Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост

  • 👀 1092 просмотра
  • 📌 1041 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост» pdf
Курс «Введение профессию» Дисциплина «Основывпсихокоррекции (с по психокоррекции тревоги 1 практикумом семестр и депрессии) – к.пс.н. доцент 6Преподаватель семестр Ванновская Ольга Васильевна Формы и механизмы психологической адаптации. Тема №1 динамика «Психология как профессия» Личностная и личностный рост www.akme.edu.ru Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост ТЕМА: ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ. ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ Учебные вопросы лекции 1. Понятие адаптации. Виды адаптации. 2. Характеристики современной адаптогенной среды и ее влияние на личность. 3. Показатели снижения адаптационных барьеров. 4. Компоненты личностного развития Предпосылки и условия личностного роста. Стратегии развития личности. 5. Психологическое здоровье как условие успешной адаптации и самореализации. К чему и как адаптируется человек, в чем уникальность адаптации и каковы ее детерминанты? Рассматривая человека с точки зрения его отношений с миром (окружающей средой), с точки зрения его взаимосвязей с обществом, природой, культурой и предметной средой, необходимо остановиться на феномене адаптации. Ключевой адаптогенный признак среды, который обусловлен изменениями в обществе, природе, культуре, - новизна. Традиционно современная реальность характеризуется как изменяющаяся, динамичная. С.Т. Посохова в качестве основных выделяет следующие изменений, признаки стремительная адаптогенной среды: иррадиация новизна, изменений, высокий темп информационная перегруженность, высокая семантическая неопределенность. Следствиями такой перегруженности адаптационных механизмов человека, повышения требований, предъявляемых к ним средой, являются: ‒ расширение спектра социально-стрессовых расстройств; ‒ увеличение числа самоубийств; ‒ сокращение продолжительности жизни; ‒ снижение рождаемости. Психологическими коррелятами снижения адаптационных барьеров являются: ‒ тревога за себя, за жизнь своих близких; ‒ пессимистичное восприятие будущего; ‒ боязнь остаться без работы, ухудшения материального положения; www.akme.edu.ru 1 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост ‒ экзистенциальные страхи (страх свободы, личной ответственности, действия, ощущение ненужности образования и культуры). ‒ агрессия. С.Т. Посохова выделяет 4 смысловых аспекта в понимании феномена адаптации: 1. Жизнедеятельность – выживание, здоровье, способность к самосохранению и развитию. 2. Приспособление – подчинение среде, врастание в среду, изменение себя. 3. Устойчивость – гомеостаз, экологическое равновесие, соответствие среде. 4. Самораскрытие личности – взаимодействие со средой, внутренняя детерминанта, поиски возможностей самораскрытия. В психологической литературе встречается множество определений понятия адаптации. Приведем лишь некоторые из них. Адаптация - процесс и результат установления определенных взаимоотношений со средой. Приспособление строения функций органов клеток к условиям среды. (Психологический словарь,1983). Адаптация - индивидуальный опыт, который сохраняет и закрепляет результаты активного взаимодействия с внешним миром (Алдашева А.А.,1995 – Цит. по С.Т. Посоховой, с.23). Адаптация - единство ассимиляции и аккомодации. Тенденция к установлению равновесия в процессе взаимодействия активной подсистемы и среды при условии, что активная подсистема не разрушается, а поддерживаются определенные параметры ее функционирования (Балл Г.А., 1989 – Цит. по С.Т. Посоховой, с.23). Адаптация - активное взаимодействие человека с социальной средой, в отличие от простого приспособления, с целью достижения оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю.,1998). Виды адаптации 1. Морфофизиологическая 2. Социально-психологическая 3. Индивидуально-личностная В результате рассмотрения феномена адаптации, можно отметить следующее: в отличие от бытовавшего ранее представления об адаптации человека как о приспособлении строения функций органов клеток к условиям среды, сегодня более www.akme.edu.ru 2 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост распространено расширительное толкование термина. Таким образом, если понимать адаптацию как активное взаимодействие человека со средой, в эту категорию может быть включен и личностный рост, если в динамичной среде оказываются востребованной именно реализация личностных возможностей. Проблема личностного роста Рассматривая проблематику личностного роста, следует учитывать, что сама постановка вопроса имеет смысл только в случае расширительного толкования термина «психологическая коррекция» - как форма психологической поддержки здоровых людей в критических ситуациях. В случае если речь идет о психокоррекции как системе методов исправления недостатков (например, относящихся к интеллектуальной или эмоциональной сферам личности), закономерным является поиск средств повышения адаптивных возможностей личности. Однако рассмотрение личности в качестве целостного системного образования приводит к заключению о невозможности только избавления человека от мешающих ему поведенческих моделей и способов взаимодействия с окружающими (вещной и социальной реальностью) без формирования новых стратегий самореализации. В этой связи изучение