Справочник от Автор24
Психология

Конспект лекции
«Функции консультанта»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по психологии / Функции консультанта

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Функции консультанта», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Функции консультанта». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Функции консультанта», текстовый формат

Групповое консультирование Лекция 2 Формула конструктивной обратной связи ○ Обратная связь концентрирует внимание на поведении, а не на личности как таковой. Нам следует говорить о том, что люди делают и какие чувства в нас это вызывает, а не о том, что мы о них думаем. Эффективная обратная связь касается лишь тех аспектов поведения, которые могут быть изменены. ○ П – позитив, начинаем с положительного отношения ○ С – суть критики (поведение) ○ И – инструкция (как можно исправить) ○ Х – хорошо (зачем человеку это делать, что хорошего принесет исправление) ○ О – ок? Что ты об этом думаешь? Задание: Какую обратную связь вы дадите человеку, который: очень много говорит / перебивает / дает советы / опаздывает / не принимает участия в работе группы 2 Роль консультанта на II стадии • • • • • • • • • • поощрять формирование терапевтических норм группы; учить участников ориентироваться в групповом процессе; создавать безопасную, основанную на взаимном доверии атмосферу; определить общие цели группы; помочь участникам установить индивидуальные конкретные цели работы в группе; поощрять участие всех в дискуссиях; уменьшать зависимость участников от терапевта; делиться с ними ответственностью за группу; структурировать работу группы; преодолевать сопротивление участников работе. 3 Роль консультанта на II стадии МОДЕЛИРОВАНИЕ: создавать атмосферу, психологически присутствовать в группе и быть искренним, обращать внимание на вербальные и невербальные послания, преодолеть соблазн оставаться единственной авторитетной фигурой и раскрывать ресурсы участников ПОМОЩЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕЛЕЙ: снять запросы, определить желаемые изменения и обозначить усилия каждого члена группы на то, что он должен сделать, чтобы достичь этих изменений СТРУКТУРИРОВАНИЕ: обеспечение терапевтической структуры, снижение тревожности и повышение спонтанности, помочь членам группы выразить свои страхи, ожидания и личные цели. Например, члены группы участвуют в парных, круговых и структурированных опросах, чтобы прояснить для себя и других свои жизненные трудности. Ялом обнаружил, что как слишком сильная, так и слишком слабая «управленческая» активность консультанта препятствуют росту членов группы и автономии группы в целом. Структура группы — это способ обеспечения автономного функционирования каждого участника. ОТКРЫТАЯ РАБОТА С НЕГАТИВНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ ОБУЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ БАЗОВЫМ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ НАВЫКАМ, ТАКИМ, КАК АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ 4 Игра «Кораблекрушение» 5 «Представьте, что Вы плывёте на корабле по Тихому океану. Прямо по курсу — остров. Вы в предвкушении интересных приключений на берегу. Неожиданно прибрежные рифы пропарывают обшивку корабля, и он начинает стремительно тонуть. У Вас есть только несколько минут, чтобы собрать минимум необходимых вещей и на плоту добраться до острова». Участникам тренинга раздаются бланки с перечнем предметов, из которых нужно выбрать только 10: «У каждого сейчас перед глазами список из 20 предметов. Любой из них пригодился бы на острове. Но Вы можете выбрать только 10 — больше плот не выдержит». Ход игры 1-ый этап: Каждый из участников работает со списком предметов самостоятельно. Отмечает необходимые 10 предметов и ранжирует их по степени значимости (1-ый самый необходимый, 2-ой менее и т.д.) 2-ой этап: Участники создают группы по 3-4 человека. Перед группой ставится задача сформировать общий список из 10 предметов таким образом, чтобы туда вошли предметы из индивидуальных списков. Каждый участник имеет право и отстаивать свою позицию, и соглашаться с мнением других. Отобранные предметы ранжируются по значимость (см. 1-ый этап). 3-ий этап: Участники тренинга объединяются в одну команду и работают по схеме, как и на 2-ом этапе, обсуждая значимость каждого необходимого предмета. 