Философия как наука
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Философия как наука
Основной вопрос философии.
Философия возникла в период становления и развития рабовладельческого общества
практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За время
трехтысячелетней истории философии предложены разнообразные философские учения,
отражавшие в конечном счете уровень социально-экономического и политического
развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в
многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные
проблемы философии и пути их решения.
Мировоззренческая проблема человек-мир в философии ставится, прежде всего, как
проблема соотношения бытия и сознания. Эта проблема существует в различных
формулировках: как отношение духа к природе; мышления к бытию; отношения души и
тела; «Я» и «не-Я»; в виде вопроса – создан ли мир духовным началом или существует
вечно и т. д. Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловлена самим
существованием человека как мыслящего и действующего существа. Проблема
соотношения мышления и бытия в немецкой философии (например, Ф. Шеллинг, Ф.
Энгельс) получила название основного вопроса философии.
Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух
типов реальности – объективной и субъективной.
Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной
реальности, то, как показывает история философии, во-первых, имеется в виду так
называемое онтологическое (генетическое) отношение[1]. Существуют бытие и сознание.
Как они относятся друг к другу: что из них является основным и что – производным, что
является причиной и что следствием, что является первичным и что – вторичным?
Но основной вопрос философии не сводится только к онтологическому отношению. В
вопросе об отношении мышления к бытию заключается, во-вторых, и другое, так
называемое гносеологическое отношение[2]. Как относятся наши мысли об окружающем
нас мире к самому этому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли
мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение
действительности?
Таким образом, у основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и
вопрос о познаваемости.
Вопрос об отношении мышления к бытию называется основным потому, что с него
начинается формирование философского мировоззрения, от него зависит решение других
философских проблем. Тот или иной ответ на это вопрос определяет специфику
различных философских направлений и школ.
При решении первой стороны основного вопроса философии философы разделились на
два больших лагеря – идеалистов и материалистов. Те, которые утверждали, что
субъективная реальность, духовные сущности существовали до природы, материального
бытия и породили его, составили идеалистический лагерь. Те, которые началом считали
природу, материю, вошли в лагерь материалистов.
Здесь нужно подчеркнуть важное обстоятельство. Было бы неправильным полагать, что
эти философские направления отличаются тем, что они считают «возникшим» сначала, а
что затем. Дело в том, что идеалисты не ставят вопроса о возникновении сознания, духа, а
материалисты – о возникновении материи. О первичности говорится не в том смысле, что
«возникло» сначала (из чего?), а в смысле первичности одного по отношению к другому. В
строгом, философском смысле идеализм и материализм различаются различным
пониманием онтологического отношения между мышлением и бытием. При решении
первой стороны основного вопроса философии, поскольку речь идет об отношении
мышления и бытия, необходимо уточнить, как понимается бытие, действительность,
внешний мир. Имеются три варианта.
Бытие, внешний мир, вещи и т. д. – реальность, существующая вне и независимо от
нашего сознания (и вообще от любого сознания, духа), первичное по отношению к нему.
Это – материализм. Внешний мир, вещи и т. д. существуют благодаря сознанию человека,
являются продуктом его деятельности – субъективный идеализм. Внешний мир, веши и
т. д., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу
(мировой разум, мировая Воля, Бог) – объективный идеализм.
И материализм и идеализм – это монистические философские учения[3]. Но кроме
монистической философии существуют дуалистические концепции. Примером дуализма
может служить учение Декарта (1596–1650), который считал, что материя и сознание
являются независимыми друг от друга субстанциями.
В связи со второй стороной основного вопроса философии, вопроса о познаваемости
мира, также существуют различные точки зрения. Большинство философов, да и обычных
людей, отвечают на этот вопрос утвердительно. И для позиции этого большинства
исторически не сложился общеупотребительный термин. Но есть группа философов,
которые в той или иной форме оспаривают возможность достоверного познания мира,
говорят о принципиальных границах человеческого познания. Эта философская позиция
получила название «агностицизм».
Диалектика и метафизика
Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и
метафизический.
Сам термин «диалектика» появился позже, чем термин «философия». Сократ (469–399
до н. э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем
столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как
способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые
явления в их противоположных определениях.
Наряду с формированием диалектики зарождается метафизика. Термин «метафизика»
обозначал группу трактатов Аристотеля (384–322 до н. э.). Греческая приставка «мета»
означает «сверх», «над». Термин «метафизика» стал обозначать учения о том, что «сверх»
физической реальности, а именно учения об особой сверхчувственной реальности,
лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная
реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века
традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее
умозрительные размышления о сверхчувственной реальности.
Позднее, начиная с Гегеля, термин «метафизика» приобретает и другое значение, в смысле
метода, противоположного диалектическому. Поскольку в умозрительных спекуляциях о
сверхчувственном бытии всегда было стремление найти какие-то абсолюты, вечные
неизменные основания чувственного бытия, эта методологическая установка и стала
квалифицироваться как метафизика.
Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того,
в чем обнаруживается противоречивость.
Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и
абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или
ее познания.
Достижение истины предполагает применение правильного метода. Нужно учитывать, что
и метафизический способ мышления дает определенное позитивное знание. Иногда
полезно рассмотреть изучаемый объект в статике, отвлечении от некоторых связей и т. д.
Но на этом останавливаться не следует. Движение к истине предполагает использование
диалектического метода, который требует проведения всестороннего анализа и синтеза,
раскрытия диалектики, динамики, противоречивости изучаемых объектов.
Основные философские направления
Идеализм существует в двух видах: объективный и субъективный.
Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание,
мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному (Дух,
Брахман, Идея, Воля и т. п.). Это идеальное, духовное начало порождает мир вещей,
предметов, а также и человеческое сознание. Поскольку это начало существует вне
человеческого сознания, объективно, эта форма идеализма и называется объективным
идеализмом.
Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии
являются Платон (428–347) – в античной, Фома Аквинский (1225–1274) – в
средневековой, Гегель (1770–1831) – в философии Нового времени; в индийской
философии – ортодоксальные даршаны (например, веданта).
Платон говорит о двух мирах: мире идей и мире вещей. Все виды вещей имеют свой
прообраз в виде соответствующей идеи. Платон вводит в свою философскую систему
божество, демиурга, который с помощью мировой души на основе идей как прообразов
создает мир вещей. Здесь важно отметить, что, по Платону, мир вещей создается из некой
пассивной, неопределенной материи. Идея сотворения материи была представлена в
христианской философии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение
мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский.
Если у Платона говорилось о мире идей, то у Гегеля исходным началом утверждалась
«абсолютная идея».
В субъективном идеализме утверждается зависимость мира, вещей и т. п. от человека, от
его сознания. Известными представителями субъективного идеализма являются Беркли
(1685–1753), Фихте (1762–1814), некоторые экзистенциалисты и др.
Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается следующим образом. Прежде
всего он утверждает относительность воспринимаемых качеств. Так, в зависимости от
расстояния один и тот же предмет кажется нам то большим, то малым. Далее, все, что мы
знаем о предметах, сводится к ощущениям величины, формы, твердости, цвета, запаха,
вкуса и т. д. Поэтому то, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность
наших ощущений, восприятий. Отсюда следовал известный тезис Беркли: Esse-percipi –
«Существовать – значит быть воспринимаемым». Об объективном же существовании,
т. е. существовании вне и независимо от восприятий, с точки зрения Беркли, вообще
говорить нельзя. Субъективные идеалисты говорят, что мир таков, каким мы его
представляем, и т. п.
Материализм
Материализм имеет продолжительную историю. Начала материализма были в философии
Древнего мира (например, даосизм в Древнем Китае, чарвакалокаята в древней Индии,
милетская школа в Древней Греции).
Первая основная форма материализма – механистический материализм. Подходы к нему
встречаются уже в античности (например, атомистическое учение). Развитие эта форма
материализма получила в философии Нового времени. Его известные представители: Ф.
Бэкон (1561–1626), Гоббс (1588–1679) – в Англии, Ламетри (1709–1751), Гольбах (1723–
1789) – во Франции и др. Этот материализм опирается на достижения естествознания,
главным образом на механику, которая длительное время была ведущей областью
естествознания. Философы абсолютизировали ряд понятий и принципов механики,
вследствие чего материальный мир представлялся как весьма сложный и неизменный
механизм, в котором все причинно обусловлено и необходимо.
Механистические, метафизические материалисты были материалистами в объяснении
природы, но не поднялись до материализма в понимании общества; считая, что в обществе
нет механической причинности, они утверждали, что в нем действует моральные
принципы, что «мнения правят миром», и т. п.
История показывает, что в рамках механического, метафизического материализма и
естествознания были диалектические моменты. Дело в том, что в силу объективности,
всеобщности развития, даже метафизически в целом мыслящий философ и ученый не
может полностью абстрагироваться от него и каким-то образом, иногда даже
бессознательно, отражает развитие. Другое дело, что это отображение было
односторонним, неадекватным.
Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм.
Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса (1818–1883) и Энгельса
(1820–1895). В последующем взгляды основателей диалектического материализма
ожидала двойственная судьба. В течение довольно длительного периода они были
канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию,
уточнение; происходит отказ от некоторых их положений (главным образом, в социальнофилософских концепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются
проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в плане
диалектического материализма.
Материализм в социальном плане имеет свои основания в деятельности и идеологии
передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и
практики, на мобилизацию сил для прогрессивного изменения общественной жизни.
Агностицизм
Обращаясь ко второй стороне основного вопроса философии, мы видели две позиции:
признание познаваемости мира и сомнения или даже отрицание возможности
достижения истины. Последняя позиция, напоминаем, называется агностицизмом.
Агностицизм тоже имеет свою историю. В античном агностицизме он существовал в
форме скептицизма. Греческие скептики ставили три вопроса:
1) какова природа вещей?
2) как должны мы к ним относиться?
3) что проистечет для нас из этого отношения? На эти вопросы давались следующие
ответы:
а) поскольку каждому тезису о природе вещей можно противопоставить столь же
обоснованный антитезис, то природа вещей нам неизвестна;
б) к вещам нужно относиться, безусловно, скептически, воздерживаясь от категорических
суждений о них;
в) воздержание от суждений ведет за собой невозмутимость и отсутствие страданий, в чем
и состоит счастье.
В эпоху Возрождения и начала Нового времени скептицизм Монтеня (1533–1592), Бейля
(1647–1706) был направлен против догматического отношения к авторитетам, боролся с
предрассудками, с устаревшими традициями.
Агностицизм Нового времени представлен Юмом (1711–1776) и Кантом (1724–1804). Юм
утверждал, что мы можем только гадать о том, есть ли что за нашими восприятиями;
особое внимание Юм обращал на критику привычных представлений о причинности.
Кант говорил, что мы знаем то, что является предметом наших чувств («вещей для нас»),
но мы принципиально не можем знать, каковы предметы сами по себе («вещи в себе»).
Пытаясь познать «вещи в себе», например решить вопрос о том, конечен мир или
бесконечен, разум впадает в противоречие, антиномию, и вопрос остается в принципе
неразрешимым.
Тенденция к агностицизму проявляется и в ряде направлений современной философии.
Так, в экзистенциализме некоторые его представители утверждают непознаваемость
человеческого существования, предлагая к тому же оценивать эту непознаваемость
положительно, ибо «познание утяжеляет существование».
Агностицизм имеет определенные онтологические основания. Дело в том, что
материальные объекты диалектически противоречивы, представляя собой единство
внешнего и внутреннего, явления и сущности. Метафизическая интерпретация их
соотношения, абсолютизация одной из сторон их единства открывает путь к агностицизму.
У агностицизма есть и социальные предпосылки; власть имущим выгодно внушить людям
мнение о невозможности изменения мира, поскольку он непознаваем.
Структура философии
Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая
структура философского знания и определились основные функции философии.
Исторически первыми, базисным элементами философии стали онтология, гносеология
и этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании,
этика – учение о нравственности, о поведении людей.
Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая
структура философского знания и определились основные функции философии.
Исторически первыми, базисным элементами философии стали онтология, гносеология
и этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании,
этика – учение о нравственности, о поведении людей.
По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются
новые области, философские дисциплины: логика, эстетика, социальная философия,
философская антропология, философия истории, философия культуры, философия права,
методология науки, аксиология и история философии. Сегодня философия представляет
собой комплекс дисциплин, в котором, кроме указанных, есть пограничные между
философией и другими областями духовной жизни общества концепции. К ним относят,
например, философию религии, философские вопросы естествознания, философию
техники и т. д.
В функциях философии выражается ее назначение, ее роль в осмыслении и
преобразовании действительности; ее функции показывают, какую роль играет философия
в жизни людей, для чего человек может использовать философское знание.
Функции философии
Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и
методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как
теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного
формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции
философии у человека складывается концепция бытия, человека, общества.
Сама мировоззренческая функция включает в себя комплекс подфункций:
онтологическую, гносеологическую, социально-историческую. Последняя, строго говоря,
может быть включена в две предыдущие, но выделение ее в отдельную подфункцию
целесообразно. Это связано со спецификой социальной действительности и ее познания
как частного случая бытия и познания вообще; но этот частный случай имеет
исключительное значение для человека. Именно эта подфункция нацеливает на
осмысление проблем общественной жизни, перспектив развития общества.
Методологическая функция философии показывает ее возможности для получения
нового знания или достижения практических целей. В каждой сфере человеческой
деятельности: хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д. есть свои
специфические методологические установки. Но кроме специфических есть и общие.
Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в
различных сферах деятельности.
Если в своей мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение
универсальных свойств и закономерностей бытия и познания, то в своей
методологической функции философия ориентирует на выработку программы
познавательной и практически-преобразовательной деятельности.
К методологической функции философии иногда относят как подфункцию так
называемую аксиологическую (иногда ее выделяют в особую функцию наряду с
мировоззренческой и методологической). Аксиологическая подфункция (от греч. акеие –
ценность) связана с формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов,
убеждений и соответствующих методологических установок на их реализацию.
Из сказанного видно, что изучение философии, особенно молодым человеком, имеет
большое значение в процессе становления личности, формирования ее мировоззрения. И
нужно не только изучать проблемы философии, но и размышлять над ними, анализируя
предлагаемые решения, вырабатывая свою точку зрения на решение этих проблем,
выдвигая свои проблемные догадки и т. д. Философия (помимо других своих
немаловажных функций) развивает интеллект, способность теоретического мышления.