Эмоционально-волевое развитие подростка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по психологии на тему « Эмоционально-волевое развитие подростка»
1. Тема лекции. Обоснование выбора темы.
1) Эмоционально-волевое развитие подростка рассматривается нами как особая сфера развития, характеризующаяся особенностью индивида в содержании, качестве и динамике эмоций и чувств.
Актуальность данной темы состоит в том, что, эмоционально-волевая сфера в подростковом возрасте претерпевает существенные изменения. Эмоциональные состояния, способы реагирования на те или иные ситуации у подростков сильно отличаются от таковых у представителей других возрастных групп. Такое поведение подростков можно объяснить физиологическими изменениями, которые происходят в организме в этом периоде развития.
В представленной работе будут рассмотрены различные на эмоционально-волевое развитие подростка, а так же компоненты эмоционально-волевой сферы (базовые эмоции (агрессивность, тревожность) и волевой компонент) и выясним, каким образом они видоизменяются.
2) Подростковый возраст характеризуется повышенной конфликтностью. Как утверждают многие ученые,в том числе Л. С. Выготский, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Л. Б. Шнейдер, В. М. Целуйко, О. В. Хухлаева, В. А. Сысенко и др., подростковый возраст – один из самых трудных возрастов, так как он представляет собой период становления личности. Именно в этом возрасте формируются социальные установки, закладываются основы нравственности, отношение к обществу, к людям и к себе.
II. Формы организации лекции
1) Аудитория. Учебная лекция читается в группе студентов 4 курса очной формы обучения, обучающихся по следующим направлениям - «Психология» и «Возрастная психология». Студенты данных направлений имеют общее среднее образование и уже владеют определёнными знаниями в области психологии. Таким образом, по уровню подготовленности аудиторию можно считать как подготовленную.
2) Цель лекции: организовать целенаправленную познавательную деятельность студентов по овладению программным материалом дисциплины «Возрастная психология» по данной теме.
3) Задачи лекции, реализующие основной замысел:
а) состав и последовательность задач:
1) Сформировать представление об основах эмоционально-волевого развития подростков
2) Дать представления о ведущей деятельности в подростковом возрасте, учебной деятельности и познавательном развитии подростков, особенности личности подростков;
3) Сформировать умение осознанно воспринимать материал, выделять главное, делать соответствующие записи по ходу лекции;
4) Воспитывать стремление использовать полученные знания на практике.
5) Осуществить текущий контроль знаний, полученных в процессе ранее проведённой лекции.
б)Характер задач:
• Информационные (дать информационный материал по данной теме и закрепить основные понятия, такие как цели обучения (обучающая, развивающая, воспитательная) компетентный психолог, компетенции, модель преподавателя).
• Аналитические (развивать навык анализа целей обучения психологии как дисциплины, с учётом категории обучающихся, с учётом триединства цели обучения; выявление специфики преподавания психологии для непсихологических специальностей).
• Систематизирующие (дать системные представления о целях обучения психологии как учебной дисциплины, с учётом триединства целей, с учётом категории обучающихся; представить модель преподавателя психологии).
• Мотивационные (сформировать познавательный интерес к содержанию учебного материала).
• Ориентировочные (дать основы для дальнейшего усвоения учебного материала).
• Воспитательные (помочь выработать у студентов стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развивать интерес к учебной дисциплине, содействовать активизации мышления студентов).
в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач
Система целей обучения психологии – в области развития личности студента, триединство целей обучения, цели обучения с учётом категории обучающихся. Специфические особенности преподавания психологии для непсихологических специальностей. Модель преподавателя психологии. Требования к преподавателю.
г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.
Необходимо суметь сосредоточить внимание студентов на восприятие и понимание указанного материала, а также настроить их на внутреннюю мыслительную и эмоциональную активность в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Требуется постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать её.
4) Организационная форма лекции: лекция с элементами эвристической беседы.
III. Содержание лекции
1) План и конспект лекции
Структура занятия:
Применяется приём организации фронтальной работы (вопрос для всей аудитории)
1.Организация начала лекционного занятия
2. Актуализация
Опорных знаний
вопросы
Применяется приём, отражающий тип источника информации – личностная значимость материала.
Применяется средство речевого воздействия: персонификация при изложении учебного материала
3. Изучение нового материала
под запись
(Реализуется принцип последовательности изложения нового материала)
частично
под запись
Реализуется принцип историчности в развитии данного учебного предмета.
Применяется приём организации фронтальной работы
частично
под запись
Применяется приём организации фронтальной работы (вопрос для всей аудитории) Применяется средство речевого воздействия: вопросно-ответная форма, вводимая в монолог. Применяется приём организации фронтальной работы (вопрос для всей аудитории) Применяется средство речевого воздействия: вопросно-ответная форма, вводимая в монолог.
Реализуется принцип последовательности и наглядности через приводимые примеры.
частично
под запись
4.Первичная проверка понимания нового материала
Подведение итогов
Информация о домашнем задании
Рефлексия
Применяется приём – вопросы, побуждающие репродуктивную активность. Применяется приём – вопросы, стимулирующие продуктивную активность.
Здравствуйте, уважаемые студенты. Пожалуйста, садитесь.
Запишите тему лекции: «Эмоционально-волевое развитие подростка»
План, по которому мы сегодня будем работать:
1. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте…………………………………………………………....3
2. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков………………………………………………………...5
3. Особенности личности подростков……………………………...7
Периодизация психического развития личности по Д.Б. Эльконину – наиболее распространенная в отечественной психологии. Давайте с вами вспомним, какие стадии развития личности мы уже изучили в рамках нашего курса? Что является критерием такой периодизации? Кто может дать определение ведущего вида деятельности?
1. Отношения с окружающими - наиболее важная сторона жизни подростков. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы
взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными.
Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению актуальных интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает
больше времени проводить со сверстниками.
Общение со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать
и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом.
В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».
Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его
принять, недостаточно. Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко
подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается
изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.
При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе.
Отношения со взрослыми. Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со взрослыми,
прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте.
2. В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития.
Память. В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.
Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Это приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.
Для подростка вспоминать - значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.
Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически, у него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников.
Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Активно осваиваются мнемонические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.
Восприятие. Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.
На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.
Воображение. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования.
Это похоже на детскую игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Вообще, фантазирует не счастливый, а неудовлетворенный человек, а поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняя компенсаторную функцию. Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Речь. В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.
С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть.
Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное
выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением мышления и речи. В V - VI классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в IX - Х классах - план речи, выступления и следовать ему.
Мышление. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции
становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно,
исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия,
обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.
Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен
характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый,
более глубокий и обобщенный взгляд на мир.
Становление основ мировоззрения,начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.
3. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Эмоциональная сфера. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый
кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции
сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Личностные особенности. Одним из личностных новообразований подросткового возраста является
чувство взрослости. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.
Подражание внешним формам поведения. Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12 - 13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п.
Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливости, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»:старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.
Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.
Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
Чувство взрослости. Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому,
представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста
Как проявляется чувство взрослости подростка? Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы самоутверждения подростка. Это могут быть отношения со сверстниками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.
Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Это включение во взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается - младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке.
Я-концепция. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я-концепцию». «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае - это важнейший этап в развитии самосознания.
Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».
«Я-концепция» включает три компонента: когнитивный, оценочный и поведенческий.
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-конпеппии». Оценочный компонент связан с тем, что для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы.
Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя
очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.
Характер. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.
Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10 - 11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11 - 12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12 - 13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.
В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.
Итак, подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.
В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Как проявляется чувство взрослости подростка?
Какие противоречивые желания и поступки, порождаемые личностной нестабильностью, вы можете назвать?
У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое
целое, образуя на границе ранней юности «Я-конпепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Охарактеризуйте три компонента «Я-конпепции»: когнитивный, оценочный и поведенческий.
Оценка ответов студентов.
Составьте психологический портрет знакомого вам подростка в форме рассказа от первого или третьего лица.
У каждого на столе лежат карточки красного, черного и желтого цвета. При помощи этих карточек мне хотелось бы узнать о результативности занятия.
• Поднимите красную карточку те, кто на уроке узнал много нового и полезного.
• Поднимите желтую карточку те, кто уже многое знал из того, что мы сегодня изучали, но почерпнул для себя что-то новое.
• Поднимите черную карточку те, для кого занятие не было интересным.
Спасибо за внимание и проявленный интерес.
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
1. Совместное решение задачи, партнерство.
2. Доступность учебного материала, структурированная устная речь, стилистически грамотно-поставленная диалоговая речь.
3. Использование педагогом невербальных средств общения: мимика, жесты активно присутствуют при объяснении новой темы.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 2002.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.
3. во ЭКСМО-Пресс, 2000.
4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2008.
5. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта, 2003.
6. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми //
7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000.
8. Немов, Р.С. Общая психология. М.: Владос, 2003.
9. Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / М.: Владос, 2001.
10. Первин, Л.А.Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2001.
11. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.
12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.
13. Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – № 2. – С. 94–108
14. Хухлаева О. В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
15. Целуйко В. М. Психологические проблемы современной семьи. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
16. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001.