Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Эмоции и чувства

  • 👀 799 просмотров
  • 📌 765 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Эмоции и чувства» docx
Лекция Тема: Эмоции и чувства План 1. Понятие об эмоциях и чувствах, их особенности. 2. Функции эмоций и чувств. 3. Физиологические основы переживания эмоций и чувств. 4. Динамика развития чувств. 5. Виды эмоций и чувств. Высшие чувства. Цель учебного занятия: Познавательная: ознакомить студентов с такими понятиями, как «чувство», «эмоции», физиологическими основами эмоций и чувств, их значением в жизни человека и в профессиональной деятельности, а также видами и особенностями эмоций и чувств. Развивающая: развивать рефлексию, познавательный интерес к предмету психологии, логику, умение анализировать свое поведение с точки зрения психологических знаний, сравнивать эмоции и чувства, делать умозаключения. Воспитательная: воспитывать любознательность, культуру мышления и культуру проявлений эмоций, стремление к развитию собственной эмоциональной сферы. Профессиональная: воспитывать уважение и терпеливое отношение к проявлениям различных эмоций у детей, формировать умение правильно реагировать на эмоции у детей, развивать рефлексию, как необходимое условие отслеживания собственных эмоций и эмоциональных реакций. Ключевые понятия темы: эмоции, чувства, динамика развития, базовые эмоции, положительные и отрицательные эмоции и чувства, моральные, эстетические, интеллектуальные чувства. Студенты должны знать: ключевые понятия темы, особенности и функции эмоций и чувств как психических процессов, их физиологические основы и значение в жизни человека, компоненты эмоционального процесса, виды эмоций и высших чувств. Студенты должны уметь: объяснять значение эмоций в жизни человека, связь эмоций, чувств с уровнем развития личности человека; сравнивать эмоции и чувства, находить подобное и сущностные различия, виды эмоций; определять вид эмоции и чувства, которые случаются в повседневной жизни, приводить примеры; давать характеристику базовым эмоциям. Средства обучения: технические средства - проектор, ПК, видео запись «Самый красивый танцующий фонтан в мире», лекция «Чувства и эмоции» в электронном виде (презентация), доска. Задания для самостоятельной работы 1. Подготовить сообщение «Влияние различных видов эмоций на познавательную деятельность человека и на другие виды деятельности» 2. Реферат «Значение эмоций и чувств для профессиональной деятельности педагога». Ход проведения І. Организация студентов. ІІ. Мотивация учебной деятельности: Показ фрагмента видео «Самый музыкальный фонтан в мире». Вопрос: «Какие эмоции у вас вызвал данный фрагмент?» Беседа «Творчество и эмоции, чувства». ІІІ. Объявление темы, цели, плана лекции. Страсти - это ветры, надувающие паруса корабля, иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать. Вольтер - беседа на тему «Значение эмоций в жизни человека»/ ІV. Изложение материала. 1. Понятие об эмоциях и чувствах, их особенности. Деятельность человека и его поведение всегда вызывают позитивное или негативное отношение к нему. Отношение к действительности отображается в мозге и переживается как удовольствие или неудовольствие, радость, печаль, гнев, стыд. Такие переживания называют эмоциями, чувствами. Эмоции и чувства осуществляют сигнальную и регулирующую функции, побуждают человека к знаниям, труду, поступкам или сдерживают его. Человеческие эмоции и чувства ярче выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Ушинский писал, что «ни слова, ни мысли, даже поступки наши не выражают так ясно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства». Эмоции и чувства органически взаимосвязаны, но по содержанию и форме переживания они не тождественны. Эмоция - это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности. Эмоция - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного временного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость для жизнедеятельности индивида явлений и ситуаций, которые действуют на него. Эмоции оценивают действительность и доказывают свою оценку в организм языке переживаний. Эмоции трудно поддаются волевой регуляции, их трудно вызвать по своему желанию. Эмоциональный процесс включает три основных компонента: Эмоциональное возбуждение - определяет мобилизационные изменения в организме. Знак эмоции (положительная эмоция побуждает к действию, поддерживает позитивные события, а отрицательная - к действиям, направленным на устранение контакта с негативным событием). Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли - это простые эмоции. Они присущи и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерный признак сложных эмоций состоит в том, что они возникают в результате осознания объекта, вызвавшего их, понимания их жизненного значения (например, переживание удовольствия при восприятии музыки, пейзажа). Чувства - это специфические человеческие, обобщенные переживания отношения к человеческим потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или отрицательные эмоции - радость, любовь, гордость или грусть, гнев, стыд и тому подобное. Чувство - устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражает значение этих явлений в соответствии с его потребностями и мотивами Чувство выделяют в воспринятой и воображаемой действительности явления, которые представляют для человека стабильную мотивационную значимость. Чувства имеют выраженный предметный характер, то есть связанные с конкретным объектом. Одно и тоже чувство может реализовываться в различных эмоциях (амбивалентность). Чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Эмоции и чувства характеризуются определенным качеством и полярностью, активностью и интенсивностью. Как чувство проявляется по отношению личности к труду, событиям, другим людям, к самому себе. По качеству переживаний отличают одни эмоции и чувства от других (например, радость - от гнева, любовь - от ненависти). Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство, при разных обстоятельствах, могут проявляться противоположно: «радость – горе», «любовь – ненависть», «симпатия – антипатия», «удовольствие - неудовольствие». Полярные переживания имеют явно выраженный положительный или отрицательный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувство разного уровня активности. Различают стенические эмоции и чувства - те, которые усиливают активность, побуждают к деятельности, и астенические - угнетающие человека, которые уменьшают его активность, демобилизуют. В зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния и отношение к ситуации и объектам, вызывающим переживания, эмоции и чувства оказываются более или менее интенсивными, бывают долговременными или кратковременными. Характерная особенность эмоций и чувств заключается в том, что они полностью захватывают личность. Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединение в целое всех функций организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных воздействиях на организм, благодаря чему имеют универсальное значение для жизни организма. Охватывая все разновидности переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущение жизни, эмоции становятся как положительным фактором в жизнедеятельности, поднося активность организма, так и отрицательным, подавляя все его функции. Известный физиолог П. Анохин считает, что эмоции, а именно долговременные негативные эмоции (страх, переживания боли и т.д.), играют решающую роль в развитии так называемых неврогенных заболеваний. Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями в различных их вариациях. Характер переживаний предопределяется отношением личности к потребностям, обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению. Потребности человека и животных отличаются по содержанию, интенсивности и способам их удовлетворения, а это предопределяет отличие в эмоциях людей и животных, даже в таких, которые являются общими для них - гнев, страх, радость, печаль и т. д. Человеческие эмоции в корне изменились в процессе исторического развития человека, они олюднилися, приобрели своеобразные особенности. Голод, например, переживается человеком не так, как животным. Человек в зависимости от обстоятельств может сдерживать голод, отказываться от еды. У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства - нравственные, эстетические, познавательные, не присущие животному. Животные эмоции остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, присущее только человеку. Эмоции, чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает различные переживания в связи с отношением к ней и успехами в выполнении, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренним побуждением, ее мотивами. Чувство обогащают жизнь человека. Идеи без чувств - холодные, «светят, но не греют», лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность в чем-то без чувств невозможна. 2. Функции эмоций и чувств. Эмоции всегда субъективны. Они, прежде всего, выполняют функцию отображения субъективного отношения человека к окружающей среде и к себе самой. В эволюционном развитии психики эмоции выполняли простейшие, хотя и жизненно необходимые функции. Они прогнозировали изменения окружающей среды, причем делали это комплексно, целостно, без детального анализа. Эмоциональный отклик базируется на отражении наиболее общих, устойчивых и частых признаков полезных и вредных факторов. На основе возникающей эмоции человек получает возможность быстро принять ориентированное решение о значении нового сигнала и его возможных последствиях (полезно / вредно). В отличие от мышления эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Переживания - непосредственное отражение человеком своего собственного внутреннего мира. Поэтому в эмоции всегда переплетены два мира: объективный (через свойства раздражителя, вызывающего определенную реакцию) и субъективный (через отношение человека к этому объекту и в целом к ​​ситуации). Переживания, возникающие у человека, являются своеобразными сигналами, информируют о том, что в данный момент наиболее актуально, насколько эффективно идет процесс удовлетворения потребностей, насколько велики