Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философия как явление культуры

  • 👀 1482 просмотра
  • 📌 1407 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философия как явление культуры» pdf
Тема 1. Философия как явление культуры. Основные вопросы: 1.Понятие и предмет философии. 2.Философия и мировоззрение. 3.Философия в системе культуры. Взаимосвязь философии, религии, науки и искусства. 4.Структура и особенности философского знания. 1. Понятие и предмет философии Философия уникальный феномен духовной жизни человечества, главная цель которого ставить перед людьми вечные вопросы, на которые вечных ответов не существует. Многие мыслители, начиная со времен античности и заканчивая современностью, утверждают, что человеку необходимо заниматься философией. Но для большинства людей философия остается предметом «темным», «сложным» и «загадочным». Так ли это? С одной стороны, безусловно, занятия философией требуют определенной интеллектуальной подготовки, владения специфической терминологией, но настолько ли проблемы и вопросы которые пытается разрешить философия, далеки от реальности и от повседневных забот каждого человека? Ведь все мы в детстве настойчиво вопрошали: - как поступать хорошо, а почему по-другому плохо? -почему я должен соблюдать те или иные правила и нормы поведения? -что ждет меня после смерти и зачем тогда вообще жить? Эти и многие другие вопросы это лишь упрощенная версия философских проблем и вопросов, на которые человечество ищет ответы более 2500 тысяч лет. Взрослея, мы по разным причинам перестаем их задавать. Так кто-то получает приемлемые ответы от старших, кто-то забывает о них в круговороте житейских проблем. Но в моменты жизненного кризиса, ситуации выбора, например между справедливым, но невыгодным нам поступком или, несправедливым, но выгодным, перед нами вновь встает с поразительной ясностью и очевидностью вся сложность, неоднозначность, и практическая необходимость разрешения подобных, истинно философских проблем. Поэтому можно, смело утверждать, что все люди в той или иной степени занимаются философией, в связи с этим есть смысл делать это более грамотно и профессионально. Приглашение к занятию философией – это возможность стать более эрудированным, мыслящим и ответственным человеком, по отношению к своей жизни и окружающего мира. Переходя к пониманию предмета и сущности философского знания, необходимо отметить, что по преданию термин «философия» (от греч. phileo – любить и sophia − мудрость) был впервые употреблен античным мыслителем Пифагором, жившим в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца 1 (в отличие от ученого, интеллектуала), – это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки сложностям и трудностям своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей? Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы. С этих позиций философию можно определить как форму общественного сознания, вырабатывающей систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. К таким вечным проблемам можно отнести вопрос о происхождении мира и первоначалах бытия, о возможности достижения истины в процессе познания, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека. Немецкий мыслитель И. Кант, так сформулировал основные философские вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеться?». Только ответив на них, мы можем приблизиться к пониманию основного вопроса: «Что такое человек?», включая понимание смысла его индивидуального существования, что и делает человека мудрецом – хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого. Последовательно размышляя над этими и другими «вечными» проблемами, философ−мудрец формирует «мировоззрение». Но не только философия способствует формированию нашего мировоззрения. В той или иной степени у каждого человека есть свой взгляд на мир, во многом обусловленный особенностями его повседневной жизни и профессиональной деятельности, поэтому далее мы поговорим об уровнях и социальноисторических формах мировоззрения, что поможет понять нам процесс возникновения философии и особенности философского мышления. 2.Философия и мировоззрение Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, оценок, идеалов и норм, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. Для практически каждого человека характерно наличие определенного мировоззрения. Но для большинства из нас свойственны мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют жизненной философией или обыденно-практическим уровнем мировоззрения. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение и миропонимание широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально работающей формой общественного сознания. Обыденно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны – по характеру 2 образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям – его носители. Отсюда широта диапазона жизненной философии – от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации. Своеобразной разновидностью данного уровня мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства транслируются в тех или иных художественных формах в общество и могут оказывать весьма значительное влияние на мировоззренческие идеи широкого круга В то же время мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, включает в себя не только богатую память веков, убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных мифов и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом. Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, в критических ситуациях эмоции могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И, наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи обыденно-практическому уровню мировоззрения лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению. Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне мировоззрения, к которому и принадлежит философия. Именно на этом уровне происходит рациональное, логическое осмысление и систематизация ключевых мировоззренческих принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей, понимание которых фиксируется в текстах, работах философов (исключением в западной философской мысли, является, пожалуй, Сократ). Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и 3 видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума. Однако рассмотренная нами градация обыденно-практическое и теоретическое мировоззрение недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения. Необходимо также определить место философии среди других социально-исторических форм мировоззрения. Наиболее ранней исторической формой мировоззрения является мифология. Мифология – это комплекс мифов того или иного народа, возникающих на ранней стадии его развития. Миф является первой эмоционально-образной формой понимания и объяснения мира. Одной из особенностей мифа является перенесение человеком своих эмоциональных состояний (радости, гнева и т.п.) на окружающую действительность и персонификацию их в образе богов и героев, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь человеческого сообщества. Миф имеет несколько важных функций, среди которых можно выделить, во-первых, объяснение мира (а то, что мы понимаем и можем объяснить, нас уже пугает в гораздо меньшей степени). Во-вторых, регулирование поведение человека в коллективе, опираясь на представления, данные в мифах, о добре и зле, допустимом и недопустимом поведении. Наиболее известными для нас являются вавилонские мифы, а также мифы Древнего Египта, Греции, Индии, Китая, древнеславянские, древнееврейские (ветхозаветные), чрезвычайно разнообразны по содержанию, но всех их объединяет определенная общность сюжетов и тематики. Так выделяют, космологические мифы – о появлении мира, антропологические – о появлении человека, эсхатологические – о загробном существовании души человека и конце мира, социально-культурные – о появлении социальных отношений и культурных благ и т.д. Таким образом, миф дает ответы на жизненно важные вопросы и человек получал готовое решение и понимание практически всех, в которых он мог оказаться, а также определенные версии прошлого и будущего. Понимание мира в мифах ни у кого не вызывали сомнений и были закреплены в традициях, ритуалах, передающихся из поколения в поколение, что являлось еще одним весомым доказательством «истинности» мифа (то что помогло выжить нашим предкам, поможет и нам). Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это неинтеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа состоит не столько в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение, а чтобы оправдать определенные общественные установки, санкционировать установившийся тип верования и поведения. 4 Таким образом, миф, в широком понимании, это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Можно сказать, что главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Наряду с мифологией существовала и еще одна историческая форма мировоззрения, речь идет о религии. Религиозное мировоззрение близко к мифологическому, но не идентично с ним. Религия – это форма мировоззрения и культуры, в основе которой лежит вера в бога (божества), выражаемая в культе (система обрядовых действий), догматике (основные постулаты), влияющая на поведение и образ жизни людей. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Особенно ярко это проявляется в наиболее зрелых формах, так называемых монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам), которых творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Следует отметить, что религия не является раз и навсегда данным и закрепленным феноменом культуры, от своих наиболее ранних первобытных форм (тотемизма, фетишизма, анимизма), она прошла эволюцию к политеистическим, языческим религиям (например, религия Древней Индии, Египта, Греции и т.д.), а далее, к уже упоминаемым монотеистическим религиям, включая, такие мировые религии как христианство и ислам1. Но всех их объединяло то что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и 1 Существует и третья мировая религия – буддизм, которая по своей форме и содержанию монотеистической не является. 