Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
1. Назовите главное интегративное качество (свойство) педагогического процесса.
Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
2. Дайте определение педагогическому взаимодействию.
Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Наиболее распространенными уровнями педагогического взаимодействия, имеющими свои особенности, являются «учитель − ученик», «учитель – группа - ученик», «учитель – коллектив – ученик». Однако исходным, определяющим в конечном итоги результаты педагогического процесса является отношение «ученик (воспитанник) – объект усвоения», что и говорит о направленности педагогического процесса на изменение самого действующего субъекта (ребенка), овладении им определенных знаний, опыта деятельности и отношений.
3. Что выступает движущими силами педагогического процесса?
Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогического процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации педагогического процесса и др.
4. Назовите функции педагогического процесса.
Основными функциями педагогического процесса являются образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая. Под функциями педагогического процесса понимаются специфические свойства педагогического процесса, знание которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.
Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом выделяются общие знания и умения, необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете, и специальные, зависящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.
Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Из психологии известно, что развитие личности происходит только в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности. Это развитие выражается в качественных изменениях (новообразования) психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений.
Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности.
5. В чем заключается суть принципа по мнению В.И. Загвязинского?
Под педагогическими принципами понимается инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Он утверждает, что суть принципа в том, что это рекомендация о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебно-воспитательного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры и гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.
6. В чем заключается сущность принципа природосообразности?
Сущность принципа заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности:
- поддерживать и укреплять здоровье обучающихся;
- организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение;
- опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся.
7. Назовите вид деятельности педагога по физической культуре, который Вы считаете наиболее важным; ответ обоснуйте.
Наиболее важным я считаю обучающий вид деятельности педагога, потому что она направлена на пробуждение и развитие интереса к физической активности, приобретению знаний о различных видах спорта, о способах оздоровления своего организма при помощи физкультурно-спортивной деятельности. В нашей стране данной проблеме необходимо уделять наибольшее значение, чтобы в ближайшие годы можно было воспитать очень сильное и здоровое поколение детей.
8. Назовите три аспекта, доказывающих социальную направленность деятельности в сфере физической культуры.
Деятельность специалиста в сфере физической культуры социально направлена, так как она состоит в передаче накопленного человечеством опыта от старших поколений младшим, создает благоприятные условия для личностного и физического развития всех обучающихся и готовит их выполнению определенных социальных ролей (трудовых, семейно-бытовых и иных) в обществе.
9. Приведите примеры целей физического воспитания юношества для разных исторических эпох в России.
Известный государственный деятель второй половины XVII в.Ф.М.Ртищев (1626—1673) организовал училище при Андреевском монастыре на Воробьевых горах. Им был приглашен в школу монах Епифаний Славинецкий, который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания. Его мысли о воспитании отражены в седьмой главе его книги «Гражданство обычаев детских», специально посвященной вопросам физического воспитания детей. Он пропагандирует игры, которые одновременно развивали бы ум и тело ребенка. Епифаний Славинецкий считал, что основное назначение игры — создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, использование ее для разумного отдыха. Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Кроме того, игра им рассматривалась как средство, вырабатывающее у детей терпение, выдержку, способность в будущем переносить тяготы жизни и физические страдания. Любопытно, что Епифаний Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизительными штрафами с проигравшего в виде подметания пола, поднесения воды победителю, надевания позорного венка из лопухов и т.п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей.
В 1717 г. вышло уникальное произведение — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества», в котором был обобщен опыт физического воспитания детей и подчеркивалась важность всестороннего воспитания личности в семье и школе.
О тесной взаимосвязи физического и психического развития высказывались просветители Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, А. Ф. Бестужев. Автор трактата о воспитании А. Ф. Бестужев считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище, чтобы раньше начать более рациональное воспитание. В своих трудах он высказывал важную мысль о том, что изнеженное воспитание ведет к слабоститела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только мальчиков, но и девочек.
Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бецкого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендовал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы.
Проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов и ученых. Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И.Пирогов (1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало. Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К.Д.Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф.Лесгафт (1837—1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX— началуXXв. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России.
Идеи П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжилЕ.А.Аркин (1873—1948), профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист. Е.А.Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И.М.Сеченовым и И.П.Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени. А. И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А.И.Быкова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов. Она совместно с Н.А.Метловым, М.М.Канторович, Л.И.Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.
Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В.Кенеман (1896—1987). Она начала работу преподавателя МГПИ, имея за плечами огромный опыт педагогической работы с детьми. На базе новейших исследований в области педагогики и психологии А.В.Кенеман разрабатывает научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. Благодаря ее изысканиям в 1968 г. значительно расширяется объем курса «Гимнастика и подвижные игры» и его переименовывают в «Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста». Рассматривая физическую культуру как одно из достижений человечества, А. В.Кенеман убедительно раскрывает важность формирования двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что именно в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов, умение ребенка быстро реагировать на изменение условий, приспосабливаться к ним, развивать активность мысли, быстроту и четкость реакции, ориентировку в окружающей среде.
10. Докажите социальную ценность и творческий характер педагогической деятельности в области физической культуры.
Педагогическая деятельность в области физической культуры является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей, состоящей в том, что мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов. В ходе педагогической деятельности специалиста в сфере физической культуры развиваются физические и моральные качества субъектов взаимодействия, укрепляется их здоровье, обогащается духовный мир. Любое человеческое сообщество заинтересовано в позитивных результатах педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Кроме этого, она носит творческий характер, так как нельзя запрограммировать и предугадать все возможные варианты реализации педагогической деятельности в сфере физической культуры.
11. Назовите основные компоненты деятельности специалиста в сфере физической культуры, кратко обоснуйте их необходимость.
В деятельности специалиста в сфере физической культуры можно выделить компоненты:
- целевой (подразумевает постановку цели и предположение планируемого результата для каждого вида профессиональной деятельности);
- мотивационный (состоящий в формировании мотивации для достижения поставлен
яных целей);
- содержательный (предполагает разработку содержания каждого вида деятельности, осуществляемого специалистом);
- деятельностный (состоит в выборе и осуществлении оптимальных методов обучения, воспитания обучающихся);
- контрольно-оценочный (предполагает выявление уровня достижений воспитанников, качественный и количественный анализ полученных результатов; их сравнение с поставленной целью, заключение об уровне успешности деятельности, выводы, составляющие основу для планирования и коррекции следующего этапа деятельности).
12. Поясните, почему учитель ФК должен на занятии создавать условия для того, чтобы учащиеся задавали ему вопросы?
Обучающая деятельность педагога по ФК направлена на управление познавательной деятельностью школьников с целью освоения ими части социального опыта в сфере ФК (физических упражнений для развития силы, ловкости, быстроты; упражнений, пробуждающих и развивающих интерес учащихся к предмету, знаний о различных видах спорта, о способах оздоровления своего организма при помощи физкультурно-спортивной деятельности).
Обучение педагогом по физической культуре осуществляется в рамках разных организационных форм (урок, занятие в секции, поход и т.д.), имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения − уровень усвоения знаний, умений и навыков, овладения способами решения практических спортивных задач, интенсивности продвижения в интеллектуальном и физическом развитии.
13. Приведите пять примеров категорий граждан, по отношению к которым педагог по ФК должен проводить оздоровительно-коррекционную деятельность.
Оздоровительно-коррекционная деятельность направлена на улучшение состояния здоровья учащихся, на формирование у них убеждений в необходимости здорового образа жизни, физической активности.
Особое значение этой деятельности следует отметить в работе специалиста по ФК с группами лиц, имеющими ограниченные возможности здоровья (слабодышащие, слабовидящие,, глухие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата или вестибулярного аппарата и т.п.)
14. Кратко охарактеризуйте действие психологической закономерности в педагогическом процессе по физической культуре и спорту.
Психологическая закономерность говорит о том, что продуктивность обучения зависит от интереса обучающихся к спорту и к познавательной деятельности.
15. Назовите людей, которые оказали наибольшее влияние на ваше физическое, духовное и интеллектуальное развитие.
В первую очередь, на мое физическое, духовное и интеллектуальное развитие оказала огромное влияние моя семья, которая, помимо постоянных напоминаний о том, что необходимо получать хорошее образование, не противилась моему занятию в секции волейбола. Также очень большое влияние оказал на меня мой первый тренер, который смог заложить во мне именно те качества победителя, которые помогают мне до сих пор: целеустремленность, трудолюбие, самоотдача, решительность и т.п. Таким образом, благодаря им был заложен очень большой пласт в данной области.
16. Приведите три примера проявлений активности у воспитанника спортивной секции по вашему виду спорта.
1. Стремление стать лидером команды.
2. Стремление в оказании помощи своим напарникам.
3. Стремление к наивысшим спортивным результатам.
17. Укажите правила, которые, по вашему мнению, должен выполнять тренер, чтобы реализовать принцип наглядности.
Принцип наглядности состоит в требовании к педагогу создавать представление занимающихся об изучаемом предмете, максимально включая в педагогический процесс различные виды ощущений.
Для повышения наглядности учащихся преподаватель должен выполнить следующие правила:
- использовать различные способы представления изучаемого двигательного действия, ошибках при выполнении упражнения;
- задействовать наибольшее количество органов чувств занимающихся.
18. Проясните, какое значение в физкультурно-педагогической деятельности имеет понимание тренером техники выполнения двигательных действий?
Эффективность педагогической деятельности зависит от качества чувственного восприятия учебного материала (основным методом в физкультурном обучении рассказ-показ»), от логического осмысления воспринятого (от понимания физиологических механизмов и техники физических упражнений) и от практического применения осмысленного, основанного на психофизиологических механизмах, на волевых и иных личностных качествах, на мотивации и самочувствии воспитанника. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение в учебно-воспитательном процессе по ФК, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие.
Техника двигательного действия - это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения двигательного действия, позволяющий достичь наивысшего спортивного результата.
Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются: мышечно-двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые.
Понятие о технике движений составляет основу спортивно-технического мышления и физического образования.
19. Назовите социальные группы, в общении с которыми происходит формирование учителя физической культуры согласно социологической закономерности педагогического процесса. Ответ обоснуйте.
Социологическая закономерность заключается в том, что физическое, духовное и интеллектуальное развитие человека находится в зависимости от физического и интеллектуального развития других членов общества, с которыми он взаимодействует. Примером таковых являются формальные и неформальные группы; малые, средние и большие; реальные и социальные.
20. Сравните способы реализации закономерности развития организма и личности в педагогическом процессе учителем физической культуры и педагогом по биологии.
Эффективность проявления в учебном процессе закономерностей развития организма определяется умением учителя использовать объективные возможности содержания биологического образования и методов обучения.
При обучении учителем биологии используются свои способы, отличные от методов реализации учителей физической культуры. Однако цель остается одна и та же - сформировать мировоззрение учащихся, в котором желание вести здоровый образ жизни и необходимые для этого знания и умения.
21. Приведите примеры ситуаций, в которых педагог по физической культуре реализует закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Закономерность управления учебно-воспитательным процессом заключается в том, что эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности взаимодействия между тренером и воспитанниками, а также от характера и обоснованности воспитательных воздействий преподавателя. Пример:
- номинальная группа, в которой преподаватель является требующим, настраивающим, приказывающим. Содержание его деятельности - предъявление единых требований, выбор общей деятельности, планирование и организация делового общения, обучение деловому взаимодействию, оценивание результатов. Результатом работы является принятие общих целей, сложение отношения ответственной зависимости, выделяется актив;
- группа-коллектив, в которой преподаватель является консультантом. Содержание его деятельности - использование влияния коллектива на воспитание личности, создание условий для самореализации личности. Результатом работы является высокая организованность, психологическое единство, защищённость личности в коллективе.
22. Поясните требование равнозначности принципов обучения, укажите его важность в учебном процессе по физической культуре.
Все принципы обучения должны быть равнозначными, поскольку их сочетание позволит грамотно отразить основные требования к организации педагогической деятельности и поможет творчески подойти к построению педагогического процесса.
Положительный результат действия дидактических принципов всегда проявляется в их единстве.
Каждая система физического воспитания, каждая авторская технология подразумевает наличие своих требований, то есть, другими словами, собственных частно дидактических принципов.
23. Приведите три примера ситуаций взаимодействия учащихся их родителей и учителя физической культуры, в которых реализуется указанный принцип.
1. Принцип формирования здорового образа жизни – педагог вместе с родителями оставляет программу, использование которой поможет грамотно повлиять на мировоззрение учащихся.
2. Принцип единства воспитательных воздействий – педагог вместе с родителями координирует свои взгляды и действия по отношению к спортивной деятельности ребенка.
3. Принцип опоры на положительное в физическом воспитании – педагоги вместе с родителями осуществляет развитие тех качеств в детях, которые были недостаточно сформированы.
24. Назовите правила, которые способствуют реализации принципа формирования здорового образа жизни педагогом по физической культуре.
Данный принцип заключается в требовании к педагогам формировать мировоззрение учащихся, в котором желание вести здоровый образ жизни и необходимые для этого знания и умения.
Можно выделить следующие правила:
1. Применяются методики, специфические для специалистов каждой области.
2. Методы, применяемые учителем физической культуры, позволяют сформировать практические навыки здорового образа жизни