Философская антропология и аксиология
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Контрольные вопросы к лекции по теме 5. Философская антропология и аксиология.
1. Назовите основные характеристики человека и приведите собственные примеры, их поясняющие.
Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. "Человек разумный" (homo sapiens), "человек делающий" (homo faber), "человек играющий" (homo ludens), Маркс говорил о человеке как о животном, производящем орудия труда, Гегель - как о млекопитающем с мягкой мочкой уха (в шутку, конечно), Ницше считал, что человек - это животное, умеющее обещать и т.д. и т.п.
Видимо, человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и ни одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять "не" свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира.
Несводимость
Выше уже говорилось о том, что человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не привязан ни к климату, ни к пище - может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.
В случае с человеком можно говорить об абсолютной несводимости. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения.
Непредопределенность
Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры, государственного строя, зарплаты, семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни.
Незаменимость и неповторимость
Незаменимость человека прежде всего выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная чьим-либо трудом, усилием. Это дело может быть любым - от открытия новых физических законов до вбивания гвоздя. Вбивать гвоздь, писал Г. Торо, надо так прочно, чтобы, и проснувшись среди ночи, можно было думать о своей работе с удовольствием, чтобы не стыдно было за работой взывать к Музе. Тогда и только тогда Бог тебе поможет. Каждый вбитый гвоздь должен быть заклепкой в машине Вселенной, и в этом должна быть и твоя доля.
Невыразимость
Объяснить нечто можно лишь через другое - свет через длину волны, звук - через частоту колебаний. Но как объяснить что такое человек? Поскольку он не сводим ни к чему - ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, то объяснить, выразить его через другое невозможно. Человека нельзя изучать объективно как некий внешний предмет. Изучить, познать что-либо объективно можно, лишь развернув его в пространстве, вывернув наизнанку. Понятно, что с человеком этого проделать нельзя.
Существуют всевозможные тесты, определяющие характер и склонности человека и кажется, что так можно что-нибудь о человеке узнать. Но только при условии, что он будет отвечать на вопросы честно и искренне.
2. Как изменялось положение человека в системе коммуникаций?
Разработка научной концепции общественного развития на современном этапе ориентирована на синтез различных подходов к оценке возможностей и перспектив духовного потенциала личности в условиях информационной цивилизации, где человек оказался обогащенным новейшими достижениями науки, техники, коммуникативных посредников (СМИ, Интернет и т.д.). Исследование особенностей информационно-коммуникативных процессов, их влияние на духовный мир современного человека, его поведение, интересы и ценностные ориентации приобретают все усиливающуюся значимость, свидетельством чего являются многочисленные публикации отечественных и зарубежных социологов, психологов, философов, коммуникативистов, педагогов и т.д.
Тенденции развития так называемого информационного общества определили и основное содержание нового неклассического варианта философии (Ю. Хабермас, Н. Луман, К. Апель и др.) – философии коммуникации. Изменения в социокультурной реальности человека, происходящие под влиянием усложнения современной информационно-коммуникативной ситуации, процессы наложения “новой культуры на старую” (А. Тоффлер) дезориентируют человека в его восприятии жизненного мира, способах адаптации к условиям постиндустриального общества. В коммуникативном пространстве, формируемом современными коммуникативными технологиями, происходят сложные процессы поиска новых социальных механизмов закрепления и воспроизводства социокультурного опыта поколений.
Динамика изменений информационно-коммуникативных средств и социальных механизмов функционирования коммуникативного пространства современной цивилизации оказала сильное влияние на морально-политическую дезориентацию современного человека, вытеснение нравственно-этической регламентации его поведения на периферию весьма второстепенных факторов регуляции его поведения, что способствовало увеличению различных форм девиантного поведения, разрушению стабильности коммуникативной ситуации. Культура, общество и личность, условием существования и воспроизводства которых является, по мнению Ю. Хабермаса, коммуникативное взаимодействие, не могут существовать в полном соответствии с требованиями своего времени без приобретения опыта коммуникативного поведения, формируемого под влиянием социокультурных ценностных установок и ориентированного на духовно-нравственную регламентацию, взаимопонимание и упорядоченность отношений между людьми согласно утвержденным в обществе нормам.
Материалы предлагаемого сборника научных трудов затрагивают различные аспекты современной коммуникативной ситуации. Объектом научного исследования стали коммуникации в сфере культуры, политики, религии, экономики межэтнических отношений. Авторы сборника анализируют современные философские теории коммуникации, коммуникативные механизмы формирования духовно-нравственной культуры личности, систему коммуникационного менеджмента внутренней среды организации, философско-коммуникативный аспект феномена культуры понимания, проблему двуязычия в полиэтнических регионах, место рекламы в межкультурной коммуникации, проблемы электронной коммуникации, роль Интернета в политических отношениях, коммуникативную функцию народной культуры и др.
Рассматриваемые научные проблемы представляются чрезвычайно актуальными. Современная постиндустриальная цивилизация открывает перед человеком и обществом невиданные ранее возможности, связанные с открытостью доступа к научной, коммерческой, эстетической, духовной информации, формирования социокультурной среды, менеджмента политических, этнических, религиозных процессов, урегулирования кризисных ситуаций. Глобальная система коммуникации, в которой разворачивается бытие человека, способна раскрыть его творческий потенциал, гармонизировать отношения с социальной средой, быть фактором общественного, экономического прогресса.
В то же время информационная революция несет в себе ряд угроз, неконтролируемых негативных последствий для человека и общества. В XX веке с появлением средств массовой информации появляется феномен человека массы. Целенаправленное информационное воздействие формирует унифицированное массовое сознание, в которое внедряются однотипные иррациональные верования, эмоциональные, поведенческие реакции, стереотипы и установки. Формируется мифологическое восприятие действии-тельности. Средства массовой коммуникации во многом определяют границы жизненного мира современного человека, детерминируют интенцию его сознания, направленность социального интереса, динамику общественного мнения, в связи с чем многие исследователи говорят о возможности принципиально новой формы осуществления социально-политического контроля, власти со стороны политической и бизнес-элиты. СМК открывают возможности для манипуляции массовым сознанием через информационное воздействие, в результате чего формируется “ложное согласие” (Ю. Хабермас).
Помимо функции массовизации психики и сознания, средства массовой коммуникации выполняют иллюзорно-компенсаторную функцию. Современный человек уходит в мир фантазий, мифов, иллюзий, созданных и растиражированных СМК, компенсируя нерешенность экзистенциальных проблем своего бытия, отсутствие творчества, тревожность, скуку, связанную с рутинностью обыденной жизни. Это дает основание говорить о возможности антропологической катастрофы в глобальном масштабе.
3. Как философия трактует смысл человеческой жизни?
Существуют различные подходы к решению проблемы смысла жизни, из которых можно выделить следующие:
• смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
• смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
• смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
• не существует смысла жизни.
В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни — в сохранении и очищении своей бессмертной души. Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (B.C. Соловьев). Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна, сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.
Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего. Как замечает мудрец: «Много людей живет, не живя, но только собираясь жить». А из глубин веков ему «отвечает» Сенека: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит».
С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель. Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.
Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.
4. Каковы основные категории человеческого бытия?
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь, — это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.
Любовь — самый верный свидетель существования. Только находясь в состоянии любви, человек чувствует, что действительно живет, а не через него что-то живется, случается помимо его воли или желания. Он чувствует это каждую минуту так же, как идеально здоровый спортсмен чувствует каждую клеточку своего молодого тренированного тела.
5. Какие основные смыслы имеет понятие «ценность»?
Ценность — это одна из основных понятийных универсалий в системе философских и гуманитарных дискурсов, обозначающее в самом общем виде, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности, в отвлечении от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную (оценочную) сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности). Термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых объектов и явлений, отсылая при этом, с одной стороны — к миру должного, целевого, смысловому основанию, с другой — к основной категории политэкономии — стоимости.
Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не в силу природы или внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечён в сферу общественного бытия человека и стал носителем определённых социальных отношений. Для субъекта (человека) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, его установок и практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании (см. Общество) и культуре (см. Культура) как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.
Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и/или задаваемые трансцендентно содержания, введённые в изменчивое многообразие социальной жизни как её инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нём аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы.
В силу того, что ценности непосредственно «не даны» и «не представимы» они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов, прежде всего — через нормы. Каждая исторически конкретная форма общественной жизни может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней фиксируются те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развёртываются более конкретные и специальные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу её формирования и поддержания нормативного порядка в обществе.
Ценности трактуются также как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность человеческой жизни (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Понятие «ценность» играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении ценности, обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего («данность» с её ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно обоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно ценности вносят «метафизическое измерение» в мир человеческого бытия — они всегда абсолютны как самодостаточные сущности и «последние аргументы», не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. «Метафизичность» ценностей усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и/или трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений.
В социальных науках ценность отождествляется с представлением о любом предмете, материальном или идеальном, идее или институте, в отношении которых индивиды или группы занимают позицию оценки (см. Оценка), приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость, или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели, или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, то есть способностью удовлетворять его потребности, и так далее. В этом контексте ценности типологически разделяются на: ценности-цели, ценности-средства (инструментальные ценности), ситуативные ценности. При этом ценности могут быть: признанными (институционализированными), причём к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают ценности направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и так далее.
6. Составьте таблицу эволюции представлений о природе ценностей
Исторический период
Представление о природе ценностей
В античности
«Благое» есть то ценное, которое помимо прибыльности обладает полезностью, «просто ценное» – только прибыльное, «неценное» – лишенное и прибыльности.
В Средние века
В эпоху Возрождения
В классической философии
В философии ХХ века
7. Почему для философии проблемы аксиологии имеют такую актуальность?