Философия идеализма
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛИЗМА
Учение
идеализма
является
зеркальным
отражением
материалистической концепции бытия и сознания. Если в основании
мироздания материалисты видят материю, которая как субстанция остается
для человека непознаваемой ни чувственно, ни мысленно, то философыидеалисты убеждены в том, что источником, первоначалом мира и жизни
является Дух. Духовное первоначало, обладает сознанием, которое является
вечным, неизменным постоянным, то есть характеризуется как источник
бытия. В истории философии известны идеалистические концепции Платона
(V в. до н.э.), Декарта (XVII в.), И. Канта (XVIII в.), В. Гегеля (XVIII в.), из
русской школы философии учение Вл. Соловьева (ХIХ в.).
В силу того, что сознание является первичным, ниоткуда не возникает
и не выводится, идеалисты, рассматривают это понятие этимологическим.
Этимология (греч.) – учение о составе слова, следовательно, по мнению
идеалистов, сущность сознания, его главные характеристики можно
обнаружить, если проанализировать состав самого понятия. Понятие
«сознание» состоит из приставки «со» и основы «знание». В силу того, что
основа – главная часть слова, именно она характеризует сущность
сознания, его смысл и качества.
Таким образом, идеалисты убеждены в том, что сущность сознания
представлена знаниями. Но не всякое знание соответствует сущности
сознания, а только то, на которое указывает приставка «со». Приставка «со»
указывает, что знания только совместного, общезначимого, универсального
характера соответствуют сущности сознания и адекватно ее отражают.
Такие знания характеризуют универсальный материально-природный мир и
систематизируются, образуя естественно-научные дисциплины: физику,
химию, геологию, космологию, биологию. Указанные науки соотносятся с
определенными явлениями, которые наполняют собой природную
реальность, образуя единство Вселенной. Обратите внимание, что
личностные знания, формируемые в течение жизни и значимые только для
конкретного человека, с точки зрения идеализма не характеризуют его
сущность. Например, смысл жизни – это те представления, которые каждый
человек формирует в своем внутреннем мире в процессе своего уникального
существования. Смысл жизни не может быть общезначимым и
универсальным, он глубоко личностен. Но, согласно философии идеализма,
знание о смысле жизни не может характеризовать сущность человека именно
в силу своей индивидуальности и неповторимости. Поэтому знание смысла
жизни не имеет значения, оно лишнее для человека – так считают философы
идеалисты.
В силу того, что знания совместного, универсального свойства
возникают в познавательном процессе относительно материальной
реальности, то идеалистическая философия обосновывает познавательный
характер отношений между человеком и миром. Не случайно главным
учением идеализма считается гносеология. Это понятие греческое, состоит
из двух слов: γνῶσις (гнозис) – познание, и λόγος (логос) – учение, теория,
слово.
Следовательно, гносеология – это учение о сущности и границах
познания. Как известно, в познавательном процессе человек формируется в
качестве субъекта, мир является объектом. Человек как субъект познания
характеризуется двумя познавательными способностями: способностью
чувствовать и способностью мыслить. Из этих двух способностей главной,
сущностной характеристикой человека, как субъекта, является мышление.
Главное качество мира, как объекта, его сущность, представлена бытием.
Характеристику идеализма, как направления в философии, можно
представить следующей схемой (рис. 1):
Рис. 1. Схема, характеризующая учение идеализма
Основным принципом, по которому существует и развивается учение
идеализма, является принцип тождества мышления и бытия. Именно в
силу тождества между мышлением и бытием учение идеализма иногда
называют рационализмом. Понятие рационализм происходит от латинского
слова ratio, которое переводится как рассудок, мышление. В силу того, что
сущность сознания, выраженная знаниями, формируется в познавательном
процессе с помощью мышления, как способности рациональной, то идеализм
характеризуют рационализмом, а философов (Платона, Декарта, Канта,
Гегеля и др.) – рационалистами.
Необходимо подчеркнуть, что мышление не равно бытию, а
тождественно ему. Обратите внимание на схему на рис. 2, которая объясняет
существенное различие между равенством и тождеством:
Рис. 2. Схема, характеризующая различие между равенством и тождеством
Как видно из рисунка, тождество – это равенство двух фигур по
какому-то одному принципу, по форме. Стало быть, согласно учению
идеализма, мышление только по форме
соответствует
бытию
мироздания.
следовательно, в силу этого сам принцип
носит
формальный
характер.
Смысл
формального тождества между мышлением
и бытием заключается в том, что в
познавательном процессе, осуществляемом с
помощью мышления, человек никогда не
сможет познать сущность мира – его
бытие.
В познавательном процессе человек
способен
получать
знания
только
Рис. 30. Герман Гессе,
относительно
форм
бытия,
которые
немецкий писатель ХХ века
представлены предметами и явлениями,
наполняющими материальный мир.
А теперь задумаемся, почему направление называется идеализмом,
хотя до сих пор в его характеристике еще ни разу не встретилось понятие
идеал? Дело в том, что направление называется идеализмом, потому что
знания совместного общезначимого универсального свойства существуют в
форме идей. В зависимости от того кому или чему принадлежат идеи,
содержащие общезначимое универсальное знание, различают идеализм
объективный и субъективный.
Теперь подумаем, могут ли универсальные знания, сформированные с
помощью мышления в процессе познания, определять сущность человека –
его главное, отличительное от животных качество. По сути, такой же в
точности вопрос возник у нас и при рассмотрении материалистического
направления. Безусловно, отвлеченными знаниями, выраженными в стройной
теории, животные не обладают, но на основе элементарного осмысления
своих чувств они гармонично встраиваются в процессы и явления,
происходящие в мире. Знания человек стремиться получить с единственной
целью – наиболее полно и многогранно использовать мир в своих
потребительских целях.