Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Формирование рыночных отношений в экономике России:
факторы развития
Со второй половины 80-х г. в странах, входивших в социалистический
лагерь, начались экономические реформы, направленные на формирование
рыночной экономики. До 2007 г., когда по оценке Всемирного банка уровень
ВВП 2007 г. в этих странах достиг более 90 % ВВП 1990 г., их принято было
относить к странам с переходной экономикой. Истекший период по
длительности достаточен для того, чтобы рассматривать эффективность
рыночных преобразований не только в общем социально-экономическом
плане, но и анализировать их количественно.
2.1. Модели перехода к рыночной экономике
Процесс перехода к рыночной экономике развивается не по одной, а по
двум схемам – моделям либеральной экономики буржуазного типа и
рыночного социализма. Первая модель предполагает переход к смешанному
типу экономики, решающие позиции в которой принадлежат частному
капиталу; вторая – достаточно большую долю общественного сектора
(государственного). В странах бывшего СССР предполагался переход именно
в рамках рыночного социализма, однако, реформы продолжились по первой
модели, хотя ряд государств (КНР, Вьетнам) по-прежнему осуществляют
преобразования в рамках рыночного социализма.
Страны Центральной и Восточной Европы (за исключением Венгрии)
изначально избрали модель «шокового» перехода к рыночной экономике. И
это психологически объяснимо: имела место реализация вызванной сменой
власти настроенности людей на быстрые перемены к лучшему. Однако уже в
1992–1993 гг. наступил спад экономики. Вместо экономического подъема эти
страны получили невиданный в мирное время спад производства, вместо
снижения цен – инфляция, доходящая до гиперинфляции (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Межстрановые сопоставления по уровню потерь объемов ВВП и уровню
инфляции
Страна
Польша
Чехия
Эстония
Россия
Латвия
Литва
ВВП в 1992 г. по
отношению к 1989 г., %
89,9
78,7
70,8
69,9
62,3
50,4
Изменение цен в 1992 г.,
%
44,3
12,77
953,5
2508,8
999,0
1161,1
Такие страны, как Польша и Россия, вынуждены были изменить
первоначально принятые направления реформ и вернуться к мерам прямого
регулирования несбалансированных рынков и ограниченной социальной
поддержке обнищавшего в ход либерализации населения.
Содержание и эффективность рыночных реформ целесообразно
рассматривать по группам стран, сходных по типам реализуемых ими
моделей рыночных преобразований. В числе таких групп можно выделить:
1) страны Центральной и Восточной Европы;
2) государства Прибалтики;
3) Россию, Украину и Казахстан;
4) среднеазиатские государства СНГ;
5) КНР и Вьетнам.
Среди главных признаков реализуемых в отдельных странах моделей
реформ определяют следующие:
1) масштабы экономики – малые, средние и крупные государства.
Параметры оценки масштаба экономики следующие: объем производства
товаров и услуг, численность населения, территориальная протяженность,
климатические условия, обеспеченность природными ресурсами;
2) тип реформ – буржуазно-либеральный или рыночный социализм.
Страны с более высоким уровнем ВВП на душу населения – либеральная
модель, а более низким уровнем – модель рыночного социализма;
3) продолжительность переходного периода – в одних странах он
завершен, в других продолжается;
4) способ проведения реформ – либеральный («шоковой терапии») или
эволюционный (градуалистический);
5)
состояние
экономики
–
кризисное,
приближающееся
к
дорефоменному уровню развития или этап устойчивого развития;
6) уровень жизни населения и решение социальных проблем;
7) состояние структурной перестройки экономики – завершена,
продолжается или находится в начальной стадии;
8) доля в экономике государственного сектора и применение мер
государственного регулирования рынка – минимальная, значительная или
преобладающая;
9) политические факторы – государственный строй (демократические
или
социалистические
республики),
его
устойчивость
и
поддержка
населением;
10) исторические особенности – принадлежность к европейской или
азиатской цивилизациям, наличие или отсутствие длительного опыта
государственной самостоятельности, степень ориентации на другие страны и
отношение к процессам интеграции и глобализации;
11) завершенность разработки в странах концепции реформ и их
рабочей модели, учитывающей отмеченные выше обстоятельства.
