Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2 курс 2 семестр
Лекция 2.Эстетическая сущность
творческой деятельности
Вернуться в раздел Организация худ... !
Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является
устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в
сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса
было предложено В.С.Выготским. Такое понимание воображения имеет принципиальное значение для
решения вопроса о развитии этого психического процесса с возрастом, позволяя критически отнестись
к позициям некоторых авторов (Д.Дьюи, В.Штерн), рассматривающих воображение ребенка как более
богатое и оригинальное по сравнению с творчеством взрослого. Л.С.Выготский показал, что
воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой
деятельности и получая свое дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах
деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и т.п.).
Что же представляет собой творчество? Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная
деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные,
никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и
духовной жизни общества.
Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество
есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.
Психолог Н.Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важных
особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с
тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная,
необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание
продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание
его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится
развитием некоторого формального умения.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во
многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает
воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание
на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы,
побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной
деятельности, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в
окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом
развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт
особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства
оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).
Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности
ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие,
воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в
зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения,
соответствующих возрасту ребенка.
Последнее изменение: Пятница, 20 Январь 2017, 08:57
Лекция 1. Сущность художественно-эстетического воспитания
Лекция 3. Дидактическая организация содержания художественно- эстетического воспитания ▶︎
Вернуться в раздел Организация худ... !