5 даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Однако, как уже было отмечено, существует тесная взаимосвязь между мифологией и религией, особенно на ранних этапах их развития. Зачастую определенные мифы получали ритуальное сопровождение, что и стало одной из главных отличительных особенностей религии. Таким образом, специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является вера в Бога (божества) и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения, и получают оформление в религиозных догматах, представляющих собой некие непреложные и не подлежащее критике истины для верующих данной религии. И это придает религиозному мировоззрению особый духовнопрактический характер. Религиозная догматика и сопровождающая ее культовая практика выступают основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Одной из основных функций религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия (включая его собственную смертность) и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. Не смотря на то что, мифология и религия не потеряли свое значение до настоящего времени и продолжают влиять на формирование мировоззрения людей, следует подчеркнуть, говоря об историческом развитии форм мировоззрения, что постепенное накопление знаний о мире, а также начавшееся разложение родоплеменного строя, в силу ряда социальноэкономических причин, способствует зарождению индивидуального самосознания и рационального мышления, которое уже не удовлетворяется шаблонами и стандартами коллективной мифологии и религиозной практики. У человека возникают вопросы, готовых ответов на которые нет в мифологи, и начинается путь становления мышления философского, который получил название «путь от мифа к Логосу». Логос (греч. lógos), – чрезвычайно широкое понятие в греческой культуре, включая такие понимания как 6 «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Таким образом, в отличие от мифа, философия это мышление индивидуальное, рациональное, выраженное не столько в образах и символах, а в слове, теоретически представленное и обоснованное, включая использование специализированных понятий и категорий . Именно поэтому мы можем говорить о философии как теоретической форме и основе мировоззрения. В то же время религию и философию мы можем рассматривать не только с точки зрения исторического развития форм мировоззрения, но и как самостоятельные сферы культуры. 3.Философия в системе культуры. Взаимосвязь философии, религии, науки и искусства Культура – это способ жизнедеятельности людей и ценности, лежащие в основе этой деятельности. Наиболее простой моделью классификации культуры, является ее деление на материальную и духовную, Последняя существует в различных видах или формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия. Эти формы сходны между собой в том, что с их помощью человек пытается ответить себе на бесчисленные вопросы, которые он, будучи существом разумным (homo sapiens), с момента своего появления на Земле никогда не уставал себе задавать. А различие между основными формами духовной культуры заключается в том, что они используют разные методы при рассмотрении порой общих вопросов и имеют свои задачи в жизни общества. Следует отметить, что на протяжении довольно длительных периодов в истории европейской культуры, философии было отказано в признании ее самостоятельной сущности, так в эпоху средневековья она воспринималась как «служанка теологии», а в период Возрождения как «помощница искусства». Поэтому для понимания роли и значения философии как формы духовной культуры, а также ее специфики нам следует более детально рассмотреть отмеченные формы культуры и соотнести их с философией. Философия и религия: Как уже отмечалось выше, общим у философии и религии является проблематика, попытка ответить на «вечные» вопросы. Принципиальное отличие заключается в формах и методах ответа. Философия это рациональное, критическое знание. Верховным «правителем» в этом царстве является разум. А разум это такая инстанция человеческого духа, которая постоянно во всем сомневается, ко всему подходит критически, требует от всех оправдаться перед собой, все выносит на свой суд. Разум - инстанция беспокойная, ищущая, постоянно стремящаяся выйти за свои пределы. Поэтому одно из основных свойств философского сознания - это постоянное 7 вопрошание человека к миру и самому себе, постоянная проблематизация (все превращать в проблему), т.е. способность превращать очевидные вещи в неочевидные, критически сомневаться и требовать обоснования, доказательства. Таким образом, сомнение в философии играет роль позитивного конституирующего признака. Религия же догматична, для нее определяющим является вера человека. Это не означает, что в религиозном сознании разум не играет никакой роли. Нет, он просто лишен полномочий верховного правителя и судьи. Вера - это внутренняя установка человека на принятие того, что лежит за пределами чувств и разума, это доверие к предмету веры, которое не требует доказательств. В отличие от философского сознания, где сомнение - одно из необходимых его характеристик, в религиозном сознании сомнение рассматривается как болезненное состояние человеческого духа, которое подлежит уврачеванию с помощью поста, молитвы, таинства. Таким образом, философия и религия во многом решают общие проблемы (в чем смысл и цель жизни, что есть человек, каковы его возможности, основания, границы, что есть мир, что есть человек в его отношении к миру и т.п.). Но решают они их по-разному, исходя из разных предпосылок и оснований. Философия, как уже отмечалось, ищет ответы на эти вопросы на путях разума. Она, критически анализируя наличное бытие человека в мире, строит рационально обоснованные варианты возможных человеческих миров, осуществляя ценностную экспертизу наличного, возможного, желаемого и должного человеческого бытия в мире. Иными словами, разрабатывает рационально обоснованные стратегии бытия в мире, как отдельного человека, так и человечества, с учетом конкретноисторической специфики той или иной эпохи. Философия и наука: Часто философию определяют как науку, но имеем ли мы на это право? С одной стороны как философия, так и наука, это знание рациональное, логическое, имеющее в своем арсенале определенный набор понятий и категорий, не владея которыми не сможем понять сути предмета исследования. В рамках философии были предложены и обоснованы многие методы научного следования (например, индукция, дедукция и пр.). Но существует и ряд принципиальных отличий. Так, изучение любой науки начинается с ответа на вопрос, о чем она, чем занимается, что изучает. Например, мы говорим, что астрономия — это наука о небесных телах, биология — о различных формах жизни и т.д. Таким образом, каждая наука изучает какую-либо часть или область окружающего мира, имеет свой конкретный предмет, которым она и занимается. Что же изучает философия (если считать ее наукой), каков ее предмет? Точно ответить на этот вопрос невозможно, потому что у нее нет определенного, конкретного предмета и, следовательно, она сильно отличается от всех других существующих наук. Поэтому условно можно было бы сказать, что философия — это наука обо всем. Но это же очевидно, что все изучить невозможно, и как она может 8 заниматься всем сразу, изучать все подряд? Получается, что наука обо всем есть ни что иное, как наука ни о чем? Здесь следует уточнить, что есть вещи второстепенные и главные, есть частное и общее. Так, например, все люди различны, но есть то, что их объединяет, связывает, что присуще каждому. Это наличие разума, которым не обладает ни одно другое существо на Земле. Таким образом, разум — это главная отличительная черта человека вообще, его основная особенность. Точно так же можно выделить главные черты неживой природы, растительного или животного мира и т.д. Причем эти основные черты связывают различные вещи, объединяют их в одну группу или класс предметов, в то время как конкретные или индивидуальные особенности вещей, наоборот, разъединяют их, отличают друг от друга. И если у каждой большой группы предметов есть связующие их, главные, общие черты, то, наверное, и у мира в целом есть какие-то главные черты или основные признаки, которые объединяют все совершенно различные вещи в одно грандиозное целое, которое мы называем «окружающим миром» или «мирозданием», или «Вселенной». Так вот, философия — это (условно говоря) наука, которая и занимается поиском и исследованием этих общих черт всего окружающего мира в целом (и внутреннего мира человека). Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Поэтому мы и говорим, что она — наука обо всем. Но не обо всем вообще, а только о самых главных чертах, основных признаках мироздания и человека. Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук и даже противопоставляет ее им. В чем сходство всех наук между собой? В том, что все они изучают один и тот же окружающий нас мир. В чем их различие? В том, что они изучают его по-разному, подходят к нему с разных сторон. Ботаника изучает растительный мир, зоология — животный, астрономия исследует небесные тела, география — материки и океаны и т.д. Каждая наука смотрит на какую-либо сторону мира, занимается только одной его областью. Философия же смотрит на все не с какой-то его стороны, а со всех сторон сразу. Любая наука стремится увидеть всего лишь одну, ее интересующую, грань мироздания, философия же пытается увидеть мир весь, целиком. Любая наука, изучая что-либо одно, хочет получить только часть знания, только порцию истины, философия же, изучая все, стремится добыть все знание, обрести полную истину. Поэтому она может быть названа метанаукой или «метафизикой». Приставка «мета» в переводе с греческого означает «над», «сверху», то, что находиться над физикой, над миром природных явлений. Философия как метанаука, ставя перед собой более глобальные цели, чем все другие науки, возвышается над ними и объединяет их. Если каждая из наук изучает какую-то часть мира, а философия — весь мир, то любая наука может быть названа частной, а философия — общей наукой или связующей нитью всех наук. Понятно, что масштаб философии и масштаб любой частной науки несоизмеримы. Поле деятельности философии необъятно, сфера всякой 9 частной науки более узка и ограниченна. Цели частных наук и их задачи довольно скромные. Например, надо выяснить, с каким ускорением вращается электрон, как протекает химическая реакция, по каким закономерностям делится живая клетка, как движутся планеты и галактики, каковы причины какой-либо болезни и методы борьбы с ней и т.д. Философия, как мы уже отмечали, задает себе вопросы совершенно иного рода. Откуда произошел мир? По каким законам он устроен и развивается, или же в нем нет никаких законов? И существует ли мир вообще? Может ли быть так, что все нами видимое — всего лишь иллюзия, и ничего нет? Кто такой человек? Откуда он взялся и куда движется, в чем смысл его появления и существования, какое предназначение призван он осуществить во Вселенной? Или же у него нет ни смысла, ни предназначения, а жизнь его — только воля слепой случайности? И почему все вообще так, как есть? А может ли быть иначе? А как должно быть? И можно ли что-либо изменить?.. Поскольку масштабы частных наук не слишком велики, а вопросы их довольно скромные, они с успехом на них отвечают. Колоссальный прогресс частных наук очевиден: мы сейчас знаем в сотни и в тысячи раз больше, чем знали наши далекие предки. За пять тысяч лет человечество ответило себе на огромное количество вопросов и проникло во многие тайны природы. Результаты частных наук налицо: от каменного топора – до современного компьютера, от звериных шкур и борьбы за огонь – до освоения межзвездного пространства. Совсем наоборот обстоит дело с вопросами, которые задает себе философия. Они слишком глобальны и сложны, масштаб философии колоссален и поэтому ее вопросы точно так же стоят перед человечеством и так же открыты, как и пять тысяч лет назад. Философия, таким образом, – это бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания. Следовательно, можно выделить еще одно принципиальное различие между философией и наукой, первая не имеет прогрессивного развития, так вопросы которые она задает остаются актуальными для человека в любую историческую эпоху, а вот ответы на них могут быть различными. Отсюда вытекает еще ряд специфических черт философского знания. Так философия носит личностный, субъективный характер, и не имеет общепризнанных и общезначимых результатов, наука же имеет объективный и универсальный характер. Философия не обладает системой эмпирического, опытного подтверждения, здесь в большой степени играет роль личный опыт философа, близость его взглядов другим людям, способность рационально аргументировать свою точку зрения. Философия, являясь формой мировоззрения, направляет человека, определяет систему его жизненных ценностей, наука же объясняет окружающую действительность и систематизирует имеющиеся знания о мире, но не оценивает их с точки зрения добра и зла. Таким образом, философию и науку роднит то, что они являются развивающимися рациональными системами знаний, концептуальными 10 образованиями, оперирующими с понятиями по определенным правилам, удовлетворяющие определенным требованиям (обоснованность, доказательность, выводимость). Но философское знание, в отличие от научного, органически «сплавлено» с ценностным отношением человека к миру. Особенность языка философии в том, что он формируется на основе обобщения знаний, добытых в разных областях человеческой деятельности (а не только в науке). Иными словами, опыт, результаты познания, накопленные в разных сферах (обыденное познание, научное, религиозное, художественное и т.п.), становится лишь материалом для философии, перерабатывая который она создает нечто новое, ценное и незаменимое в человеческом познании. Философия и искусство: Искусство также выступает с древних времен чрезвычайно важной формой духовной культуры человечества. Говоря о тех чертах, которые роднят философию и искусство, можно отметить, что и философия и искусство имеют личностный, экзистенциальный характер2, включая как уже неоднократно отмечалось, постановку и поиск ответов на «вечные вопросы» включая проблематику смысла и назначении человеческой жизни. Вместе с тем философия и искусство связаны с социальностью, с общественным, публичным существованием человека. Таким образом, говоря о важном для всех, об общем и общезначимом, и философия и искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выполнить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художественного образа и эйдетичности (идеи) созерцания в философии. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство. Так же ни та, ни другая форма не могут «отвлечься» от автора-творца, приобрести автономное, чисто объективированное существование. И художественное и философское произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора. В то же время у читателя философских и художественных тексов особая роль – это роль сотворчества, а не «усвоения» готового. Философию и искусство роднит и сам способ творчества – особая роль интуиции, свободного, игрового момента, вдохновения и спонтанности. И философия, и искусство опираются на естественный язык. Поэтическое отношение к языку превращает художественный текст в единственный и незаменимый, в нем каждое слово значимо, уникально. Можно пересказать содержание художественного текста, проанализировать содержащиеся в нем «идеи», но такой анализ уже не будет произведением искусства. Чтение искусствоведческих текстов и текстов художественных – принципиально разные занятия. Но и изучение философских произведений нельзя заменить их изложением в учебнике. И те, 2 Экзистенция (лат. существование) - одно из основных понятий экзистенциализма – философского направления XX, означающее способ бытия человеческой личности. 11 и другие тексты требуют личного выполнения акта чтения и понимания, требуется пройти собственный путь к этому пониманию, нужна личная встреча автора с читателем. В то же время именно язык философских и художественных текстов, показывает нам одно из принципиальных различий философии и искусства. Язык искусства образен и символичен, искусство апеллирует к воплощенности формы - в камне, на холсте, в красках, в звуках или слове. Даже наиболее близкая к философии форма искусства - литература, имеет с ней принципиальные различия. Так литературное художественное произведения рассказывая о каких-то исторических событиях, научных открытиях и пр., стремиться за конвой событий передать эмоциональное состояние героев, отражающее либо переживания самого автора, либо вкладывающего в их уста свои мировоззренческие взгляды и идеалы. Философские тексты зачастую лишены этой событийной канвы или она не является определяющей, а язык философии концептуален и обращен, прежде всего, к разуму, а не эмоциям читателя. Философия стремится к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и представимость в картинках. Философия саморефлексивна – обращена к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения; художественное творчество – спонтанно. Художник – медиум, пророк, ему требуется вдохновение муз. От философа требуется последовательность и умение сформулировать в явном виде свои предпосылки. Отсюда – поэтичность искусства и методичность философии. Конечно, и художественное творчество и предполагает рефлексивную работу художника, отделяющего необходимые элементы произведения от излишних, неуместных, и философское размышление, особенно в иррационалистических течениях, спонтанно и афористично, но все же приходится говорить об этих характерных акцентах. Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что философия выполняет в культуре интегрирующую роль. Она подводит к осмыслению, рефлексии не только мировоззрение, но все формы культуры, пытаясь найти, выявить и сформулировать принципы и методы их синтеза в единое, гармоническое целое. 4.Структура и особенности философского знания Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что философское мышление обладает рядом особенностей, которые формируют в целом специфику философского знания. 1. Субъективный, личностный (авторский) характер философского мышления. По этой причине философия в полной мере не может считаться наукой. Любой философский вопрос рассматривается через призму человеческих взглядов, ценностей конкретной личности. Философское мышление не может существовать как отчужденное от духовной жизни 12 конкретного человека. Реальная форма его существования - в глубинном осмыслении жизненных проблем личности. Ницше: «В философии нет ничего безличного, на ней всегда лежит отпечаток своего творца». 2. Субстанциональный и всеобщий характер анализа любой проблемы: какова сущность действительности и ее сторон, и как соотносятся единое и множество, духовное и материальное и т.п..(абстрактность). 3. Мировоззренческий, экзистенциональный характер философского знания, выражающей систему ценностей (в том числе моральных), определяющих отношение и понимание человеком окружающего мира. 4. Проблемность, рефлексивность философии, проявляется в способности философии увидеть проблему, требующей разрешения, в том числе скрывающейся за обыденной, повседневной реальностью и привычным пониманием мира. 5. Диалогичность философского знания. Философское знание развивается исходя из противоречий, которые усматривают философии в ранее существующих концепциях и философских взглядах. По содержанию философское мышление еще может быть либо диалектическим (творческим, диалоговым), исходящим из принципа саморазвития, самодвижения всего сущего, либо догматическим (по марксистской терминологии – матафизическим3), отрицающим развитие или признающим его только под влиянием внешних причин. 6. Неутилитарный характер философского знания, проявляется том, что философия не призвана решать насущные жизненно-практические задачи (как например прикладная наука), но не следует обвинять философов в их оторванности от жизни, так как любая философская концепция непосредственно связана с той или иной культурно-исторической эпохой, в которой актуализируется определенный круг вопросов и проблем. В зависимости, о каких аспектах философского знания идет речь, мы можем представить следующую структуру философии как научной (или как минимум по ряду параметров близкой к науке) дисциплины. Традиционными являются следующие области, сформировавшиеся еще в философской традиции Древней Греции: Онтология – учение о бытии; Гносеология – учение о познании; Логика (формальная логика) – наука о формах, законах и операциях правильного мышления; Этика – учение о морали, нравственности; Эстетика – учение о прекрасном и искусстве; Социальная философия – учение об обществе; Аксиология – учение о ценностях. «В ХХ веке, начинается активная трансформация области философских исследований. Философия начинает «специализироваться» на изучении конкретных явлений или процессов, выясняя их суть и наиболее 3 Мы использовали ранее термин «метафизика» в несколько другом, изначальном его понимании. 13 общие характеристики. В результате появляются – философия истории, философия права, философия религии, философская антропология (учение о человеке); философия техники, философия языка, философия науки. Это далеко не полный список современных направлений, по которым движется философия. И хотя некоторые из них появились двумя-тремя веками раньше, тенденция «специализации» философии активно проявляется в ХХ веке. Растущее количество векторов философского исследования связано и с тем, в ХVIII веке была обоснована идея, что познаваемое должно соотносится с условиями, методами познания. Другими словами, то, что познается, частично определяет тем, как следует познавать. Особую роль играет история философии – рассматривается развитие философского знания в историко-хронологическом порядке, включая основные философские традиции и школы»4. Таким образом, философское знание имеет свои особенности и структуру. Опираясь на которую строится и учебный курс философии. Так в Разделе I, Вашему вниманию предлагаются лекции и контрольные задания по истории философии, а Раздел II посвящен рассмотрению основных проблем традиционного и современного философского знания. 4 Барбашина Э.В. Философия: учебное пособие. Новосибирск, 2012, с. 31. 14
«Философия как явление культуры» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot