Кто в данном примере является манипулятором? Какую цель преследует манипулятор?
2. Какие мишени воздействия выбирает манипулятор? Как происходит психологическая настройка адресата манипуляции?
3. Является ли манипуляция успешной? Почему?
4. Можно ли было избежать манипуляции? Каким может быть поведение адресата манипуляции в этом случае? (Приложение)
С точки зрения психологии естественно взять такую базовую характеристику любого общества, как половую принадлежность, и исследовать возможные различия манипулятивной направленности с этого ракурса. Это было осуществлено в исследовании А.О. Руслиной, в котором выявлены различия в отношении к манипуляции у мужчин и женщин. Мужчины, трактуя определенные отношения между людьми как манипуляцию, значимо чаще женщин склонны «принимать» такое отношение. Женщины значимо чаще проявляют отрицательное отношение к манипулированию, т.е. склонны «отвергать» манипулятивное поведение в отношениях.
Из результатов исследования следует, что манипулятивная ориентация в общении также связана с определенными свойствами личности. Одним из таких свойств, которое находится в наиболее тесной связи с манипуляцией, является макиавеллизм. Более того, анализ проявлений этого свойства позволяет утверждать, что макиавеллизм является одним из психологических оснований манипуляции.
Понятие «макиавеллизм» используется для обозначения склонности человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. То есть субъект с макиавеллистскими тенденциями склонен скрывать свои истинные намерения, добиваясь того, чтобы действия другого человека носили определенный характер и направленность. Макиавеллизм как личностная особенность включает: (а) убеждение субъекта в том, что другими людьми можно и нужно манипулировать; (б) способности, конкретные навыки и умения манипуляции.
Одним из свойств личности, которое в наибольшей степени связано с манипуляцией является макиавеллизм. Макиавеллизм в современной психологии описывается двумя главными характеристиками: во-первых, убеждением субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать и, во-вторых, навыками, умениями манипулирования. Можно предположить, что люди с высокими показателями по опроснику макиавеллизма личности (Мак-шкале) в большей степени принимают манипуляцию, основанную на безоговорочном принятии общения с другим человеком как с бездушной вещью, превращении его в объект манипуляций, а испытуемые с низкими показателями, наоборот, считают ее недопустимой.
В своем исследовании А.О. Руслина выяснила, что макиавеллисты имеют более высокие показатели манипулятивной направленности в общении ^=6,25 и M=4,40; p<0,025). Такие результаты характерны как для мужчин, так и для женщин, однако по биномиальному критерию различия между мужчинами и женщинами оказались не значимы. Вместе с тем в других исследованиях показано, что уровень макиавеллизма выше у мужчин, чем у женщин.
Таким образом, складываются основания для вывода о меньшей склонности женщин к манипулированию другим в ситуациях общения. Но этот вывод относится к женщинам в целом в их сравнении с мужчинами.
Задание 2
Пройти тест “Мак Шкала” на определение степени макиавеллистичности личности и определить степень склонности студентов к манипулированию. Тест используется как раздаточный материал. Студенты определяют насколько они склонны манипулировать в межличностных отношениях.
https://blog.zigmund.online/psihologicheskie-testy/test-na-opredelenie-lichnosti/
Естественно возникает вопрос об однородности характеристик манипулятивной направленности среди женщин. Мы предположили, что степень манипулятивной направленности личности и ее готовность к манипулированию в поведении могут у одного и того же человека различаться в зависимости от того, с кем он взаимодействует. Конкретизируя это предположение, мы привлекли к исследованию молодых женщин: незамужних и состоящих в браке. Возможно, что возрастающее в ситуации брачных отношений значение мужчины в выстраивании женщиной ее бытия повлечет возрастание манипулятивных тенденций с ее стороны.
Рассмотрение личности с позиции гуманистической психологии предполагает акцент на свойственной человеку интенции самоактуализации, на его стремлении «состояться во всей полноте своего потенциала» (А. Маслоу). Возможность и содержание самоактуализации, то, с какой полнотой человек реализует себя в мире, зависят от обстоятельств его жизни. Среда может благоприятствовать или препятствовать интенции самоактуализации. В последнем случае принято говорить о «социальных прессах» (А.Ангьял). Бытие с Другим, или со-бытие, следует отнести к таким средовым обстоятельствам, в которых человек с присущей ему интенцией самоактуализироваться пытается «состояться во всей полноте своего потенциала», селектируя возможные виды активности, возможные социальные роли, побуждая при этом партнера к действиям, которые обеспечат желанный эффект. Различия в ценностных представлениях, конкуренция в условиях ограниченных ресурсов и прочие причины, расцениваемые как помеха в достижении необходимых условий бытия, могут побудить человека к манипулированию другим.
