Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел: «Прикладная политология»
Тема: Формирование представительных органов власти
Лекция 4.
1. Методы распределения депутатских мандатов, применяемые при пропорциональной системе голосования.
1.) «Простая квота» (квота Хэйра, британец. Предложена в 1855 г.) В настоящее время – 41 стране. Общее количество голосов в округе, признанных действительными (V), делят на величину округа (M) и получаем количество голосов, дающих право на получение одного места (A – идеальное частное, в РФ). В России, согласно закону об основных гарантиях избирательных прав граждан (сентябрь 1997), максимальное количество депутатов, избираемых в многомандатном округе, не должно превышать пяти.
A = V : M
Недостаток: требуется дополнительная процедура. Самая распространенная по правилу наибольшего остатка.
2.) «Улучшенная квота» (Квота Эдуарда Гогенбах-Бишофа, проф. Базельского университета). Используется при избрании Национального Совета Австрии. Общее количество голосов, признанных действительными делят на число мест + 1.
A == V : (M + 1)
Квота получается меньше простой, что позволяет распределить большее число мест, а допускаемые ею остатки меньше.
Недостаток: при определенных условиях эта формула способна отвести партиям больше мест, чем имеется в наличии.
Пример: имеем 4-х мандатный округ. А = 100 : (4+1) =20 %. Если в выборах принимает участие 5 партий и каждая из них получает по 20 % голосов, то необходимо по этой квоте распределить 5 мест. (То же самое, если одна партия –40%, а другая – 60%.). Теоретическая вероятность этого очень мала, но в законе необходимо прописывать порядок распределения мандатов при таком исходе голосования (жребий).
3). «Квота Друппа» (Генри Друпп – британский адвокат). Применяется в Италии.
A = V : (V+–N), где N может быть любым числом.
Устанавливая число N, можно ставит в предпочтительное положение крупные или мелкие партии. Если посредством N уменьшают величину округа преимущество получают мелкие партии, а если увеличивают, то в более предпочтительном положении оказывается крупная партия.
Если сделать квоту равной 50 и более процентов, то все депутатские мандаты в нашем примере будут распределяться по наибольшему остатку. Если же мест больше, чем партий, то заполнить остаток мест просто не удастся. При мелкой квоте может потребоваться дополнительны мандат.
цу
4). Метод Виктора д/ Онта. (Проф. Гентского университета, 1882 г.) (Германии, Аргентине, Бельгии, Польше, Испания, в России при выборах в Учредительное собрание в 1917 г.) Всего в 23 странах.
Число голосов, полученных каждым партийным списком последовательно делят на цифры 1, 2, 3, и т. д. до цифры, соответствующей количеству партийных списков. Затем полученные результаты размещают в порядке убывания. Первые результаты по количеству депутатских мандатов в округе являются проходными.
Пример: в округе приняло участие в голосовании 100 тыс. избирателей. В выборах участвовало 3 партии. Голоса избирателей распределились следующим образом:
«А» – 56 тыс. «Б» – 33 тыс. «В» –11 тыс.
56 :1=56 33:1=33 11:1=11
56:2=28 33:2=16.5 11:2=5.5
56:3=19 33:3=11 11:3=3.7
56; 33; 28; 19; 16.5 – наиболее крупные результаты по количеству мандатов. В итоге партия «А» получает три депутатских мандата, «Б» –два.
Посредством этого метода распределения депутатских мандатов можно ограничивать в определенных условиях влияние крупных партий.
Пример: В 5-ти мандатном округе партия «А» получила поддержку 90% избирателей, «Б» – 6.5, «В» – 3.5. Если депутатские мандаты распределить по простой квоте, то все они достанутся партии «А». Если же их распределять по методу д/ Онта, то партия «А» получит 3 места, а партии «В» и «Б» по одному.
5). Метод Сен Лаге (Сент Люгюэ) (применяется в Скандинавских странах, Болгарии).
Используются делители 1,4. 3. 5. и т.д. При таком методе преимущество крупных партий сокращается. Можно модифицировать делителями – 1.4, 3, 5… Замена единицы на 1.4 снижает преимущество малых партий. В выигрыше оказываются средние партии.
Но чем больше величина округа (М), тем меньшее значение имеет правило.
2. Преимущества и недостатки ПС голосования.
Преимущества:
1. В странах с большим разнообразием культурных, исторических, этнических условий позволяет лучше выразить предпочтения избирателей.
2. Не дает такого количества неучтенных голосов избирателей, как мажоритарная система. Более демократичная.
Недостатки:
1. Не удается сформировать устойчивое большинство в представительных органах власти. Как правило, ни одна из партий представленных в парламенте не имеет устойчивого большинства и поэтому формируются с этой целью различные партийные коалиции. Они не устойчивы. В парламентской республике это ведет к постоянным парламентским кризисам, что подрывает политическую стабильность.
2. Применяется «заградительный барьер», что также существенно искажает предпочтения избирателей. Право на участие в распределение депутатских мандатов получают только те партии, которые набрали определенный минимум голосов. (Израиль – 1%, Дания –2%, Швеция, Украине – 3%, Италия – 4%, (или 12 в округе), Германия – 5%, Молдове – 6, Египет – 8%, Турция –10%, Греция –17% (блок из 2-х партий – 25 %, трех – 30%, Лихтейншейн 18% (Голосов, 2001, с.130). В Португалии «заградительный барьер» запрещается конституцией. Заградительный барьер также способен существенно искажать предпочтения избирателей, а кроме того не учитывается огромное количество голосов избирателей.
3. Трудно оформить волю большинства избирателей. Неоправданно поддержке избирателей может возрастать влияние мелких политических партий. (Германия – партия СвДПГ, «зеленые»)
4. Часть властных функций перемещается с представительных органов власти на руководство партий. Депутат вынужден в большей степени подчиняться воле партийного руководства, которые не всегда совпадают с предпочтениями избирателей. Если он принимает решения вопреки воле партийного руководства, то его не включают в партийный список на предстоящих выборах.
5. Демократический потенциал ПС может быть реализован только при максимальном увеличении округов. Но при этом возникает другая проблема – анонимность партийных списков. Избиратель голосует за партию, не зная кандидатов.