Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конституционные право как ведущая отрасль права, регулирующая взаимоотношения личности и государства, основы государственного строя и иные важнейшие общественные отношения. Конституционное право имеет публично-правовую природу и опирается на систему государственного права ? ? ?
Конституционное право – система источников, норм, институтов, принципов, методов и субъектов правового регулирования, обеспечивающих институционализацию общественного строя в конкретной стране
Конституция – совокупность правовых норм, принимаемых и изменяемых в особом порядке, обладающих высшей юридической силой и регулирующих важнейшие общественные отношения
(«формальная» + «материальная» конституция)
Конституционализм – это категория правопонимания, основанная на представлении о суверенном праве человеческого сообщества учреждать правопорядок как основу общественного строя (сочетание принципов народного суверенитета, правового формализма и институциональной демократии)
Объект КП – общественный строй в конкретной стране, т.е. социальная система, стабильная и целостная в своей ценностно-мировоззренческой и структурно-функциональной основе.
Предмет КП – правоотношения, обеспечивающие целостность, стабильность и эффективность общественного строя (в т.ч. «отношения первого порядка», закрепляющие определенное соотношения общественных и частных интересов, коллективной и индивидуальной правосубъектности)
Цель КП – институционализация общественного строя в конкретной стране с помощью закрепления универсальных категорий правосубьектности, прямого или косвенного регулирования «отношений первого порядка», установления компетенции государственных и иных институтов.
Влияние правопонимания англосаксонской правовой семьи
Влияние правопонимания романо-германской правовой семьи
Приоритет процессуального права над материальным. Право – свободное поведение, не нарушающее свободу другого. Закон – юридическое правило, правомерность которого доказана в суде. Норма – сущностная часть судебного вердикта.
Преобладание процессуального права как устанавливающего норму, но не создающего ее. Материальное право вторично, отражает накопленный опыт процессуального толкования практики правоотношений
Идеал «живой конституции» как общественного договора. Ключевая роль материальной, а не формальной конституции (широкий комплекс источников КП). Писаная кодифицированная конституция имеет узкий предмет прямого регулятивного воздействия (властные отношения), но значима как доктринальный источник. Она подтверждена расширительному толкованию (в т.ч. на основе конституционного правосудия) + «конституционное умолчание».
Преобладание материального права над процессуальным. Право – совокупность универсальных и общеобязательных правил общественного поведения человека. Закон – императивное предписание общества в лице государства. Норма – общеобязательное юридическое правило, санкционированное государством. Преобладание материального права, т.е. предписывающее содержание нормы важнее процессуальных особенностей правоприменения.
Конституция – основной закон, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой (формальная конституция).
Приоритет писаных, кодифицированных конституций, регулирующих широкий спектр общественных отношений, обладающих целостной иерархией норм и институтов права. Минимальная роль расширительного правотолкования. Доктринальная функция конституции вспомогательная
Отсутствует деление права на частное и публичное. Всё право договорное по своей природе. Деление права на общее и справедливости имеет процессуальный и исторический характер.
КП не имеет ярко выраженного «публичного характера», ассоциируется с закреплением базовых принципов правоотношений, обеспечением главенства естественных прав человека и «общественного договора»
Деление права на частное и публичное
Публичное право императивно обеспечивает общенациональные интересы, не имеющие договорной основы и, как правило, связанные с государством
КП имеет ярко выраженный «публичный характер» + взаимосвязь конституционного и государственного права (учитывая специфику французского и немецкого подходов - см.файл 1.0)
Отсутствует строгая отраслевая структура. Правовая система не связана с комплексным моделированием общественных отношений, отражает казуистичность права. Даже нормы статутного права воспринимаются сквозь призму судебной практики. Отрасли и институты права отражают общность процессуальных норм.
КП не имеет отраслевой природы. Предмет регулирования конституционно-правовых норм определяется путем толкования ситуативной значимости конкретных правоотношений. Как следствие, отсутствует структурная вертикаль источников КП. Системную функцию выполняет доктрина КП («дух конституции», а не ее «буква»).
Отраслевая и институциональная систематизация права. Отрасли и институты образуются как упорядоченные правовые массивы, направленные на регулирование определенных типов общественных отношений. Строгая отраслевая классификация. Иерархия правовых институтов. Иерархия значимости источников права
КП как ведущая отрасль права. Предмет регулирования конституционно-правовых норм – важнейшие общественные отношения, играющие ключевую роль в формировании общественного строя, в т.ч. государственного устройства. КП выполняет системную функцию, закрепляя отраслевую иерархию и иерархию источников.
«Право юристов» (практиков). Право развивается вслед за судебной практикой. Гибкое, постепенное развитие всей правовой системы («зеркало» для общества).
Эволюционное развитие КП в рамках трансформации всей правовой системы. Отсутствие радикальных «конституционных реформ». Незначительная роль «теории КП».
«Право университетов». Право развивается циклами – в контексте общественно-политической стратегии и вслед за наукой («ориентир» и «императив» для общества).
«Реформаторское» и «революционное» развитие КП (либо совершенствование отдельных норм при сохранении системы, либо смена конституционного режима)
Либеральная модель конституционализма
Поликратическая форма / Правовое государство
Этатистская модель конституционализма
Монократическая форма / Социальное государство
Либерально-этатистская модель конституционализма
Сегментарная форма /Правовое социальное государство
Договорной характер государственной власти (легитимность государства определяется «общественным договором»)
Органический характер государственной власти (государство как исторический феномен, «Отечество»)
Институциональный характер государственной власти (государство как система публичных институтов)
Отношения государства и гражданина как взаимная договорная ответственность («контракт»)
Отношения государства и гражданина как патернализм «сверху» и лояльность «снизу».
Отношения государства и гражданина опосредованы социальными сообществами, «группами интересов»
Верховенство (естественного) права: «закон проистекает из права, а не право из закона»
Приоритет «политической воли» над «условностями закона» («право – это то, что полезно народу»)
Верховенство права во всех сферах общественной жизни как принцип законности
Компетенция государства жестко ограничена («ночной сторож», ответственный за национальную безопасность)
Компетенция государства «тотальна» – прямое регулирование всех сфер общественной жизни
Широкая, но жестко урегулированная законом компетенция государства
Представительная демократия с возможностью широкого использования цензов, развитая система партиципации
Плебисцитарная вождистская демократия + элементы прямой и представительной демократии
Система представительной демократии со всеобщими, прямыми, тайными выборами
Жесткий вариант разделения властей («сдержки и противовесы» законодательной и исполнительной властей) + юридическая независимость суда + регионализм
Централизация и персонификация государственного управления, формальность разделения властей, судопроизводство как политический инструмент
Принцип разделения трех ветвей властей (т.е. суд независим политически, а не юридически), функциональная централизация высшего государственного управления
этатистская модель конституционализма
Типология авторитарных и тоталитарных режимов
Второе поколение китайских
лидеров (Дэн Сяопин)
Третье поколение китайских
лидеров (Цзян Цзэминь)
Четвертое поколение китайских
лидеров (Ху Цзиньтао)
Пятое поколение китайских
лидеров (Си Цзиньпин)
Оценка исторического прошлого
– героическая борьба китайского народа за освобождение создала возможность построения социализма
– сохранение культа «великого кормчего» Мао Цзэдуна как символа революционных достижений народа при осуждении его курса на обострение классовой борьбы
– завершение начальной стадии социалистического развития, переход к социалистической модернизации
– преемственность курса: связь с марксистско-ленинской диалектикой, революционными идеями Мао Цзэдуна и теорией «социализма с китайской спецификой» Дэн Сяопина
– отказ от идей диктатуры пролетариата (классовой борьбы) и пролетарского интернационализма (социалистическое строительство как путь национального развития Китая)
– преемственность с модернизационным курсом второго и третьего поколений китайских руководителей
– «двигаться по китайскому пути» (включение всех этапов социалистического строительства в «историю более чем 5000-летней цивилизации китайской нации»)
– преемственность с историческим опытом Китая, роль духовного наследия и взаимосвязь поколений
Стратегия общественного развития
– обобщение «исторических успехов социалистического строительства», переход от «революции» к «строительству социализма с китайской спецификой», сосредоточение усилий на решении проблем «практического» характера.
– задача превращения страны в «богатое, могучее, демократическое, цивилизованное государство», стратегия построения «среднезажиточного общества» (включение всех слоев общества в строительство социализма с китайской спецификой).
– строительство «социалистического гармоничного общества»: реализация «научной концепции развития», социалистическая модернизация трех культур (материальной, политической, духовной), создание положительного имиджа Китая в мире.
– реализация «китайской мечты»: (сильное и богатое государство, национальный подъем, народное счастье) развитие «китайского духа» («духа сплочения и сильного государства, опирающегося на патриотизм, реформы и инновации»).
Политико-правовое развитие
– принятие Конституции 1982 г., направленной на закрепление основ социализма
– восстановлен пост председателя КНР (по факту его занимает Генеральный секретарь КПК)
– создан Центральный военный совет (во главе с Генеральным секретарем КПК), усиление политического контроля Китайской Народной армии
– постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получил равные полномочия с самим собранием;
– изживание фракционности в партии
– активизация деятельности по кодификации законодательства
– укрепление законности с помощью создания народных прокуратур
– переход управленческих функций от парткомов в руки директорского корпуса как повышение политической активности народа на местах
– жесткое пресечение антиправительственных выступлений
– закрепление политического механизма смены «поколений китайских руководителей»
– реформы политической системы исходя из национальных реалий с учетом опыта мировой политической культуры, но не подражания Западу
– реализация концепции «тройного представительства»: КПК отражает интересы передовых производительных сил, передовой китайской культуры, коренные интересы самых широких слоев китайского населения
– совершенствование институтов социалистической демократии, многопартийное сотрудничество под руководством КПК
– формирование «нормированной и гармонично функционирующей, неподкупной системы справедливого высокоэффективного административного управления»
– модернизация кадровой системы КПК, расширение ее социального состава КПК, партийной дисциплины
– поправка к статье 33 Конституции, провозгласившая: «Государство уважает и защищает права человека»
– позиционирование КПК как политической силы, способной обеспечить наиболее эффективную реализацию «научной концепции развития»
– усиление роли лидирующей общественной организации – Патриотического единого фронта китайского народа, расширение его социального состава (новая категория участников – «строители дела социализма», то есть «появившиеся в ходе социальных перемен» предприниматели, управленческий и технический персонал, работающий по контракту на предприятиях иностранного капитала, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, лица свободных профессий).
– политическая кампания по противодействию «чуждой идеологии, способной расшатать устои китайской однопартийной системы»
- демократизация всего общества при сохранении главенства «правящей партии марксистского типа»,
– 3 основные проблемы совершенствования государственного строя: борьба с коррупцией, повышение уровня демократии, укрепление социальной справедливости
– рост законодательной основы власти («правовой социализм»)
– построение гражданского общества («конституционная демократия»)
– необходимость «всестороннего продвижения управления государством на основе законов с общей целью построить социалистическую правовую систему с китайской спецификой»,
– «консультативная демократия» как «особая форма социалистической демократической политики», объединяющей «консультативные каналы в государственных органах власти, политических организациях, партийных коллективах, низовых и общественных организациях»
3. Социально-экономические и культурные реформы
– модель «плановой экономики с элементами рыночного регулирования»
– отказ от командно-административной модели управления экономикой, возврат к многоукладной экономике
– система хозяйственного расчета в деятельности предприятий при сохранении государственной собственности
– стимулирование иностранных инвестиций («специальные экономические зоны)
– ускорение развития легкой промышленности для массового выпуска товаров народного потребления
– ликвидация «народных коммун» и ввод системы «доведения производственных заданий до отдельного двора»
– в перспективе обеспечение среднезажиточного уровня жизни населения
– строительство социалистической духовной культуры
– пресечение преступной деятельности, подрывающей социализм, в экономической и других областях
– реализация модели «социалистической рыночной экономики»
– переориентация функций государства на строительство рыночной экономики и совершенствование хозяйственного законодательства
– акционирование государственных предприятий при сохранении за государством контроля над общеэкономическими процессами, а за госсектором – доминирующие позиции в ключевых отраслях экономики.
– либерализация внешней торговли, выход на мировой рынок.
– политика «среднего достатка», или «малого благоденствия» (в духе концепции среднезажиточного общества)
– формирование массовой социалистической культуры, обращенной к модернизации.
– создание социалистической идеологии, гармонично соответствующей социалистической рыночной экономике
– образование и наука как опора социалистической модернизации.
– возрождение конфуцианских традиций
– устойчивое инновационное развитие без прямого административного регулирования
– усиление гармоничного развития всех сфер жизни китайского общества, а не повышения уровня благосостояния граждан (в русле развития концепции «среднезажиточного общества)
– преодоление неравномерного развития города и села
– введение компенсационной основы национализации земель
– расширение форм охраны государством права собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и т.п.
– задача по созданию государством системы социального страхования, «соответствующей уровню экономического развития страны»
– понимание неприемлемости «чрезмерно большой расплаты ресурсами и экологией за прирост экономики»
– активная поддержка развития высоких технологий при увеличении внимания к рискам развития современных СМИ и Интернета
- «политика новой нормальности»: инновационность, , «зеленое развитие» (экология) открытость внешнему миру, доступность результатов для всех членов общества
- «реформы предложения» («избавиться от избыточных мощностей», «избавиться от излишков», «избавиться от кредитов», «понизить себестоимость» и «стимулировать слабые места»).
- интеграция города и деревни; рост имущественных прав крестьян
- «рыночная экономика социалистического типа», государство занимается стратегическим планированием и инвестициями, поддержкой семейных фирм
- открытые контакты власти с предпринимателями (отношения должны стать «родственными» и «чистыми»)
- «интегрированное развитие города и деревни», преодоление диспропорций в социально-экономическом развитии городского и сельского Китая, объединение базового пенсионного и медицинского страхования для города и деревни
5. Единство страны и внешняя политика
– мир во всем мире
– борьба против идеологического гегемонизма на мировой арене
– попытка конструктивного решения проблемы противостояния мирового Севера и Юга
– Тайвань – часть священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины – священный долг всего китайского народа
– внешняя политика зависит от практических задач социалистического строительства
– курс на «мирное объединение, одну страну – два строя»
– осуществление полного объединения Родины
– стимулирование мирного объединения, но без полного отказа от применения силы (против замыслов внешних сил)
– переход от противостояния сверхдержавам к политике открытости внешнему миру, при сохранении независимой внешней политики
– использование «нематериальных властных ресурсов» культуры и китайских политических идеалов для создания положительного имиджа Китая и в интересах влияния на поведение людей в зарубежных странах («мягкая сила»)
– прагматичное сотрудничество КНР со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика)
– отказ от «особых отношений» с теми или иными странами и политическими блоками
– создание образа успешной страны (Пекинская олимпиада 2008 г.)
- Китай более не намерен оставаться в стороне от важных глобальных процессов, даже если они напрямую не касаются страны
- тема «глобального измерения» «китайской мечты», то есть глобальных изменений, которые будут связаны с китайским национальным возрождением
- активная позиция КНР в Совете безопасности ООН
- расширение контактов с БРИКС и ШОС
- вложение финансового и политического капитала в «чёрную Африку».