2.2. Анализ этапов переходного периода в Российской Федерации
К началу 90-х гг. в России сложились существенные диспропорции в
макроэкономической структуре, в том числе в сфере промышленного
производства и внешнеторгового обмена (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Динамика отраслевой структуры промышленного производства
Вид экономической деятельности
Отраслевая
Отраслевая
Доля объема
Электроэнергетика
Топливная
Черная металлургия
Цветная металлургия
Химическая и нефтехимическая
Машиностроение
Лесная, деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная
Строительные материалы
Легкая
Пищевая
Прочие отрасли промышленности
Промышленности в целом
структура
1990 г., %
структура
2002 г., %
производства 2002 г.
к 1990 г., %
3,92
8,5
77,0
7,48
5,39
5,87
7,59
30,81
16,4
8,1
10,5
7,3
20,5
79,0
72,0
76,0
64,0
56,0
5,69
4,7
47,0
4,00
12,05
14,93
2,27
100
2,9
1,7
15,8
3,6
100
40,0
16,0
63,0
62,0
На первом этапе переходного периода (1991–1994 гг.) объем
промышленного производства уменьшился почти в два раза (причем объем
«теневой» деятельности – еще больше). Резко усилились структурные
диспропорции, существовавшие в дореформенный период. Относительно
поддерживали экономику «на плаву» отрасли ТЭК (электроэнергетика,
газовая, угольная, нефтегазовая), адаптационные возможности которых
оказались наиболее высокими в решающей степени за счет структуры
внешнего спроса. Потребительский спрос на товары легкой промышленности
в значительной степени переориентировался на импорт. Резкое сокращение
объемов выпуска машиностроительной продукции и других отраслей было
обусловлено как уменьшением инвестиционного спроса, так и разрывом
кооперационных связей с союзными республиками, потреблявшими ранее
существенную часть российской продукции. Большое негативное влияние
оказало
и
быстрое
свертывание
оборонного
производства,
не
компенсировавшееся выпуском продукции двойного назначения.
Отличительными чертами второго этапа (1995–1998 гг.) стали: рост
адаптационных возможностей топливных и металлургических отраслей, а
также химической и нефтехимической (переход в наивысшую группу);
существенное усиление разбалансировок в финансовой сфере и отраслевых,
структурных и товарно-финансовых диспропорций. Финансовый кризис
1998 г. обострил финансовые проблемы, обусловил изменение условий
производства и потребления. Ценовая конкурентоспособность отечественной
продукции на внутреннем рынке существенно повысилась, что на фоне
резкого
снижения
уровня
реальных
доходов
населения
и
товаропроизводителей обеспечило переориентацию спроса на отечественные
товары. Увеличение объемов «теневой» деятельности в промышленном
секторе
затормозило
общие
темпы
сокращения
промышленного
производства более чем на 5 %.
Внутренний толчок к активизации деловой активности, началу
экономического роста, восстановлению объемов производства и развитию
позитивных структурных сдвигов на третьем этапе (1999–2001 гг.) был
подкреплен внешними факторами – благоприятной для основных российских
экспортеров ценовой конъюнктурой на мировом рынке и расширением
спроса на российскую продукцию. С 1999 г. и практически до середины
2001 г. увеличивались цены на энергоносители, причем в 2000 г. это
сопровождалось
ростом
металлургической,
промышленности.
конъюнктуру,
а
цен
также
Однако
произошло
на
продукцию
лесной
несмотря
на
значительное
и
нефтехимической,
деревообрабатывающей
благоприятную
снижение
внешнюю
адаптационных
возможностей топливных отраслей. В решающей степени это связано с
исчерпанием их технических возможностей. Внешний фактор в значительной
степени обеспечил рост доходов (и соответственно инвестиционных
возможностей) реального сектора. Ежегодно увеличивались инвестиции в
основной капитал промышленных предприятий. Но итоги 2001 г. были хуже
результатов 1999-2000 гг.
Быстрое расширение производства (особенно импортозамещающего) в
1999–2000 гг. не было бы возможным без наличия в экономике России
незагруженных мощностей и незанятой рабочей силы. В 2001 г. этот фактор
сошел на нет. С 1998 по 2001 г. число предприятий, показывающих
недостаточный уровень укомплектованности рабочей силой возросло с 10 до
25 %, а показывающих избыточность – снизилось с 36 до 12%. К началу
2003 г. загруженность производственных мощностей составила 72 %,
укомплектованность рабочей силой – 89 %. Девальвация национальной
валюты не даст аналогичного роста, так как резервы исчерпаны.