механизмов и путей личностного развития является необходимым. Кроме того, само по себе понимание психокоррекции как способа психологической поддержки в кризисной ситуации предполагает актуализацию личностных резервов в направлении саморазвития, если кризис связан не столько с работой дезадаптивных механизмов психики, сколько с трудностями в продвижении по пути самоосуществления. В указанном контексте родовым является понятие «психологическая помощь», которая включает в себя как исправление недостатков в развитии, формирование новых, более продуктивных форм самовыражения. так и Результатом психокоррекционной работы в первом случае является повышение адаптивных возможностей, а во втором - возможностей, связанных с личностной самореализацией. И разрешение проблем личностного характера, и поиск путей самореализации, осуществляемый при участии специалиста - психолога, могут быть рассмотрены как проявления личностной динамики, которая включает в себя широкий спектр изменений внутренней жизни личности, происходящих в результате саморазвития или под воздействием извне (других людей, ситуаций). Значимым является то, «многоканально»: что во психокоррекционная взаимодействии работа психолога www.akme.edu.ru и должна клиента, осуществляться клиента и 3 его Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост социального окружения и самостоятельной «интраличностной» коррекции, но именно в ситуации движения по пути самореализации ведущая роль должна принадлежать самокоррекции личности (см. схему). Проблематикой развития личности занимаются многие психологи, но в общей психологии и психологии личности более узкий аспект «личностного роста» не получил должной целостной разработки, поскольку не сформировалась соответствующая система понятий. Личностный рост – понятие широкое, охватывающее весь период жизни человека, начиная от рождения и кончая смертью. Мы понимаем рост личности как непрерывный процесс саморазвития, в рамках которого, человек приобретает способность управлять текущими событиями собственной жизни, формировать конструктивные отношения с другими людьми, находит разнообразные формы и способы реализации своих возможностей, достигая успеха в выбранной сфере деятельности. С точки зрения Т.М. Буякас, личностный рост исключает самоповторение: «Наша обычная “жизнь” чаще всего выглядит так, словно мы “вечно пережевываем один и тот же кусок, будучи не в силах его проглотить”: изо дня в день, из года в год мы длим себя — воспроизводим одни и те же навыки, повторяем одни и те же привычки, воспринимаем мир сквозь призму концептуальных стереотипов, действуем словно марионетки, и т.д. и т.п. Такая “жизнь” больше похожа на сон: однородное пространство мысли мирно убаюкивает нас, не побуждая к живой мысли, к живым чувствам, к живым действиям. Но любой действительный шаг личностного становления связан с прерыванием этого автоматизма дления себя, с разрыванием оков причинно-следственных цепей. То, что случится в следующий момент, не всегда и не обязательно должно вытекать из того, что было перед этим» (Буякас Т.М., 1998, с.103). Выделим отличительные черты развитой личности: - ответственность за свои действия; - способность удовлетворять свои нужды без ущерба для других людей; - умение достичь значительного успеха в деятельности (она служит объектом самовыражения); - демонстрация энергии и жизнестойкости в своей повседневной жизни; - открытость переменам и новому жизненному опыту. www.akme.edu.ru 4 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост В качестве обязательного условия личностного роста, таким образом, выступает саморазвитие. Саморазвитие – это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования. Самопознание. Для успешной организации личностного роста необходимо уяснить для себя свои возможности, свои сильные и слабые стороны, т.е. необходимо самопознание, которое включает в себя следующие основные приемы: самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценку. На формирование когнитивных поведения представлений о субъекта свойствах влияет своей его самооценка личности, их – сплав критического осмысления и эмоционально-ценностного отношения к ним. Самооценка, являясь продуктом самосознания, одновременно оказывается и необходимым условием, существенным моментом его развития. Так, неадекватная самооценка проявляется в избирательности восприятия информации, когда отбрасывается информация, которая могла бы снизить оценку деятельности субъекта в его собственных глазах. Завышенная самооценка, неумение правильно оценивать свое состояние здоровья, уровень работоспособности и профессионализма приводят к тому, что сотрудник попадает в стрессовые ситуации, не может справиться с делом. Заниженная самооценка, порождая неуверенность в себе, также отрицательно влияет на деятельность. Разрешить эту проблему можно с помощью ряда методик, которые помогут: - сравнить себя, свои отдельные качества и личностные особенности с определенной шкалой, характеризующей степень расхождения его качеств с качествами других людей, что задает ориентации для самовоспитания; - выявить и более эффективно применять свои положительные качества, что формирует уверенность в себе; - сформировать более адекватную самооценку своих способностей, поведения; - увидеть свои ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их. Самопобуждение – предполагает умение использовать приемы, способствующие внутреннему побуждению к саморазвитию профессиональному и личностному. Можно выделить основные приемы: самокритика, самостимулирование, волевые приемы (самоприказ, самообязательство, самопринуждение). Самопобуждение зависит от уровня развития личности. www.akme.edu.ru 5 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост Программирование необходимое профессионального условие реализации и личностного внутренних резервов; роста – планирование профессиональных и личностных успехов. Самореализация. По мнению К.