Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Формирование земельных отношений в странах
Древнего мира
1. Земельные отношения в Древнем Египте
2. Развитие земельных отношений в Шумере и Вавилоне
3. Первые сведения о земельных отношениях в Древнем Риме
4. Становление земельных отношений в Древней Греции и Спарте
5. Земельные отношения на Древнем Востоке (Малая Азия, Китай,
Индия)
1. Земельные отношения в Древнем Египте
Как известно, наука делит всю историю Древнего Египта на шесть
периодов.
Первый период — это возникновение древнейшего египетского
государства. Примерно к 4-му тысячелетию до н.э. в долине Нила
насчитывалось около 40 небольших по размеру рабовладельческих
государств – номов. В результате борьбы между ними и подчинения слабых
номов более сильными в конце 4-го тысячелетия до н.э. образовалось два
сравнительно крупных государства: одно — на севере (Нижний Египет),
другое — на юге (Верхний Египет). Около 3000 до н.э. южное царство
подчинило себе северное и тем самым завершился процесс объединения
Египта в одно государство — централизованную раннерабовладельческую
монархию. Именно к этому периоду относятся первые сведения о
кадастровых работах в Древнем Египте, которые проводились с целью учёта
земель с указанием границ земельных участков и их площадей, установления
имён владельцев. Оценочные списки земель, подлежащих налогообложению,
уже в то время велись очень тщательно. Причём, земли оценивались как
количественно, так и качественно. данные учёта использовались для
определения размера налога (1/5 дохода с земли) и установления прав
собственности на землю. Такой учёт проводили специальные чиновники
фараонов — таксаторы — два раза в год. И что примечательно, уже первые
сведения о кадастровых работах содержат элементы графического
отображения кадастровых данных на специальных глиняных табличках.
Второй период (3 тысячелетие до н.э.) — это период Древнего царства.
Этот период характеризуется в своём начале усилением власти египетских
царей и, как следствие, концентрацией в царской собственности огромных
земельных наделов. Остальные земли находились в собственности номовой
знати. Крестьяне-общинники собственной земли не имели и трудились на
землях собственников наряду с рабами.
Однако, отдельные номы даже внутри единого государства сохранили
некоторую экономическую и политическую самостоятельность. В конце
этого периода местная рабовладельческая знать вступила в успешную борьбу
с фараонами и в результате к 21 в. до н.э. из единого государства Египет
вновь превратился в несколько десятков самостоятельных номов,
боровшихся между собой. Сельское хозяйство, очень зависящее от единой
ирригационной системы, начало быстро приходить в упадок. Крестьянеобщинники могли обрабатывать только так называемые «высокие поля»
(земли, недоступные ежегодным наводнениям). Однако, собственники земель
— рабовладельцы — предоставляли такое право только тем крестьянам,
которые помогали им вести войны с соседями. Таким образом, начался
процесс имущественного расслоения среди крестьян-общинников. В
дальнейшем, эти крестьяне (их называли «средние маленькие») становились
собственниками высоких полей и выделялись из сельских общин.
Третий период — период Среднего царства (21-18 вв. до н.э.)
характерен новым объединением Египта в единое государство, причём, при
активной помощи наиболее богатых «средних маленьких». В заслугу, новые
египетские фараоны ещё больше урезали власть правителей номов и
произвели перераспределение земель в пользу «средних маленьких».
Характер ранних кадастровых работ при этом не изменился. 20 веком до н.э.
датируется наиболее древний из дошедших до нас кадастровых документов
— Папирус Ахмеса — в котором излагаются методы решения
арифметических и геометрических задач, связанных с землеизмерением и
определением площадей земельных участков.
Около 1750 г. до н.э. в Египте произошло восстание бедных крестьянобщинников, боровшихся за возвращение своих перераспределённых земель,
которое поддержали также городские ремесленники и рабы. Был
осуществлён массовый передел имущества и земель (как отмечается в одном
древнеегипетском источнике — Папирусе Лейденском — «земля
перевернулась подобно гончарному кругу: то что было нижним, стало
верхним»). Примерно в это же время в Египте была проведена новая
кадастровая
съёмка,
целью
которой
являлось
осуществление
налогообложения собственности и распределения земель.
Но, как это всегда бывает в истории, восстание было стихийным и
потерпело поражение. Более того, ослабление центральной власти привело к
тому, что около 1700 г. до н.э. в Египет произошло вторжение из Азии
кочевых племён гиксосов, которые покорили его и почти на 100 лет
утвердили свою власть.
Четвёртый период — период Нового царства (16-11 вв. до н.э.). Этот
период характерен восстановлением единого государства в виде
централизованной раннерабовладельческой монархии военного типа и
усилением на начальном этапе центральной власти. Теперь фараоны были
верховными собственниками земель и рабов, и одаривали и тем, и другим
своих воинов, чиновников, а также храмы. Однако, многочисленные войны,
которые вёл Египет в этот период и резко усилившаяся около 1400 г. до н.э.
власть жрецов пошатнули экономическую мощь фараонов (особенно,
вследствие раздачи земель и рабов воинам и храмам). В конце-концов,
правящий фараон Рамсес XII в 1071 г. до н.э. был свергнут жрецами.
Пятый период — поздний (Ливийско-Саисский) период (10 — 5 вв. до
н.э.). В этот период жрецы разделили Египет на две части — на юге было
образовано теократическое государство Фиваида, а на севере страны попрежнему правили фараоны. Однако, в 941 г. до н.э. власть правящих
фараонов сверг предводитель ливийских кочевых племён Шешонк,
положивший начало новой правящей династии. Ливийская военная знать
вошла в состав господствующего класса Египта и образовала
привилегированную касту. Со своей стороны, жречество также образовало
замкнутую касту с многочисленными привилегиями. Возникновение
кастового строя в Египте привело к дальнейшему расслоению общества,
крайнему разорению больших масс крестьян-общинников, росту
ростовщичества и спекуляции земельными наделами, В основном, это было
вызвано освобождением земельных владений знати и храмов от различных
податей, а также наличием значительной бесплатной рабочей силы в виде
рабов.
Конец периода характеризуется неоднократными порабощениями
Египта различными завоевателями (ассирийцы, персы и другие). Так
продолжалось до 332 года до н. э., когда Египет был завоёван грекомакедонскими войсками Александра Македонского и наступил последний —
шестой — период истории Древнего Египта.
Шестой период — Эллинистический Египет (4-1 вв. до н.э.). Этот
период прежде всего характерен полным отстранением от власти египетсколивийской знати, потерей ею всех былых привилегий, влияния и значимости.
Привилегированным
слоем
населения
Египта
стали
греческие
рабовладельцы. Часть рядовых граждан-греков стала землевладельцами,
нёсшими военную службу за предоставленные им земельные наделы. Греки
стали формировать в Египте те земельные отношения, которые существовали
на земле их предков, в Древней Элладе. Так, верховными собственниками
всех земель были фараоны из греческой династии Лагидов. Все земли
делились на две категории: царские земли и «земли в отпуску»,
передававшиеся частным лицам с оставлением за царём права собственности
на неё. В царскую собственность были переданы даже земли храмов. Доходы
царской династии с земель, получавшиеся в виде произвольно
устанавливаемой арендной платы, были очень велики. Причём, для крестьянобщинников аренда царских земель была обязательной.
Таким образом, этот период характерен привнесением нового элемента
в древнекадастровые работы, а именно — введением земель в товарноденежный оборот, в частности, появлением такого понятия, как аренда
земель.
В 30 г. до н.э. Египет был завоёван римским императором Октавианом
Августом и на его территории начали действовать нормы римского права.
2. Развитие земельных отношений в Шумере и Вавилоне
2.1. Возникновение государства
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье
(между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории
возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства,
вобщественном и государственном строе которых длительное врем
сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим
населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были
шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер,
история которого насчитывает семь веков.
К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые
постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное ШумероАккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.
Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевникамиамореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко
расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал
Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования
Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение
Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять
вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе,
Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего
большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство,
получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но
не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых
поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство
было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400
лет.
Новый подъем Вавилон переживает в VII–VI вв. до н. э. Период с 626
по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского,
или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское
царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста
крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое
развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство
грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений.
Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем
интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти
Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.
2.2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера
Общественный и государственный строй Древнего Шумера
характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации.
Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью
организованного орошения, обусловили существование территориальных
общин.
Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее
высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления
сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая
деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянамиобщинниками, а собранный с него урожай отдавали храму. Постепенно
храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство.
В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это
стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в
аренду. Широко применялся на храмовых землях наемный труд
безземельных крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали
налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.
Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные
земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и
купли-продажи земли.
Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные
чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.
Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус
клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической
зависимости от храмов и частных лиц.
Шумер не был единым государством. На его территории находилось
несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее
известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.
Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси»
(«патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма. В случае
если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался
титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению
общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они
возглавляли
общинный
культ,
предводительствовали
войском,
председательствовали в совете старейшин и народном собрании.
Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему
рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его
деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.
Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя.
2.3. Общественный строй Вавилонского государства
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал
деление общества прежде всего на свободных и рабов.
Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами
становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными
свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы
рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности
хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в
поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или
лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их
господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Например, за
лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный был
обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине
последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась
треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию,
повлекшую его смерть, — половина его стоимости. Раб не имел права
самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина,
даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купляпродажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для
покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его
выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и
доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения
рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или
выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права
господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в
обмен на другого.
Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли
быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с
разрешения господина, но считалось частью собственности господина и
переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали
власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие
меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от
своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги
не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу
или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от
такого брака были свободны.
Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на
полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане
«авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В
большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные
повинности в пользу государства. Однако полноправные граждане не были
однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения
сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные
общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними
появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Ряд
статей законов Хаммурапи свидетельствует о стремлении законодателя
облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным
владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда
заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать
рабом-должником.
Законы
называют
члена
семьи
должника,
отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником.
Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от
его суммы. Ограничение произвола кредиторов над попавшими в долговую
кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением
царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли
свободные.
Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и
обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти.
Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них
за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом.
Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если
после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть
надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае
пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на
земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны
за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала
смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его
земельный надел.
Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные).
Вопрос 6 «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен
однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не
установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи
закона, определяющие наказание за преступление против него.
Членовредительство, нанесенное «мужу», каралось соответствующим
членовредительством виновного, но если членовредительство было
совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За
украденную у «мушкену» вещь вор платил 20-кратный штраф, а за
украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, — 30кратный штраф. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных
Хаммурапи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.
Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также
профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные
служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее
жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других
государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум»,
«лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного
рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным
значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди
представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них
законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена»,
«божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница. Довольно высокое
положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись
большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла
переходить по наследству или обращаться в пенсию.
Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали
крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко
ценился труд врачей, ветеринаров — они получали плату, в отличие,
например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд
гонорар (подарок).
2.4. Государственный строй Вавилона
Древневавилонское царство представляло собой централизованное
государство. В руках царя была сосредоточена законодательная,
исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была
сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле.
Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность
направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным
духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии —
Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в
привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан
этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых
хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали
жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм
управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже
мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились
умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все
управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система
управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством,
занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций
между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь,
дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень
высоко ценились писцы.
В системе государственных органов управления различались
центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На
местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись
органы
общинного
самоуправления,
осуществлявшие
некоторую
административную, финансовую, судебную власть.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем:
наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь.
Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.
В Вавилоне существовала постоянная армия.
2.5. Законы Хаммурапи
Правление царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) ознаменовано
созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение
законодательной деятельности, притупил к ней всамом начале своего
правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это
был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к
сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи
относятся к концу его царствования.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе.
Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом
Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст
законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное
введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство
для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует
перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам
своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в
свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник
насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое
обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей
категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.
Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих
принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но
все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью.
Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не
содержат религиозного и морализующего элементов.
Своим
законодательством
Хаммурапи
пытался
закрепить
общественный строй государства, господствующей силой в котором должны
были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник
законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность.
Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости
наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная
собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали
различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые,
общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это
был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование
издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли
и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием
частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало
расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему
объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных
рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной
собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку
общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду,
передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины
источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов
(имущество «илку»), о чем говорилось выше.
Обязательства. Взаконах
Хаммурапи
имеется
ряд
статей,
регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в
земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась
обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая
арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке
поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была
краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду
сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее
отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию
хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был
уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных
видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов,
повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и
ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был
широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных
рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли
порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда
(например, врача в случае смерти больного). ^ Довольно подробно законы
Хаммурапи
регулировали
договор
займа.
Характерной
чертой
законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от
кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют
положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении
процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального
займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате
дурного обращения с ним.
В условиях существования частной собственности как на движимое,
так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор куплипродажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов,
скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при
свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа
имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась
недействительной.
Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры
хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.
Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения
вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину
следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с
вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость
всего погибшего.
Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при
наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и
отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за
неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна,
муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была
бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое,
имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после
мужа.
Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности
продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за
злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так,
отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными
ограничениями. Преимущественным способом наследования является
наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети,
усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал
их своими.
Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации,
законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех
деяний, которые признаются таковыми. Ничего не говорится в законах о
государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью.
Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений:
против личности, имущественные и против семьи.
Среди преступлений против личности законы называют неосторожное
убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям
относятся, например, действия строителя, построившего дом, который
обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку
в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного
рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях
при определении наказания действовал принцип талиона: виновного
постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с
преступника взимался определенный штраф.
К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует
отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма
законы определяли как преступные действия. Отличным от кражи
преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления
наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо
членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф,
многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог
далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.
Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют
прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение
(например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими
родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие
отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).
Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись
их целью. Такой целью было возмездие. Поэтому при определении наказания
законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона.
Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных
вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские
наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы,
изгнание.
Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам.
Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств
доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы
упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от
судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если
он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишался
своего места без права судить когда-либо.
3. Первые сведения о земельных отношениях в Древнем Риме
Возникновение Древнего Рима, как рабовладельческого государстваполиса, историография относит к 7 веку до н.э., точнее к 753-754 гг. Первые
упоминания о введении частной собственности на землю относятся к
периоду правления одного из римских царей — Сервия Туллия (6 век до
н.э.). К этому времени, наряду с общественными землями, начали
появляться частные наделы отдельных членов общины, а римское общество
разделяется на две группы — патрициев и плебеев. Плебеи не входили в
число полноправных граждан общины и поэтому к землепользованию
допускались ограниченно. Например, если патриции занимались в основном
скотоводством, то плебеи — наиболее трудоёмким видом сельского
хозяйства — хлебопашеством. Однако, в численном отношении плебеи
превосходили патрициев, что не могло не приводить их к борьбе за свои
права. Первый этап этой борьбы и завершился реформами Сервия Туллия.
По сути, эти реформы положили начало римскому кадастру, получившему в
то время наименование «Табулес Цензуалес».
Суть реформ заключалась в том, что всё римское население делилось
по имущественному и территориальному признакам на 5 разрядов (1 разряд
— состояние не менее 100 000 ассов, 5 разряд — состояние не менее 11 000
ассов). Лица не достигавшие по признакам 5 разряда назывались
пролетариями.
Одним из имущественных признаков являлись земельные права. В
частности, для описания земель вводились специальные реестры, в которых
указывались размеры земельных участков, способы их обработки, качество,
продуктивность и доходность земель, что в конечном счёте учитывалось
при определении размера налога. На специальные бронзовые таблицы
наносились планы имений, их названия, границы и размеры землевладений.
Там же приводились сведения о качестве земель и о самом хозяйстве.
Государственные земли — ager publicus («общественные поля») —
изначально считались общественными. Луга и заросли отводились под
пастбища, необработанные земли занимались в порядке оккупации, т.е.
права свободной заимки во временное или условное владение.
Установление и юридическое оформление границ отдельных земельных
участков — межевание — выполнялось специальными чиновниками
агрименсорами или громатиками (в русском понимании — землемерами).
Само межевание проводилось в виде лимитации, т.е. поля разбивались на
участки, как правило, с прямоугольными границами на равных расстояниях
друг от друга.
Принципы первоначального римского кадастра были распространены
не только на территорию Древнего Рима, но и на все его колонии.
Период конца 6 — начала 3 века до н.э., особенно его вторая
половина, характеризуется ожесточённой борьбой плебеев с патрициями за
землю и политические права, в частности, за допуск плебеев к пользованию
государственными землями. Дело в том, что к началу 4 в. до н.э.
подавляющая часть общественных земель сосредоточилась в руках знати.
Поэтому, в 367-366 гг. до н.э. были приняты законы, разработанные
народными трибунами из плебеев Лицинием и Секстием, по которым
оккупация государственных земель любым гражданином ограничивалась
размером в 500 югеров (около 125 га). В 287 г. до н.э. были приняты законы
диктатора Квинта Гортензия, по которым различия в правовом положении
патрициев и плебеев были уничтожены. Тем самым, в Древнем Риме
окончательно сложился государственный строй в форме аристократической
рабовладельческой республики.
Захватнические войны, которые вели древние римляне в 3-2 вв. до
н.э., с их колоссальной добычей в виде рабов и материальных ценностей,
стимулировали дальнейшее развитие рабовладельческих отношений, более
всего в сфере сельского хозяйства. Стремительно росло крупное
землевладение, создавались поместья — виллы — основанные на
интенсивном применении рабского труда. В виллах разводились виноград,
фрукты и овощи, улучшались породы скота. Мелкие земельные
собственники — крестьяне, занимавшиеся хлебопашеством, не выдерживая
конкуренции с дешёвым рабским трудом, разорялись и превращались
влюмпен-пролетариев.
Для снижения социальной напряжённости в обществе в 133 г. до н.э.
