Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
(ПРЕДПРИЯТИЯ)
Прибыль организации (предприятия)
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой
полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли, тем
эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое положение. Поэтому
поиск резервов увеличения прибыли – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.
Прибыль – важнейший показатель успешной деятельности предприятия. Прибыль –
конечный финансовый результат предпринимательской деятельности.
По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены)
прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального
производства.
По мере развития экономической теории понятие прибыли постоянно изменяется и
усложняется. Однако во всех экономических формациях прибыль воспринимается одной
основных экономических категорий товарного производства.
Как правило, выделяют две функции прибыли:
1. прибыль как мера эффективности общественного производства;
2. прибыль как стимул.
Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных
потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных
ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
В соответствии с гл.25 НК РФ (ст. 247) прибылью признается доход, полученный
предприятием, уменьшенный на величину произведенных расходов.
Прибыль = Доходы - Расходы
Доходы организации (предприятия):
1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – это выручка от
реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных,
выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами
за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной
и (или) натуральной формах.
2. Внереализационные доходы:
1) от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на
оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников)
организации;
2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие
отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса,
установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права
собственности на иностранную валюту;
3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании
решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за
нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
4) от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду);
5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и
прав на приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в
пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные
образцы);
1
6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета,
банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
7) в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были
приняты в составе расходов;
8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
9) в виде дохода, распределяемого в пользу организации при ее участии в простом
товариществе;
10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
11) в виде положительной курсовой разницы, за исключением положительной курсовой
разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов. Положительной
курсовой разницей признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде
валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте)
и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке
обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
12) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в
соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством
Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых
не для производственных целей;
13) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или
разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных
средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том
числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого
финансирования, за исключением бюджетных средств;
15) в виде использованных не по целевому назначению предприятиями и организациями, в
состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты,
средств, предназначенных для формирования резервов по обеспечению безопасности
указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в
соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;
16) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение
уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с
одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов)
акционерам (участникам) организации;
17) в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов
(вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при
формировании налоговой базы;
18) в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами),
списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;
19) в виде доходов, полученных от операций с производными финансовыми
инструментами;
20) в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего
имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;
21) в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции,
подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по предусмотренным НК
РФ основаниям;
22) в виде сумм корректировки прибыли организации вследствие применения методов
определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным
ценам (рентабельности);
23) в виде возвращенного жертвователю или его правопреемникам денежного эквивалента
недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала
некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря
2
2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала
некоммерческих организаций", за вычетом следующих сумм:
24) в виде разницы между суммой налоговых вычетов из сумм акциза, начисленных при
совершении операций, и указанных сумм акциза;
25) в виде прибыли контролируемой иностранной компании, определяемой в соответствии
с НК РФ.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в
соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю)
товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Расходы организации (предприятия):
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты,
осуществленные (понесенные) организацией (предприятием).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка
которых выражена в денежной форме.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений
деятельности налогоплательщика подразделяются на:
1. Расходы, связанные с производством и реализацией.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров,
выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ,
услуг, имущественных прав);
2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных
средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
3) расходы на освоение природных ресурсов;
4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
5) расходы на обязательное и добровольное страхование;
6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
2. Внереализационные расходы.
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией,
включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не
связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:
1) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая
амортизацию по этому имуществу);
2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе
процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным
(эмитированным) организацией;
3) расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на
подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков,
регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в
том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по
процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра,
3
предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской
Федерации, и другие аналогичные расходы;
3.1) расходы по погашению эмитентом собственных эмиссионных долговых ценных
бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в сумме разницы между
стоимостью их погашения и их номинальной стоимостью;
4) расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных
бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, расходы, связанные с
получением информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие
аналогичные расходы;
5) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, за исключением отрицательной
курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.
Отрицательной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница,
возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных
бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в
иностранной валюте, или при дооценке обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте.
6) расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие
отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса
Центрального банка Российской Федерации, установленного на дату перехода права
собственности на иностранную валюту;
7) расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование
резервов по сомнительным долгам;
8) расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание
нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным
сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов
незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на
демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные
работы;
Расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного
использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с
производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым
амортизация начисляется линейным методом.
9) расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и
объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных
мощностей и объектов;
10) судебные расходы и арбитражные сборы;
11) затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на
производство, не давшее продукции;
12) расходы по операциям с тарой, если иное не предусмотрено положениями пункта 3
статьи 254 НК РФ;
13) расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на
основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций
за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение
причиненного ущерба;
14) расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материальнопроизводственным запасам, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства
перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с пунктом 18
статьи 250 НК РФ;
15) расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной
валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа, с установкой и эксплуатацией
электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем
"клиент-банк";
4
16) расходы на проведение собраний акционеров (участников, пайщиков), в частности
расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для
проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением
собрания;
17) расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на
содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, за
исключением расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию,
техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным
мощностям;
18) расходы по операциям с производными финансовыми инструментами;
19) расходы в виде отчислений организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, для
аккумулирования и перераспределения средств организациям, входящим в структуру ДОСААФ
России, в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством Российской
Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания
молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
20) расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом
покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема
покупок;
21) расходы в виде целевых отчислений от лотерей, осуществляемые в размере и порядке,
которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
22) расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческой
организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих
организациях", определенные в размере и порядке, которые установлены статьей 267.3 НК РФ;
23) убытки прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом)
периоде;
24) суммы безнадежных долгов, а в случае, если организация приняла решение о создании
резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств
резерва;
25) потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
26) не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
27) расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на
предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений,
виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен
быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;
28) потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций,
включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных
бедствий или чрезвычайных ситуаций;
29) другие обоснованные расходы.
При планировании, учете и экономическом анализе чаще всего используется система
показателей прибыли, представленная в бухгалтерской форме №2 «Отчет о финансовых
результатах» (ранее – отчет о прибылях и убытках):
1. валовая прибыль;
2. прибыль (убыток) от продаж;
3. прибыль до налогообложения (балансовая прибыль);
4. чистая прибыль.
5
1. Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой (нетто) от продажи
товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ,
услуг) без учета коммерческих и управленческих расходов (прямыми производственными
затратами по реализованной продукции).
2. Прибыль от продаж – это финансовый результат от основной деятельности
организации. Этот показатель можно рассчитать:
выручка – себестоимость – коммерческие расходы – управленческие расходы;
6
или валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы.
3. Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) – это сводный финансовый
результат от всех видов деятельности организации. Этот показатель рассчитывается:
бухгалтерская прибыль = прибыль от продаж + доходы от участия в других организациях +
проценты к получению – проценты к уплате + прочие доходы – прочие расходы.
4. Чистая прибыль – часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении
организации после начисления текущего налога на прибыль, с четом отложенных налоговых
активов и отложенных налоговых обязательств.
Распределение прибыли
Предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению,
кроме той ее части, которая подлежит обязательному налогообложению и другим направлениям
в соответствии с действующим законодательством. Например, в соответствии в законом об
акционерных обществах, в обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном
уставом общества, но не менее 5% его уставного капитала. Резервный фонд формируется путем
обязательных ежегодных отчислении до достижения им размера, установленного уставом
общества. Размер ежегодных отчислений не может быть менее 5% чистой прибыли. Резервный
фонд предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций
общества в случае отсутствия иных средств.
В целом, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им
самостоятельно. Распределение чистой прибыли организации осуществляется в следующем
году на основании решения органа управления организации (либо в ином порядке в
соответствии с ее уставом). Рыночные условия определяют приоритетные направления
использования прибыли.
Итак, чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее
осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды
акционерам, создаются резервные фонды.
7
Чтобы обеспечить стабильный рост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее
увеличения:
1. Увеличить сумму прибыли от обычной деятельности можно за счет увеличения
объема реализации продукции, повышения цен, снижения затрат на производство продукции. А
для этого необходимо повышение качества и конкурентоспособности продукции, поиск более
выгодных рынков сбыта, управление затратами на предприятии и пр.
2. Увеличение прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов
деятельности, не связанных с реализацией продукции. Для этого необходимо изучать состав,
динамику, выполнение плана и факторы (причины) изменения суммы полученных убытков и
прибыли по каждому конкретному случаю.
Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям,
векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные
доходы в виде дивидендов. Поэтому необходимо отслеживать динамику дивидендов, курс
акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
Необходима разработка конкретных мероприятий, направленных на предупреждение и
сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.
Системы налогообложения прибыли организации (предприятия)
1. Общая система налогообложения. Применяется для большинства предприятий и
организаций РФ.
Ставка налога на прибыль составляет 20 %. При этом сумма налога, исчисленная по
налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется в
федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов
(17 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской
Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных
категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5
процента (12,5 процента в 2017 - 2020 годах).
Для некоторых организации и предприятий может применяться другой размер налоговой
ставки (ст. 284, 284.1 - 284.5 НК РФ).
2. Специальные налоговые режимы:
2.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог).
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
1)
организации
и
индивидуальные
предприниматели,
производящие
сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую
(промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и
реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ,
услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации
произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной
переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства,
а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, составляет не менее
70 процентов;
2) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги
сельскохозяйственным товаропроизводителям, признаваемым таковыми в целях настоящей
главы, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства
сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции,
в том числе:
8
услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных
культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания
сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы,
пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева
(посадки);
услуги в области животноводства в части обследования состояния стада, перегонки скота,
выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных
животных и ухода за ними.
3) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые
(торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых
доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства
членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную
данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов
этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов
составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок определения и признания доходов и расходов определяется статье 346.5 НК РФ.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
2.2. Упрощенная система налогообложения.
Может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями,
удовлетворяющими следующим условиям:
- доходы не превышают установленную НК РФ величину,
- организации не имеет филиалов;
- организация или ИП не является: банком, страховщиком, негосударственным
пенсионным фондом, инвестиционным фондом, профессиональным участником рынка ценных
бумаг, ломбардом, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим
адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, казенным и бюджетным
учреждением, иностранной организацией, микрофинансовой организацией, частным агентством
занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала);
- организации и индивидуальные предприниматели, не занимаются производством
подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением
общераспространенных полезных ископаемых;
- организации не осуществляют деятельность по организации и проведению азартных игр;
организации и индивидуальные предприниматели, не перешедшие на систему
налогообложения
для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей
(единый
сельскохозяйственный налог);
- доля других организаций не может составлять более 25 %;
- средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, не может
превышать 100 человек ;
- остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с
законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, не превышает 150 млн.
рублей.
Налоговая ставка составляет 6 % от доходов или 15 % от разницы доходов и расходов
организации или ИП.
2.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности (ЕНВД).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности может применяться по решениям представительных органов
муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов
9
государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и
Севастополя в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке
автомототранспортных средств;
4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для
стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств
на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых
организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности
или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных
средств, предназначенных для оказания таких услуг;
6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью
торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для
целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с
площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации
торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый
налог не применяется;
7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не
имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации
общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных
метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы
оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации
общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных
метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом
предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации
общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
11) размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей
транспортных средств;
12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и
предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую
площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных
метров;
13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых
мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов,
объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного
питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных
участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также
объектов организации общественного питания.
Объектом налогообложения для ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика
(потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом
совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и
используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке).
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного
дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду
предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины
физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (ст. 246.29 НК РФ).
10
Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор.
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность
особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров
(работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения
предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло,
площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения
изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой
изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и
грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов,
используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий
налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских
округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя на период не менее чем
календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода.
2.4. Патентная система налогообложения
Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями
в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из
текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
3) парикмахерские и косметические услуги;
4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных;
5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков,
указателей улиц;
6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых
машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
7) ремонт мебели;
8) услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
9) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств,
машин и оборудования;
10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным
транспортом;
12) ремонт жилья и других построек;
13) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и
сварочных работ;
14) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной
обработке стекла;
15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;
16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
17) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;
18) ветеринарные услуги;
19) сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков,
принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
20) изготовление изделий народных художественных промыслов;
21) прочие услуги производственного характера (услуги по переработке
сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп,
переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля,
11
переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных,
расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и
гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней;
изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала
заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и
ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря;
услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой
оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные
торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка
газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других
приборах);
22) производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
23) ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
24) чеканка и гравировка ювелирных изделий;
25) монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального
исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и
литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;
26) услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
27) услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного
оформления;
28) проведение занятий по физической культуре и спорту;
29) услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в
аэропортах, морских, речных портах;
30) услуги платных туалетов;
31) услуги поваров по изготовлению блюд на дому;
32) оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;
33) оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;
34) услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка,
сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
35) услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства
(механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
36) услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;
37) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
38) занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом,
имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
39) осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;
40) услуги по прокату;
41) экскурсионные услуги;
42) обрядовые услуги;
43) ритуальные услуги;
44) услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;
45) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с
площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации
торговли;
46) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не
имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
47) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации
общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных
метров по каждому объекту организации общественного питания;
48) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации
общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
49) оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
12
50) производство кожи и изделий из кожи;
51) сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и
лекарственных растений;
52) сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;
53) производство молочной продукции;
54) производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады
овощных культур и семян трав;
55) производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
56) товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
57) лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
58) деятельность по письменному и устному переводу;
59) деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;
60) сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;
61) резка, обработка и отделка камня для памятников;
62) оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных
(программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации
и модификации;
63) ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.
Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой
доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской
деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.
Экономическая сущность и виды рентабельности
Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы
промышленного предприятия, этот показатель характеризует относительную доходность или
прибыльность различных направлений деятельности предприятия.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные
результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с
наличными или использованными ресурсами.
Показатели рентабельности измеряются в относительных величинах (в коэффициентах,
процентах).
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе бухгалтерской прибыли (прибыли до
налогообложения), прибыли от продаж, прибыли от обычных видов деятельности и чистой
прибыли.
Рентабельность затрат - рентабельность продукции (Rпр) есть отношение прибыли до
налогообложения к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
Rпр = Пр / З.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на
производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию,
отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли на сумму полученной
выручки (В):
Rn = Пр / В.
13
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли
имеет предприятие с рубля продаж. Может рассчитываться в целом по предприятию,
отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением бухгалтерской
(прибыли до налогообложения, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего
инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного),
заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
Можно выделить следующие показатели:
- рентабельность всего имущества – отношение прибыли до налогообложения к
среднегодовой стоимости имущества предприятия;
- рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой
стоимости собственного (акционерного) капитала;
- рентабельность предприятия – отношение прибыли до налогообложения (чистой
прибыли) к сумме среднегодовой стоимости основных средств и средней суммы оборотных
активов;
- и другие показатели.
На предприятии изучают динамику перечисленных показателей рентабельности,
выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения с предприятиямиконкурентами.
Рост рентабельности свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия.
Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и
сокращение затрат на производство. Снижение себестоимости может быть достигнуто за счет
повышения эффективности использования основных фондов, экономии материальных
ресурсов, повышения производительности труда.
Анализ безубыточности
Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности предприятия
является анализ безубыточности. При проведении анализа безубыточности решаются три
основные задачи:
Определение точки безубыточности (также встречается наименование "точка
равновесия" и английское словосочетание break-event point) - минимального объема
выручки от реализации, при котором деятельность организации остается
безубыточной (прибыль от основной деятельности неотрицательна).
Определение "запаса прочности" организации с точки зрения прибыльности степени удаленности реального состояния предприятия от точки безубыточности.
Выявление и оценка причин, повлиявших на изменение "запаса прочности"
организации.
В рамках определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на
две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов
производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства).
Следует отметить, что деление затрат на переменные и постоянные, особенно что
касается накладных расходов, носит достаточно условный характер. В отечественной практике
такое деление затрат по сути совпадает с делением на прямые и косвенные.
Для проведения анализа безубыточности можно использовать аналитический и
графический методы. Графически анализ безубыточности выглядит следующим образом:
14
Аналитический способ расчета более удобен. Можно вывести формулы и с их помощью
рассчитать данные показатели.
В натуральном выражении точка безубыточности (безубыточный объем продаж):
V кр = З пост / (Ц1 – Зпер1),
где Зпост – постоянные затраты предприятия за период (год), руб.;
Ц1 – цена продажи единицы продукции, руб./шт.;
Зпер1 – переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты),
руб./шт.
Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия
Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу
важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.
Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в
стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или
экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект — величина абсолютная, зависящая от
масштабов производства и экономии затрат.
Экономическая эффективность — это соотношение между результатами хозяйственной
деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Экономическая
эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые
вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность — величина
относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.
Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической
деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не
могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Например, на
предприятии может быть такая ситуация, когда достигнут значительный экономический
эффект, выраженный в полученной прибыли при относительно низкой экономической
эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем
эффективности при небольшой величине экономического эффекта.
Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно
произвести одним каким-либо показателем. Многообразие свойств и признаков различных
видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия
обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в
том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому
однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике
всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или
показывают различные стороны деятельности предприятия.
15
Показатель — это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления,
действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень
выполнения определенной задачи. В нашей стране наукой и практикой была сформирована
система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их
расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему
хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как в части их
расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные
изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности
предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной
продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются
показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных
показателей. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение
оценки различных вариантов удовлетворения спроса.
Все показатели, исходя из требований рынка, можно разделить на:
• оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровни развития или
результатов той или иной деятельности;
• затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов
деятельности.
Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа. К примеру,
показатель «издержки производства» в одном случае может рассматриваться как оценочный,
характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании)
определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг.
То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от характера (вида)
деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех
интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше
интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер
дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.
В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных,
относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.
Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных
отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловлено сущностью
товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития
предприятия, достигнутый за определенный период времени. Ими являются: оборот (объем
продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов,
уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные
производственные фонды, уставный фонд, задолженность и др.
Относительные показатели выделяются как отношения абсолютных показателей,
характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных
показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными
плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды,
среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К ним относятся: прибыль на единицу
стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность;
фондовооруженность труда и др.
Структурные показатели — по расходам, капиталу, доходам – характеризуют долю
отдельных элементов в итоговой сумме.
Приростные показатели отражают свое изменение за определенный период. Они могут
быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например,
изменения уставного фонда за год, прибыли за год и т.д.
Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями,
причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться.
Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет
одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых
16
показателей входят: выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой
прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля
экспорта в обороте и др.
Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется
система показателей.
Система показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Показатели
Характеристика
Способ расчета
I. Производительность труда
1. Выработка
Отражает количество продукции,
Отношение количества
произведенной в единицу рабочего
произведенной продукции к
времени или приходящееся на одного
затратам рабочего времени на
среднесписочного работника в месяц,
производство этой продукции
квартал, год
2. Трудоемкость
Отношение затрат труда к
Величина, обратная выработке,
объему продукции
характеризует затраты труда на
производство единицы продукции
II. Показатели использования основных фондов
l Фондоотдача
Отражает количество произведенной Отношение годового объема
продукции в расчете на 1 руб.
продукции к среднегодовой
основных производственных фондов
стоимости основных
производственных фондов
2. Фондосмкость
3.Фондовооруженность труда
4. Коэффициент
интенсивности
использования
оборудования
Показатель, обратный фондоотдаче.
Отношение среднегодовой
Отражает стоимость основных
стоимости основных
производственных фондов в расчете на производственных фондов к
1 руб. произведенной продукции
годовому объему продукции
Отношение среднегодовой
Характеризует оснащенность
стоимости основных
работников предприятия основными производственных фондов к
производственными фондами
среднесписочной численности
работников.
Характеризует эффективность
Отношение фактического
использования оборудования
объема выпущенной
продукции к
производственной мощности
оборудования
III. Показатели использования оборотных средств
Отношение объема
Показывает, сколько оборотов
1. Коэффициент
реализованной продукции за
совершили оборотные средства за
оборачиваемости
отчетный период к среднему
анализируемый период (квартал,
оборотныхсредств
остатку оборотных средств за
полугодие, год)
этот же период
2. Коэффициент
Показатель, обратный
закрепления
коэффициенту оборачиваемости
Отношение среднего остатка
оборотных средств оборотных средств. Характеризует оборотных средств за отчетный
сумму оборотных средств,
период к объему реализации за
приходящихся на 1 руб. выручки от
этот же период
реализации
17
3. Длительность
одного оборота
Показывает, за какой срок к
Число дней в отчетном периоде,
предприятию возвращаются его
деленное на коэффициент
оборотные средства в виде выручки оборачиваемости оборотных
от реализации продукции
средств
4. Материалоемкость
Характеризует суммарный расход Отношение суммы материальных
продукции
всех материальных ресурсов на
затрат к объему реализованной
производство единицы продукции
продукции
5. Материалоотдача
Показатель, обратный
Отношение объема
материалоемкости продукции.
реализованной продукции к
Отражает количество произведенной сумме материальных затрат
продукции в расчете на 1 руб.
материальных ресурсов
lV. Показатели рентабельности
1. Рентабельность
Отношение прибыли от
Эффективность затрат,
продукции
реализации продукции к сумме
произведенных предприятием на
затрат на производство и
производство и реализацию
реализацию продукции
продукции
(себестоимости продукции)
2. Рентабельность
Характеризует прибыльность
Отношение балансовой прибыли
производства общая (убыточность) производственной
к среднегодовой стоимости
деятельности предприятия за
основных производственных
определенный период времени (год,
фондов и нормируемых
квартал)
оборотных средств
Показывает, какую прибыль имеет
3. Рентабельность
Отношение прибыли к объему
предприятие с каждого рубля
продаж (оборота)
реализованной продукции
реализованной продукции
4. Рентабельность
Показывает, какую прибыль
Отношение чистой прибыли к
имущества
получает предприятие с каждого
средней за период величине
предприятия
рубля, вложенного в активы
чистых активов
Показывает эффективность
использования средств,
Отношение чистой прибыли к
5. Рентабельность
принадлежащих собственникам
средней за период величине
обственного капитала предприятия. Служит основным
собственного капитала
критериям при оценке уровня
котировки акций на бирже
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или
оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение
конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает
объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли.
Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского
назначения. Например, для продуктов питания главным показателем является содержание
полезных веществ; для тканей - прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв; для
швейных и трикотажных изделий - соответствие моде. Для оценки товаров длительного
пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени
учета требований технической эстетики.
В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые
дают экономию средств как в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Так,
последнее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим
потреблением электроэнергии и т.д.
18
Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия
позволит:
• быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной
деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
• точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую
прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
• определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их
изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;
• находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в
ближайшей и отдаленной перспективах.
При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения
предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не
применяемые). Так, во многих отраслях пищевой промышленности (консервная, сахарная и др.)
большое значение в целях снижения издержек производства имеют степень глубины
переработки сырья, использование вторичного сырья и пр.
Важно усвоить, что нет и не может быть такого показателя хозяйственной деятельности,
который годился бы на все случаи жизни. Для того чтобы развиваться в условиях острой
конкуренции, руководитель (предприниматель) должен видеть, чувствовать результаты всех
видов деятельности, а это означает, что необходимо формирование системы взаимосвязанных
показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.
19