4-ый этап: Группе предоставляется возможность обсудить процесс и сделать выводы о вкладе каждого члена команды в общее дело. 1. Две коробки шоколада 2. Фляга с ромом 3. Канистра с горючим 4. Карта Тихого океана 5. Канат 6. Транзистор 7. Противомоскитная сетка 8. Брезент 9. Рыболовная снасть 10. Топорик 11. Канистра с водой 12. Спички 13. Ружье и патроны 14. Репеллент (от акул) 15. Зеркало для бритья 16. Спасательный круг 17. Бинокль 18. Спальный мешок 19. Секстант 20. Гарпун 6 Стадия III: переходная стадия — «сверху или снизу», конфликт, доминирование мятеж ○ Стадия захвата позиций — интересы участников смещаются: от поисков принятия и одобрения, выражения преданности группе, выработки определений принятого и одобряемого поведения, ориентации, а также поисков структуры и смысла — к доминированию, контролю и власти. Появляется в тенденциях к самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные, лидирующие и “угнетенные”, “любимчики” и “нелюбимчики” и т. п. ○ На этой фазе конфликтность присуща отношениям между участниками или между участниками и ведущим. Возникает недовольство как друг другом, так и психотерапевтом, а в конечном результате — разочарование в самом методе. Если на первом этапе формирования группы психотерапевт для всех членов группы был кумиром, то теперь он сбрасывается с пьедестала, низводится да уровня “бездельника и шарлатана”. Недовольство психотерапевтом еще более усиливается, если он отказывается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоциональнострессовый накал достигает своего апогея: обсуждения клиента превращаются в “товарищеский суд”, беседа с психотерапевтом — в конфликт. Возникновение враждебности по отношению к терапевту является неотъемлемым звеном в цепочке жизненных событий группы. Если психотерапевт недостаточно опытен, то на этой фазе возможен 7 Характеристики III стадии • Размышляют, что случится с ними, если не изменять типичные паттерны, и волнуются по поводу того, будут ли они приняты или отвергнуты другими членами группы. • Испытывают консультанта и других членов группы, пытаясь определить, насколько безопасна окружающая среда. • Переживают внутреннюю борьбу между желанием остаться на периферии и принятием риска. • Проходят через борьбу за власть и контроль, а также через конфликт с другими членами группы или консультантом. • Узнают, как работать с конфликтом и конфронтацией. • Чувствуют нежелание полностью вовлекаться в работу группы на личностном уровне, потому что не уверены, что другие члены группы отнесутся к ним соответствующим образом. • Наблюдают за консультантом, пытаясь определить, достоин ли он доверия, и учатся у него тому, как разрешать конфликты. • Учатся тому, как выражать себя так, чтобы другие прислушивались к ним. 8 – А что дает нам эта модель? – По-моему, это что-то очень далекое от практики. – Я совершенно не понимаю, какое отношение это имеет к нашей работе. – Зачем мы теряем время на это? – Мне неинтересно это делать. – Не вижу во всем этом смысла! – Зачем нам в это играть? За этим нет никакой идеи… – Я не справлюсь, пусть кто-нибудь другой это сделает и т.п. Сопротивление Сопротивление — это поведение, предохраняющее нас или других людей от переживания личностных трудностей или болезненных чувств во всей их полноте. Сопротивление — это феномен, неизбежно проявляющийся в группе, и, пока он не будет осознан и исследован, он может серьезно препятствовать развитию группового процесса. Сопротивление — это не то, что нужно просто преодолеть. Являясь интегральной частью типичного защитного подхода к жизни, сопротивление должно быть осознано как сила, которая направлена на снижение негативных переживаний. К причинам сопротивления можно отнести: недоверие; тревога, страх; протест; желание сохранить статус-кво; перенос 10 Виды сопротивления участников тренинговых групп 11 Сопротивление и сотрудничество Если возражений и отказов мало – это Сотрудничество. Если участники вступают в пререкания с тренером, но в упражнениях работают – это Спор. Если они и возражают, и отказываются работать, то это Бунт. Наконец, если участники не возражают, но и не работают – это Саботаж. 13 Основные виды сопротивления Мантия усердия Тщательная подготовка к сеансу, которая скрывает глубокую тревогу перед неизведанным, «соглашатель» Молчание «Ничего не приходит в голову». Черная дыра Параллельное обсуждение, куда уходит самое важное, истинные мысли и чувства участников. Уклонение и уход Отвлечение на бытовые темы. Высмеивание Попытки выставить происходящее в смешном свете, как карикатуру, «критик» 14 “ Для того чтобы справиться с сопротивлением, необходимо увидеть его и задаться вопросами: «Что на самом деле требуется сейчас этому участнику? Какая потребность стоит за этим поведением?» Выявленная потребность может быть адекватно удовлетворена, а значит, поможет справиться с сопротивлением. Основные потребности Внимание: попытки сосредоточить другого человека на себе, заставить его думать и заботиться о себе, получить от него одобрение и похвалу. Потребность высказывания, потребность демонстрирования, потребность признания и потребность в поддержке. Сила и власть: попытки сделать по-своему, настоять на своем, управлять, доказать свою силу и значимость, внести изменения в процесс. Потребности в независимости, достижении и доминировании. Месть: попытки причинить психологическую боль, критика, сарказм, насмешки, стремление принизить, задеть, уничтожить, чтобы отплатить за зло, причиненное ранее другими людьми. Злой аналог Внимания. Цель Месть отличается от цели Сила и Власть тем, что в высказываниях Мести отсутствуют конструктивные предложения. Вместо этого – лишь критика, злобные выпады, язвительные замечания, иронические комментарии и др. Сила и Власть хочет что-то сделать по-своему, Месть же хочет самоутвердиться за счет унижения другого человека. Потребности противоречия, противодействия и агрессии. Покой (безопасность): попытки уклониться от активности, сохранить свою изолированность, не включаться в процесс. Стремление к покою часто обусловлено страхом проявить свою несостоятельность и оказаться объектом критики. Может проявляться у людей робких, застенчивых, у новичков, не знакомых с остальными участниками группы, у людей, не мотивированных к участию в тренинге, а также у тех, кто плохо себя чувствует или переживает какие-то неблагоприятные события в собственной жизни. 16 Виды сопротивления Первичное проявляется с самого начала. Оно может быть вызвано индивидуальными причинами и другими личностными особенностями участников или их реакцией на те неудобства, которые придется переносить из-за необходимости участвовать в тренинге. Личностные особенности, предубеждения и настроения складываются еще до перевой встречи. Вторичное возникает в процессе, в том числе как естественная часть группового процесса. 17 Причины вторичного сопротивления, вызванного ошибками консультанта (тренера) • • • • • • • • • Затягивание времени и неструктурированные дискуссии Неточность формулировок Отсутствие признания со стороны тренера Малая информативность • Характеристики информации: привлекательность, простота, активность, ценность, структурированность, острота. Впечатление высокой информативности происходящего должно возникнуть быстро, обязательно до первого кофе-брейка. Отсутствие интриги Заражение (проективная идентификация) Ошибки интервенций Ограничение свободы, доминирование Обман ожиданий 18 ОШИБКИ «Я не вижу в вас желания работать, поэтому, к сожалению, мы вынуждены завершить процесс» «Либо вы подчинитесь моим правилам, либо я уйду!» «Пусть поднимут руку те, кто будет работать» «Володя, выйди за дверь!» «То, как вы себя ведете, совершенно неэффетивно» 19 Общая схема работы с сопротивлением: 3_П 1. Присоединение (демонстрация принятия); 2. Прояснение (выявление потребностей); 3. Предложение (с опорой на потребность). 20 Конкретные техники работы с сопротивлением в зависимости от потребностей Если тренер слышит возражение, провокационный вопрос, заявление об отказе действовать, то ему нужно немедленно вступить в контакт глаз с человеком, обратиться к нему по имени и подтвердить ценность того, что тот сказал. Затем выявить потребность и применить соответствующую технику. Техники используются лишь для того, чтобы возражения и отказы перевести в русло конструктивного взаимодействия. 21 Основные виды сопротивления Мантия усердия Молчание Черная дыра ПОТРЕБНОСТИ СПОСОБЫ Уклонение и уход Высмеивание 24 «Мантия усердия» – трудный вид сопротивления, может преследовать любую из четырех целей (Внимание, Сила и Власть, Месть и Покой). Для работы с «Мантией усердия» подходят почти все техники: Согласие, Гейша, Капитуляция, Предоставление особой роли, Сепаратные переговоры, Просьба и Марк Аврелий Целью «Черной дыры» может быть Внимание. Тренер занят собой, а участнику хочется, чтобы кто-то услышал и его мнение. Для работы с Черной дырой подходят техники: Гейша, Уточнение, Сепаратные переговоры, Просьба Целью «Молчания» может быть и Внимание, и Сила и Власть, и Месть, и Покой. Мы ничего не знаем о Молчании, пока не начали с ним работать. А работать нужно обязательно, потому что мы рискуем потерять участника и процесс. Для работы с Молчанием подходят техники: Гейша, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий Целью «Высмеивания» может быть Внимание или Сила и Власть, но чаще всего это Месть. Для работы с Высмеиванием подходят техники: Гейша, Согласие, Капитуляция, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий. Целью уклонения чаще всего является Покой, но это могут быть также Внимание, Сила и Власть, иногда и Месть. Для работы с Уклонением и уходом подходят техники: Гейша, Уточнение, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий. Функции консультанта на III стадии • Объяснить членам группы, насколько важно осознание и выражение тревоги. • Помочь участникам группы осознать те способы, посредством которых они защищаются, и создать атмосферу, в которой они смогут открыто работать со своим сопротивлением. • Отмечать проявления сопротивления и сообщать участникам группы, что некоторые виды сопротивления являются естественными и здоровыми по своей природе. • Научить членов группы ценить осознание и открытую работу с конфликтом, который проявился в группе. • Отмечать поведение, которое можно расценивать как борьбу за контроль, и научить членов группы, как принимать разделенную ответственность за развитие группы исправление ею. • Обеспечить членам группы модель того, как прямо и честно справляться с любым вызовом, который предъявляют вам как личности и как профессионалу. • Помочь членам группы в работе со всем, что влияет на их способность быть не-зависимым и в то же время не терять связь с другими людьми. • Поощрять членов группы к выражению реакций, которые касаются того, что происходит во время сессии, здесь-и-сейчас. 28 Характеристики IV стадии: рабочая стадия • Высокий уровень доверия и сплоченности. • Коммуникация внутри группы открытая и включает в себя точное выражение того, что переживается. • Члены группы взаимодействуют друг с другом свободно и прямо. • Члены группы готовы идти на риск исследования болезненного или пугающего материала и готовы позволить другим узнать себя. Члены группы приносят в группу личные темы, которые они хотели бы обсудить и лучше понять. • Конфликт между членами группы осознан и прорабатывается открыто и эффективно. • Обратная связь предоставляется свободно и принимается и рассматривается в открытой (не защитной) позиции. • Конфронтация осуществляется таким образом, чтобы избежать навешивания ярлыков или осуждения. • Члены группы готовы работать вне группы над достижением изменений в поведении. • Участники чувствуют поддержку в своих попытках измениться и готовы рискнуть и опробовать новые формы поведения. • Члены группы полны надежд на то, что смогут измениться, если предпримут активные действия, и не чувствуют себя беспомощными. 29 Что происходит на рабочей стадии Рабочая стадия характеризуется исследованием личностно значимого материала. Находясь на этой стадии, члены группы принимают некоторые конкретные роли и решают ряд задач, а также: • Приносят на групповую сессию те проблемы, которые они готовы обсудить. • Предоставляют другим обратную связь и открыты к восприятию обратной связи от других. • Делятся тем, как на них влияет присутствие в группе и работа в ней. • Практикуются в новых навыках и поведении в повседневной жизни и обсуждают результаты во время сессии. • Предлагают другим участникам как вызов, так и поддержку и вступают в самоконфронтацию. • Продолжают оценивать свою удовлетворенность группой и предпринимают активные действия для изменения уровня своей вовлеченности в сессию, если это необходимо. 30 Возможные проблемы на IV стадии • Члены группы могут вступить в тайный сговор и наслаждаться комфортом близких отношений, избегая конфронтации друг с другом. • Члены группы могут уйти, потому что чрезмерно возрастет тревога. Некоторые клиенты могут быть просто не готовы к тому уровню интенсивности, которая открывается на рабочей стадии. Если задачи начальной и переходной стадий не были реализованы, группа скорее всего зайдет в тупик. Например, некоторые группы так и не достигают вынесения скрытого списка проблем наружу, и скрытый конфликт формируется уже на начальных сессиях. 31 ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЮЩЕЙ ГРУППЫ • Группа сосредоточена на здесь-и-сейчас. Люди научились говорить открыто о том, что они чувствуют и делают в группе, и готовы к тесному взаимодействию. Они говорят, обращаясь друг к другу, а не разговаривают друг о друге. • Члены группы способны определить свои личные цели и то, что их беспокоит, а также готовы принимать ответственность за них. • Члены группы готовы работать и практиковаться вне группы, чтобы достичь изменений в своем поведении. Они старательно выполняют домашние задания и обсуждают на сессии те трудности, с которыми они столкнулись, применяя в повседневной жизни новые способы мышления, чувствования и поведения • Большая часть членов группы чувствует, что включена в группу. • Группа уже почти превратилась в слаженный оркестр, в котором члены группы слушают друг друга и продуктивно работают вместе. • Члены группы продолжают оценивать уровень своей удовлетворенности группой и предпринимают активные шаги для внесения изменений, если видят, что это необходимо для продуктивного развития 32 Терапевтические факторы • • • • • • • Доверие и безопасность Эмпатия и забота Надежда Свобода экспериментировать Катарсис (высвобождение чувств) Когнитивная реконструкция Конфронтация 33 Роль консультанта на IV стадии • Обеспечение систематического подкрепления желаемого поведения, которое стимулирует групповую сплоченность и продуктивную работу. • Поиск схожих тем в работе членов группы, что обеспечивает универсальность. • Моделирование желаемого поведения, особенно в том, что касается конструктивной конфронтации и раскрытия реакций на события, происходящие в группе. • Поддержка готовности членов группы идти на риск и помощь в переносе их поведения в повседневную жизнь. * • Своевременная интерпретация значения поведенческих паттернов, позволяющая членам группы достичь более глубокого уровня самоисследования и рассмотреть альтернативное поведение. • Осознание терапевтических факторов, которые действуют, обеспечивая изменения и вмешательство таким способом, который помогает членам группы осуществить желаемые изменения в мыслях, чувствах и поведении. • Сосредоточение на важности перевода инсайта в действие, поощрение членов группы к тому, чтобы практиковаться в новых навыках. • Поощрение членов группы к тому, чтобы удерживать в уме то, чего они хотят от группы, и просить этого. 34 Групповое консультирование Лекция 3 V стадии: завершение Финальная стадия существования группы — критическая, потому что это время, когда члены группы включаются в когнитивную работу, необходимую для принятия решения о том, как и когда использовать то, что они узнали о себе и о других. Если эта фаза плохо проработана, шансы на то, что члены группы будут способны использовать то, чему они научились, значительно уменьшаются. Хуже всего то, что члены группы могут остаться с неразрешенными проблемами и трудностями и без какого-либо понимания того, как завершить их. 36 Необходимые элементы завершения • Членов группы нужно поощрять говорить о страхах и волнениях, связанных с оставлением группы и столкновением с повседневной реальностью без ее поддержки. • Дать всем участникам возможность выразить в словах то, что они узнали в группе и чему научились в результате получения группового опыта, а также рассказать, как они собираются применять все это, чтобы расширить самоосознание. Чтобы подобная оценка оказалась полезной, она должна быть конкретной. • «Эта группа была великолепна. Я значительно вырос и многое узнал о людях и о себе» Когда кто-то делает столь размытые утверждения, вы можете помочь человеку выразить его мысли и чувства более конкретно, задав ему несколько вопросов: «Чем группа была полезной для тебя? В каком смысле ты вырос? Что ты подразумевал, когда говорил, что группа была великолепна? Можешь ли ты сказать, что именно ты узнал о людях и о себе?» • Обратная связь друг другу • Завершение незаконченных дел 37 Характеристики V стадии • Присутствуют печаль и тревога, связанные с осознанием неизбежности отделения. • Есть вероятность, что члены группы отступят и их участие станет менее интенсивным в преддверии окончания группы. • Члены группы решают, какой курс действий они хотели бы избрать. • Могут возникать страхи, связанные с отделением и с тем, насколько членам группы удастся применить то, чему они научились, в повседневной жизни. • Члены группы могут выражать свои страхи, надежды и беспокойство и рассказывать друг другу о том, каким был их опыт присутствия в группе. • Члены группы могут оценить групповой опыт. • Они могут говорить о постгрупповой встрече или планировать свои действия, поэтому следует поощрять их претворять свои - планы в жизнь. 38 Роль консультанта на V стадии • Закрепление достигнутых результатов и предоставление членам группы информации о тех ресурсах, которые позволят им обеспечить дальнейшие изменении. • Помощь членам группы в определении того, как они будут прилагать конкретные навыки в разнообразных жизненных ситуациях. • Совместная работа с членами группы над формулировкой контракта и домашних заданий как практических способов достижения изменений. • Помощь членам группы в развитии концептуальной схемы, которая поможет им понять, интегрировать, объединить и вспомнить то, чему они научились и что узнали в группе. 39 Упражнения на завершение «Клубок» «Рисунок по кругу» Прохождение через «порог» 40 Процедура закрытия встреч: последний круг Прежде чем закрыть встречу, выделите время, для того чтобы суммировать все, что было достигнуто, отрефлексировать пережитое, поговорить о том, что участники могут сделать сейчас и на следующей встрече (если таковая планируется). «На сегодня все, наше время истекло, встретимся на следующей неделе». «У нас осталось 15 минут, прежде чем мы закончим на сегодня. Я бы хотела, чтобы каждый из вас сказал, что он думает или чувствует по поводу сегодняшней встречи. Какие вы уходите сегодня, с чем, что важного для вас было сегодня» 41 Постгрупповая стадия. Оценка эффективности При оценке эффективности работы группы после ее окончания учитываются следующие параметры: изменение симптомов, улучшение социальной приспособленности участников, изменение установок, самопонимания, воздействие пребывания в группе на повседневную жизнь. К. Роджерс, Р. Кочюнас и др. исследователи подчеркивают роль субъективных оценок участниками группового опыта и его влияния на улучшение ситуации: субъективные оценки эффективности групповой работы считаются наиболее точным отражением результатов психотерапии. 