В условиях социокультурного транзита современного общества, сопровождающегося гендерными трансформациями, женщина и мужчина по-разному позиционированы как субъекты брачного события. При этом в связи с изменившейся позицией женщины в обществе она выступает более активным субъектом преобразований содержания брачного события, ориентируя его в большей степени на цели, связанные с ее собственным самоосуществлением как личности.
В рамках брака как культурно закрепленной формы со-бытия партнеров со сложившимися у них на рефлексивном и практическом уровне ожиданиями и нормами может возникать конфликт между женской версией брачного проекта, обеспечивающего ей возможность личностной самореализации в различных пространствах бытия, и мужской версией брака, ориентированной на функции семьи как самодостаточные ценности.
Исследования показали, что ценностная ориентированность на предпочитаемые виды активности, стремление к подтверждению определенной личностной идентичности обусловливают содержание брачного проекта, к которому женщина готова психологически. Но поскольку брак - это сложившаяся социальная форма с закрепленными в общественном сознании нормами события партнеров и соответствующими этим нормам социальными регуляторами, то возникает противоречие (конфликт) между женской версией брачного проекта, обеспечивающего ей возможность самореализации, и сложившейся в культуре моделью брачных отношений. При этом для развития женщины как личности, для обретения ею личностной идентичности брак продолжает сохранять большее значение (в сравнении с мужчиной). Исследования показали, что у женщины в супружеском со-бытии превалируют неспецифические для института брака ценности: социальная активность, привлекательная внешность, эмоционально-психотерапевтическая поддержка, которые демонстрируют субъектную ориентированность женщины на самоосуществление посредством брака [Танасов].
Исследователи Танасов Г.Г., Сысоева О.А. пришли к следующему выводу: “Женщины, состоящие в браке, более склонны к манипулированию партнером, нежели женщины, не состоящие в браке” (у них нет выхода, до брака они выбирают, а потом только управляют).
Ими были получены следующие результаты:
1. Особенности обыденных представлений о содержании «манипуляции» контент-анализ высказываний, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения», позволил выделить особенности представлений о содержании манипуляции (единицей анализа являлась фраза):
- способ управления человеком ради собственной выгоды - 57%;
- сознательное или неосознанное принуждение другого - 21%;
- давление на человека вопреки его воле - 14%;
- влияние на результат - 7%;
- «идти на поводу» - 3%;
Обобщение проанализированных высказываний позволяет следующим образом определить феномен, который респонденты обозначают как манипуляцию. Это - сознательный или неосознанный способ управления человеком, вопреки его воле, ради выгоды манипулятора.
С помощью теста «Манипулятор» у женщин, состоящих и не состоящих в браке, был измерен уровень манипулятивной направленности (в процентах). Полученные результаты представлены в таблице 1.
Средние значения выраженности манипулятивной направленности у женщин, состоящих и не состоящих в браке
Женщины-респонденты , Манипулятивная направленность, %
Состоящие в браке 63,3
Не состоящие в браке 56,3
Очевидно, что уровень манипулятивной направленности выше у женщин, состоящих в браке. Соответственно у женщин, состоящих в браке, склонность управлять партнером (манипулировать) более выражена, нежели у женщин, не состоящих в браке (р<0,01).
Использование манипуляции в отношениях замужними и незамужними женщинами.
Контент-анализ высказываний, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения», позволил выявить отношение женщин к феномену «манипуляции» и готовность применять манипуляцию в отношениях с партнером-мужчиной.
Незамужние женщины 62,5% случаев манипулируют партнером, объясняя это тем, что хотят от него чего-то добиться, получить выгоду. 25 % незамужних респонденток стараются не манипулировать и не манипулируют. 12,5 % женщин признались в том, что иногда используют манипуляцию, но делают это неосознанно.
Анализ высказываний замужних женщин позволяет заключить, что эта категория респонденток в 100% случаев манипулируют партнером (супругом), объясняя это тем, что хотят от него чего-то добиться, получить нужное.
Незамужние женщины считают, что манипулировать партнером, значит, проявлять изобретательность, актёрство (37,5%), эгоизм (25%), сознательное желание лучшего результата (12,5%), интерес к его деятельности (12,5%).
Замужние женщины в манипулировании партнером видят необходимость, так как «что-то нужно» (67%), и проявление «разума» (33%).
Все участвовавшие в исследовании замужние женщины и 75% незамужних респонденток оценивают манипуляции по отношению к партнеру прагматично, как нечто положительное («если тебе это приносит пользу, значит, это хорошо»). И только 25% незамужних женщин склонны считать, что манипулирование - это проявление эгоизма и в этом нет ничего хорошего.
Незамужние женщины считают, что манипулировать партнером нужно аккуратно, осторожно (37,5%) и только в крайних случаях (25%), когда «я права, а он не согласен» (12,5%). «Манипулировать вообще не нужно», - считают 25% респонденток. Замужние женщины считают, что манипулировать нужно, но аккуратно, чтобы «не перестараться» (100%).
Незамужние женщины утверждают, что манипулировать партнером можно, когда ничего другого не остается (50%), для вашего блага (25%). Вообще нельзя - считают 12,5% респонденток.
Замужние женщины считают, что манипулировать можно, когда есть потребность (67%) и это не навредит (33%).
В семейной жизни по представлениям незамужних женщин манипулирование недопустимо, т.к. разрушает отношения (62,5%). Но 32,5% незамужних респонденток считают, что это неотъемлемая часть взаимоотношений.
Рассмотрим виды манипулирования, используемые женщинами, состоящими и не состоящими в браке.
Однофакторный дисперсионный анализ позволил выявить статистически значимые отличия (р<0,1) в использовании манипулятивных техник у женщин, состоящих и не состоящих в браке. В таблице 2 представлены результаты, характеризующие частоту использования женщинами определенных видов манипулирования партнером-мужчиной.
Таблица 2.
Виды манипулирования, используемые женщинами, состоящими и не состоящими в браке (в %).
Виды манипулирования Женщины, состоящие в браке Женщины, не состоящие в браке
Вызвать жалость 75 8,6
Игра в маленькую, беззащитную девочку 62,5 13
Плаксивость, слёзы 20 4,4
Упреки 17,5 0
«Говорю то, что хочет услышать», обман 15 26
Шантаж, торг, «а помнишь, ты мне обещал» 15 4,4
Обольщение, секс 12,5 13
Ласка, гиперзабота 10 17,4
Лесть и похвала 10 13
Молчание 10 0
Демонстрация обиды 10 13
Игра в детство 10 4,4
Болезнь, недомогание 7,5 13
Демонстрация усталости 7,5 8,6
Вкусная еда, романтический ужин 5 8,6
Скандал, истерика 5 4,4
Грамотная шутка, юмор 0 4,4
Уговоры, просьбы 0 8,6
Представленные в таблице данные демонстрируют различия между женщинами, состоящими в браке, и незамужними женщинами. Если для первых основные виды манипулятивного влияния - это вызвать жалость, изобразив беззащитность маленькой девочки, расплакавшись и «осыпав» мужчину упреками, то для вторых основные инструменты манипулирования - это «говорю то, что хочет услышать», лесть и похвала; ласка и преувеличенная забота; обольщение и секс.
Таким образом, если в первом случае в мужчине пытаются пробудить защитника, уже взявшего на себя определенные обязательства, то во втором случае - его соблазняют. Это различие в ролевой позиции женщины с мужчиной обусловливает «набор» преобладающих манипулятивных техник. Любопытно и то, что женщины не используют весь арсенал средств и способов манипуляции. Если незамужние женщины склонны использовать шутливый тон, а также уговоры и просьбы в попытках добиться нужного от мужчины, то жены этими приемами, по сути, пренебрегают. С другой стороны, жены склонны упрекать и наказывать молчанием, добиваясь нужного, а незамужние женщины не прибегают к этим инструментам.
В завершение отметим, что одним из основных параметров, характеризующих супружеские отношения, является удовлетворенность браком. Интерес ученых к этой проблеме огромен. Проблемой удовлетворенности браком занимались (Ю.Е. Алешина, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, В.К. Мягер, Г. Навайтис, Н. Римашеская, Д. Ванной и др.). Мы допустили возможность связи между склонностью к манипулированию партнером и удовлетворенностью браком. Корреляционный анализ позволил обнаружить положительную связь (г=0,48 р<0,001) между манипулятивной направленностью и удовлетворенностью браком. Иначе говоря, использование женщиной манипулятивных приемов в отношениях с мужем непосредственно взаимосвязано с ее удовлетворенностью супружескими отношениями.
Этап 3. Групповая дискуссия «Гендерная манипуляция: за и против».
Цель: оценка этической стороны гендерной манипуляции.
Для оценки гендерной манипуляции проводится групповая дискуссия «Гендерная манипуляция: за и против».
Студенты делятся на две группы. Первой группе дается задание выявить положительные стороны манипуляции, доказать утверждение «гендерная манипуляция – это хорошо, полезно, эффективно»; второй группе соответственно требуется определить отрицательные стороны манипуляции и доказать утверждение «гендерная манипуляция – это плохо, небезопасно, неэффективно». При этом преподаватель не ставит акцент на этической стороне манипуляции, что с большой вероятностью приводит к однозначной отрицательной оценке манипуляции студентами. После продумывания и обсуждения студентами аргументов за гендерную манипуляцию и против нее преподаватель предлагает представителю каждой группы выразить общее мнение, а затем просит студентов дать общую оценку гендерной манипуляции.
Как правило, это задание вызывает бурную дискуссию, которая в итоге заходит в тупик. Задача преподавателя – подвести студентов к выводу, что использование/неиспользование гендерной манипуляции – индивидуальное решение человека, зависящее от особенностей взаимодействия в каждой конкретной ситуации.
Примеры манипуляций в литературе:
Больше всего, как отечественная, так и мировая литература содержат иллюстрации по манипулятивной технике. В данном случае под манипуляцией понимается скрытое воздействие на жертву (человека или группу людей) с целью добиться от них определенного поведения, необходимого исполнителю манипуляции (манипулятору).
Элементарный, но от этого не менее эффективный метод манипулятивной техники представляет аттракция, точнее, один из ее видов - лесть. Самый яркий пример аттракции басня Крылова «Ворона и лисица». Да и сын Папы Карло, возможно, пустился бы в другие приключения, не повстречай он на своем пути Лису Алису и Кота Базилио, не скупившихся на комплименты в виде таких эпитетов как «умненький, щедренький Буратино».
Относительно прост метод искусственного повышения ценности. Наверняка, при этих словах многим вспомнится ставшая уже канонической история Тома Сойера с покраской забора. Любимый племянник тети Поли сумел настолько виртуозно сформировать побудитель-мишень для своих жертв, что насмехавшиеся вначале мальчишки, в конце концов, умоляя Тома, предлагали ему свои самые ценных сокровища за возможность самим покрасить забор.
Метод негативно-парадоксального внушения – это определение, на первый взгляд, звучит достаточно туманно. А на самом деле, его суть более чем исчерпывающе проиллюстрирована в одной из « Сказок Дядюшки Римуса» американского писателя Джоэля Харриса. Помните, когда Братец Лис, наконец, поймав Братца Кролика, обдумывал способы самого страшного наказания, тот все время твердил: «Делай со мной, что хочешь, только не бросай меня в терновый куст»? А, когда, окончательно разозлившись, Братец Лис, бросил его туда, то к своей досаде, услышал, что терновый куст для хитрого представителя семейства зайцевых – родной дом.
Всем памятен и знаменитый эпизод из романа Юлиана Семенова « Семнадцать мгновений весны»: «Штирлиц знал, что запоминается только последняя фраза. Если кто-либо спросит, зачем приходил Штирлиц, Холтофф ответит - за снотворным». Но не все знают, что это пример и метода отвлечения, и ломки шаблона одновременно. Заявление о бессоннице сбило с мысли собеседника штандартенфюрера и не позволило заметить, что тот проявлял повышенный интерес к чемодану русской радистки. Кстати, Штирлиц при случае мог воспользоваться и приемом киллинга, суть которого состоит в том, чтобы критиковать не слова человека, а его самого. И все-таки, в качестве иллюстрации этого метода больше подходит эпизод из повести Бориса Бедного «Девчата», где возвышенный разговор о любви, заведенный Тосей не понравился красавице Анфисе. Оскорбив Тосю, она ввела в сознание слушателей тезис о том, что идея маленькой поварихи плохая, а потом в полном соответствии с законами нейролингвистического программирования, спор превратился в обычную перепалку. «Анфиса резко сменила фронт атаки и цепкими глазами обежала Тосю с макушки до пяток.
- Много о себе воображаешь, а ноги у тебя, между прочим, вульгарные!
- Какие, какие? - не на шутку забеспокоилась Тося и недоуменно покосилась на свои ноги, которые всю жизнь верой и правдой служили ей, не раз выручали Тосю из беды, а теперь вот, выясняется, были не такие, как надо.
- Вуль-гар-ны-е. Загляни в словарь, все польза будет!
По неучености своей Тося не ведала, что означает Анфисино ругательное слово, и от этого ей стало еще обидней».
Частенько в паре с Киллингом идет и императив негативных намерений. Манипулятор, использующий императив, просто начинает искать вину человека в любых вещах и поступках, о которых он говорит, в том числе, самых позитивных. Задачей ИНН является загнать человека в кольцо бесконечных оправданий, чтобы не дать ему завладеть ходом дискуссии.
Типичный пример ИНН продемонстрирован во время заседания королевского суда в сказке Кэрролла « Алиса в стране чудес»:
- Сними-ка свою шляпу! – велел Король.
-Она не моя! – ответил шляпник.
-Краденая! – воскликнул Король, оборачиваясь к присяжным, которые незамедлительно этот факт увековечили».
Ложный выбор импликатуры предоставляет собеседнику или аудитории фиктивную возможность выбора, создавая видимость их доброго согласия. Если это определение не совсем понятно, то вспомните, как один из величайших литературных манипуляторов Карлсон, спрашивал у фрекен Бок: «Ты давно перестала пить коньяк по утрам?»
Карлсон не только талантливо манипулировал другими, но и блестяще владел приемами саморегуляции и самопрограммирования, при всяком удобном и неудобном случае применяя аффирмацию. А это ничто иное, как фраза, содержащая вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющая требуемый образ или установку в подсознании. И если вы вспомните, как часто он называл себя самым лучшим низводителем домомучительниц, борцом с жуликами, уборщиком, художником, поедателем конфет, тефтелек, другом, няней, внуком, а то и просто умным, талантливым красавцем в полном расцвете сил, то станет ясно, что если не в подсознании окружающих, то в его собственных глазах так оно и было.
Захват воображения и воодушевление грандиозностью замечательно проиллюстрированы в романе Ильфа и Петрова « 12 стульев». Помните тот отрывок, где он выступал перед васюкинскими шахматистами-любителями. Начинался он так: «Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.
- Да! - кричал он. - Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний!», а заканчивался кратким, но емким предложением: «Энтузиазм дошел до апогея».
Великий комбинатор, противостоять которому, с жалкой попыткой киллинга « Сам дурак!» пытался только отец Федор, пожалуй, самый гениальный, из всех литературных манипуляторов в своем арсенале имел не только 400 относительно честных способов отъема денег у населения, но и множество манипуляционных уловок. Вот лишь краткий перечень: самомаркировка авторитетности, иначе говоря, самореклама с помощью различных выдуманных мыслимых и немыслимых титулов и званий, с целью вызова уважения и боязни; ссылка на авторитет и доверительные высказывания; позиция оскорбленности и еще множество техник, которые небесполезны будут и нам.
Правда, не стоит делать ложный вывод, что литературные герои, оказывается, наносят читателям, подавая им плохой пример – это далеко не так. Ведь читая примеры использования МТ, можно также научиться их распознаванию и противодействию им. А, кроме того, на вопрос хорошо или плохо знать манипулятивные техники, большая часть специалистов ответит, что все зависит от того, с какой целью они проводятся. Манипуляция, в результате которой всем сторонам стало не хуже, чем было, а некоторым - лучше, на их взгляд, несет только положительный характер. Кроме того, не всегда понятно, что есть «лучше», а что «хуже» - то, что плохо сиюминутно бывает хорошо в отдаленной перспективе (классический пример опоздал на свой рейс - а самолет потерпел крушение). Мы многое знаем и умеем, но не используем навыки осознанно. Именно осознание и намеренное применение полученных знаний дает нам дополнительные преимущества перед теми, кто действует на уровне бессознательных механизмов.
Список использованных источников:
1. Гудина Ольга Анатольевна Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе // Язык и культура. 2011. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-i-ee-vidy-v-pedagogicheskom-diskurse (дата обращения: 16.06.2021).
2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., І997. С. І6З-І73.
3. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 50.
4. Манипуляции в литературе https://zen.yandex.ru/media/id/5d1dc9e910155d00ac3eedf2/manipuliacii-v-literature-5d42adebbf50d500ad48fda5
5. Прутченков А.С. Наедине с собой. М., 1996 иЯЪ: http.//whitest.live joumal.com/14682.html
6. Руслина А.О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.
7. Рябикина З.И., Тиводар А.Р. Проблема личности в супружеских отношениях // Синергетика образования. 2007. № 10. С. 180-197.
8. Столин В.В., Романова Т.А.. Бутенко ГП. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1984. №2
9. Танасов Георгий Георгиевич, Сысоева Ольга Анатольевна Манипулирование в отношениях женщины с мужчиной // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulirovanie-v-otnosheniyah-zhenschiny-s-muzhchinoy (дата обращения: 16.06.2021).
10. Штайн К.Э. Манипулятивная стратегия как средство гармонизации общения в рамках рекламного текста // Этика и социология текста: Сб. ст. науч.-метод. семинара «TEXTUS». Вып. № І0. Санкт-Петербург. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. С. 304-306.