Роджерса, самоактуализация проявляется в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализирующиеся люди – люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили собственный потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми. В качестве элементов техники самореализации можно выделить следующие: первый включает приемы организационно-управленческого характера, второй – направлен на интеллектуальное развитие, третий – на саморегуляцию психических состояний. Ранее мы определились, что эти два понятия тесно смыкаются в наших условиях. Переход от потребности к реальной деятельности по самосовершенствованию предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности. Это может осуществляться в разных формах. Это может быть индивидуальная программа профессионального развития, коррекция личностных качеств, развитие новых умений и навыков. Здесь могут возникнуть трудности, и при разработке программы крайне необходима помощь практического психолога. Качества личности могут формироваться, изменяться только в результате многократных повторений тех или иных состояний, действий, ситуаций, поэтому важнейшим средством является самоуправление. Нужно контролировать и отслеживать деятельность по саморазвитию, что позволит заметить отклонение. В основе интеллектуального развития лежат приемы по управлению своим вниманием, памятью, мышлением. Важна и саморегуляция психических состояний. Чем более зрел в социальном отношении человек, тем он более способен к саморазвитию. требований, А жизнь и предъявляемых возрастание к нему, профессиональных настоятельно диктуют обязанностей и необходимость самосовершенствования. Ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и зрелой личности. Саморазвитие – скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь. www.akme.edu.ru 6 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост К.А. Абульханова-Славская выделила три основных признака жизненной стратегии: 1. выбор способа жизни, 2. разрешение противоречия «хочу–имею», 3. создание условий для самореализации, творческий поиск. По ее мнению, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. «Эта способность личности переключать свои жизненные стремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью» [Абульханова-Славская К.А.1991, с.15]. Различные типологии жизненных стратегий можно обнаружить в социальнопсихологических теориях, которые на основе общественной жизни личности выявляют различные способы жизнеосуществления. Э. Фромм рассуждает о двух типах жизненных стратегий - «иметь» как можно больше (в том числе материальных благ) и «быть» или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». По мнению автора, рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором — «иметь» или «быть», и часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития [Фромм Э., 1998]. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам. Практика конкурентных отношений побуждает многих выбрать идеал преуспевания любой ценой. К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» — жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается www.akme.edu.ru 7 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни [Хорни К., 1996]. А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль — интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении [Адлер А., 1995]. Отечественные психологи Резник Т.Е., Резник Ю.М. выделяют три основных типа стратегий жизни: 1. стратегия благополучия, 2. стратегия жизненного успеха, 3. стратегия самореализации [Резник Т.Е., Резник Ю.М., 1995]. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий. Таким образом, жизненные цели (черты идеального образа будущей жизни человека), и систему ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно www.akme.edu.ru 8 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание — то, к чему стремится человек. К количественным характеристикам жизненной стратегии можно отнести степень ответственности и удовлетворенность реализация осмысленности жизнью, жизненных т.е. целей жизни, — которые насколько человека. Все оказывают эффективно эти влияние на будет протекать характеристики начинают формироваться в детстве под воздействием воспитания. В процессе развития общества и смены общественной морали человек может переосмысливать свою систему ценностей, вследствие чего его жизненные цели наполняются другим содержанием. Стратегия творца Многие психотерапевты убеждены, что в каждом человеке есть силы, которые направляют его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, постижению смысла жизни. В философских, психологических и социологических концепциях эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия ее творческого потенциала. Такого подхода придерживались Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. Так, С.Л. Рубинштейн назвал человека субъектом собственной жизни. Человек активно строит условия своей жизни и свое отношение к ней. Ответом на вопрос, насколько достойной была жизнь, является осознание того, насколько ответственным был жизненный выбор [Рубинштейн С.Л., 1998]. А. Адлер отмечал, что человек активно выискивает одни переживания и избегает других, избирательно преобразует и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, представлений о себе и о мире по существу являются творческими актами [Адлер А., 1995]. Становление творца происходит в детстве стихийно. В течение жизни эта тенденция может угасать. Но позже, как правило, зрелая личность как бы вспоминает об этом и уже сознательно выбирает ценность творческого бытия. Эта способность человека выйти за рамки социальных стереотипов, шаблонов и заблуждений позволяет ему преобразовать свой прошлый опыт и найти место в жизни [Варламова Е.П., Степанов С.Ю., 1998]. К. Юнг, давая определение архетипу ребенка, писал: «Он воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума... Он www.akme.edu.ru 9 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост выражает самое сильное и неопределенное стремление каждого существа, стремление к самореализации» [Юнг К., 1996]. Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому [Маслоу А., 1997]. К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего, в создании новых граней собственной личности [Роджерс К.., 1994]. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других. Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Таким образом, стратегия творчества — это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни, опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья. Мы предполагаем, что в качестве жизненных стратегий можно рассматривать и следующие: 1. направленность личности на адаптацию – гомеостатическая направленность: приверженность к комфорту, стремление к гармонии и балансу; 2. стратегия самореализации – гетеростатическая направленность: преимущество выбора самоизменений и жизнетворчества, возможно, в ущерб ощущению стабильности, комфорта. www.akme.edu.ru 10 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост И адаптацию и личностный рост. можно рассмотреть в контексте психологического здоровья, от которого они непосредственно зависят. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с человеком одной стороны, своих возрастных, оно является социальных условием и адекватного культурных ролей выполнения (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т.п.); с другой стороны, обеспечивает человеку развитие в течение всей его жизни. Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержания этого понятия от понятия «изменение». Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательною накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той пли иной психологической школе. Возможно, этот вопрос выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. При организации психологической коррекции в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своих жизненных задач, т.е. полную реализацию своих ресурсов. Однако если психологическое здоровье - необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья («наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В. Л. Ананьев)). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматриваемся не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т.п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и www.akme.edu.ru 11 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост физически. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). В настоящее время существует довольно разработанное направление — психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т.е. по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний. В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической сосудистой расстройства предрасположенности, системы (вегето-сосудистая желудочно-кишечного двенадцатиперстной можно кишки), привести дистония, тракта нарушение (язвенная псевдоневрологические расстройства сердечно- ритма болезнь расстройства сердца), желудка и (психическая гипертензия, психогенная головная боль) и т. п. В качестве позитивного примера — влияния психического фактора не на появление болезни, а на полноценное функционирование человека — можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 8090 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями. Действительно, если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. 1. Психологически здоровый человек — это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. 2. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. 3. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. 4. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. 5. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. www.akme.edu.ru 12 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост 6. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, 1) «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. 2) психологически здоровый человек включает в себя характеристики хорошо адаптированной, зрелой, постоянно «растущей» личности и Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать и как личностный рост, и как самореализацию. Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически возможность здорового человека можно назвать адекватного приспособления, как к саморегулируемость, т. е. благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способности рассмотрим ее подробно несколько позднее. Итак, основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса www.akme.edu.ru 13 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности, то есть адаптация. Далее необходимо сопоставить понятие психологического здоровья с понятием зрелости личности, синонимично. поскольку Действительно, ряд авторов если употребляют понимать их развитие практически человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого могут использоваться как синонимичные понятия. Однако, если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью. Ппсихологическое здоровье детей имеет свою специфику. Для того чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И.В. Дубровиной о соотношении психологического здоровья и развития личности. И.В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье — это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Естественно, что в течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. В этой связи задача психологической коррекции — это восстановление психологического здоровья, или коррекция нарушений психологического здоровья, осуществляющаяся в условиях направленной психологической помощи психолога. Структура психологического здоровья. Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное приятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и приятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми www.akme.edu.ru 14 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии» (В. И. Слободчиков). Подводя итоги рассмотрению выделенных нами компонентов психологического здоровья — положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. способствует изменению механизмом саморазвития. самоотношение, В свою самоотношения. рефлексия очередь А личностная Соответственно и саморазвитие саморазвитие можно человека рефлексия сделать является вывод, взаимообусловливают друг что друга, находятся в постоянном взаимодействии. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологической коррекции: • обучение положительному самоотношению и принятию других; • обучение рефлексивным умениям; • формирование потребности в саморазвитии. Таким образом, можно увидеть, что в коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью. www.akme.edu.ru 15 на Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост Для определения форм психологической поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нормы, а затем критериев психологического здоровья. Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья, как нам представляется, поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы. Мы считаем, что для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. "Для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья — это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи. Проблема нормы во многом смыкается с проблемой критериев психологического здоровья. Но мы все-таки остановимся на критериях особо. В наше время к определению психологического здоровья часто предлагается уровневый подход, однако при определении уровней используются различные основания. Так, М.С. Роговин основывается на сохранности функций внешней и внутренней регуляции. Б.С. Братусь выделяет как высший уровень личностно-смысловое или личностное здоровье, уровень индивидуально-психологического здоровья — способность строить адекватные способы смысловых устремлений и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности. Вспомним, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Это изменение проходит через все уровни развития психики и сознания и заключается в качественно иной способности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является www.akme.edu.ru 16 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды в липе матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление человека во взрослую жизнь характеризуется началом преобладания процессов приспособления к среде, освобождением от инфантильного: «Мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из такого понимания нормы, можно подойти к определению уровней психологического здоровья. К высшему уровню психологического здоровья — креативному — можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи. К среднему уровню — адаптивному отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к психологического группе здоровья риска, и поскольку могут быть не имеют включены в запаса прочности групповую работу профилактически-разви-вающей направленности. Низший уровень — дезадаптивный, это или ассимилятивно- аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих. Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к www.akme.edu.ru 17 Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи. Таким образом, можно сделать вывод, что в психокоррекции необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от объективных условий (в детском саду, школе, институте и т.п.) и уровня психологического здоровья людей. Безусловно, для эффективной организации коррекции необходимо определить факторы риска нарушения адаптации. Факторы риска нарушения адаптации Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. www.akme.edu.ru 18
«Формы и механизмы психологической адаптации. Личностная динамика и личностный рост» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot