Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Европейская культура XIX века
Научные и технические достижения. Философские идеи. Эстетические идеалы. Течения и стили в художественной культуре.
XIX век вошел в историю Европы как период кардинальных перемен и выдающихся достижений. Из потрясений революций и войн на развалинах феодализма капитализм построил величественное здание во многом нового типа цивилизации и культуры. Именно в XIX веке на шести процентах мировой суши сформировалось ядро государств, находящихся сегодня на передовых рубежах мировой культуры и в значительной мере определяющих судьбы всей цивилизации планеты.
Политическая победа буржуазии в ходе ряда европейских революций XIX века освободила производительные силы континента от многих тормозов. Началось стремительное развитие промышленного производства, практические потребности которого требовали быстрого развития науки. И XIX век ознаменовался развитием океанского пароходства, ростом железнодорожной сети, завершением механизма текстильной промышленности, созданием ряда двигателей (водяной турбины) и двигателя внутреннего сгорания), появлением автомобиля и аэроплана, развитием электроэнергетики, появлением телеграфа, телефона и радио, большими достижениями в деле повышения механизации сельского хозяйства и угледобычи, не говоря уже о сотнях второстепенных изобретений.
Научные и технические достижения.
Немного нововведений имело столь далеко идущие последствия, как пассажирский паровой железнодорожный транспорт (железно-дорожная колея без паровозов имеет гораздо более раннее происхождение). Самые первые локомобили предназначались для использования не на рельсах, а для передвижения карет. Конструкция подобного фургона была рациональной по замыслу, но имела несоразмерные пропорции, из-за чего он развивал среднюю скорость лишь до четырех километров в час и останавливался почти через каждые 10 метров, чтобы дождаться повышения давления пара. Настоящим зачинателем паровой тяги стал Ричард Тревитик, занявшийся этим вопросом приблизительно в 1797 году. Он создал ряд довольно удобных дилижансов, пока первым не пришел к мысли о переводе на паровую тягу рельсового транспорта. В 1802 году им был построен первый локомотив. Он перевозил 10 тонн руды или 70 пассажиров со скоростью восемь километров в час. Прошло несколько лет, и другой изобретатель Джордж Стефенсон создал систему железнодорожного сообщения современного вида.
В 1825 году между двумя английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном открыли первую железную дорогу с паровозом. В 1829 году был проведен конкурс на лучший локомотив для этой дороги. Требованиям конкурса удовлетворила только «Ракета» Стефенсона. На конкурсных испытаниях этот паровоз с тридцатью пассажирами развил скорость 48 километров в час.
Ко второй половине XIX века относится переход к строительству дорог в массовом масштабе. К 1840 году железнодорожная сеть в Европе и Америке составляла восемь тысяч километров, а в 1850 - более 38 тысяч километров.
Другим выдающимся достижением XIX века было применение электричества. В 1800 году гальванический элемент (вольтов столб) впервые дал постоянный ток - основу практического применения электричества. С этого момента освоение электричества идет исключительно быстрыми шагами. В 1808 году Дэви продемонстрировал принцип действия электрической дуги. Фарадей разработал теоретические основы действия электродвигателя в 1821 году и динамо-машины в 1831 году. В эти же годы были открыты те положения теории, которые позволили в дальнейшем обеспечить развитие телеграфа и телефона, а электричество получило распространение во многих технических областях и промышленности.
Первой самой важной областью применения электричества стал телеграф. С самого начала XIX века многие люди работали над созданием телеграфа, но только в 1837 году изобрели одновременно и совершенно независимо друг от друга американец Сэмюэл Морзе и англичане Кук и Уинстон. Через год телеграф английского изобретения был установлен на железнодорожной линии между Паддингтоном и Уэст - Дрейтоном протяженностью около двадцати километров, а Морзе закончил в 1844 линию, соединявшую Вашингтон с Балтимором (64 км.).
В 1868 году протяженность телеграфных линий в Англии была уже свыше 25 тысяч километров. В 1851 году между Дувром и Кале был уложен подводный кабель.
Первый успех в области телефонной связи принадлежит Филиппу Рейсу. Однако, его аппарат, созданный в 1861 году, так и остался игрушкой. И только в 1876 году Александру Беллу, переехавшему из Шотландии в США, удалось изобрести телефон, получивший практическое применение. Через несколько лет его телефон уже применялся во всех цивилизованных странах мира. Одно усовершенствование телефонной связи следовало за другим. В 1876 году Белл передавал разговор на расстоянии свыше 30 км. В 1880 году дальность передач была доведена до 72 км. Введение около 1890 года системы индукционного нагружения, а затем и усилителей на электронных лампах практический устранило проблему дальности.
Если телеграф и телефон изменили мир, сделав возможной непосредственную связь с любым пунктом земного шара, то возможности передачи энергии электрическим током привели к не менее коренным преобразованиям. Это позволило подвести энергию к небольшим установкам, к приборам домашнего обихода или к индивидуальным приводам заводских машин, избавив от неудобных, непроизводительных и очень шумных трансмиссий и покончив с необходимостью устанавливать станки вокруг парового двигателя. Электричество сделало возможной постройку фабрик за чертой перенаселенных городов, на удалении от районов угледобычи, к которым они были раньше привязаны, в сельской местности с ее более здоровыми для рабочих условиями.
На железнодорожных станциях, в портах, театрах, на металлургических заводах, рынках и даже улицах стали широко использовать дуговое освещение. Но уже к 1880 году ему на смену пришла более эффектная и удобная система освещения, разработанная англичанином Сваном и американцем Эдиссоном и основанная на лампе накаливания.
Электрический трамвай, которому было суждено стать на многие годы главным видом городского транспорта, впервые появился в Глазго и во Франкфурте-на-Майне в 1884 году. Трамвай, а затем автобусы с бензиновыми двигателями изменили облик городов. Постепенно отпадала необходимость строить жилища вокруг производственных предприятий. В центре города стали исчезать перенаселенные трущобы.
После 1890 года началось распределение электроэнергии для бытовых нужд.
Первые электроцентрали, работающие на постоянном токе низкого напряжения, поставляли энергию лишь в радиусе нескольких метров. Для передачи на далекое расстояние необходим переменный ток. Ведущее место в этой области занял в 1889 году Ферранти со своими генераторами на 10 тысяч вольт в Депфорде, откуда энергия передавалась в лондонский Сити. Однако еще ряд десятилетий электроэнергию вырабатывали на небольших местных станциях.
В развитии техники последней трети XIX - начала XX веков прослеживаются три направления:
-появляется техника, которая улучшает сложившееся машино - фабричное производство;
-создаются новые отрасли техники, развивающие это производство, но одновременно являющиеся базой для новых технологий;
-возникают элементы будущей техники, которые в ту пору еще не находили себе практического применения. При этом развитие техники в целом способствовало созданию производительных сил принципиально нового типа.
По первому направлению техника второй половины XIX века значительно продвинулась вперед. В области энергетики эпохальное значение имели изобретения паровых турбин: реактивной англичанином Ч. Парсоном (1884 - 1885) и активной - шведским инженером К. Лавалем (1889). Заслуга создания многоступенчатой активной турбины принадлежит французскому инженеру О. Рато (1899).
Как известно, паровые турбины значительно пережили поршневые паровые машины и в настоящее время являются агрегатами тепловых и атомных электростанций.
В конце XIX века появляются двигатели внутреннего сгорания с предварительным сжатием смеси топлива и воздуха.
В 1876 году изобретен двигатель с замедленным горением и самовоспламенением топлива Р. Дизеля. Эти два немецких изобретателя являются создателями двигателей внутреннего сгорания, без которых были невозможны автомобили и самолеты.
В 1886 году немецкие изобретатели Г. Даймлер и К. Бенц создали первые автомобили, а в 1903 году в США братья Уилбер и Орвилл Райты совершили полет на построенном ими самолете, а первый полет дирижабля был осуществлен в 1900 году в Германии немецким ученым Ф. Цеппелином.
Значительное развитие получила техника горного дела. В 70-х годах XIX века появилось углеподобное кайло - одна из первых врубовых машин. Цепная врубовая машина была создана в 1864 году В. Бейрдом в Англии. Через год появились первые штанговые врубовые машины уже с электроприводом, однако, их применение относится к 80-м годам, а использование дисковых врубовых машин с электроприводом - к началу XX века.
В 1897 году в Германии впервые прокатный стан стал приводится в движение электродвигателями. Совершенные прокатные станы позволили А.Г. Эйфелю (1889) и В.Г. Шухову (1896) осуществить вошедшие в историю башенные конструкции.
Во второй половине XIX века значительное развитие получила техника химической технологии. Началось получение искусственных материалов, например: шелка из вискозы, синтезирование этилена из окиси углерода и др.
Важным направлением развития техники в конце XIX века является зарождением электротехники, вычислительной техники, автоматизации, использования свойств атома, реактивной техники, автоматизации, использования свойств атома, реактивной техники и созданием искусственных материалов с заранее заданными свойствами. Речь, разумеется, идет только об отдельных элементах новейшей техники. Одним из первых таких элементов можно считать открытие фотоэлемента на основе фотоэлектрического эффекта, то есть изменение электропроводимости вещества в зависимости от его освещения, был впервые в образцах селена в 1873 году американским физиком У. Смитом. Через три года в Англии был открыт фотоэлектрический эффект в запирающем слое, при котором электроны вырываются в результате воздействия света на границы между проводником и полупроводником.
Наконец, в 1887 году Г.Р. Герц впервые обнаружил внешний фотоэлектрический эффект - возникновение положительных зарядов на облучаемой поверхности металла.
Идея телевидения - передача изображения на расстояние по проводам возникла еще в середине XIX века. В 1884 году в Германии П.И. Нипко изобрел «электрический телескоп», в нем впервые был осуществлен принцип развертки изображения на элементы. Свет через спирально расположенные во вращающемся диске отверстия поочередно проходил от отдельных элементов изображения, падал на селеновый элемент и превращался в электрические импульсы, передаваемые по проводам. На приемной станции они преобразовывались в световые сигналы с помощью неоновой лампы и диска, аналогичны тем, которые были на передающем устройстве.
Эти и другие достижения техники были фундаментом, который был заложен в XIX веке под здание современной индустрии. Они, эти достижения, были невозможны без соответствующего развития фундаментальных наук.
Самые драматические события в научном мире этого периода связаны с физикой. Идеи появились как из рога изобилия, привлекая к себе внимание не только специалистов. Из всех, наук, прежде всего, физика показала относительность истины классической науки.
До середины XIX века господствующим в физико-химических науках было механическое мировоззрение, в соответствии с которым весь материальный мир можно описать как взаимодействие и движение тел с определенной неизменной массой. Успехи в области изучения энергетических процессов. Открытие закона сохранения и превращения энергии, а также направленности всех тепловых процессов в сторону энергии взаимодействующих тел вызвали к жизни стремление свести все физические процессы к энергетическим (энергизм). Работы австрийского физика Л. Больцмана (1844 - 1906) в области атомистики и его оживленная дискуссия с теоретиком энергетизма В. Оствальдом (1853 - 1932) показали возможность установления связи между механическим и энергетическим представлениями. Развитие знания об электричестве привело к созданию в 1873 году электромагнитной теории английским физиком Дж. Максвеллом (1831 - 1879), в которой объединены, разрозненные раньше, знания о свете, электричестве, магнетизме. Создавались реальные предпосылки для конструирования электромагнитной картины мира.
Развитие химии проходило под значительным влиянием физических исследований. В 1869 - 1871 гг. Д.И. Менделеев разработал таблицу химических элементов и установил существование периодического закона, что заложило фундамент современной химии. Физико-химические исследования позволили давать количественные описания процессов, что в значительной мере приблизило химию к точности, математизировало ее. Создавались новые химические науки. В 1874 году Ж.А. Лебель (1847 - 1930) - французский ученый и голландец Я.Х. Вант - Гофф (1852 - 1911) выдвинули идею о различном пространственном расположении одинакового числа атомов в молекуле и соответственно различных свойствах веществ, состоящих из молекул. Так начала развиваться стереохимия, приобрела большое значение электрохимия.
В 1856 году английский химик - органик У.Г. Перкин - старший (1838 - 1907) синтезировал анилиновый краситель; затем была развернута целая индустрия по производству красителей особенно в Германии. Стала формироваться также биохимия, а химическая фармакология сделала химические исследования необходимым элементом медицины. Успехи химии, практическая применимость ее результатов привели к тому, что число химиков в конце XIX века составляло чуть ли не половину всех научных работников.
Решающее влияние на развитие биологии этого периода оказали эволюционная теория Ч. Дарвина и исследования закономерностей Г. Менделя. Настоятель из монастыря г. Брно Г. Мендель, как истинный естествоиспытатель, для изучения развития органических форм необходимы «эксперименты и точны учет всех результатов». Его идеи отвечали на вопрос, поставленный Ч. Дарвиным, что является причиной отклонений в организме, и почему эти отклонения закрепляются в потомстве. В дальнейшем развитие генетики (работы Т. Моргана) привело ученых к мысли о дискретности в наследственности именно скачки признаков, закрепление в наследственном механизме, ответственны за изменения видов, а не определенные постепенные переходы.
Немалые успехов добились в XIX веке общественные науки. В философии сложился целый ряд интересных и важных направлений.
Первое из них - позитивизм - учение, возникшее еще в начале века, а затем модернизированное в связи с развитием науки. Основоположник позитивизма французский ученый, секретарь социалиста - утописта Сен-Симона, О. Конт (1798 - 1857) утверждал, что подлинное, «позитивное» значение может быть получено лишь наукой, опирающейся на опыт, и что прежняя философия, как особое исследование реальности, не имеет права на самостоятельное существование. Такое научное значение должно быть описанием результатов наблюдений за природой, но не знанием сущности, закономерности природных явлений. Вопрос о сущности объявлялся метафизическим, ненужных для науки.
Вторым важным течением европейской философии XIX века было «неокантианство», которое реформировало теорию познания И. Канта для методологического обоснования научного познания. При этом Г. Коген (1842 - 1918), П. Наторп (1854 - 1924), Э. Кассирер (1874 - 1945) - («Марбургская школа») - главное внимание уделяли основанию логики научного знания, сведению всех проблем, в том числе и проблемы существования внешнего мира как объекта познания науки, к определенной структуре логики самого познания. Г. Риккерт (1863 - 1936), В. Виндельбанд (1848 - 1915) и другие представители - «Баденской школы» - сосредоточили усилия на анализе этических, эстетических, религиозных и других ценностей, на противопоставление естественно - научного и исторического познания.