народный трибун Тиберий Гракх разработал законопроект, направленный
на возрождение мелкого и среднего землевладения. В частности,
общественная оккупация государственных земель ограничивалась 500
югерами на каждого держателя государственных земель и по 250 югеров на
каждого из его сыновей, но не более 1000 югеров на семью (250 га).
Излишние земли возвращались государству, которое должно было
раздавать их беднейшим крестьянам, на правах наследственной аренды без
права продажи, небольшими участками до 30 югеров. Была даже создана
специальная комиссия по наделению крестьян землёй с чрезвычайными
полномочиями. И хотя до конца эта реформа завершена не была, её
проведение в жизнь увеличило число мелких собственников земли к началу
1 века до 80 000 человек.
Однако, в 111 г. до н.э. в результате восстановления власти крупных
землевладельцев и рабовладельцев был принят закон, отменяющий все
ранее проводившиеся аграрные мероприятия. Все розданные в аренду земли
и все оккупированные земли объявлялись частной собственностью, что
вновь открыло широкие возможности для концентрации земель в руках
влиятельной знати.
В 59-44 гг. до н.э. во времена правления Гая Юлия Цезаря впервые в
древнеримской истории была проведена перепись всех земель, в том числе
и земель колоний. Кроме этого, по аграрному закону Цезаря землями
наделялись все ветераны войн и многодетные неимущие граждане.
Ещё дальше пошёл преемник Цезаря — его внучатый племянник Гай
Юлий Цезарь Октавиан Август. За время его правления (27 г. до н.э — 14 г.
н.э.) для более полного взимания земельного налога было введено точное
измерение земель с определением их качества и составлением
статистических описаний и карт, что позволило вдвое увеличить земельный
налог деньгами и натурой.
Работы по переписи населения, разделению земель на участки, по
точному измерению их границ, определению качества земель, составлению
карт этих участков и нанесению на камни отображения их границ, номеров,
юридического статуса, имени владельца и суммы налога и представляют
собой содержание земельного кадастра Римской империи. Создание и
ведение этого кадастра строго регламентировалось инструкциями и
указаниями на проведение кадастровых съёмок и применение юридической
терминологии. Этот кадастр получил впоследствии название «Римский
кадастр». Именно с этого периода мы и ведём историю официального
кадастра и кадастровых отношений и именно этот кадастр в дальнейшем лёг
в основу кадастров всех европейских стран.
4. Становление земельных отношений в Древней Греции и Спарте
Дошедшие до нашего времени литературные, документальные и
археологические источники позволяют восстановить в основных чертах ход
греческой истории, в частности, выделить главные моменты становления
земельных отношений и проведения раннекадастровых работ. Рассмотрим
шесть основных периодов древнегреческой истории.
Первый период — крито-микенский. Об этом периоде в
первоисточниках сохранились лишь смутные воспоминания, в основном, в
виде легенд и мифов. Есть все основания считать, что земельные отношения
во 2-ом тысячелетии до н.э. на Крите, Пелопонессе и в Средней Греции
были тождественны земельным отношениям Древнего Египта этой эпохи.
Второй период — гомеровский (12 — 8 вв. до н.э.). Это период
разложения в греческом обществе первобытно-общинного строя и
зарождение рабовладельческих отношений. Частная собственность на
землю в этом периоде греческой истории полностью отсутствует, и
население в основной массе состоит из свободных земледельцев,
работающих на полях родовой аристократии. Тем не менее, в этот период
греки уже различали такие понятия как «земля» и «почва», рассматривая
землю, как «элемент космоса», а почву — как «свойство обрабатываемой
земли».
Третий период — период греческой колонизации (8-6 вв. до н.э.).
Зачастую этот период также называют «архаическим» (древним). К этому
времени уже окончательно обозначились 4 ветви, на которые распадалась
греческая народность: ахейцы (или эллины), эолийцы, ионийцы и дорийцы.
Этот период греческой истории характерен дальнейшим развитием рабства
и
образованием
рабовладель-ческих
городов-государств,
или полисов (кстати, само понятие «государство» было изобретено в этот
период именно греками). Эти города становятся не просто ремесленноторговыми поселениями, а местами концентрации возникающего класса
рабовладельцев. По мере колонизации новых земель и образования всё
большего числа полисов, пережитки родового строя исчезали, что
приводило к ожесточённой борьбе широких слоёв населения — так
называемого демоса (народа) — с родовой знатью, теряющей своё
господствующее положение. В различных районах Древней Греции этот
процесс сопровождался различными политическими последствиями. В
одних случаях старая родовая знать, захватившая лучшие земли, подчиняла
себе остальных членов родовых общин и превращала действующий
политический строй в аристократический. В других случаях в полисах
устанавливалась единоличная форма правления — так называемая тирания.
В
третьих,
где
победа
демоса
была
безусловной,
устанавливалась демократия. Однако, во всех этих случаях полноправными
гражданами, в том числе и владельцами всех земель, были только местные
рабовладельцы.
Особый интерес для этого периода имеют земельные отношения двух
полисов — Афин и Спарты.
Для Афинского государства характерно деление всего населения
(приписываемое, кстати, мифическому царю Тесею) на три
категории: эвпатридов, геоморов и демиургов. При этом лучшие земли
целиком сосредотачивались в руках родовой аристократии, и существовало
долговое право, в силу которого несостоятельный должник отвечал перед
кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой
членов своей семьи. В обстановке острой борьбы между родовой знатью и
демосом в 594 г. до н.э. архонтом Афин Солоном был проведён ряд реформ,
направленных на преобразование экономического и государственного
строя.
Самой значительной из этих реформ была так называемая «сейсахтея»
(буквально — «стряхивание бремени») — аннулирование прежних долгов с
земельных наделов, что привело к укреплению частной собственности на
землю. По этой реформе даже ранее проданные за долги в рабство афиняне
были выкуплены и возвращены на родину, а долговое рабство впредь
запрещалось. Прежнее деление общества по родовому принципу заменялось
делением по имущественному цензу на 4 разряда. Цензом являлся годовой
доход, выражаемый «медимном» — мерой сыпучих тел, равной 52,5 литра
зерна.
Спарта, в отличие от каменистой Аттики, где были расположены
Афины, находилась в плодородной долине реки Эврот. Поэтому,
земледелие было основой хозяйственной жизни древнеспартанского
государства. Земля принадлежала государству, а каждый спартиат, т.е.
полноправный член спартанской общины (это было незначительное
меньшинство спартанского общества), получал в пользование земельный
участок – клер — с прикреплёнными к нему илотами — принадлежащими
государству членами общества, фактически находящимися на положении
рабов.
Четвёртый период — период наивысшего расцвета Афин (5 — 4 вв. до
н.э.). В эту эпоху Афины становятся не только крупнейшим экономическим
и политическим центром Греции, но и центром греческой культуры.
Земельные отношения наполняются качественной оценкой земель. В
частности, древнегреческий учёный Ксенофонт в конце 5 века до н.э. в
своём сочинении «Экономика» указывал, что для правильного ведения
хозяйства необходимо знать, какие культуры можно сеять на данной земле,
а для этой цели следует определить качество почвы путём ознакомления с
посевами на соседних участках. Ученик Аристотеля Теофраст в середине 4
века до н.э. пошёл ещё дальше, подробно рассматривая различия земель и
почв по водоёмкости, водопроницаемости, химическому составу,
отношению к теплу, по глубине плодородного слоя, окраске почвы, её
структуре и т.п.
Конец периода характерен началом кризиса древнегреческих полисов
и многочисленными междуусобицами, приведшими к подчинению
греческих территорий Македонскому государству.
Пятый период — период эллинизма (3-2 вв. до н.э.). Этот период
начинается со смертью Александра Македонского и распада его империи.
Находящиеся в состоянии экономического застоя и деградации
древнегреческие полисы объективно пришли к пониманию образования
новых типов объединений городов-государств. Роль запевалы в реформе
земельных отношений взяла на себя Спарта. В начале 4 в. до н.э. все клеры
Спарты были объявлены отчуждаемыми, в результате чего в середине 3
века до н.э. вся земля оказалась сосредоточенной в руках всего 100
спартанских семейств. Это вызывало всеобщее возмущение и требование
отмены долгов и передела земли. Реформа была проведена «сверху»,
спартанскими царями Агисом и Клеоменом. Один из них отменил долги,
другой провёл в широких масштабах конфискацию земель, увеличив число
полноправных граждан. Однако, широкого распространения по территории
всей Греции, несмотря на поддержку греческой бедноты, эти реформы не
получили.
После поражений Македонии от римлян в течение 2 века до н.э. и
взятия Афин в 86 году до н.э. Древняя Греция превратилась в отдельную
римскую провинцию и на неё стали распространяться нормы римского
права.
5. Земельные отношения на Древнем Востоке (Малая Азия, Китай,
Индия)
Китайский народ и его цивилизация являются одними из древнейших
в мире, поэтому изучение земельных отношений на Востоке начнём именно
от Китая.
Многочисленные исторические и археологические источники
указывают, что разложение первобытно-общинного строя и зарождение
классов на территории современного Китая началось во 2 тысячелетии до
н.э. Древнекитайское общество было в своей основе земледельческим,
причём, владение рабами было преимущественно коллективным.
Постепенно, к началу 1 тысячелетия до н.э., культура земледелия и
землепользования достигла достаточно высокого развития: широко
применялось орошение полей, строились достаточно сложные для того
времени системы ирригации. Пленные, захваченные в результате
многочисленных междуусобных войн, превращались в рабов и широко
использовались в земледелии и на ирригационных работах. Появилось и
долговое рабство. И хотя все земли считались общинными, определённая
часть полей обрабатывалась в пользу господствующего класса — ванов
(царей), вождей, жрецов и т.п. Юридическим собственником земель
являлось государство в лице правителя — вана.
Начало первого тысячелетия до н.э. характеризуется возникновением
в Китае особого правительственного учреждения для проведения
специальных топографических съёмок территории страны в целях
землеустройства и ирригации. Эти работы можно считать первыми
документально подтверждаемыми кадастровыми съёмками на Востоке.
С середины 1 тысячелетия до н.э. община была принуждена
выплачивать государству часть урожая со всей обрабатываемой земли, как
натуральную плату за пользование ею. В это же время, помимо масштабных
ирригационных работ, значительного расширения обрабатываемых земель,
стала меняться техника земледелия, стали широко применяться различные
удобрения, повысилась урожайность полей. В 6-5 вв. до н.э. появилась
новая форма платы за землю — натуральный налог, а с 5-4 вв. до н.э.
возникла и стала повсеместно распространяться купля-продажа земель.
В 221 г. до н.э. междуусобные войны закончились полным
уничтожением самостоятельных царств и объединением страны вокруг
наиболее могущественного из них — царства Цинь. Эта дата считается
началом возникновения централизованной китайской империи и рождением
первой китайской императорской династии Цинь. Эта империя занимала
огромную территорию — почти всего современного Китая — и состояла из
36 областей, в которых сразу же были проведены административные,
аграрные, финансовые и военные реформы. В частности, была разрешена
свободная купля-продажа земель, что повлекло полный распад общинного
земледелия и расширение закабаления свободных земледельцев.
В последние столетия до н.э., в царствование династии Хань, хотя
общий уклад общественной жизни ещё не был полностью феодальным,
господствующими в Китае становятся уже феодальные отношения. Так,
верховным собственником земель был император, но в фактическом
владении земли находились у титулованной знати, крупной бюрократии и у
землевладельцев, не связанных с родовой аристократией и не находившихся
на государственной службе. Зачастую, земля вместе с прикреплёнными к
ней крестьянами раздавалась императором своим родственникам и крупным
госчиновникам на так называемое «кормление» (был даже специальный
термин — «фын ши и ху» — «пожаловать на кормление территории и
семьи»). Эти земли рассматривались как пожизненные владения и
обрабатывались зависимыми крестьянами. Кроме того, существовали
крупные землевладения купцов и помещиков, которые отдавали свои земли
мелкими участками в обработку зависимым крестьянам, беря с них за это до
50% урожая и более в качестве натуральной платы. Те же земледельцы,
которые обрабатывали государственные земли, платили земельную ренту.
Такая политика привела к постепенной концентрации земель в руках
богатых и знатных землевладельцев и сильному обезземеливанию и
обнищанию крестьян. Естественное недовольство народа приводило к
частым восстаниям и мятежам, что не могло не сказаться на настроениях
передовой части господствующего класса, требовавшей реформ в пользу
простого крестьянства. Такие реформы осуществил император Ван Ман (923 гг. до н.э.). В частности, он объявил все земли страны царскими,
ограничил размер земельных наделов в частном владении до 100 му (около
6 гектаров), запретил продажу и куплю рабов.
К 3 веку новой эры Ханьская империя прекратила своё
существование. Хозяйство страны в результате междуусобиц и войн с
внешними врагами пришло в упадок и на территории бывшей империи
возникло 3 царства, просуществовавшие до 280 г. до. н.э. К этому году
наиболее сильное из них — царство Вэй — подчинило себе два других и
возникла новая китайская династия Цзинь. Основатель династии Сым Янь
провёл ряд экономических преобразований, укрепил государственную
собственность на землю, ввёл строго регламентированную систему
надельного землепользования. По ней крестьяне получали два вида наделов:
«поля во владение» и «поля, облагаемые повинностью». Крестьяне,
получившие наделы, 20 дней в году должны были отбывать барщину и
вносить подворные подати шёлковой тканью и пряжей.
Дальнейшее развитие надельное землепользование получило уже в 5
веке. В частности, пахотные земли передавались крестьянам во временное
пользование, а тутовые и садово-огородные — в наследственное
пользование. Получая государственные земли в надел, крестьянство
фактически прикреплялось к земле. Государственные чиновники получали
наделы на время государственной службы, причём, размер наделов
значительно превосходил крестьянский и зависел от значимости
занимаемой должности.
В 7 веке налоговое бремя на крестьян было несколько снижено и
уменьшены сроки государственной барщины. В этот же период
окончательно сформировалась иерархическая лестница государственных
чинов, которой соответствовали размеры земельных участков, получаемых
«на кормление».В 8 веке в Китае была установлена новая система
налогообложения, по которой все ранее существовавшие налоги
(земельный, промысловый и т.п.) заменялись единым налогом с имущества,
в том числе и с земли, причём, независимо от возраста и трудоспособности
облагаемых налогами. Этот налог взимался дважды в год и им облагались
землевладельцы, купцы и ремесленники. Тем самым ликвидировалась
система надельного землепользования и узаконивалась частная
собственность на землю, как один из видов недвижимого имущества.
Что касается других стран Древнего Востока, то все они в своём
развитии испытывали сильное влияние близлежащих, но возникших гораздо
ранее, а значит более сильных государств.
Например, в Древней Японии возникновение первой археологической
культуры – яёи — относятся только к 4-3 вв. до н.э., то есть ко времени
появления на Японских островах первых пришельцев с материка, из Китая и
Кореи, где достаточно развитое общество уже существовало.
Возникновение же первого Японского государства датируется только 5 в.
новой эры. Характер земельных отношений в нём, равно как и других
общественно-производственных
отношений,
был
аналогичен
древнекитайским. Общинные земли были поделены на «свои поля» (т.е.
поля свободных общинников-земледельцев) и земельные владения родовой
знати — царей и местных вождей. «Свои поля» облагались натуральным
земельным
налогом
сельхозпродукцией.
Поля
родовой
знати
обрабатывались подневольными землепашцами, немногим отличавшимися
от обычных рабов, которые на землях не работали, а использовались только
в качестве домашних слуг.
В то же время характерной особенностью земельных отношений в
Японии во все века было отсутствие крупных земельных владений — в
горной стране это практически невозможно — и наличие большого числа
малоземельных свободных общинников. Поэтому, для Японии было
нехарактерным и невозможным превращение свободных общинников в
рабов, ибо земельный оброк и барщина для землевладельцев были более
выгодны.
Влияние китайской государственности на Японию проявлялось во все
времена раннего феодализма. В частности, государственный переворот 645
г. и последующий за ним манифест 646 г. отменили все частные владения и
земля стала абсолютной государственной собственностью, как и на
материковом Китае. Население стало получать государственные земельные
наделы и облагаться натуральным налогом. Как и в Китае, крестьяне стали
прикрепляться к земле и были лишены права покидать свои наделы.
Правящий класс сохранял свои наделы в зависимости от ранга и должности.
Кроме наделов, представители чиновничества получали в качестве
«кормовых пожалований» — дзикифу — ещё и определённое число
крестьянских дворов. Китайский язык стал официальным языком
правительственного обихода, по китайскому же образцу была построена
система обучения и подготовки правительственных чиновников. Даже
первый в Японии город — Нара — был построен в 710 г. по китайскому
образцу.
Восстановление частной собственности на землю в Японии
произошло в 743 году в виде частных земельных наделов, а к 11 веку число
государственных надельных дворов сократилось настолько, что
господствующей формой феодального землевладения сталофеодальное
поместье, освобождённое от всех видов государственных обложений и
имеющее полный административный и судебный иммунитет.
Несколько иной характер земельные отношения носили в другой
древнейшей цивилизации Востока — индийской. Появление первых
раннерабовладельческих государственных образований на территории
современной Индии относится к 10 — 7 вв. до н.э. К 5 в. до н.э. число таких
государств достигало уже нескольких десятков. Все городские земли в этих
государствах принадлежали главе государства — радже — и
рабовладельческой знати, проживавшей, в основном, в городах. Сельские
земли принадлежали общине и на них трудились как свободные
общинники, так и рабы. Для общинников существовал натуральный
земельный налог.
Однако, единое централизованное рабовладельческое государство на
территории современной Индии так и не возникло. Поэтому, земельные
отношения древних веков сохранились вплоть до 12 в. Единственным
отличием от земельных отношений других стран, было одновременное
существование нескольких вариантов отношений общин и феодалов: от
уплаты обычной дани, до полной крепостной зависимости.
Что касается других стран Древнего Востока, исчезнувших
впоследствии с исторической карты мира, например, Ассирии и Вавилона,
то до нашего времени сохранились документальные подтверждения ранних
кадастровых работ на территории этих государств в виде глиняных
дощечек, датируемых 7 в. до н.э., с изображением примитивных планов и
карт.