Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Этапы проведения исследования

  • 👀 1106 просмотров
  • 📌 1037 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Этапы проведения исследования» docx
Тема 2. Этапы проведения исследования. 1. Этапы исследовательского процесса, направленного на изучение социальной реальности. 2. Системный анализ социальных объектов. Программа исследования. 1. Этапы исследовательского процесса, направленного на изучение социальной реальности. Исследование социальной реальности – это совокупность последовательных этапов в деятельности специалиста социальной работы с целью изучения проблемных моментов социальной жизни. Среди них: • выбор исследуемой проблемы: нахождение и выделение проблемной ситуации, заслуживающей внимания и поддающуюся изучению с помощью научных методов; • обзор литературы: изучение и просмотр источников, знания о другом проведенном исследовании, что позволяет избежать повторения хода работы уже проделанной другими исследователями; • построение гипотезы: завершив обзор литературы, обычно переходят к экспериментальному научному предположению, касающемуся взаимосвязи между двумя переменными; • сбор данных: после формулировки рабочей гипотезы необходимо определить, каким образом будет осуществляться сбор данных для дальнейшего их анализа и проверки гипотезы (выбор метода или их сочетания); • анализ результатов: после получения данных нужно произвести их анализ для нахождения ответов на вопросы, заложенные в исследовательском проекте; • выводы: после анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы. Обычно они принимают, отвергают научную гипотезу или вносят в неё какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать полученные ими данные с другими данными или теориями. В работе студента по подготовке и проведению исследования предполагается следующие этапы: первый этап – выбор и формулировка темы, составление основных элементов в двух разделах программы; второй этап – систематизация материала (работа с документальными источниками, сбор социологической информации с помощью метода опроса); третий этап – анализ данных (выводы, результаты исследования), техническое оформление работы. 2. Системный анализ социальных объектов. Программа исследования. Все исследования проводятся по заранее разработанной программе, от разработки которой, зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов. Программа исследования – документ, содержащий развернутое изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) исследования. Программа считается главным стратегическим инструментом научного исследования, в которой отображается цельный план проведенных действий социолога, общая схема мероприятий всего социологического исследования. Основными функциями программы исследования выступают: методологическая, методическая, прогностическая, организационно-технологическая. Она состоит из двух разделов: методологического и процедурного. Методологический раздел программы: 1. Формулировка проблемы, её актуальность. 2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования. 3. Интерпретация основных понятий (операционализация ключевых терминов). 4. Формулировка и обоснование рабочих гипотез. Процедурный раздел программы: 1. Разработка стратегического плана исследования (обоснование типа исследования, разработка требований к коллективу, техническое и технологическое обеспечение, объем финансирования, план-график проведения исследования). 2. Обоснование выборочной совокупности. 3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации. 4. Анализ результатов исследования. 5. Оформление результатов работы (отчета, социальных технологий, публикаций). Проблема исследования является начальным исходным моментом любого исследования и вмещает в себя круг вопросов, представляющий несомненный интерес практического или теоретического характера. В социологическом плане проблема предстает в виде проблемной ситуации, имеющей два аспекта понимания: гносеологический и предметный, которые тесно связаны между собой. Гносеологический аспект проблемной ситуации заключает в себе противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для её решения. Предметная сторона проблемы исследования содержит в себе социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития (перечень действий, направленных на её развитие). Отсюда, обозначить проблемную ситуацию, это значит указать на неудовлетворительное положение дел в изучаемой сфере или области, выявив её познавательный и практический смысл. Цель исследования ориентирует исследователя на его конечный результат и представляет собой результат установления баланса между потребностями, интересами, мотивами и имеющимися средствами. Цель исследования заключается в ответе на главный вопрос исследования и ориентирована на его конечный результат. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, могут назваться промежуточными целями, или целями второго порядка1. Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных и являются средствами решения главных вопросов исследования. Например, цель исследования «Проблемы толерантности в студенческой среде» - выяснение общей картины, связанной с определением уровня толерантности среди студенческой молодежи (толерантного сознания и толерантных установок студенчества) для выбора эффективной стратегии по реализации программ в системе высшего образования, способствующих установлению и развитию толерантного воспитания молодежи. Данная цель была достигнута посредством решения ряда задач, позволивших выявить: представления молодых людей о различных культурах, этносах и национальностях; степень осведомленности студентов в вопросах толерантности (сущность, черты и характеристики); основные принципы толерантности, разделяемые студенчеством; уровень идентичности студентов в области толерантности (соотнесение молодых людей с представителями «чужих/других» социальных общностей); проблемные зоны, связанные с формированием и развитием толерантных отношений среди молодежи; пути и способы, способствующие повышению эффективности межличностного и межэтнического диалога между студентами. Объект исследования – то, на что направлен процесс познания (это может быть социальный процесс, область социальной действительности, социальные отношения, порождающие проблемную ситуацию). В более узкой трактовке объектом исследования выступают люди, социальные группы, способные дать необходимую информацию по изучаемой проблеме. Предмет исследования - это стороны, особенности, черты и специфика объекта, подлежащие изучению. Например, объектом исследования исследования «Проблемы толерантности в студенческой среде» выступили толерантное сознание и толерантная культура студенческой молодежи данного факультета, а предметом социологического исследования явились грамотность студентов в вопросах толерантных/интолерантных установок, а также определение места толерантности в системе ценностей современного студента. В понятие «интерпретация основных понятий» входит выявление и обозначение основных понятий (терминов) исследования, интерпретация их смысловой окрашенности и направленности. Это является одним из сложных познавательных процессов, при котором с помощью таких теоретических методов как аналогия, ассоциация, научная интуиция, а также собственно опыта, знаний и умений социолога, поддаются анализу основные понятия исследования. Именно ключевые термины, выражающие узловые точки изучаемой проблемы, подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать, но и проверить гипотезы на базе фактических данных. Обратимся к исследованию «Проблемы толерантности в студенческой среде», где рассматриваем понятие «формы толерантности индивида», среди которых: религиозная, расовая, межнациональная, физиологическая и возрастная толерантность; синонимы толерантности «терпимость», «уважение», «снисходительность» и «благосклонность», а именно: веротерпимость», «жизнь в мире с собой и другими», «признание равенства других», «уважение к чужим традициям, обычаям, ценностям», «умение принять другого человека, отличающегося по взглядам, чувствам, идеям», «терпимость к иному образу жизни, иным мировоззрениям». Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, их характере и причинах возникновения изучаемой проблемы, которое надо подтвердить или опровергнуть. Совокупность научных гипотез выражает общую направленность и является главным методологическим инструментом социологического исследования. Это выглядит примерно как следующее умозаключение: «если…, то…», где первый посыл является неким условием второго, второй посыл как следствие первого условия. Подтверждение делает гипотезу вероятной и достоверной, чем больше следствий содержит гипотеза, тем более вероятным становится её подтверждение. В социологическом исследовании с точки зрения задач исследования различают основные (центральные) и неосновные (дополнительные) научные гипотезы, они хоть и соотносятся с разными задачами исследования, но мирно сосуществуют друг с другом; по степени обобщенности материала гипотезы подразделяются на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Подтверждаемость или опровержение гипотез-следствий – путь доказательства обоснованности или опровержения гипотез-оснований. Например, гипотезами исследования «Проблемы толерантности в студенческой среде» выступили: уровень толерантной культуры и толерантного сознания молодого человека не зависит от социально-демографических показателей (национальной принадлежности, возраста, курса и направленности обучения в вузе), а всецело зависит от социокультурных показателей (социального окружения, психологического климата), задающих тон отношениям и коммуникациям студента с окружающими. Таким является содержание методологической части (раздела) программы исследования, теперь рассмотрим основные положения второй процедурной части (раздела) программы. Здесь необходимо начать с принципиального (стратегического) плана исследования, а конкретнее с обоснования типа проводимого исследования (разведывательное, описательное, аналитическое). Так, формулятивный или разведывательный план (применяется в случаях скудности или отсутствии литературы по новой изучаемой проблеме), начинается с общей разведки для определения дальнейших путей поиска по проблеме и предполагает: - изучение имеющихся источников, проработка библиографии и литературы по теме исследования; - консультативные беседы с экспертами (специалистами, работающими по схожей проблематике) для получения дополнительной информации, новых идей и соображений, поиска надежных документальных сведений, наброска первичных гипотез; - разведывательное наблюдение (без детального членения наблюдаемого явления или процесса). Формулятивный план выявляет проблемы и выдвигает гипотез, является методом пилотажа (пробы) для конкретных методов, процедур, приемов организации исследования. Описательный план (применяется в случаях, когда знаний об объекте имеется достаточно для выдвижения описательных гипотез) предполагает качественно-количественное описание объекта, все элементы, подлежащие описанию, должны быть заранее отражены в гипотезах исследования, а сбор информации проводится на основе монографического или выборочного исследования. Этот вид плана используется с целью детального описания структуры предмета исследования, выявления его особенностей в различных аспектах: социально-демографическом, территориальном, профессиональном, социокультурном и др. Аналитический или экспериментальный план исследования (применяется при условии достаточно высокого уровня знаний и информации в изучаемой области) ставит своей целью изучение функциональных взаимосвязей и каузальных отношений в социальных объектах и процессах для эффективного поиска управленческих решений. Это осуществляется с помощью полевого эксперимента (путем целенаправленного воздействия на реальные объекты), либо мысленного или «псевдоэксперимента», когда объекты помещаются в экспериментальные условия теоретически в мыслях. Все перечисленные нами выше варианты стратегического плана относятся к точечным (разовым) обследованиям, где сбор данных предполагает максимально краткие сроки по проведению. Обоснование выборочной совокупности является следующим важным шагом социолога в рамках обозначенной проблемы исследования. Выборка – часть населения генеральной совокупности. Она подразделяется на следующие разновидности: выборка репрезентативная – выборка, строго отражаю­щая особенности и соотношение элементов генераль­ной совокупности; выборка случайная – выборка, в которую может попасть любой элемент генеральной совокупности с равной вероятностью; выборка стратифицированная – способ выборки, при ко­тором генеральная совокупность разделяется на час­ти, или «слои», после чего систематически отбираются элементы из каждого слоя; выборка теоретическая – выборка, которая базиру­ется на теоретическом представлении об изучаемом фе­номене и его вариативности; выборка целевая – выборка, элементы которой отбира­ются из генеральной совокупности в соответствии с определенными исследовательскими целями. Вид и способы выборки всецело зависят от целей, задач и гипотез, а также вида самого исследования. Наиболее строгие требования предъявляются к выборкам аналитических исследований, наименее – к исследованиям по формулятивному плану. Здесь необходимо учитывать важный момент – это требование репрезентативности выборки, что означает, способность выборки максимально отображать основные типические характеристики и свойства генеральной совокупности. Во многих случаях, здесь имеется в виду такие характеристики как половозрастные, профессиональные, имущественные, образовательные показатели обследуемых. Например, в исследовании «Проблемы толерантности в студенческой среде» приняли участие 520 студентов факультета «Финансы и кредит» (выборка квотная), где контролируемыми параметрами анкетирования выступили: дифференциация по полу (32 % юношей и 68 % девушек), форме обучения (73 % специалистов и 27 % бакалавров), курсу обучения (38 % студентов первокурсников, 23 % второкурсников, 21 % третьекурсников, 8 % студентов четвертого курса и 10 % студентов пятикурсников), по национальной принадлежности (83 % русских и 17 % других национальностей) и месту проживания (44 % городских жителей и 56 % сельских жителей). Генеральную совокупность составляют все единицы объекта исследования. Необходимо обеспечить равную их вероятность попадания в выборочную совокупность. Имея полный список студентов (1200 человек, обучающихся в этом учебном году на факультете) и определив объем выборочной совокупности (в 520 человек), устанавливаем шаг выборки делением первой цифры на вторую (1200: 520) и получаем шаг отбора (2,308) , т. е каждый второй студент из списка. Каковы же единые требования, предъявляемые к составлению программы социологического исследования? В.А. Ядов выделяет четыре основных требования в логически последовательных действиях со стороны социолога при разработке им программы деятельности, что, в конце концов, влияет на успешность всей его работы: - первое требование – необходимость составления программы; - второе требование – эксплицитность программы, её четкость, продуманность и обоснованность; - третье требование – логическая последовательность всех элементов программы; - четвертое требование – гибкость программы, связанность всех её звеньев в динамике развития процесса исследования. Процесс подготовки и проведения исследования студентами попадает в разряд научно-исследовательского блока образовательного процесса высшей школы и обеспечивает выполнение общих квалификационных требований к студенческим работам. Он имеет внешнюю и внутреннюю характеристики, к внешней относятся последовательность этапов взаимодействия студента с научным руководителем (преподавателем, ведущим дисциплину). К внутренней относится сам процесс формулирования и раскрытия основной идеи работы с её отражением в содержательной части. В отношении стандартных требований предполагается, что студент уже овладел необходимыми навыками самостоятельной работы над источниками (учебной, методической, научной и справочной литературой), умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Целью проведения исследования является формирование студенчеством целостного представления об использовании количественных и качественных методов в социологической практике. В разряд основных задач научно-исследовательской работы студента входят: - самостоятельное определение проблемы, обоснование её актуальности; - организация материала, логическая последовательность его изложения в программе социологического исследования; - использование эмпирического материала других исследований и связывание с данными, полученными в ходе собственного исследования. В результате проведенной научно-исследовательской работы студент должен: • ознакомиться с категориальным аппаратом социологии, уметь грамотно применять его на практике; • участвовать в проведении научных исследований, знать основные особенности и сферы применения социологических методов; • уметь собирать, обрабатывать и анализировать данные, полученные в результате исследования с выработкой практических рекомендаций. Студенческий проект основан на изучении научной проблемы и должен опираться на литературу и данные, полученные эмпирическим путем. Таким образом, исследование является творческим студенческим учебно-научным произведением, в котором четко сформулирована проблема, обоснована её актуальность, изложена степень изученности, содержатся научные выводы и результаты проделанной работы.
«Этапы проведения исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot