Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Пояснительная записка
Конспект лекции составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы философии» для высших учебных заведений. Специфика данного направления предполагает изучение предмета в рамках базовой части цикла основной образовательной программы.
В лекции ведется речь об особенностях философии Средних веков, о философии патристики и схоластики, а также об идеях наиболее значимых для понимания средневекового мышления философов. Лекция способствует формированию представления о развития философии Средних веков.
Лекция рассчитана на 2 академических часа.
Цель: сформировать у студентов представление о философии Средневековья.
Задачи:
1. Общая характеристика философии Средних веков.
2. Обзор философии патристики.
3. Обзор философии схоластики
4. Характеристика религиозно-философского мировоззрения.
План лекции
№
Тема
Кол-во времени
Форма работы преподавателя, студента
Лекция по теме «Философия Средних веков»
1
Вводный раздел
Общая характеристика философии Средних веков
15 минут
Преподаватель: устный рассказ с элементами дискуссии
2
Основная часть
Философия досократиков; философия Сократа, Платона и Аристотеля; философия раннего Эллинизма.
60 минут
Преподаватель: устный рассказ, сопровождающийся презентацией
3
Контрольные вопросы:
1. Назовите особенности философии Средних веков.
2.Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?
3.Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной схоластики?
4. Каковы основные черты религиозно-философского мировоззрения?
15 минут
обсуждение
Список литературы для преподавателя
1. Августин А. Исповедь. – М.: Издательство «Ренессанс», СП ИВО – СиД, 1991. – 488 с.
2. Абеляр П. История моих бедствий. – М.: АН СССР, 1959. – 256 с.
3. Абеляр П. Теологические трактаты. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 640 с.
4. Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты. – М.: Наука, 1990. – 414 с.
5. Виллер Э.А. Учение о Едином в античности и средневековье. – СПб.: Алетейя, 2002. – 668 с.
6. Жильсон Э. Дух средневековой философии. Гиффордовские лекции (университет Абердина). – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. – 560 с.
7. Жильсон Э. Философия в средние века. – М.: Культурная Революция, Республика, 2010. – 678 с.
8. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 494 с.
9. Морескини К. История патристической философии. M.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2011. – 864 с.
10. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2009. – 688 с.
Список литературы для студентов
1. Августин А. Исповедь. – М.: Издательство «Ренессанс», СП ИВО – СиД, 1991. – 488 с.
2. Вульф М. Средневековая философия и цивилизация. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2014. – 253 с.
3. Де Либера Ален. Средневековое мышление. – М.: Праксис, 2004. – 368 с.
4. Жильсон Э. Дух средневековой философии. Гиффордовские лекции (университет Абердина). – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. – 560 с.
5. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2009. – 688 с.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Конспект лекции
Вопросы для рассмотрения:
1. Общая характеристика философии Средних веков. Апологетика.
2. Патристика. Философия Аврелия Августина.
3. Схоластика. Философия Фомы Аквинского и Пьера Абеляра.
4. Общая характеристика религиозно-филосовского мировоззрения.
1. Эпоха Средних веков: с V по XV вв. н.э.
В этот период в духовной жизни общества господствующее положение занимала религия, поэтому практически все философские трактаты были связаны с осмыслением основных религиозных догм, которыми декларировалось божественное сотворение мира и основные характеристики божества.
Наибольшее влияние на формирование христианского вероучения и тесно связанных с ним христианских философских идей оказали идеи Платона и его последователей в эллинистическом мире и Древнем Риме (неоплатонизм); позднего стоицизма, призывавшего человека к независимости от материальных благ и к личному моральному самоусовершенствованию (крупнейшими представителями римского стоицизма были Сенека и Филон Александрийский).
Наиболее ранней формой христианской философской мысли была апологетика, ставившая целью защиту христианства от язычества и псевдохристианских доктрин – ересей (прежде всего – гностицизма и манихейства). Одной из важнейших проблем, вокруг которой шла борьба с ересями, была проблема «теодицеи» (богооправдания), появления зла в мире, сотворенном всеблагим Богом.
Одним из первых представителей апологетики был Юстин Мартир («Мученик», ок. 100–166 гг.), полагавший философию платонизма ведущей к Богу, к христианству. Крупнейшим представителем апологетики был Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160–230 гг.). Тенденцию сближения христианства с эллинистической философией выразил Тит Флавий Климент (Александрийский, ок. 150–219 гг.), основавший в III столетии в Александрии христианскую, богословскую школу. Крупным ее представителем и следующим руководителем был Ориген (184–254), который требовал изучать трактаты древних философов и обнаруживать в них правильные, христианские черты.
2. Учение «отцов церкви», заложивших канонические основы христианского вероучения, получило название патристики. На Западе наиболее известным представителем патристики был Аврелий Августин (354–430), а на Востоке наибольшую роль в ее формировании сыграли Григорий Назианин (Богослов), Василий Великий и особенно Григорий Нисский (335–394), а также Псевдо-Дионисий (Ареопагит).
Аврелий Августин был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.
Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло – не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один. Признание многих последовательных миров – пустая игра воображения. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого.
Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, т. е. путем умопостижения, а бытие вещей – из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека – в отношении к Богу. Душа, согласно Августину, – нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма – творения душ новорожденных Богом.
Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Утверждая принцип бестелесности Бога, Августин выводит отсюда принцип бесконечности божественного начала.
Размышления Августина о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. Естественно возникал вопрос: что же, выходит Бог пребывал в недеянии до того, как сотворил мир? Августин прекрасно понимал всю невероятную сложность проблемы времени. «Что же такое время?» – спрашивал он и отвечал: «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик». В результате Августин пришел к выводу: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времени.
Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям. Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли. Эту позицию Августин отстаивал в ожесточенной полемике с одним из церковных писателей Пелагием, который утверждал, что спасение человека зависит от его собственных нравственных усилий. Учение Августина о предопределении можно назвать религиозным фатализмом. Идеи Августина по этому вопросу породили широкую и острую дискуссию, длившуюся многие века (даже сейчас).
Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания, т. е. понимание познания как энергийно-волевого процесса. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин подарил в века афоризм: «Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им».
Осмысление реальных судеб человечества составляет то, что является философией истории Августина, изложенной в 22 книгах его главного труда «О граде Божием». Здесь он сделал попытку охватить всемирно-исторический процесс, поставить историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Божества. По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светское государство – царство зла, греха, царство дьявола, а с другой – христианскую церковь, царство Божие на земле.
Эти два града созданы, по Августину, двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к Богу, а небесное – любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе.
3. После периода формирования основ христианской религии и философии христианская философия переходит в форму схоластики (от латинского «схола» – школа, так называли в Западной Европе университет).
Задача преподавания христианской философии требовала дальнейшей ее логической проработки и обоснования. На Западе среди представителей схоластики развертывается борьба между сторонниками реализма (считали, что общие понятия существуют в реальности наряду с единичными явлениями) и номинализма (полагали, что реальны только единичные вещи, а общие понятия – это лишь слова, названия, с помощью которых люди обобщают единичное) по вопросу понимания природы так называемых «универсалий» (общих понятий). К реалистам относились Иоанн Скот (Эриугена, IX в.), Ансельм Кентерберийский (1033–1109), Фома Аквинский (1225–1274), к номиналистам – Росцелин из Компьени (род. ок. 1050), Дунс Скот (ок. 1265–1308), Уильям Оккам (ок. 1300–1350). Примирить номинализм и реализм пытался Пьер Абеляр (1079–1142).
Фома Аквинский – основатель томизма. В современных католических учебных заведениях систему Фомы Аквинского предписано преподавать как истинную философию. Среди основных идей св. Фомы следует отметить: теоцентризм, идею креационизма, идею гармонии веры и разума, идею о реальном существовании универсалий (общих понятий). Наиболее значительные произведения св. Фомы – «Сумма против язычников», «Сумма теологии». В них он дает ряд доказательств существования Бога, обосновывает идею богопознания и другие свои идеи.
Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма [82]. Наследие этого мыслителя весьма обширно. Особое место занимают два монументальных его труда — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (иногда именуется «Сумма философии»). Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики.
Исходным принципом в учении Фомы Аквинского является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума. Философ разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй «истины откровения». Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном отношении любовь к Богу важнее познания Бога.
Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи.
В трактовке философа индивидуальность человека – это единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща: она – субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Личность есть «самое благородное» во всей разумной природе. Фома Аквинский придерживался идеи бессмертия души.
Пьер Абеляр – один из наиболее ярких представителей философии Средних веков. Современники называли его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, странствующим рыцарем диалектики. Он славился и как поэт, музыкант и герой романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко за пределами ученого мира. Абеляр родился в рыцарской семье, получил блестящее образование. Его природный дар дал ему возможность глубже многих современников постичь дух античной философии.
В своих философско-богословских воззрениях он во многом примыкал к Августину, считая, что Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его. Абеляр полагал, что недостаток большинства религий состоит в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой, внушенной с детства. Взрослый человек оказывается ее рабом и устами повторяет то, что не ощущает сердцем и не внемлет разумом. Права личного разума с особенной настойчивостью отстаиваются в его труде «Да и Нет». Абеляр смело указывал на противоречия в Священном Писании, утверждая, что его цель не разрушение авторитета Откровения Господня, а очищение. Раскрыв противоречия, он с жаром разрешал их на лекциях. Принятому в то время принципу «Верую, чтобы понять» Абеляр противопоставил свой принцип «Понимаю, чтобы верить». Он настойчиво призывал к участию разума в восприятии религии, говоря, что всякое знание благо и не может быть враждебно высшему Благу.
4. В целом, христианскому религиозно-философскому мировоззрению присущи следующие черты:
1) теоцентризм – творец, определитель всего сущего – Бог;
2) идея творения мира из ничего;
3) идея греха и идея спасения, ориентированная на «спасение души»;
4) богооткровенность, т. е. раскрытие Божественной тайны через пророков и апостолов, Священное писание;
5) своеобразный антропологизм – «человек – образ и подобие Бога»;
6) провиденциализм – мир, человеческая история развития согласно промыслу Божьему;
7) эсхатологизм – учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде;
8) идея богопознания через богоуподобление, веру и любовь;
9) идея благодати как богочеловеческая основа нравственности и духовности.
Согласно религиозной философии, реальность, которая определяет все сущее, все происходящие в мире процессы, есть сверхъестественная, надмирная духовная реальность. Бог есть Дух, и Дух во всем. Источник такого знания: вера, откровение, интуиция.
Одновременно чисто рациональными средствами средневековая философия пыталась решить проблемы:
• доказательства бытия божия;
• соотношения разума и веры;
• божественного откровения и благодати;
• бессмертия души человека.