Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философия Древней Греции.

  • ⌛ 2004 год
  • 👀 890 просмотров
  • 📌 857 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философия Древней Греции.» doc
Лекция 3, 25.02.2004   Философия Древней Греции. Философия Древней Греции самая большая и важная философская база. Здесь раскрываются основные философские и научные проблемы, которые решались по жизни. Феномен Древней Греции – одно из чудес света. Натурфилософские теории и онтологии Древней Греции.   Предпосылки возникновения философии: 1)     Высокоразвитая экономика по тем временам, несмотря на рабовладение (в Древней Греции было «мягкое» рабовладение, основной продукт – свободные работники). Товарно-денежное обращение, свои монеты и разные валюты. 2)     Географическое положение Греции: рельеф, климат, возможность познания мира, возможность путешествий. 3)     Развитое абстрактное мышление: первые крупные математические системы, например, эвклидова геометрия. 4)     Развитая мифологическая система, мифы Древней Греции. a)     Труд Гесиода «Теогония» – генезис и развитие богов Греции, которых было много, структуризация пантеона богов, произведение «Труды и дни». b)     Гомер: «Илиада», «Одиссей». 5)     Возможно: соревновательный характер Древних Греков, принцип соревновательности в крови. Олимпиада и прекращение войн на время ее проведения.   Период, который будет обсужден в этой лекции 1000 лет. 1)     VI - VII в.в. до н. э.: генезис философии. 2)     IV - V века – расцвет философии Древней Греции (теории Платона и Аристотеля). 3)     Эллинский период – начало заката. Вся философия ограничивается вокруг проблем этики, морали, искусства. 4)     Закат. Возникновение христианства, языческая философия – догматичная. Император Юлиан распускает последнюю школу Неоплатонизма, философы разбегаются. 5)     529 г.: император распускает последнюю школу неоплатонистов.   Названия школ связаны с географией или с именами основателей школы.   Милетская школа. Милетская (город Милет в Передней (Малой) Азии) школа. Философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Здесь прослеживается: 1)     Последовательность учения от учителя к ученику. a)         Возрастная иерархия ученика и учителя. b)         Критичность. Учитель инициирует критический взгляд ученика на свои учения – зарождается критический рационализм. Проблемы для решения философами в это время: 1.     Проблема первоосновы, первовещества, первоэлемента, из которого состоит Мир, если оно есть. Поиск принципа Архэ (поиск Архэ). 2.     Проблема мироустройства, архитектоники Мира – рассуждения на уровне космических масштабов, положение земли в космосе, природа звезд, неба … 3.     Проблема первичности структуры или процесса. Проблема генезиса или того, что уже существует, проблема эволюции и развития. Эволюционное развитие или одномоментное. Философы этой школы становятся первыми учеными: физиологи (физики). Архэ Фалеса – вода, вода – первоэлемент, Мир стоит на воде. Вода встречалась у Гесиода и в мифах. У Фалеса вода как основа всего мироздания. Мир находится в движении, как вода в природе. Фалес – один из 7 мудрецов, вроде предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э., преуспел в экономике. Его ученик Анаксимандр задался вопросом, а что дальше, ниже воды, и пришел к выводу что земля – это срез колонны, который нигде не стоит, а висит в центре мироздания. Его Архэ – апейрон - начало порождающее, определяющее все существующее, источник развития, то, во что все возвращается снова; нечто похожее на Дао. Все, из которого все происходит, и все, куда все возвращается. Т.о. он объясняет происхождение людей из рыб. Анаксимандр создал географическую карту (Европейской части), создал солнечные часы. Анаксимен ученик Анаксимандра. В науке: крупный метеоролог пытался объяснить явления метеорологии не с точки зрения воли богов, но естественным как явления, возникающие естественным образом. Архэ – некий воздух (воздух как основа всего).   Школа Гераклита. Гераклит Эфесский, Темный (его так назвали, потому что он трудно высказывался для современников), Плачущий (он был пессимистом и считал, что появление человека мало оправданно и лучший способ избавиться от страданий – это ограничивать себя, был аскетом, но высокого мнения о себе) (школа основана в городе Эфес). Его Архэ – огонь. Огонь не как вещество, а как некий процесс, некий миропорядок. Весь космос – это огонь мерами вспыхивающий и мерами угасающий. Огонь обменивается на все, и все обменивается на огонь как золото. Гераклит Эфесский создал свой взгляд на развитие мира, он вводит понятие мировой год (10800 лет, в течение которых, космос возникает, становится и сгорает в огне и это повторяется). Космос в то время совсем не то, что наше представление о космосе сейчас, для них это был абсолютный порядок и гармония, замкнутая сфера, в центре которой находится Земля. Точно так же как изменились смыслы слов теория (было - созерцание мысли) и оргия (было - собрание людей). Для Гераклита космос сменяется хаосом с периодом 10800 лет. Гераклит выдвигает следующие идеи: 1)    Идея логоса, «не мне, а логосу внимай». Первая идея научного объективизма, что-то вроде «эксперименты подтвердили», «теория показала» антоним понятиям «я считаю», «я полагаю». Логос имеет много смыслов (из Библии синоним слов слово и речь). Логос – идея. Пытается исключить себя из процесса познания: говорить должна сама природа, а ученый – лишь рупор природы. 2)    Идея закономерности. Мир устроен закономерным образом. Есть регулярности, от человека не зависящие, но их можно познать. 3)    Идея объективной диалектики. Не то, что в голове нашей, а что существует в самом мире. Наивный материализм, не в плане концептуального осмысления, а в плане примеров. Очевидное соотношение противоположностей (лук и струна). Диалектика: единство и борьба противоположностей как двигатель всего в Мире (отсюда он считал, что жизнь и смерть одно и тоже, движение вверх и вниз – одно и тоже). Гераклит считал, что движущей силой всего мироздания является война как открытое противостояние - это отец и мать всего мироздания.   Школа Пифагорейский союз. Пифагорейский союз. Школа Пифагора. Многие ученые сомневаются, что Пифагор что-либо сделал реально сам, а не присвоил себе труды учеников. Даже после его смерти ученики все приписывали ему, поскольку все достижения учеников приписывались основателю. Ученики говорили, что он слышал Музыку сфер (музыка, возникающая при движении планет), у него было золотое бедро. Эта школа все еще давала полурелигиозное образование, замкнутое, в школе существовали разные непонятные заповеди, но в школу принимали женщин. Здесь существует разделение всех учеников на две группы: 1.     Акусматики – послушники (восприятие учения на уровне религии). 2.     Математики – им разрешается вести споры, возражать и т.д. Принцип Архэ – число. Сущность мира – число. По времени развитие принципа Архэ в школе происходило следующим образом: 1.     В начале существовало простое отождествление вещей числам. 2.     Потом, вводится подобие вещей и чисел. 3.     Потом, идея, что сущностью всех вещей является число. За материальными оболочками вещей начинают видеть идеальное, но уловимое начало. Это начало как идеальные размеры вещей, которые лишь «жалкая» реализация этих идеальных начал. Числа называют монада, что означает некая основополагающая вещь. В школе была попытка соединиться с геометрией, присваивали числам геометрические образы: 1 – точка, 2- линия, 3 – плоскость. Пифагорейцы не решили главную проблему - проблема несоизмеримости отрезков. Катет и гипотенуза могут иметь разные монады. Т.е. у единицы появляется еще одно ортогональное качество – качественно разные единицы. Эту информацию даже засекретили в этой школе, потому что она поразила учеников, но один изгой и ее разнес, поэтому мы это знаем. Пифагорейцы выдвинули оригинальную картину мироздания – геоцентрическую на основе гармонии, гармонические взаимодействия объектов. Один из учеников - Филолай по-другому создал картину мироздания – гелиоцентрическое мироздание, но гелио воспринималось еще не как Солнце, а как еще один источник света гестия – источник огня, вокруг которого все вращалось.   Элейская Школа (Элея, Южная Италия). Ксенофан – основатель из Колофона. Ученики: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс (флотоводец и участник многих сражений). Элеаты впервые поставили вопрос о разделении обыденного и научного знания. Они вводят понятия: 1)     Докса – субъективные мнения каждого по поводу любых вещей и событий. Мнения, о которых говорят: «о вкусах не спорят» и т.п. 2)     Эпистимэ – знания, о которых спорят и приходят к общему решению – теория, закон и т.п. Они начали с критики самой религии, критиковали Гераклита. Ксенофан первый усомнился в адекватности религиозных представлений, он развивает следующую теорию: 1)     Боги очень похожи по своим повадкам и облику на самих жителей. Отсюда выводы: a)     Боги не настоящие. Но это еще не атеизм, т.к. Ксенофан выдвинул идею обезличенного бога: бог есть, но его нельзя представить в каком-либо виде. b)     Его вторая мысль заключалась в том, что этот бог отражает идею единого бытия. Отсюда он отвергает конкретные Архэ других школ. c)     В его школе Архэ – само бытие, оно едино и неделимо; бытие есть, а небытия нет. Его ученик Парменид продолжил его идеи: 2)     Небытие если есть, то оно становится бытием. Мыслить мы можем только в бытии. 3)     Тезис об интенциональности мышления – направленности мышления на объект. Мы не можем мыслить вообще, всегда о чем-то, и уж тем более не можем мыслить о небытии, которого нет. Мысль и объект мысли – это одно и тоже. Невозможно различить мышление об объекте и само мышление. 4)     Парадоксы о множественности и пустоте против Архэ как об отдельном элементе: a)     Утверждение, что пустота есть, ликвидирует ее, пустота становится чем-то, но что-то уже не является пустотой. b)     Множественность мира:   если мир множественен, то он состоит из элементов, количество которых ограничено, следовательно, это единство многих элементов,   если мир множественен, то определенное количество превращается в открытое множество, бесконечность, чего быть не может. Зенон,- ученик Парменида,- говорит против идей Гераклита. По Гераклиту Мир - процесс, а не структура; он высказал свою пантрею: «все течет, нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (его ученик еще дальше пошел: «нельзя и однажды войти в реку»). Вот что говорит Зенон по поводу движения: 5)     Движение и изменения, которые мы наблюдаем – это видимость, а истинное бытие неподвижно, устойчиво. Он создал апории – парадоксальные теоретические утверждения, оспаривающие эмпирический контекст:        Парадокс дихотомии: движение в принципе не может начаться. Т.к. при своем направленном движении мы проходим отрезок (от пункта отправления до пункта назначения) по половине, то никогда не дойдем до конца (в то время не было понятия пределов и сходящихся рядов). Если пространство делимо до бесконечности то движение не может начаться, если пространство квантовано, то как перейти от непрерывности к квантованности.        Парадокс Ахилла (самый быстрый бегун в Древней Греции) и черепахи. Зенон утверждает, что Ахилл никогда не догонит черепаху, объясняя это тем же принципом. Т.о. нельзя доказать движение исходя из бесконечности пространства.        Пример со стрелой. Полет стрелы. Если пространство делимо, то в каждый момент времени стрела занимает некоторое определенное место, что это значит. Это значит, что в каждом месте объект покоится. И как из этой суммы состояний покоя может получиться движение. Метод от противного. Споры о непрерывности мира до сих пор не умолкают. Квантовая теория и законы Ньютона, теория относительности. Мир не как некая устойчивость, а как множество событий. С появлением теории Эйнштейна Архэ - это события. Мелисс говорит о космосе с безграничным радиусом, не отходя и от понятия космоса как чего-то спокойного и замкнутого с неопределенными радиусом.   Школа Эмпедокла. Эмпедокл жил на острове Сицилия. Он был высокого о себе мнения. Считал, что он близок к богам и для доказательства бросился в вулкан. Архэ Эмпедокла – множественно, плюралистично. Его Архэ - это четыре элемента: Земля, Воздух, Вода, Огонь. Элементы Архэ материальны, но движущие силы идеальны – любовь и вражда. Мироустройство космоса происходит на основании того, какая движущая сила преобладает. Появляется уютный космос, но вражда изнутри разрывает космос, доводя его до хаоса. Опять до основания, до четырех Архэ. Т.о. появились циклы – но это более нежная диалектика, чем циклы у Гераклита. Эмпедокл первый вводит жизнеспособную идею эволюции. Он первый эволюционист, вводит: 1)     Принцип восхождения от менее совершенных организмов к более совершенным. 2)     Принцип катастроф похож на это понятие из современной биологии. 3)     Живое образовывалось таким образом, что сначала могли появляться отдельные органы (голые руки, очи не знавшие лбов, головы не знавшие шеи …), которые могли соединяться хаотично и появлялись монстры, потом следовали катаклизмы, которые убивали все вокруг, и потом появились целые организмы.
«Философия Древней Греции.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot