Формы внеурочной деятельности по русскому языку
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2.
Формы внеурочной деятельности по русскому языку
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация форм и методов внеурочной деятельности по русскому языку.
2. Предметная неделя – как одна из форм внеклассной деятельности по русскому языку
3. Способоы овладения лингвистическими знаниями
4. Примеры заданий по русскому языку во внеурочной деятельности
Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорит следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».
Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Существуют различные классификации методов. Остановимся на группе методов организации и осуществления внеурочной деятельности. В данной группе методов классификация производится по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).
Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию (плакаты, таблицы, картины, картины, макеты, муляжи) и демонстрацию (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных продуктов).
К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры.
Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные методы. Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности.
По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми.
К индивидуальным видам внеклассной работы относятся заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью, подбор языкового материала, индивидуальные консультации, чтение детских книг, сказок и другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных мероприятий.
К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, элективные курсы, консультации, экскурсии, викторины и некоторые другие.
К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги), выставки (например, выставка детских книг, выставка детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка и некоторые другие. Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие - эпизодически, один-два раза в год. Постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, консультации, элективные курсы, журналы, стенная печать, информационный стенд) работают в течение всего учебного года, - эпизодические - викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии.
Комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя, декада Русского языка. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык. В последнее время активно реализуется опыт организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с использованием инновационных форм.
Первое направление – это интеграция учебных дисциплин образовательных областей «Филология» и «Искусство». Традиционные литературные викторины можно проводить как литературно-художественные, в которые включаются не только задания на знание текстов литературных произведений, но и задания сопоставительного характера. К примеру, выбрать из предложенных произведений живописи картины, созвучные стихотворным строкам, подобрать музыкальные фрагменты к стихотворениям, сочинить лирическую миниатюру на основе прослушанного музыкального фрагмента. Такие литературно-художественные викторины развивают умение сопоставлять произведения разных видов искусства, учат детей видеть ассоциативные связи, развивают художественный вкус. В старших классах на основе данных умений следует предлагать учащимся подготовку интегрированных исследовательских проектов, связанных с интерпретацией образов и сюжетов в литературе и других видах искусства.
Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей интернета. Это прежде всего участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах, подготовка сетевых проектов. Интересной для учащихся формой внеурочной деятельности являются виртуальные экскурсии. Уместно здесь использовать групповую форму работы. Учащиеся класса могут подготовить групповые проекты - экскурсии, а затем провести конкурс на лучшую виртуальную экскурсию. Для этого нужно обязательно продумать маршрут экскурсии, подобрать интернет- ресурсы, составить текст экскурсии, а затем и попробовать себя в роли экскурсовода.
Исследовательская деятельность также является одной из инновационных форм внеурочной работы. Как подготовить ученика, способного к научной, исследовательской деятельностиОдной из форм такой работы может быть конкурс читателей научно-популярных книг. Можно предложить ребятам для чтения книги Л. Успенского «Слово о словах», Б. Казанского «Приключения слов», М.Аксеновой «Знаем ли мы русский язык», Ю. Федосюк «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» и другие. Конкурс на самого внимательного читателя научно-популярных книг можно провести в рамках Декады русского языка и литературы, Дней науки. Заранее определяется книга для конкурса, учащимся дается определенное время на прочтение книги (примерно две недели). Учитель или старшеклассники, помогающие в проведении конкурса, составляют вопросы викторины по прочитанной книге, задания с пропусками слов в тексте из книги (так называемый «слепой текст»). Участники конкурса могут придумать свои задания по прочитанной книге для других конкурсантов. Ребятам, умеющим хорошо рисовать, можно предложить проиллюстрировать книгу по лингвистике забавными рисунками, связанными с какими-либо языковыми явлениями. Кроме конкурса на самого внимательного читателя, можно создать видеоролики, презентации, рекламирующие научно-популярные книги. Реклама – жанр, популярный у детей. Можно использовать возможности рекламного жанра для популяризации научных книг. Целесообразно при создании реклам использовать работу в группах. Одну и ту же книгу могут прорекламировать разные команды учащихся, а затем определить победителя.
Важными этапами проектного обучения являются презентация и рефлексия. Презентация проводится на научной конференции. Рефлексия осуществляет самооценку результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Сочинение лингвистических сказок, стихотворений, кроссвордов также можно предложить учащимся уже со2 по 4 класс. Такие задания развивают языковое чутье, способствуют повышению мотивации школьников к изучению русского языка и литературы.
В процессе обучения русскому языку учащихся внеклассная работа приобретает особое значение. В условиях школы «это один из основных факторов, который действенно помогает настоящему изучению русского языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистическому явлению, эффективная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. Она имеет также большое воспитательное значение. Использование элементов «Занимательной грамматики» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. (театр-студия, киностудия, музыкально- хореографическая студия ) Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности. Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).
Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
Предметная неделя – это одна из форм внеурочной работы. К планированию предметных недель привлекаются обучающиеся с учетом их интересов, вопросов, предложений и пожеланий. Предметные недели способствуют формированию побуждений к творческому исследовательскому труду. Важно, чтобы главным мотивом, стал их познавательный интерес, их пытливость и любознательность.
Проведение предметных недель – это не только развлечения для обучающихся, но одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
Участниками предметной недели являются:
- все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которой проводится предметная неделя;
- учащиеся, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.
План проведения предметной недели, написанный на большом листе бумаги, вывешивается на стенде школы минимум за три дня до начала недели. За пять дней до начала недели на очередном заседании комитета по ее подготовке и проведению отчитываются ответственные за каждое мероприятие. Намечается порядок вручения призов и памятных сувениров победителям конкурсов
Открывается неделя торжественной линейкой.
В течение следующих дней в классах проводятся различные мероприятия. Диапазон применяемых форм разнообразен: встречи, олимпиады, выставки ученических работ, ярмарки, турниры, интеллектуальные игры, агитбригады, конкурсы, КВНы, разгадывание кроссвордов, устные журналы, защита проектов, практические занятия, тематические линейки и др.
Учащиеся готовят интересные выступления, создают красивые стенды и стенные газеты, принимают участие в различных соревнованиях и викторинах. Все это дает возможность лучше и глубже узнать любимый или не очень любимый предмет, найти в нем для себя что-то новое и неожиданное.
Одним из непременных условий плодотворной работы предметных недель является подведение итогов, которое проходит открыто. На общешкольной линейке вручаем призы и грамоты призерам, победителям, участникам. Обязательно материал помещаем на школьный сайт.
Проведение предметной недели сопровождается разнообразной наглядной информацией, которая располагается на стенде школы.
В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень. Предметная неделя – это праздник длиною в целую неделю.
Специфика предметной недели как одной из форм внеурочной деятельности в современной школе заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую, с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
Существует огромное количество интересных и полезных способов овладения лингвистическими знаниями, как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности:
- лингвистический анализ художественного текста на основе изученных языковых средств художественного произведения, после определения темы данного произведения ;
- обучение учащихся звукобуквенному анализу слов, учить слышать именно звуки речи и сопоставлять их с записью;
- придумать «свою» письменность, в которой соотношение между звуками и буквами будет иным;
- придумать другие правила чтения, отличающиеся от общепринятых, и поиграть – почитать по ним привычные слова;
- познакомить и сделать совместно с учащимися сравнительный анализ различных систем письменности;
- познакомить с историей возникновения кириллицы с последующим написанием мини-сочинения на тему «Возможно ли изменение русского алфавита в будущем?»;
- познакомить с историей появления имен людей как древнерусских, так и заимствованных;
организовать экскурсию в музей с целью познакомить учащихся с берестяными грамотами, рукописными книгами, с началом книгопечатания в России (или в частности в Воронежской области);
- познакомить детей с топонимикой, с историей возникновения географических названий, связав эту работу со словообразованием;
- познакомить с историей возникновения названий месяцев и дней недели;
- познакомить с изменениями в жизни языка, со словами, ушедшими из употребления;
- познакомить с новыми словами, появление которых обусловлено развитием общества, необходимостью языку лучше и всесторонне обслуживать общество;
- познакомить учащихся с записью русской речи транскрипцией, обращая внимание на возникающие при этом проблемы;
- изучить правила чтения в разных языках, сравнивая звучание похожих по написанию слов;
- использовать лингвистические сказки для успешного усвоения материала, его повторения и закрепления;
- предложить учащимся написание сочинения на тему «Жизнь морфем в языке» и мн. др.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями не становятся полезными . Вышеизложенные примеры организации работы по совершенствованию лингвистического образования младших школьников помогут учителю организовать работу с учащимися так, чтобы дети всегда могли увидеть, найти в языке что-то для себя увлекательное и интересное и русский язык не будет для детей тяжелейшим испытанием из множества упражнений, правил, диктантов и контрольных работ. Уроки родного языка должны стать у учащихся самыми увлекательными, самыми любимыми.
Варианты форм внеклассной работы по русскому языку:
Задание 1. Кто скорее?
1.Записать 10 слов, в которых больше букв, чем звуков
2.Записать 10 слов, в которых больше звуков, чем букв.
3. Написать по одному слову (имени существительному) на каждую букву алфавита. Буквы ъ , ы, ь должны находиться в середине слова
2. Записать в столбик все буквы алфавита, поставив по обе стороны каждой из них по две черточки. Задача – заменить черточки буквами, чтобы получить слова (имена существительные) со всеми буквами алфавита в середине.
Задание 2 «Будь внимателен!»
Ведущий предлагает разделить страницу тетради пополам вертикальной чертой, написав слева заглавие «Совпадает», а справа – «Не совпадает». Затем он диктует пары слов, список которых помещён ниже, и предлагает вписывать их в нужную графу, в зависимости от того, совпадает произношение глухих или звонких согласных с правописанием или не совпадает. Выигрывает тот, кто правильно запишет все слова и сможет по требованию ведущего подобрать к некоторым из них проверочные (например, гибкий – сгибать, липкий – липнуть и т.п.). Коляска – повязка, гибкий – липкий, кружка – игрушка, молотки – городки, веский – резкий, грядки – прятки, подружка – ватрушка, рыбки – липки, жираф – бурав, гриб – хрип, принёс - привёз, ходьба – молотьба, шефский – заправский.
Задание 3 Поставь ударение!
Предлагается ряд слов, в которых нужно поставить ударение не часто встречающихся в речи. В словах нужно поставить ударение. Проверка проходит в парах.
Задание 4 «Подумай и ответь!»
Как вам известно, рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк, т.е. совпадение конечных гласных и следующих за ней согласных. Объясните, почему рифмуются выделенные слова в указанных ниже пословицах, несмотря на то, что конечные согласные буквы в них не всегда совпадают.
• Не тот хорошо, кто лицом пригож
А тот хорош, кто для дела гож.
• Дружно – не грузно,
В врозь – хоть брось.
• «Бабушка, постой немножко»,
- Ей кричит она в окошко… …
• Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
• А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
• Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
• Дети спать сегодня лягут
В день последний декабря,
А проснутся старше на год
В первый день календаря.
Задание 5 «Верните их обратно»
Ведущий записывает на доске следующие имена прилагательные: дежурный, ученый, столовая, ванная, посевная, уборочная, снотворное, потогонное, болеутоляющее, рабочий, военный, часовой. Участники игры должны за условленное время «вернуть» эти слова в разряд прилагательных, подобрав к ним подходящие по смыслу определяемые слова (например, дежурный врач)
Список литературы:
а) основная литература
1. Афанасьева Ж.В. Истоки и современное состояние проблемы организации учебного исследования учащихся в области русского языка // Начальное филологическое образование и подготовка учителя: истоки и современность, традиции и инновации. Сост. и отв. ред. Т.И. Зиновьева. – М. : Изд-во «Экон-информ», 2014. – с. 213-217.
2. Зиновьева Т.И. Готовность педагога к организации лингвистических исследований младших школьников // Вестник МГПУ, серия «Педагогика и психология», 2012. – № 1(8), С. 16-24.
3. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 468 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. – Самара: Дом Фёдорова. – 2015. – 232 с.
б) дополнительная литература
1. Зиновьева, Т.И. Технология исследовательского обучения как инновация начального языкового образования // в сб. Современные технологии начального филологического образования и подготовки учителя. – М.: Экон-Информ, 2010. – С. 119-126.
2. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся». Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html (дата обращения: 27.02.2016).
3. Методики исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук /Ред. – сост. А.С. Обухов. – М.: Журнал «Исследователь / Researcher», 2009. – 216 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
5. Худякова Л.А. Активизация исследовательской деятельности учащихся в системе занятий по русскому языку: дисс. кандидата пед. наук: 13.00.02. - М., МПГУ, 2004. – 286 с.
6. Ушаков, Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку с младшими школьниками. Пос. для учителя. – Иваново, 1997. – 201 с.