Замедление положительной динамики промышленного производства и
развития позитивных макроструктурных сдвигов произошло под влиянием
трех основных причин, обусловивших торможение роста спроса на
отечественную
продукцию
и
снижение
доходов
промышленных
предприятий:
1)
восстановление
ценовой
конкурентоспособности
импортной
продукции на российском товарном рынке, происходившее на фоне
ощутимого роста численности реальных потребителей;
2) существенное снижение контрактных цен на продукцию российских
экспортеров, сопровождавшееся укреплением курса национальной валюты;
3) замедление динамики развития инвестиционной активности в
реальном секторе при сохранении больших сверхнормативных резервных
остатков в банковской системе, при разрыве сбережений и инвестиций в 30–
50 % – одного из самых высоких в мире. Объем и динамика инвестиций
определялись инвестициями в трех секторах – отраслями естественных
монополий, нефтяной промышленности и ЖКК. Россия остается чистым
кредитором сектора «Остальной мир».
Приросты производства в легкой и пищевой промышленности
показывают «эффект дохода», рост доходов ведет к росту потребления
товаров лучшего качества (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Соотношение отраслевых объемов производства
Отрасли промышленности
Индексы физического объема, %
1994/1990 г.
1998/1990 г.
2001/1990 г.
2004/1990 г.
Электроэнергетика
0,829
0,749
0,771
0,78
Топливная
0,692
0,651
0,735
0,92
нефтегазовая
0,711
0,673
0,748
-
нефтедобывающая
0,718
0,679
0,748
1,02
нефтеперерабатывающая
0,661
0,623
0,783
0,72
газовая
0,875
0,851
0,889
0,99
угольная
0,755
0,662
0,807
0,88
Черная металлургия
0,538
0,522
0,705
0,83
Цветная металлургия
0,531
0,534
0,708
0,83
0,439
0,422
0,64
0,71
0,445
0,326
0,49
0,68
0,442
0,338
0,463
0,5
Строительные материалы
0,478
0,298
0,39
0,44
Легкая
Пищевая
Прочие отрасли
промышленности (без учета
теневой деятельности)
0,265
0,567
0,115
0,464
0,164
0,599
0,14
0,69
0,478
0,425
0,555
-
Химическая и
нефтехимическая
Машиностроение
Лесная,
деревообрабатывающая,
целлюлозобумажная
Дополнительная информация
Причины текущего экономического спада в России обусловлены
преимущественно внутренними факторами. Устойчивое падение темпов
роста, которое началось в конце 2012 г., в первую очередь было вызвано
заметным снижением инвестиционной активности в российской экономике.
Инвестиционная пауза была предопределена тем, что из-за сокращения
экспортных доходов и слабости национальной банковской
системы
отечественные корпорации не имели возможности заменить внешние
кредитные ресурсы внутренними. Еще одним ключевым фактором спада
послужила неадекватная реакция на падение мировых цен на нефть в IV кв.
2014 г. Ее следствием стало обвальное падение обменного курса рубля,
резкое повышение процентных ставок и утрата доверия к национальной
валюте. В результате резко возросла неопределенность в российской
экономике, вынудившая отечественный бизнес еще больше ограничивать
свою инвестиционную и производственную активность. Ситуация была
усугублена введением финансовых и секторальных санкций Запада, которые
дополнительно усилили жесткость ресурсных ограничений.
Преодоление экономического спада в краткосрочной перспективе
возможно только в рамках антикризисной политики восстановления
экономического
роста,
опирающегося
на
внутренние
источники
финансирования [1]. Для этого к началу 2016 г. в российской экономике
сложился уникальный набор позитивных факторов. Во-первых, произошла
адаптация экономики к новым ценовым пропорциям, обеспечившая рост
прибыльности большинства видов экономической деятельности. Во-вторых,
в
результате
спада
значительная
часть
высокоэффективных
производственных мощностей, введенных в строй в последние 5-7 лет,
оказалась незагруженной. В-третьих, численность занятых в реальном
секторе из-за низких темпов высвобождения работников соответствует более
высоким параметрам выпуска, что отчасти снимает проблему ограничений по
трудовым ресурсам и позволяет достаточно быстро наращивать объемы
производства. В-четвертых, произошло вытеснение импорта с внутреннего
рынка, обеспечившее значительное пространство для расширения спроса на
отечественную продукцию.
Потенциал
прироста
производства
на
незагруженных
конкурентоспособных мощностях, введенных в период 2008–2015 г.,
теоретически позволяет обеспечить прирост ВВП до 3–5 % в ближайшие два
года. Аналогичный потенциал роста сформировался за счет вытеснения
импорта
с
внутреннего
рынка.
Рост
совокупного
сальдированного
финансового результата в экономике способен в 2016 г. обеспечить прирост
инвестиций в основной капитал на 5–7 % к уровню 2015 г.
Таким образом, основная задача антикризисной политики заключается
в том, чтобы трансформировать внутренние источники финансирования в
действующие
факторы
экономического
роста.
При
этом
период
использования имеющихся возможностей ограничен, так как при сохранении
низкого
уровня
экономической
активности
потенциал
роста
будет
достаточно быстро растрачен, а риск длительной стагнации возрастет.
Восстановление экономического роста должно включать в себя
формирование в сжатые сроки (до года) объема доходов, достаточного для
последующего решения задач повышения темпов и качества роста, а также
проведения структурных и институциональных преобразований.
В краткосрочной перспективе основными ресурсами восстановления
экономического роста являются:
1) увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке. За
период спада спрос на отечественную продукцию во всех секторах
экономики (государство, бизнес, домашние хозяйства) сократился меньше,
чем спрос на импортную. Существенное падение физических объемов
импорта (на 20–40 % в реальном выражении в зависимости от товарной
группы)
привело
отечественную
к
переключению
продукцию,
что
части
внутреннего
поддержало
объемы
спроса
на
внутреннего
производства;
2) формирование дополнительных доходов в производственном
секторе. Если отказаться от избыточного изъятия этих средств финансовой
системой (через высокий уровень процентных ставок и сохранение высокой
волатильности на валютном рынке) и бюджетом (через налоговые и иные
виды изъятий), можно рассчитывать, что в 2016 г. промышленность увеличит
спрос на отечественную промежуточную и инвестиционную продукцию;
3) возможность достаточно быстрой загрузки высвободившихся
конкурентоспособных мощностей в металлургии, химии, гражданском
машиностроении (включая гражданский сегмент ОПК), производстве
строительных
материалов
и
в
других
отраслях,
завершивших
инвестиционные
циклы.
производственных
Более
полная
мощностей
загрузка
обеспечит
этих
резервных
основной
потенциал
восстановительного роста. Кроме того, поскольку предприятия еще не
успели значительно сократить численность работников, в кратко- и
среднесрочной перспективе, конкурентоспособные мощности будут в целом
обеспечены рабочей силой надлежащей квалификации;
4)
использование
свободных
финансовых
ресурсов
населения,
образовавшихся в результате нынешнего сокращения спроса на товары
длительного пользования. Часть указанных ресурсов может быть направлена
в
производственный
сектор
через
привлекательные
для
населения
финансовые инструменты;
5) осуществление крупных инвестиционных проектов, выполнение
которых не может быть отложено (строительство космодрома «Восточный»,
развитие инфраструктуры Крыма, объекты ЧМ по футболу 2018 г. и т.д.).
Реализация потенциала восстановления экономического роста должна
опираться преимущественно на уже созданные хозяйственные механизмы и
благоприятные изменения в структуре затрат.
Прогнозные
расчеты
Института
народнохозяйственного
прогнозирования РАН [1] показывают, что весомыми компонентами
экономического роста в течение 2016 г. могли стать восстановление запасов
(до двух третей вклада в восстановление роста) и чистый экспорт (до одной
трети).
Влияние
внутреннего
спроса
(государственное
потребление,
инвестиции в основной капитал и потребление домашних хозяйств) в
начальный период восстановления экономического роста с высокой
вероятностью
будет
меньшим.
При
этом
ключевым
элементом
восстановления роста должно было стать увеличение произведенной
добавленной стоимости в обрабатывающих производствах, которая в целом
должна расти быстрее ВВП. Минимально приемлемый рост в этом секторе,
обеспечивающий положительную динамику ВВП, оценивается в 3–4 %.
Другой значимый элемент восстановления роста – увеличение оптовой
торговли
и
чистых
налогов
на
продукты.
Наиболее
существенное
сдерживающее воздействие на экономическую динамику в этот период будут
оказывать сектор строительства и операции с недвижимым имуществом [1].
Важнейшей мерой по восстановлению экономического роста должно
стать обеспечение стабильности валютного курса рубля. При этом
стабильность
курса
(относительно
должна поддерживаться
расчетного
курса,
на
заниженном
обеспечивающего
нулевое
уровне
сальдо
платежного баланса) даже при возобновлении роста мировых цен на
углеводороды.
Это
положительного
необходимо,
сальдо
предшествующей
чтобы
платежного
девальвации,
и
избежать
быстрого
сжатия
баланса,
возникшего
вследствие
обеспечить
расширение
денежного
предложения без формирования девальвационных ожиданий. Преодоление
этих ожиданий – важнейшее условие восстановительного роста, так как оно
будет
способствовать
мотивации
населения,
возобновлению
а
также
«нормальной»
увеличению
спроса
сберегательной
на
низко-
и
высоколиквидные долговые ценные бумаги. Снижению волатильности
валютного курса и уменьшению доходности от валютных операций будет
способствовать перераспределение части сбережений бизнеса в пользу
вложений в основной капитал. В то же время в средне- и долгосрочной
перспективе не существует альтернативы укреплению курса рубля, которое
должно опираться на повышение темпов и качества экономического роста.
Еще одна принципиальная мера антикризисной политики – устойчивое
снижение уровня процентных ставок, влекущее за собой удешевление
оборотного капитала. Одной из главных задач снижения стоимости
заимствований является предотвращение избыточного перетока средств из
производственного сектора в финансовую сферу. Ее решение также
возможно лишь при условии устранения девальвационных ожиданий
бизнеса. Кроме того, эта мера должна дополняться использованием иных
механизмов (например, введением льгот для банков, которые в обмен на
снижение
ставок
процента
обеспечивают
кредитами
определенные
направления бизнеса и принимают на себя риски кредитования оборотного
капитала) [1].
Работа по снижению процентных ставок тесно связана с решением еще
одной важной задачи антикризисной политики – рефинансирования
потребности
российских
предприятий
в
оборотных
средствах.
В
соответствии с имеющимися оценками при обменном курсе 75 руб./долл.
США для сохранения
предприятиям
выпуска
необходимо
на уровне
дополнительно
2013 г. отечественным
изыскать
3,6
трлн
руб.
финансовых ресурсов на пополнение оборотных средств. Именно этот объем
средств должен быть доведен до реального сектора через механизмы
возвратного финансирования в фазе восстановления роста.
Одновременно необходимо предотвратить рост прямой и косвенной
налоговой нагрузки на бизнес и население, исключив перераспределение так
называемых «девальвационных доходов» предприятий в пользу бюджета
через ужесточение фискальной политики. Как показывает опыт, изъятые в
результате
жесткой
фискальной
политики
доходы
предприятий
направляются не на развитие, а, как правило, на текущие расходы бюджета.
Необходимым
является
также
условием
разумное
оживления
ограничение
экономической
роста
цен
активности
на
услуги
«инфраструктурных монополий» (электроэнергия, газ, транспорт), а также на
моторное топливо. При опережающем росте тарифов в этом секторе ряд
преимуществ от девальвации курса будет утрачен. В то же время нельзя
ограничивать рост цен в пределах, не покрывающих объективно растущих
издержек естественных монополий.
Для полноценного инвестиционного роста экономики в средне- и
долгосрочной перспективе ключевой задачей является запуск производства
инвестиционных товаров [1]. В обозримой перспективе должно быть
закончено формирование (частично, восстановление) технологического ядра
экономики,
обеспечивающего
инвестиционного
назначения.
внутренние
Расширение
потребности
выпуска
в
продукции
инвестиционной
продукции
будет
зависеть
от
запуска
процесса
расширенного
воспроизводства в машиностроении. Стимулов в виде девальвации рубля и
изменения ценовых пропорций может оказаться недостаточно, и для роста
выпуска инвестиционных товаров потребуется переток финансовых ресурсов
из
сырьевых
финансирование
секторов
экономики.
инвестиционной
Быстрее
активности,
всего
включая
задействовать
механизмы
перераспределения ресурсов, можно не через банковскую систему и
институты развития, а непосредственно, используя крупнейшие российские
компании, которые могут выполнять функцию одного из важнейших каналов
финансовой системы, обладая выстроенными структурами организации,
анализа и финансирования проектов.
Не менее важная задача – сохранение потенциала строительного
комплекса и изменение структуры рынка жилья. Из-за падения инвестиций в
2015 г. этот рынок испытал заметное сжатие, обусловившее фактическую
утрату
заделов
на
будущее.
Необходимо
сохранить
имеющиеся
производственные мощности в строительном комплексе и обеспечить
условия для формирования рынка доступного жилья как самостоятельного
сегмента рынка недвижимости, а также предусмотреть возможность
компенсируемого
софинансирования
сооружения
инженерной
инфраструктуры под жилищное строительство со стороны муниципальных
образований.
Библиографический список
1. Экономическая политика, восстановление экономического роста в
России. // Проблемы прогнозирования. –2016. № 5. – С. 3–17.