42 «Контрольная» встреча На контрольной встрече члены группы могут обсуждать те усилия, которые они прилагали уже после завершения работы группы, стремясь использовать то, чему они научились, в реальном мире. Они могут рассказать о тех трудностях, с которыми они встретились, поделиться своими успехами и радостями и вспомнить то, что случилось на группе. Контрольная встреча также обеспечивает людей возможностью выразить и проработать любые мысли и чувства, связанные с групповым опытом, которые возникли постфактум, то есть после ухода из группы. Взаимная обратная связь и поддержка на этом этапе просто бесценны. 43 Показатели эффективности · доверие участников друг другу и терапевту или откровенные высказывание недоверия, желание делиться возникающими чувствами; · ясность и конкретность целей участников, выявленных общими усилиями и терапевтом, ориентация работы группы на достижение этих целей; · активность участников, открыто выражающих свои чувства; · обсуждение событий «здесь и теперь», мыслей и чувств по отношению друг к другу; · распределение функций руководства группой между терапевтом и участниками, инициатива участников в выборе тем для дискуссий; · готовность участников к самораскрытию; · сплоченность группы, взаимная поддержка, отождествление участников друг с другом, наличие эмоциональных связей; · обсуждение и разрешение конфликтов между участниками, между ними и терапевтом; · принятие участниками ответственности за решение своих проблем; · отсутствие или ослабление психологических защит в общении друг с другом; · вера в возможность позитивных изменений, даже в случае, когда психотерапевтические сдвиги малозаметны; · конфронтация воспринимается не как нападение, а как предложение изменить поведение; · общение непосредственное и ясное; · интерес участников друг к другу; · ощущение участниками внутренней силы и готовность использовать ее не для контроля над другими, а для выявления внутренних ресурсов; · поощрение индивидуальности каждого; · сочетание выражения чувств и мыслей; · перенос опыта решения проблем в группе на жизнь вне группы. 44 Триада Роджерса: Эмпатия Эмпатия (вчувствование) означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. В этом смысле она представляет собой аффективный и когнитивный навык — аффективный, поскольку позволяет консультанту идентифицировать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязывает консультанта устанавливать события, вызывающие соответствующие чувства. Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента. "Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгляда на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно". 45 Триада Роджерса: Безусловное принятие "Безусловное позитивное отношение" — это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает никаких условий типа: "ты мне понравишься, если будешь таким-то", исключается также установка на хорошие и плохие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные — зрелые, но и негативные — отталкивающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отношении и проявляется забота о клиенте, отказ от собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью". Знать свои ограничения! 46 Триада Роджерса: Конгруэнтность Консультант должен обладать аутентичностью, то есть быть искренним по отношению к клиенту, быть самим собой в роли консультанта как в своих реакциях, так и в поведении в целом. 47 Самоконфронтация Задача, стоящая перед консультантом — отвечать на постоянно возобновляющийся вопрос о том, насколько он честен с собой в определении своей мотивации (то есть того, почему он руководит группой). • Почему я веду группу? Что я получаю от этой деятельности? • Почему я веду себя в группе именно так? Какое влияние на членов группы оказывают мое отношение, ценности, чувства и поступки? • Какой потребности я служу, работая с консультативными группами? • Вел ли я когда-либо группу для того, чтобы удовлетворить собственные потребности в ущерб потребностям членов группы? 48 Определение уровня компетентности • Имею ли я квалификацию, достаточную для того, чтобы вести эту группу? • Какие критерии я могу использовать, чтобы оценить уровень моей компетентности? • Как я могу очертить границы своей компетенции? • Если я не компетентен настолько, насколько это необходимо, что я могу сделать, для того чтобы изменить ситуацию к лучшему? • Как я могу развивать свои способности консультанта? • Какие техники я могу использовать на профессиональном уровне? • С каким типом клиентов я работаю особенно эффективно? • С какими клиентами я работаю не так эффективно и почему это происходит? 49 Навыки консультирования • • • • • • • • • • Активное слушанье Открытые и закрытые вопросы Ободрение и успокоение Отражение содержание: перефразирование и обобщение Отражение чувств Пауза Предоставление информации Интерпретация Конфронтация Самораскрытие 50 Наблюдение за групповым процессом • • • • • • • • • • • • • • • • • • Кто где садится, приходя на занятие группы? Кто постоянно садится рядом? Кто садится ближе к терапевту, кто дальше от него? Кто садится ближе к двери? Кто приходит на занятие раньше времени, кто вовремя, кто постоянно опаздывает? Кто на кого смотрит, когда говорит? Кто смотрит на терапевта, когда кто-либо говорит? Кто постоянно суетится, поглядывает на часы? Кто зевает или открыто скучает? Что говорится, а о чем не говорят? Кто на кого не обращает никакого внимания и ведет себя так, как будто он/она не существует? Какие темы обходят в группе? Кто как реагирует на отдельные темы? На кого нападают чаще, а на кого никогда не нападают? Кому помогают, а кто не получает никакой помощи? Как меняется поведение участников, когда кто-либо отсутствует? Кто по поводу этого выражает озабоченность, кто становится более активным, кто – более пассивным? Несоответствие между словами и невербальным поведением. Из-за чего чаще всего возникает напряженность в группе? 51 «Вторжение» в групповой процесс Понимание группового процесса – это лишь половина работы. Другая половина – передача этого понимания участникам группы. Опираясь на свои чувства и целесообразность, консультант должен поднять важные вопросы, помогающие понять процесс : • • • • • Что сейчас происходит в группе? Как все это началось и поддерживалось и как чувствуют себя теперь участники группы? В каком направлении развивается групповой процесс и в каком направлении группа избегает идти? Почему все произошло так, как произошло, и почему трудно что-либо изменить? Стремление искать ответы на эти вопросы дает возможность понять различные ситуации в жизни группы. Объясняя групповой процесс, важно связывать объяснение с поведением конкретных участников. Когда участник, способен осознать, что с ним происходит в группе, поднимается важный вопрос: "Доволен ли ты тем своим миром, который сам создаешь?" Вот так ты ведешь себя с окружающими, так создаешь их мнение о себе, а в результате и свое мнение о самом себе, – "доволен ли ты тем, что делаешь?" 52 Специфика онлайн-группы Сложности, которые возникают при работе с онлайн-группами в сравнении с группами, проходящими в классическом очном формате. В онлайн-группах: •Участники и ведущий слабее ощущают других людей. В онлайн-формате пропадает большая часть ощущений, возникающих от физического присутствия других людей. Кроме того, мы не видим большую часть реакций на наши реплики. И это осложняет и замедляет развитие эмоциональной включенности участников друг в друга. •Участникам сложнее ощутить себя частью группы. Это происходит из-за более слабого ощущения других людей и отсутствия общего физического пространства, в котором мы вместе находимся и в котором всех хорошо видно. •Существенно увеличилось количество факторов, которые мы не контролируем. И если мы хотим создать предсказуемое и безопасное пространство группы, то приходится учитывать широкий спектр разных видов помех, многие из которых в принципе не во власти ведущего. •Проще отвлекаться, можно отключить камеру и участвовать только формально. Как следствие, от участников требуется больше сосредоточенности и целенаправленного удержания внимания на происходящем процессе. А от ведущего — действий по вовлечению участников. •Обширная группа сложностей, связанных с техникой. Например: а) неуверенность пользователя в работе с компьютером может отчасти усиливать его неуверенность как участника; б) участники могут испытывать неудобство за качество собственной техники и связи и, как следствие, меньше проявляться на группе. •Специфические новые сложности с конфиденциальностью. У многих людей дома не оказалось места, в котором они бы не опасались, что их могут услышать члены семьи. Некоторые участники стали беспокоиться, что при использовании электронных средств связи конфиденциальность в принципе под угрозой. 53 Дополнительные правила в онлайн пространстве •Правило конфиденциальности с учетом необходимости сделать так, чтобы работу группы не могли услышать посторонние. И добавить правило, что без явного разрешения всех участников нельзя делать аудио-/видеозаписи, фотографии и скриншоты экрана и тем более их публиковать. •Необходимость включенного присутствия на группе, то есть: • стремиться быть на группе все время ее работы; • участвовать с включенным видео; • не совмещать группу с иными делами; • предупреждать о необходимости выключить видео или уйти раньше. •Важно заботиться о комфорте группы, выключая микрофон, если в комнате есть посторонние шумы, и стационарно фиксируя телефон/планшет, чтобы камера не двигалась во время работы. •Полезно заранее признать, что мы не властны над возникающими техническими сложностями: у нас могут быть проблемы с качеством связи и она вообще может прерваться в любой момент. Но как бы нас не подводила техника, мы все равно можем выходить на связь только благодаря ей. 54 ЯЛОМ: принципы групповой психотерапии https://www.youtube.com/watch?v=6CzDjQei16U 55

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Психология

Психологическое консультирование

Контрольная работа Провести информационно-ориентированное первичное интервью с целью определения консультативной задачи и психологического прогноза. Д...

Управление персоналом

Управленческий консалтинг

Лекции по курсу «Управленческий консалтинг» Содержание Введение…………………………………………………………………….2 Глава 1. Понятие и содержание управленческого консультиров...

Бухгалтерский учет и аудит

Управленческое консультирование

Тема 1. Управленческое консультирование 1. Сущность понятия «Управленческий консалтинг» 2.Специфика консалтинговых услуг в России 3.Совершествование у...

Теория управления

Управленческое консультирование. Основные понятия об управленческом консультировании

Краткий курс лекций по дисциплине «Управленческое консультирование» Автор-составитель – Жиляков Дмитрий Иванович, кандидат экономических наук, професо...

Автор лекции

Жиляков Д. И.

Авторы

Маркетинг

Технические приемы маркетинга консультационной фирмы. Маркетинговая работа с имеющимися клиентами

Тема № 7 «МАРКЕТИНГ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ» План 1. Технические приемы маркетинга консультационной фирмы. 2. Маркетинговая работа с имеющимися клиента...

Связи с общественностью

Развитие рынка управленческого консультирования

Учебно-методические материалы изучения дисциплины «Развитие рынка управленческого консультирования» Лекции по курсу «Развитие рынка управленческого ко...

Стратегический менеджмент

Введение в комплексные системы класса ERP. Классификация систем обеспечения управленческого учета

АНО ВПО «Региональный финансово-экономический институт» УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ (Третья лекция) ___________________________ http://elearning.rfei.ru СОДЕР...

Связи с общественностью

Основы консалтинга

Лекционный материал к дисциплине «Консалтинг в связях с общественностью» Тема 1. «Классификация консалтинговых организаций и услуг на рынке России» Во...

Менеджмент

Консультирование в области общего и стратегического менеджмента

Тема № 4 Консультирование в области общего и стратегического менеджмента В консультациях по менеджменту значительная часть времени уделяется принципам...

Бизнес-планирование

Консалтинговые услуги: понятие и сущность

Курс лекций дисциплины «Управленческий конснсалдинг» Тема 1. Консалтинговые услуги: понятие и сущность Цель проведения занятия: изучить методологическ...

Смотреть все