Третьим направлением европейской философии, возникшем в 60-е годы XIX века и достигшим наибольшего влияния позже, в период первой четверти XX века, была «философия жизни», рассматривавшая все существующее как формы проявления жизни, сущность которой может быть постигнута лишь интуитивно, так как она не тождественна ни духу, ни материи, рассматриваемых старой рационалистической философией. Существовало несколько разновидностей этой философии, связанных с различным толкованием понятия «жизнь»: как биолого - натуралистическое начало человека (Ф. Ницше), как космическое непрерывно движущееся во времени начало (А. Бергсон), как культурно - исторический опыт (В. Дильтей, О. Шпенглер). Их общей чертой был протест против позитивизма и неокантианства, сосредоточивших свое внимание на теории познания и не рассматривавших жизнь человека как нечто целое, не сводящееся только к познавательной деятельности.
В середине XIX века сложилось и такое мощное течение общественной мысли, как марксизм. В его основе - материалистическое объяснение истории и диалектический материализм.
Переоценка эстетических идей.
XIX век ознаменован в истории европейской культуры не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и радикальными переменами в сфере художественной культуры. Начало этих перемен было связано с наметившимся в конце XVIII века - начале XIX века переходом от Просвещения к Романтизму. Суть этого периода в решительной переоценке значения эстетически - художественных явлений. В самом деле, если рационализм Просвещения приводил к тому, что художественное творчество и эстетическое восприятие либо вообще не признавалось полноценным проявлениями человеческого духа, либо измерялось чужеродной для них мерой разума, науки, и поэтому искусство могло расцениваться всего лишь как «смутное познание», а вкус - как «рациональная интуиция», то романтизм провозгласил приоритет чувства, переживания, иррациональности, алогизма, вдохновения, фантазии. Если в середине XVIII века в сентиментализме этот поворот только начинался, то в начале XIX столетия он получил самое широкое и бурное развитие.
Поражение просветительского рационализма в искусстве было обусловлено рядом причин.
Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главное направление ее развития в XIX веке. Оно пошло сначала по дороге односторонне развивавшегося романтизма в поэзии и живописи, а затем, когда его возможности были исчерпаны, по пути социально - аналитического искусства критического реализма.
Течения и стили.
Романтизм - это одно из самых сложных и внутренне противоречивых явлений в истории европейской культуры. Хотя в литературоведении довольно прочно утвердилось рассмотрение романтизма как своего рода художественного стиля, занимающего место в историческом ряду: «классицизм» - «романтизм» - «реализм», действительные масштабы романтического движения следует признать гораздо более широкими, выводящими его далеко за пределы самой художественной культуры. Романтизм был не только «школой в поэзии», но и «школой в философии и науке». Даже беглый просмотр состава романтиков говорит о том, насколько энциклопедичной была школа. Романтизм откалывается как целая культура и был подобен в этом отношении Ренессансу или Просвещению. И действительно, в начале XIX века в Европе существовали не только романтические литература и искусство, но и романтическая философия. Именно такими были концепции Фихте и Шеллинга, Шопенгауэра и Кьеркегора.
Романтический характер имели и известные политико - экономические концепции. Романтическим было учение русских народников и представителей утопического социализма (Сен - Симон) в Западной Европе.
Существенно, наконец, и то, что романтизм нашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в сфере общественной психологии, выступив в виде определенного умонастроения общества.
Таким образом, романтизм был широким движением в духовной жизни европейского общества, начавшимся на рубеже XVIII и XIX столетий, просуществовавшим до 40 - х годов XIX века.
Суть романтического стиля - признание острого, драматического неразрешимого и поэтому переживаемого противоречия между уродливой, низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым.
Выдающимся представителем романтизма в Европе были литераторы Байрон, Шелли, Китс, Гете, Лом Ли Хент, композиторы Гайдн, Моцарт, Мендельсон, Вагнер. Широко известна гейдельбергская школа романтиков. Людвиг Ахим фон Арним и Клеменс Брентано издали книгу народных песен «Волшебный рог мальчика», Другие представители этой школы - братья Гримм собрали народные сказки, любимые детьми всех стран и сегодня.
В целом художественная культура европейского романтизма оставила человеку богатейшее наследие, чтимое и любимое во всем мире до сих пор.
Однако во второй половине XIX века на смену романтизму пришли и другие направления. В литературе ими были символизм, натурализм и критический реализм, выдвинувшие крупных писателей и сыгравшие немалую роль в художественной жизни той эпохи.
Литература.
Символизм - самое значительное художественное явление в европейской культуре. В поэзии символистов нашел полное отражение кризис общества, жизни, мысли, мироощущения, эстетизма и декаденства.
Символизм сформировался во Франции в 80-е годы. В манифесте, написанном поэтом Жаном Мореасом и опубликованном в «Фигаро» 18 сентября 1886 года, символисты объявили себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, «видимость» символисты противопоставляли внутренней сущности и говорили, что свою задачу они видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности, которая открывается поэтической интуиции, но не логике.
Главой французского символизма стал поэт Стефан Малларме (1842 - 1898), однако высший художественный взлет этого течения проявился в творчестве Поля Верлена (1844 - 1896) и Артюра Рембо (1854 - 1891). Лирика Верлена воспринималась как принципиально новое явление и по сей день остается одной из вершин французской поэзии, хотя огромному дарованию Верлена было тесно в рамках символистской поэтики.
Ярким примером на небосклоне французской литературы промелькнул Артур Рембо. Его творческий путь продолжался около десятилетия, а затем Рембо уехал коммерсантом в Африку и умер в нищете. Гениальная одаренность Рембо в полной мере была оценена только в XX веке, когда его влияние ощутили все крупные поэты Франции. Рембо пытался согласовать лирику с живописью, и в знаменитом «Цветном сонете», подыскивает цветовые эквиваленты гласных (А - черный, Е - белый, И - красный, У - зеленый). В лучших своих стихах он добился блистательной оригинальности и лирической насыщенности.
Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. Европейский символизм выдвинул несколько значительных художников. К их числу принадлежат швейцарский живописец Арнольд Беклин, австрийский драматург Гуго фон Гофмансталь и близкий символистам поэт Райнер Мария Рильке (1875 - 1926) - один из величайших лириков Австрии. Рильке вырос в Праге, учился в Мюнхене и Берлине, долго скитался по Европе и дважды посетил Россию, где встречался и беседовал с Л.Н. Толстым. В лучшей книге Рильке «Часослов» символистическая недоговоренность не раз сменяется гениальными прозрениями близящейся мировой катастрофы, мучительной и неотвратимой смены культур.
В 80 - 90-е годы символизм появляется в Англии, где его самым значительным представителем был Оскар Уайльд (1854 - 1900). Он разрабатывал основы эстетики символизма, занял видное место в истории литературы прежде всего как сатирик и обличитель индивидуализма. Уайльдовские сказки и сатирические пьесы зло высмеивали лживость английских понятий достоинства и аристократизма (его знаменитый роман - «Портрет Дориана Грея»).
Влиятельным направлением в европейской литературе являлся также натурализм.
Возникновение натурализма было сопряжено со стремлением писателей внести в литературу методы строго научного исследования действительности, основывающего на эксперименте, точности описания и документальности. Натуралисты стремились окончательно развенчать романтические иллюзии. Своей философской основой натуралисты избрали позитивизм. Их эстетика созвучна философии Огюста Конта, требовавшего сугубо эмпирического изучения действительности и отказа от обобщений, и в большей степени теориями Ипполита Тэна (1828 - 1893). В своей «Истории английской литературы» Тэн утверждал, что для понимания искусства важнейшее значение имеют три фактора: Среда, в которой формируется и творит художник, исторический момент, на который приходится его творчество и раса - особенности национального склада творца.
Но наиболее интенсивное развитие натурализм получил во Франции. Его глашатаями выступили братья Жюль (1830 - 1870) и Эдмон (1822 - 1896) Гонкуры, а вершиной сталь Эмиль Золя. В 1868 году он приступил к созданию двадцатитомной серии «Ругон - Маккари», которой дает характерный подзаголовок: «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Работа над серией растянулась на четверть века. Вершиной творения Золя явились романы «Жерминаль», «Разгром».
Критический реализм в европейской литературе опирался на традиции Бальзака, Стендаля, Флобера и других замечательных писателей. Крупнейшими писателями реалистами в европейской литературе стали Ги де Мопассан (1850 - 1893), Анатоль Франс (1844 - 1924), Ромен Роллан (1866 - 1944), Генрик Ибсен (1828 - 1906), Генрих Манн (1871 - 1950), Томас Манн (1875 - 1955), Джон Голсуорси (1867 - 1933), Бернард Шоу (1856 - 1950) и многие другие.
В произведениях реалистов предстает широкая панорама общественной жизни и проблем XIX - начала XX веков.
К выдающимся произведениям литературы критического реализма принадлежат романы Мопассана «Жизнь», «Милый друг», «Монт - Ориоль», тетралогии А. Франса «Современная история», цикл пьес Р. Роллана «драмы революции», пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца», «Ткачи», трилогия Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» и десятки других.
Театр.
В XIX веке новые веяния проникают и в европейский театр, который развивается в тесном контакте с литературой. Возникают новые театральные принципы сценического оформления и актерской игры.
В театрах, культивировавших академизм, прежде всего в «Комеди Франсез», искусственно поддерживались принципы, восходящие к XVIII веку, к Корнелю и театру классицизма. В то же время, в XIX веке в «Комеди Франсез» работал целый ряд выдающихся актеров - Эдмон Го, Коклен - старший, Жан Муне - Сулли. Их стараниями поддерживались традиции трагической игры, а Коклен был одним из лучших исполнителей мольеровских ролей. Одно время в «Комеди Франсез» выступала великая французская актриса Сара Бернард (1844 - 1923), необычайно свободно владевшая актерской техникой.
В XIX веке в европейском театральном искусстве появились и независимые театры. В борьбе за новый репертуар и новые сценические принципы такие театры опирались на теории Золя и Роллана.
Во Франции это был прежде всего театр Андре Антуана (1858 - 1943). Основатель труппы и ее участники не были профессиональными актерами. Антуан был служащим пассажирского Газового общества, и в 1887 году он ставит «Сестру Филомену» Гонкуров, а в 1888 году - «Власть тьмы» Толстого, принесшую Свободному театру европейскую известность.
Сходная ситуация сложилась в XIX веке и на других сценах Европы.
Живопись. Архитектура.
Стоит заметить, что во второй половине XIX века смена стилей и художественных течений происходит в самых разных видах искусства. Этот процесс активно протекает в европейской музыке, архитектуре и особенно в живописи того времени.
В музыке символистам Клоду Дебюсси, Морису Равелю и другим противостояли реалисты Рихард Штраус, Густав Малер, Джакоммо Пуччини и Пьетро Масканьи.
В архитектуре венские архитекторы Отто Вагнер и Иозев Ольбрихт, бельгиец Хенри ван де Вельде выступили против эклектических архитектурных концепций, требовавших имитацию, а не творчества. Они явились родоначальниками нового стиля - модерн, широко использовали новые материалы, конструкции и решения. Лучшие работы приверженцев этой школы - метро «Карлплац» в Вене Вагнера, Фалькванг - музей Хенри ван де Велде и другие.
Основоположником и главой французской неоклассической школы стал Жак Луи Давид (1748 - 1825). История французского классицизма конца XVIII - начала XIX в. четко делиться на два различных периода: революционный классицизм 1780 - 1790-х гг. и классицизм времен консульства и Империи, получивший название ампир (стиль империи). Являясь с 1804 г. Первым живописцем императора, Давид создает холодные патетические произведения, не теряя, впрочем, своей блестящей живописной манеры. Художник был не только историческим живописцем, но и блестящим портретистом. Особенно интересен его «Автопортрет» (1794). Эталоном неоклассического портрета, где художник стремиться подменить изображение реальной личности идеальным представлениям о ней, стал «Портрет мадам Рекамье» (1800). Давид был хорошим педагогом; среди его многочисленных учеников печатью значительного таланта были отмечены А.Л. Жироде (1767 - 1824), Ф. Жерар (1770 - 1837), А. Гро (1771 - 1835).
Классицизм времен Империи быстро перерастал в академизм. Важнейшую роль в этом процессе сыграл лучший ученик Давида, один из крупнейших французских художников XIX в. Жан - Доменик Энгр (1780 - 1867). Портреты Энгра прекрасно передавали индивидуальные особенности моделей, с помощью неэффектированных поз и жестов он умел ненавязчиво передать социальный статус портретируемых.
Романтизм в западно-европейской живописи.
Романтизм был преемником классицизма (пластическое ощущение формы, сохранение рационализма наряду с усилением эмоционального начала и т.д., и его антиподом). Идеализируя средние века, художники противопоставляют их окружающей действительности, ищут в них примеры победы над силами реакции, героические личности, ставящие личную победу выше обветшалых устоев.
Проводником нового направления выступил Теодор Жерико (1791 - 1824). Направление немецкого романтизма было сформировано художниками П. Овербеком, Ф. Пфорром, П. фон Корнешусом и др., перебравшимися в Рим и создавшими там «Союз св. Луки» (1810).
Самым ярким представителем французского романтизма был Эжен Делакруа (1798 - 1863). Из поездки в Алжир и Морокко (1832) Делакруа привез массу зарисовок и акварелей, чтобы позже «Алжирскими женщинами», «Арабскими комедиантками», «охотой на львов в Марокко» и другими картинами отдать дань восточной экзотике. В 1833 г. Делакруа становится монументалистом. В течение пятнадцати лет он выполняет работы по оформлению тронного зала и библиотек Бурбунского, а затем библиотеки Люксембургского дворца. Росписи старой парижской ратуши, галереи Аполлона в Лувре, церкви Сен Сюльпис (1849 - 1861) были последними крупными работами стареющего мастера.
В Англии романтизм проявился, в основном, в области пейзажа. Создателем английской романтической пейзажной живописи был Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775 - 1851). Наиболее характерные произведения Тернера - романтика: «Путешествие Чайльд Гарольда» (1832); «Последний рейс «Смелого» (1839); «Съезд в Венецию с моря» (1843).
Постепенно реальные формы на его холстах начинают растворяться в световой душной среде («Снежная буря», 1843; «Свет и цвет», 1843). За три десятилетия до К. Монэ Тернер создает фактически импрессионистское произведение - изображение несущегося по мосту в дождь и туман поезда, превратившегося под его кистью и в цветовое ощущение огненного вихря.
Другим выдающимся пейзажистом начала XIX в. Был Джон Констебл (1776 - 1837). Расцвет творчества Констебла падает на 1820 - 1830 гг. Он создает прекрасные работы «Собор в Солоберн», 1832. Ряд работ этого периода («Солоберн», 1829; «Хемотед», 1930; «Вид на Хайпет с Хемстедских холмов», 1834) были выполнены непосредственно с натуры.
Представители раннего немецкого романтизма работали в основном в области портрета и пейзажа. Прекрасным портретистом был первый крупный художник - романтик Филипп Отто Рунге (1777 - 1810).
Романтиком был и крупнейший пейзажист Германии XIX в. Каспар Давид Фридрих (1774 - 1840). Он всю жизнь писал виды родной ему северной природы.
Реализм.
Впервые реалистические тенденции проявились в области пейзажа. Во французской пейзажной живописи первой половины XIX в. продолжал господствовать классицизм.
Реформатором пейзажной живописи выступил Камиль Коро (1796 - 1875). Свои серебристо - зеленые пейзажи художник любил оживлять незначительной деталью яркого цвета, женской косынкой или шапкой рыбака. Полотна Коро просты и немногословны как сама природа. Яркие краски дня почти погасли, листва деревьев сгущается, на фоне темнеющего ультрамаринового неба, как видение, высится мрачный силуэт замка - так смотрится картина «Замок Пьерфон». Коро время от времени создавал пейзажи с мифологическими и библейскими персонажами.
Французский реалистический пейзаж неразрывно связан с названием деревушки Барбизон под Парижем. Здесь, в 1848 г. поселился Теодор Руссо (1812 - 1867), глава будущей «барбизонской школы». В Барбизоне периодический работали пейзажисты и анималисты Ж. Дюпре, Д. де ла Пенья. В барбизонской школе учителем была природа, ее ученики стремились к непосредственному наблюдению и изучению этого прекрасного мира. Барбизонцы были друзьями - единомышленниками, находились под взаимным влиянием, что делало их произведения близкими друг другу.
Общее видение сельской природы не мешало барбизонцам проявлять свою творческую индивидуальность. В произведениях Руссо, сохранившего в своем художественном кредо элементы романтизма, чувствуется ощущение вселенской грандиозности в понимании природы.
Испанец Диаз де ла Пенья (1807 - 1876), автор романтических полотен на восточные и мифологические темы вошел в круг барбизонцев в начале 1850-х гг. В его пейзажах время от времени появляются то лесные нимфы, то романтические цыганки.
Главной фигурой французского реализма середины XIX в. Был Гюстав Курбе (1819 - 1877). Первыми произведениями художника стали портреты и автопортреты. Кубре изображает себя в различных амплуа, пробует ту или иную манеру письма. «Автопортрет с черной собакой» (1842), «Раненый» (1844), «Автопортрет с трубкой» (1847) написаны в романтической приподнятой манере. «Человек с кожаным поясом» (1847) - в духе венецианцев. Во второй половине 1850-х гг. Он постепенно отходит от изображения современности, главным направлением его творчества становятся охотничьи сцены, пейзаж, анималистическая живопись, натюрморт.
Разносторонний талант художника - реалиста Оноре Домье (1808 - 1879) ярче всего проявился в графике. Литография «Гаргантюа» (1831) - карикатура на короля Луи Филиппа принесла автору славу и шесть месяцев тюрьмы. В 1832 - 34 гг. Домье создает сатирическую серию скульптурных портретов министров и депутатов, знаменитую литографию «Законодательное чрево» - гротеск на занимающих парламентские скамьи самодовольно ухмыляющихся, кичливых, разъевшихся буржуа и немощных, с трудом удерживающихся от сна стариков. Жизнь простых людей, их труд стали основой самых известных и наиболее характерных его произведений («Эмигранты», «Прачка», «Вагон третьего класса», «Суп» и др.).
Импрессионизм.
Возникновение нового художественного направления относится ко второй половине 1860-х гг. Название картины К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872, экспортировавшейся на выставке, с легкой руки критика Л. Леруа, стало основной для названия течения. Импрессионисты называли себя «отверженными» и «независимыми», но термин, употребленный в шутливой форме критиком, так прочно закрепился за ними, что им пришлось смириться.
Импрессионизм стал качественно новым художественным направлением, в первую очередь, с точки зрения техники живописи. Художники ставили своей задачей воссоздать на полотне непосредственное впечатление от окружающего мира, передать его таким, каким он является человеку его чувственного восприятия. Стремясь создать с помощью красок полную иллюзию света и световоздушной cреды, они перешли к работе с красками чистых цветов спектра. Нанесение их раздельными мелкими мазками на холст, использование оптического свойства человеческого глаза сливать на определенном расстоянии отдельные красочные мазки в общий красочный обзор приводило к получению впечатления. Вследствие этого произведения импрессионистов в отличии от гладкой живописи смотрятся только с определенной позиции, плохо воспроизводится в иллюстрациях. Сторонники нового метода понимали, что живописец не может удержать в памяти все богатство нюансов природы, что работа в мастерской неизбежно приводит к искажению непосредственного восприятия. Пленэр - работа на открытом воздухе, была абсолютизирована, нормой стало завершение произведения не в мастерской, а на природе. Новый метод привел к настоящей революции в живописи - красочная палитра стала светлее, в полотнах засверкало солнце, тени обрели цвет, в пейзаже обнаружилось множество явлений и нюансов природы, прежде недоступных художникам. Стремление уловить мгновение имело и серьезные отрицательные результаты: картина как обдуманное, законченное произведение была заменена этюдом, что привело, в свою очередь, к цепи негативных последствий - познание природы было подмечено изучением субъективного впечатления от нее, социальное - биологическим, типичное - случайным. Картины из оригинальных произведений превратились в циклы схожих друг с другом произведений. В холстах импрессионистов обнаружилась тенденция к размыванию и исчезновению формы.
Импрессионисты были коренными горожанами и главной темой их живописи был город, жизнь города как цельного организма, повседневное бытие его обитателей.
В полотнах Дега, исполненных на традиционных для импрессионистов темы - будни театра и цирка, жизнь ипподрома, сцены в кафе, труд модисток, гладильщиц, прачек уживаются трезвая наблюдательность и поэтика. Дега был прекрасным психологом, что позволило ему создать в 1860-е - 1870-е гг. серию своеобразных по звучанию одиночных, парных и групповых портретов.
Самым ярким, непосредственным, искрящимся радостью было в плеяде импрессионистов творчество Огюста Ренуара (1841 - 1919). Любимой темой Ренуара было изображение людей, беседующих за рюмкой вина, увлеченных легким флиртом, танцующих в кафе, на пикнике, в зеленой беседке («Купание на Сене», 1869; «Мулен де ла Галетт», 1876; «Завтрак гребцов», 1881; «Бал в Буживале», 1883 и др.). В этих обыденных сценах царит веселье, на холстах нет ни одного пятна, сиреневые, розовые, голубые тени, бегущие по фигурам солнечные блики, превращать полотна художника в радостную красочную феерию.
Течение импрессионизма, однако, оказалось недолговечным, ему на смену в конце века пришел постимпрессионизм Поля Сезанна (1839 - 1906), Винсента Ван Гога (1853 - 1890) и других художников. Постимпрессионизм - искусство более активного отношения к миру и более строгой формы.
Конец XIX века ознаменовался изобретением нового средства массовой коммуникации, сыгравшего огромную роль в духовной жизни XX века - кино. Первая экспериментальная демонстрация фильмов братьев Люмьер состоялась 22 марта 1895 года. Это были фильмы «Выход рабочих с фабрики», «Завтрак ребенка» и другие.
Таким образом, впитавшие дух эпохи, пафос научного познания натурализм и импрессионизм, стремясь быть как можно ближе к «натуре», быть более реалистичными, чем классики реализма, приводят данное направление к кризису. Символизму «ровная поверхность» действительности кажется унылой, и ее «простоте», т.е. практичности и расчетливости, он улавливает дух застоя и тления, т.е. начало конца, - и пассивно протестует против ценностей купли - продажи, противопоставляя замешанному на технократизме оптимизму настроения свинцовой тоски и тягу к высокому, беспорочному, светлому. Ницше протестует активно, бунтарски, но в своем протесте выбрасывает на свалку истории те ценности, которые только и способны спасти от гибели технократический мир.
Означает ли это, что на рубеже XIX и XX вв. культура переживает кризис? Да, определенные признаки кризисного развития здесь имели место. Так, Й. Хейзинга считает, что «декадентские настроения 90-х гг. Прошлого века не распространялись далее сферы влияния литературной моды», в то время как лейтмотивом настроений в культуре оставалось убеждение в незыблемости движения по пути единения и процветания. В своем мнении специалист по кризисным ситуациям не одинок. Большинство культурологов связывают кризис культуры с более поздним историческим периодом (20 - 30 гг. - Ортега, Хейзинга, Ясперс; или даже 50-е гг. XX в. - Ю. Бохеньский), т.е. с периодом, последовавшим за первой и второй мировыми войнами, за осознанием негативных последствий НТР, в частности, изобретение оружия массового уничтожения, омассовления культуры и т.д. Так, Х. Ортега и Гассет совершенно справедливо выделяет проявившиеся в XIX в. тенденции, которые в конечном счете обусловили кризис культуры. Значительное опережение темпами технического освоения мира темпов осознания последствий принимаемых технических решений и выход на широкие просторы восставшей массы людей, которая в подобной ситуации может привести к гибели человеческой цивилизации и культуры.
Наступает эпоха массовой культуры, культуры без индивидуальности, культуры без души.
Однако в XIX в. техническое развитие начинает неправомерно отождествляться с прогрессом всей культуры, что приводит к переоценке роли экономического фактора в общественном сознании.
Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация и техника, несущие ей смерть, - эта проблема со всей остротой встала в XX в.
Актуальные проблемы культуры XX века в Западной Европе и США.
Научно - технические достижения. Философское осмысление мира. Развитие литературы и изобразительных искусств. Маскульт и мидкульт.
Важнейшие тенденции научно - технического развития были предопределены «революцией в естествознании» на рубеже XIX - XX вв. Так на рубеже 1933 - 1934 гг. Было открыто явление искусственной радиоактивности. Применение радиоактивных изотопов («меченых атомов») - а их к 1940 г. было открыто более 200 видов - позволило сделать множество замечательных открытий в техники, биологии и медицине. В 1939 г. Ученый Э. Ферми, эмигрировавший в США из фашисткой Италии, сформулировал идею цепной реакции деления урана, а супруги Жолио - Кюри подготовили конкретную схему аппарата, в котором может проходить такая реакция. Одновременно разрабатывались проекты первой атомной бомбы.
Наряду с важнейшими физическими открытиями универсальное значение для естествознания в 20 - 30-е гг. приобрели достижения математических наук - исследования в области математической логики, теории чисел, функционального анализа, топологи и др.
Немецкий ученый А. Эйкен в 1930 г. сформулировал задачи новой пограничной дисциплины - химической физики, изучающей химические проблемы с применением квантовой механики. Широкое применение физических методов исследования в биологии привело к созданию биофизики и биохимии.
Наука стала оказывать возрастающее воздействие на развитие производительных сил. Отличительной чертой технологического развития 20-х и особенно 30-х гг. стало массовое производство и использование электроэнергии.
Исследование рубежа XIX - XX вв. В области радиотехники подготовили широкое практическое применение беспроволочного телеграфа и телефона. В 1920 - 1922 гг. в США, СССР, Англии и Франции стало развиваться регулярное радиовещание. В середине 20-х гг. в Англии, США и СССР были осуществлены первые пробные телевизионные передачи. Черно - белый кинематограф - «великий немо» эпохи братьев Люмьер - в 30-е гг. приобрел цвет и звук.
Технические новинки вторгались в повседневную жизнь, меняя их жизненный уклад. На рынке потребительских товаров индустриально развитых стран появились радиоприемники, холодильники, стиральные машины и другая электробытовая техника.
В развитии художественного и литературного процесса выделяются три крупных периода. В 20-е гг. определяющее влияние на художественное творчество в западном обществе оказывали первая мировая война и ее непосредственные последствия. В 30-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигающаяся вторая мировая война не могли не сказаться трагическим образом на судьбе и творчестве литераторов и художников. И, наконец, начавшаяся вторая мировая война (1939 - 1945) наложила особую печать на жизнь интеллигенции всего мира. Эмиграция писателей, архитекторов и художников из строя, где утвердился фашизм и тоталитаризм, внесла существенные изменения в художественную культуру многих стран.
Для общественной и философской мысли 20-х - 40-х гг. характерен дальнейший поворот к человеку и его месту в конфликтном мире. Наиболее влиятельными в эти годы становятся экзистенциализм - философия человеческого существования. Его виднейший представителями в Германии были К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции - писатели и философы Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, в Испании - Х. Ортега -и -Гассет. Философия экзистенциализма выросла на почве того глубочайшего кризиса, которым было в эти годы охвачено западное общество. Экзистенциализм пытался ответить на трагические умонастроения мыслящих людей того времени, помочь человеку найти свое место в мире, обрести свое «Я» (свою экзистенцию), преодолев отчуждение. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, существуя - это главная заповедь экзистенциализма, идея индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним и с другими людьми.
В 20 - 30 гг. продолжали свою деятельность писатели старшего поколения: во Франции А. Франс и Р. Роллан, в Англии - Б. Шоу, Д. Голсуорси и Г.Уэллс, в Германии Г. Манн и Т. Манн, Г. Гауптман, В США - Т. Драйзер и др. В то же время появились новые яркие таланты - французы Ф. Мориак и Р.М. дю Гар, англичане Р. Олдингтон и С. Моэм, американцы Э. Хэмингуэй, У. Фолкнер и Ф. Фиджеральд, немцы Э.М. Ремарк и Л. Фейхтвангер и др.
В 20-е гг. появляется яркая плеяда талантливых молодых писателей, создавших так называемую литературу «потерянного поколения». Таким поколением американская писательница Г. Стайн называла группу американских литераторов, проживающих тогда В Париже (Э. Хэмингуэй, Д. Лос Пассос и др.). В 20-е гг. Были опубликованы «Фиеста» и «Прощай оружие!», Э. Хемингуэя, «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и другие произведения в основном участников первой мировой войны.
В это же время были изданы крупные произведения мастеров модернистской литературы. Англо - ирландский писатель Д. Джойс опубликовал роман «Улисс», австриец Ф. Кафка - романы «Америка», «Процесс», «Замок», француз М. Пруст - роман «В поисках утраченного времени», Т. Элиот - свои «Стихотворения».
В Германии в 10-е и 20-е гг. известное влияние приобрели писатели и художники - экспрессионисты, в творчестве которых нашло отражение время ломки, крупных общественных перемен, кровавых событий. Апокалипсис, Страшный суд - ключевые образы поэзии экспрессионизма. В 20 - 30-е гг. литература обогатилась в жанровом отношении. Обратили на себя внимание социально - психологические романы (Э. М. Ремарк, Ф. Мориак и др.), психологические новеллы С. Цвейга, биографические романы А. Моруа. Появляются произведения, составившие революционно - пролетарскую литературу. При всем разнообразии жанров и направлений деятели литературы и искусства без существенных исключений занимали последовательно антивоенные, антифашистские позиции.
Западноевропейские художники, представляющие в начале века новые модернистские течения, в 20-е гг. уже стали «старыми мастерами». Фовисты, кубисты, футуристы успокоились. Они уже не «бунтари», а признанные мэтры, хотя и не создающие ничего особо необычного (кроме П. Пикассо). Мощная творческая личность П. Пикассо воплотила в себе различные течения и направления изобразительного искусства; противоречия своего собственного сознания и противоречия жизни и искусства XX в. В его произведениях зазвучала тема трагического столкновения света и тьмы.
В то же время в первые послевоенные годы отмечается подъем абстрактного искусства. После первой мировой войны инфляция духовных ценностей, постоянная ускоренная эволюция стилей и направлений, ставшая очень интенсивной во второй половине 10-х гг., приводит к появлению беспредметного искусства. Эволюция стиля от Сезанна к кубизму и беспредметности осуществляется как логически последовательный процесс. Другое русло эволюции стилей, идущее от символизма и стиля модерн, привело к появлению уникального метода абстрактной живописи, основоположником которой был В. Кандинский, практический не имевший прямых последователей. Творчество В. Кандинского равным образом принадлежит как русскому, так и немецкому авангарду. Если беспредметность, оставив все компромиссы с реальностью на стадии кубизма, идет по пути решительного разрыва с конкретностью, создавая язык универсальных первоэлементов, то абстракционизм Кандинского идет от частного к общему, постепенно освобождаясь (абстрагируясь) от реальных форм.
Научно - технический прогресс положил начало формированию новых стилевых направлений в искусстве - супрематизма, конструктивизма, рационализма. В конце войны и в первые послевоенные годы на смену кубизму, футуризму и экспрессионизму приходят новые течения - дадаизм и затем сюрреализм. Дадаизм (от бессвязного детского лепета «дада») объединил в годы войны небольшую группу швейцарских художников, занимавших агрессивную антиэстетическую позицию. Они отрицали смысл жизни, искусство как творческую деятельность. Отсюда дадаисты увлекались коллажем, фотомонтажом, сооружением механических устройств, маскарадных действий. Они отвергали идею художественного синтеза, намеренно ее пародируя. Дадаисты предлагали творчество без всякой цели, исходя из проявления естества жизни. Это иррациональное течение вскоре сменилось новым - сюрреализмом, течением, рассматривавшим мир как нагромождение парадоксов, кошмара и социального безумия. Сюрреализм также отрицал художественный синтез, создал свою стилевую форму и идейную концепцию абсурдности бытия, которое представляется художнику в виде пугающих кошмаров или неправдоподобно - фантастических видений. Мировую известность приобрело творчество каталонца С. Дали.
В 20 - 30-е годы искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейскими. Изобразительное искусство, особенно заметно в Китае и Японии, откликается на опыт творчества, накопленный европейскими школами, на разнообразные течения художественного творчества. Мастера национальной живописи, не отказываясь от привычных тем и стилей, устремляются к новым высотам творчества, особенно в изображении природы (Ци Байши в Китае, Тагуэти Сейхо в Японии). Мир природы в произведениях этих художников традиционной живописи представляется как носитель мудрой красоты. С другой стороны, в 20-е годы традиционное искусство начинает сближаться с европейским. Этот опыт создания нового искусства, соединяющего национальную художественную культуру с «новым традиционализмом» европейской живописи, заметно проявился в Японии, Китае, Индонезии. Примечательным для искусства стран Дальнего Востока в 20-х гг. стало развитие революционного политического искусства. В нем ведущую роль играли плакат, листовка, газетный рисунок, гравюра. Оно во многом черпало художественные средства не только из жанровых и традиционных стилей народного творчества, сколько из советской и западно - европейской революционной графики.
В странах Латинской Америки уже в начале XX века упрочилось так называемое «испанское» течение в изобразительном искусстве (Мексика, Колумбия, Куба, Чили), а также влияние французских художественных школ и течений (в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Уругвае и др.) «великая тройка» (Д.А. Сикейрос, Д. Ривера, Х.К. Ороско) создала образцы новой монументальной живописи. В своих произведениях они стремились подчас в прямой публицистической форме наглядно объяснить социальные и исторические проблемы.
В начале 1960 гг. Западную Европу захлестнуло пришедшее из США новое авангардистское направление - «поп - арт» («народное искусство», «ширпотреб - искусство»). Его успех объяснялся усталостью зрительной аудитории от абстракционизма и обрушившимся на нее потоком соответствующей рекламы. Произведения поп - арта нельзя считать ни живописью, ни скульптурой, ни вообще искусством. Произведения поп - арта - размещенные на холстах рваные ботинки, грязные штаны, лопаты, коллажи из журнальных вырезок и пр. Такими выходками занимались еще дадаисты, но тогда это подавалось с юмором.
В середине 1960-х гг. поп - арт был вытеснен оп - артом, смысл которого заключается в создании оптических эффектов, возникающих благодаря направлению света и цвета через оптические приборы на сложные геометрические конструкции. Движущиеся, вращающиеся, светящиеся, отражающие свет, бросающие блики части конструкций оп - арта заводят человеческое восприятие в тупик.
В художественной жизни 1960-х - 1980 гг. сложился ряд модернистских направлений. К ним относятся направления, действующие под названием «минимального искусства» или «искусства первичных структур», «искусства антиформы», «концептуального искусства», «искусства невозможного» и пр. Все эти названия ни в коей мере не отражают сущность антихудожественных направлений. Они выступают против композиции, выражения личности художника в его произведениях и других естественных компонентах художественного творчества. На основе подобных рецептов из материалов фабричного производства, имеющих более или менее геометрическую форму (кирпича, пластины, решетки и т.д.), методом раскладывания в прямоугольники, дорожки и пр., составляются «скульптуры». Всю эту бессмыслицу минималисты пытаются облечь покровом мистической тайны, сравнивая свое «искусство» со странностью многих современных научных выводов, стоящих на грани неведомого. В концептуализме отрицание искусства, художественной деятельности достигло абсолютного абсурда. Художник должен отказываться от кисти и резца, его задача заключается в том, чтобы «мыслить».
Особую популярность среди модернистов 1980-х гг. приобрели два направления «археологическое» и «новые дикие».
«Археологизм», «искусство археологических утопий», «искусство сохранения отпечатков» (в германских странах) - под такими названиями выступают мрачные изображения антиутопии о конце человечества, космической, экологической или военной катастрофы. Археологисты изготавливают свои произведения с предельной изощренностью. Француз Бертолен делает предметы своего «искусства» из папье - маше, подвергая их затем термической обработке. В похожих на обугленные стволы деревьев разной величины конструкциях, угадываются инструменты, части мебели и т.д. Его соотечественники супруги Пуарье являются мастерами по части изготовления макетов угрюмых антиэстетических руин античности, пророча при этом, что они изображают не только прошлое, но и предвидят будущее.
Живопись «новых диких», центром распространения которой стали Италия и Германия, родственна немецкому экспрессионизму. Вместо сложной исторической символики Бекмана, Л. Базелец создает словно написанные малиново - серой грязью смутные тени, перевернутые вверх ногами, что еще более усиливает впечатление зловещей бессмыслицы. Вместо обнаруженных рук Кирхнера, символизировавших протест против ханжества и цинизма общества, современный художник Саломе демонстрирует закамуфлированную порнографию.
Реализм XX века.
Термин «реализм XX века» означает не только указание на хронологический отрезок времени, но и на качественно новый период в развитии реалистического направления. Реализм XX в. Это не буквальное отражение окружающей действительности (этого не было уже в передовом искусстве последней трети XIX столетия), а беспрестанный поиск художественных решений, новых образных систем с помощью которых можно было бы реализовать духовную и социальную функцию искусства. Каждый из крупных художников - реалистов уходящего столетия по своему решал и решает стоящие перед нами художественные задачи. Реализм XX века существует не как определенная школа, а в качестве суммы творчества художников, откликающихся на насущные проблемы бытия, не утерявших чувства красоты, продолжающих лучшие мировые художественные традиции.
Во французской живописи начала XX в., когда авангардистские идеи увели за собой большую часть художников - новаторов, таким мастером стал Морис Утрилло (1883 - 1955). С детства зная каждый уголок Монмартра, художник рисовал свои картины дома, сверяя память с изображением на открытках. На его холстах нет людей, но в них - улочки, скамейки, одинокие фонари, говорит о том, что они были... и ушли.
Наступление фашизма в Европе привело к усилению реалистических тенденций в искусстве. Даже в цитаделях фашизма появляются такие выдающиеся произведения, как графическая серия немецкого художника Ганса Грундига «Люди и звери» (1935 - 1938), цикл графических листов Ренато Гуттузо «Бог с нами» (1944).
С движением сопротивления фашизму связано возникновение «неореализма», наивысший подъем которого относится ко второй половине 1940-х - середине 1950-х гг. Центром нового направления была Италия, где вокруг этого течения Р. Гуттузо сплотились Д. Дзигайдна, Г. Мукки, А. Пиццунито и другие известные художники.
Современный реализм чрезвычайно пестр, и часто трудно определить, где проходит граница между «реализмом XX века» и псевдореалистическими течениями. В Германии, превращающейся в художественный центр Западной Европы, по - прежнему работает группа видных художников, принадлежность которых к реалистическому направлению не вызывает сомнений. Еще одно направление современной живописи, так называемый «новый реализм», отличает соединение скрупулезно изображенной реальной действительности с фантасмагорическими, часто бредовыми элементами.
Реализм XX века, видоизменяясь и развиваясь, как жизнь, остается стержнем современного изобразительного искусства, несмотря на засилье в нем «арьергардного авангарда».
Скульптура XX века.
В европейской скульптуре послевоенных лет господствовали сюрреализм и абстракционизм. Установленные на площадях и в парках в западноевропейских городах образцы этой пластики вызывали лишь легкое недоумение прохожих. Широкую известность в 1940-е - 1950-е гг. получило творчество выходца из Швейцарии Альберто Джокометти (1901 - 1966), создававшего вытянутые истонченные человеческие фигуры, оставляющие впечатление болезненной печати.
Особое место в послевоенной западно - европейской пластике занимает искусство итальянского неореалиста Джакомо Манцу. Его персонажи существуют одновременно как бы в двух измерениях. Это реальные люди, изображенные в неприкрытом единстве физического и психологического облика и в то же время некие вневременные существа - символы. Философский метод художника основан на противопоставлении мрачного и аскетического мира «кардиналов» жизнеутверждающему, лирическому миру «балерин», женских и детских портретных образов.
Архитектура XX века.
Рождение архитектуры модерна означало отказ от привычных симметрических композиционных схем. Отныне не помещения вписывались в заранее заданный план здания, а наоборот, облик сооружения как объемно - пространственной структуры формировался в зависимости от целесообразности размещения помещений. Внешний облик зданий приобрел индивидуально - неповторимый вид.
Металлические и железобетонные конструкции позволяли создавать огромные пространства, необходимые для новых общественных нужд. Началось возведение огромных промышленных, транспортных, банковских, торговых зданий. Новые конструкционные материалы (металл, железобетон, стекло) начали применять не только для перекрытий, но и для сооружения стен.
Архитектором Баухаза (Высшая школа строительства и художественного проектирования в Германии) принадлежат ряд важнейших разработок, с успехом использующихся и в современной архитектуре: дом коридорного и галерейного типа, двухэтажные квартиры в многоэтажном здании, плоские крыши, звукоизоляция, встроенное оборудование в квартирах и многое другое.
В рядах функционалистов начал свою творческую деятельность крупнейший архитектор XX века Шарль Эдуард Жаннере (1887 - 1965),вошедший в историю мирового зодчества под именем Де Корбюзьме. Он выдвинул такие принципы архитектуры как вольная планировка интерьера, вытянутые по горизонтали окна, свободное проектирование фасада, сад на плоской крыше, дом на столбах - так называемые «пять принципов Корбюзье».
Основным фактором культуры XX века является функционирование массовой культуры. Зрелый этап ее наступает с принятием в 70 - 90-х годах сначала в Великобритании, а затем и в других европейских странах закона об обязательной всеобщей грамотности.
Во второй половине XX века технические возможности массовой культуры многократно возросли. Первое выступление в США рок - группы Битлз, проходившее в 1964 г. в Нью - Йорке, слушали не только 2 тысячи посетителей в зале, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее благодаря спутниковой связи передачи стали доступными для миллиардов людей - почти половине жителей Земли. Десятки миллионов пластинок, кассет, компакт - дисков распространяют за самые коротки сроки по всем странам мира.
Существует немало критических оценок массовой культуры как закамуфлированного средства манипуляции общественным сознанием и состоянием масс. Г. Маркузе в книге «Одномерный человек» (1964 г.) показал, что культура становится репрессивной и порождает потребительские потребности. Для Х. Ортеги - и - Гасета (в работе «Восстание масс») массовая культура предстает как оформленное сознание ограниченной, самодовольной, агрессивно настроенной и непросвещенной массы, присваивающей миссию навязывать обществу свои «узколобые» культурные стандарты общего блага.
В 70 - 80-е гг. в западных странах количественно преобладала культура среднего уровня (мидкульт). Для телепрограмм, радиопередач, журналов уровня мидкульта характерно соединение образцов высокой культуры и популярной. Священная история становится сюжетом для музыкальной оперы «Иисус Христос - суперзвезда», экранизация «Оливера Твиста» и «Войны и мира» и др. Адаптирует классику к экранной культуре, тем самым приподнимая духовный мир зрителя над обыденным уровнем. Мидкульт делает модными образцы подлинно художественного творчества (например, романы А. Камю, У. Фолкнера), создает моду на старину, на популярные научные издания. Огромное число научно - популярных журналов дополняется постоянными радио и телепередачами образовательного характера. Публичные чтения, семинары, лекции собирают обширные аудитории и способствуют приобщению широких масс населения к научным знаниям. Наряду с научными, хотя и популярными знаниями, немало распространение получают и оккультные знания.
Общеизвестно разлагающее влияние маскульта: пропаганда насилия, порнографии, наркотиков в связи с интересами различных коммерческих структур. В последние десятилетия делаются попытки ее этизации, попытки возврата к традиционным ценностям, формирования имиджа семьи, но это носит часто неустойчивый характер.
В США увеличено количество профессиональных театров, в 1987 - 88 гг. состоялась 141 премьера, тогда как в сезон 1974/75 г. только 16.
С 1965 г. посещаемость музеев выросла с 200 миллионов в год до 500 миллионов в 1985 г. За тот же период в Японии построено более 200 новых музеев. В Германии только за последнее десятилетие их открыто около 300.
Искусство в Западной Европе и США все более замещает спорт в качестве основного времяпрепровождения в часы досуга. В 1990 г. Любители спортивных зрелищ потратили около 3 миллиардов долларов, а за культурные мероприятия около 4-х.
Культура и искусство все больше и больше пользуются высоким престижем, ее язык проникает не только в рекламу, но и деловое общение. Это говорит о том, что существование будущего общества, предполагаемого как общества индустриального гуманизма, невозможно без истинной культуры, без опоры на непреходящие общечеловеческие ценности.