Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
План:
1.Функции менеджмента физической культуры.
2.Принципы менеджмента физической культуры.
3Методы менеджмента физической культуры.
Литература
1.Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации
и проведения физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный
ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям
«Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и
спорт»/ Алексеев С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИДАНА, 2014.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21000
2..Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта
: учеб. пособие / А.В. Починкин .— М. : Советский спорт, 2013 .-263 с.
Режим доступа: http://rucont.ru/efd/280564
3.Филиппов С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта:
учеб.пособие.: 2-е изд., доп. и исправ./С.С.Филиппов.-М.: Советский спорт,
2015.-240 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69804#authors
1.Функции менеджмента физической культуры
В функциях проявляется сущность и содержание, цели и задачи
менеджмента. Функция менеджмента - это вид обособившейся
управленческой деятельности.
Под функцией менеджмента понимают особый специфический вид
управленческой деятельности, результат специализации в сфере управления и
разделения труда.
Рассматривая функции менеджмента, необходимо учитывать их
двойственную природу: во-первых, как этапы воздействия субъекта в рамках
соответствующего управленческого цикла (постановка цели, подготовка и
принятие управленческого решения, организация реализации решения,
регулирование и координация, контроль и проверка исполнения) и, вовторых, как содержание управленческой деятельности, которое охватывает
наиболее важные и стабильные виды управленческой работы - планирование,
учет, отчетность, делопроизводство и т.д.
Необходимо также различать «функцию менеджмента» и «функцию
объекта управления». В последнее время функции объекта управления,
которые
реализуются
коммерческими
организациями,
получили
наименование «бизнес-функции».
Функции менеджмента физической культуры и спорта реализуются в
процессе отношений между субъектом и объектом управления.
Субъект управления – тот, кто управляет.
Объект управления – тот, кто управляет.
Различают основные и
специальные (конкретные) функции
менеджмента.
Основные функции менеджмента являются таковыми по
следующим причинам:
во-первых,
они
осуществляются
во
всех
отраслях
народнохозяйственного
комплекса
(отрасли
материального
и
нематериального производства);
- во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной
организации (международной, национальной или территориальной;
коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.);
- в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и
содержание основных функций менеджмента неизменны, независимы от
того, какая конкретная функция менеджмента реализуется;
- в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели
менеджмента в заданный промежуток времени в условиях ограниченных
ресурсов.
Общие функции менеджмента - это универсальные виды
деятельности всех субъектов социального управления, включая физическую
культуру и спорт. К общим функциям менеджмента относятся:
- целеполагание;
- мотивации;
- планирование;
- подготовка и принятие управленческого решения;
- организация;
- регулирование;
- координация;
- учет;
- контроль и анализ достигнутых результатов.
Как правило, в литературе по менеджменту выделяют четыре
основные функции, считая, что другие существующие функции в какой-то
степени входят в эти функции:
1) функция планирования;
2) функция организации;
3) функция мотивации;
4) функция контроля.
Функция планирования - деятельность по формированию путей
достижения поставленных целей и задач организации, включающая
последовательность действий, имеющих количественную и качественную
характеристики.
Планирование охватывает все сферы деятельности физкультурной
организации: учебно-тренировочный процесс, финансы, маркетинг,
персонал, безопасность и др.
Функция
организации
практическая
реализация
всех
запланированных действий, нашедших отражение в стратегических, текущих
и оперативных планах и программах.
В первую очередь организационная функция воплощается через
создание
самой
физкультурной
организации,
формирование
и
совершенствование ее структуры, системы управления, расстановку кадров.
Функция мотивации направлена на активизацию работников,
побуждение у них творческого, эффективного отношения к выполнению
поставленных перед организацией целей, осуществление материального и
морального стимулирования труда персонала.
Функция контроля - это деятельность по реализации специально
организованной системы наблюдений и проверок того, что должно быть
сделано по выполнению плановых заданий.
В ходе выполнения этой функции выявляются ошибки, отклонения от
запланированных показателей, при необходимости корректируются условия
для осуществления работы.
В практике управленческой деятельности следует учитывать, что все
эти функции тесно взаимосвязаны. Трудности в реализации одной из
функций менеджмента могут привести к проблемам в выполнении других.
Основные функции менеджмента тесно связаны между собой,
составляя единый процесс, характеризующий механизм управленческого
воздействия.
Конкретные функции менеджмента представляют собой результат
динамично развивающегося разделения управленческого труда. В
специальных функциях отражается особенность системы управления,
субъекта и объекта управления. В физкультурной организации можно
выделить объекты, которые нуждаются в управлении:
- процесс оказания физкультурно-оздоровительных услуг;
- спортивные сооружения и оборудование;
- спортивные соревнования;
- персонал;
- финансы.
Содержание
специальных
функций
управления
отражает
управленческую деятельность этими объектами.
Функция
управления
процессом
оказания
физкультурнооздоровительных услуг:
- определение годового (квартального, месячного, недельного,
ежедневного) объема предоставляемых услуг;
- расстановка кадров (инструкторский и вспомогательный состав);
- контроль качества предоставляемых физкультурно-оздоровительных
услуг.
Функция управления спортивными сооружениями и оборудованием:
- заключение хозяйственных договоров на обслуживание спортивных
объектов;
- приобретение необходимого спортивного оборудования и инвентаря;
- своевременная профилактика и ремонт спортивного оборудования и
инвентаря;
- инвентаризация
материального
имущества
физкультурной
организации.
Функция управления персоналом:
- подбор, расстановка, обучение и повышение квалификации
персонала;
- мотивация труда персонала;
- улучшение условий труда работников организации. •
Функция управления финансами:
- составление бюджета и финансового плана организации;
- распределение финансовых ресурсов;
- совершенствование системы заработной платы персонала.
При этом состав конкретных функций и их приоритеты различаются в
зависимости от специфических особенностей физкультурно-спортивных
организаций.
2.Принципы менеджмента физической культуры
Принципы управления - основные правила, положения и нормы
поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные
руководители в процессе осуществления управленческого воздействия.
1.Принцип
демократического
централизма
закреплен
в
конституционном положении о том, что общие вопросы физической культуры
и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Проявляется в сочетании централизованного
управления сферой со стороны федерального органа исполнительной власти
в области физической культуры и спорта и самостоятельности в управлении
отраслью со стороны соответствующих органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, и т.д.;
2.Принцип научности заключается в необходимости построения всей
системы менеджмента на новейших научных данных, характеризующих
закономерности и объективные тенденции развития физической культуры и
спорта и т.п., использования индивидуального подхода к каждому объекту
воздействия,
осуществления
критической
оценки
эффективности
принимаемых решений, применения современных средств и методов
обработки управленческой информации, организационной техники и др.;
3.Принцип плановости означает установление на определенный
период направлений, темпов и пропорций развития физической культуры и
спорта, физкультурно-спортивной организации и т.п.
Наиболее характерными проявлениями этого принципа являются
плановое финансирование физической культуры и спорта из бюджетов
различных уровней, в первую очередь, с использованием ведомственной
классификации,
построение
деятельности
физкультурно-спортивной
организации на основе бизнес-плана и иных видов плана.
4.Принцип иерархичности
Подразумевает наличие различных
взаимосвязанных уровней управления физической культуры и спортом
(федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации, местный) и
менеджмента физкультурно-спортивной организацией (менеджеры высшего,
среднего и первичного уровней);
5.Принцип сочетания отраслевого и территориального управления
базируется на существующем административно-хозяйственном делении
страны и отраслевой структуре экономики и означает, например, что
физкультурно-спортивная организация может быть создана и может
функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный
клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия и т.п.), так
и по территориальному (физкультурно-спортивный клуб по месту
жительства) принципу
6.Принцип экономичности и эффективности предполагает возможно
большую экономию сил и наиболее производительное применение труда.
С точки зрения теории в менеджменте данный принцип не в
последнюю
очередь
ориентирован
на
сокращение
численности
административно-управленческого аппарата. Кроме того, названный принцип
проявляется в так называемой норме управляемости: большинство
специалистов придерживаются мнения, что контроль руководителя над
исполнителями будет достаточно эффективным, если численность последних
не превышает 10-12 человек
7.Принцип ответственности означает в первую очередь обязательное
установление прав, обязанностей и ответственности подразделений
физкультурно-спортивной организации, их руководителей и сотрудников в
форме
различных
нормативно-правовых
документов
(положений,
должностных инструкций, приказов, распоряжений и т.п.).
В настоящее время все больше внимания уделяется использованию
этого принципа применительно к так называемой социальной
ответственности, т.е. ответственности бизнеса перед обществом,
реализуемой, например, в форме спонсорской поддержки развития
физической культуры и спорта и т.д.
Принцип ответственности на практике тесно связан с делегированием
полномочий, когда руководитель передает часть своих прав, обязанностей и
ответственности компетентным подчиненным, а также с так называемым
«принципом первого руководителя», подразумевающим обязательность
непосредственного
участия
первого
руководителя
в
подготовке
принципиально важных для деятельности организации документов и их
реализации (например, в разработке и реализации бизнес-плана)
8.Принцип сочетания материального и морального стимулирования
основывается на утверждении, что «всякая крайность (либо моральное, либо
материальное стимулирование) есть признак ограниченности».
Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в
отрасли физической культуры и спорта является присвоение сотрудникам
различных физкультурно-спортивных организаций государственных наград
(моральное стимулирование в виде признания со стороны общества заслуг
конкретного работника), которое предполагает надбавку к заработной плате
(материальное стимулирование труда конкретного работника, и др.)
3.Методы менеджмента физической культуры
С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта управления
методы управления можно охарактеризовать или как наиболее эффективные
и рациональные способы взаимодействия между ними, или как операции и
процедуры подготовки, принятия, организации и контроля управленческих
решений. Можно трактовать понятие «методы управления» и как наиболее
эффективную совокупность способов и приемов воздействия субъекта
управления на объект для достижения стоящих перед организацией задач.
Методы управления способствуют координации деятельности работников в
организации, создавая оптимальные условия для решения поставленных
заданий.
К первой группе относятся административные и организационнораспорядительные.
Вторая группа методов включает:
- социально-психологические;
- социально-педагогические;
- экономические.
Административные (организационно-распорядительные) методы
управления осуществляются на основе авторитета власти и единоначалия.
К административным методам относятся:
- организационное воздействие на объект управления (создание новых
организационных структур, органов управления, их реорганизация и др.);
- организационное регламентирование - его еще называют
организационное проектирование - разработка и утверждение в
установленном порядке уставов и положений физкультурных организаций,
инструкций, в том числе должностных, и т.д.;
- распорядительное воздействие (приказы, устные и письменные
указания и распоряжения, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.).
Обязательным атрибутом этого метода является указание в документах,
отражающих воздействие субъекта управления, конкретных исполнителей и
сроков выполнения.
Эта группа методов основывается на обязательном подчинении
нижестоящих работников вышестоящим руководителям (соблюдение
субординации, т.е. вертикальные связи в организации). При помощи этих
методов управления устанавливаются и обеспечиваются выполнение
обязанностей, прав, ответственности каждого руководителя и подчиненного,
а также любого структурного компонента физкультурной организации.
К стимулирующим методам управления относятся социальнопсихологические, социально-педагогические и экономические. Эта группа
методов носит характер косвенного воздействия на коллектив работников
организации.
Любая физкультурная организация является не только производственной единицей, но и трудовым коллективом работников,
объединяющим людей для решения стоящих перед организацией целей и
задач. Коллектив в целом, каждый работник в отдельности обладает
психологической, организационной, творческой и другими характеристиками.
Поэтому менеджеры должны учитывать коллективные и индивидуальные
особенности работников.
Для обеспечения устойчивого функционирования организации
менеджмент должен добиваться поддержания соответствующего социальнопсихологического климата среди сотрудников организации. Это достигается
путем соответствующего анализа организации. Например, он может
осуществляться по разным видам взаимодействия: а) взаимодействие внутри
физкультурной организации: «руководитель - инструктор», «инструктор инструктор»; б) взаимодействие организации с внешней средой:
взаимодействие организации с потребителем: «менеджер - потребитель услуг
(занимающийся)»; «инструктор - потребитель услуг (занимающийся)».
В этой связи в арсенале руководителей определенное место занимают
стимулирующие методы воздействия на работников физкультурной
организации. Умелое использование этих методов позволяет руководителям
выстраивать
стратегическое
направление
развития
организации,
оптимизировать систему материального стимулирования труда работников,
совершенствовать механизм заработной платы, премий, различных надбавок,
социальных выплат персоналу организации.
К экономическим методам управления относятся:
- внедрение новой техники, оборудования, инвентаря, информационных технологий;
- финансирование;
- кредитование;
- ценообразование;
- материальное стимулирование труда работников;
- развитие различных форм хозяйственного расчета.
Как
показывает
практика
управления,
административные
(организационно-распорядительные),
социально-психологические,
социально-педагогические и экономические методы используются не
отдельно друг от друга, а в определенном сочетании, как правило, в
зависимости от конкретной ситуации, которая складывается в физкультурноспортивной организации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое «принципы управления»? Дайте им характеристику.
2. Какие функции управления относятся к общим, а какие - к конкретным
(специальным)? Раскройте их сущность.
3. Дайте характеристику административных методов управления.
4. Дайте характеристику социально-психологических методов управления.
5. Дайте характеристику социально-педагогических методов управления.
6. Дайте характеристику экономических методов управления.
7. Назовите актуальные проблемы менеджмента. При помощи каких методов
их следует решать?