препятствия, возникающие перед ним, и что необходимо выделить как главный фактор данного момента жизнедеятельности. Отражая возможные события, эмоция является важным компонентом любого обучения. Она подкрепляет жизненно важные знания и «отсеивает» те, которые не являются для человека важными. Эмоции как особые психические процессы представляют собой деятельность оценивания информации, которую накапливают познавательные процессы. Главная функция эмоций - оценка действительности в особых стандартах. Во всех случаях, когда происходит какое-то событие. И которое имеет значение для человека, наблюдается дополнительный эмоциональный фон: нарастание возбуждения, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов, или наоборот, их уменьшения. Эмоции проявляются в различных периферических изменениях, которые отражаются на всех внутренних, висцеральных процессах, от которых зависит жизнь организма. Опираясь на такие эмоциональные проявления, физиологи подчеркивали положительную приспособительную роль эмоций: они приводят организм в состояние готовности к срочному расходованию энергии, мобилизуя все его силы, которые потребуются, например, в случаях страха, гнева или боли. Кроме того, эмоции выполняют функцию мотивации, когда выступают дополнительным мотивирующим фактором: стремление избежать событий, порождающих негативные эмоции, или включиться в события, приводящие к появлению положительных переживаний. Эмоции играют диагностическую функцию. Многие из побуждений человека не всегда осознаются, или неадекватно осознаются человеком. Наличие определенных эмоций может быть важным средством идентификации побуждений, выявление их связи с базовыми жизненными потребностями, ценностями. Вследствие своей предметной обусловленности эмоции определяют направленность деятельности. Это специфическая форма контроля за деятельностью, за ее направлением в виде переживаний. Итак, переживания выступают регулятором деятельности. Эмоциональные переживания как регулятор деятельности выполняют оценочную и побудительную функции. Особую роль играют эмоции в межличностном взаимодействии. С одной стороны, они расширяют возможности общения, поскольку несут дополнительную информацию. Кроме того, эмоции дают возможность «заглянуть» во внутренний мир другого человека. Кроме этих основных функций эмоции играют моральную функцию - сигнализируют о различии между бытием и сознанием, между поступком и его моральным значением. Важная моральная категория - совесть - формируется именно на основе сигнальной функции об отклонении от нормального поведения. Совокупность перечисленных функций предопределяет общую - регулятивную - роль эмоций в психической жизни человека. А чувства формируют интересы человека, направленность личности, ее деятельности. 3. Физиологические основы переживания эмоций и чувств. Эмоции и чувства составляют сложную реакцию организма, в которой принимают участие почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и остальных психических процессов, рефлекторная. Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных центров - гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоций и чувств, осуществляя регулирующую функцию по отношению подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний. Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка, считал И. Павлов, положительно влияет на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражений. По И. Павлову, одной из физиологических основ чувств являются динамические стереотипы, то есть образованные при жизни системы временных нервных связей. «Здесь возникают чувства тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовольствия и горести, радости, торжества и отчаяния и тому подобное. Мне кажется, что часто такие чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении обычных занятий, при потере близких людей ... имеют определенное физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в сложности становления нового», - считал И . Павлов. В возникновении и течении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово меняет наше настроение, возбуждает восхищение, глубокие переживания. Лучшим показателем этого является чувство, вызываемое поэтическими произведениями. Осознавая ситуацию, вызывает определенные чувства, и сами чувства, человек может уменьшить силу переживаний, сдерживать, регулировать их, но внешнее выражение эмоций, внутреннее эмоциональное и чувственное состояние при этом сохраняются. 4. Динамика развития чувств. На уровне биологических форм существования у животных, когда индивид выступает лишь как организм, эмоциональные реакции связаны с органическими потребностями и инстинктивными формами жизнедеятельности. Именно протекание основных для животного организма форм жизнедеятельности, связанных с самосохранением, питанием, размножением, определяет его эмоциональных реакций. На уровне исторических форм существования у человека, когда индивид выступает уже как личность, а не только как организм, эмоциональные процессы связаны уже не только с органическими, но и духовными потребностями, с тенденциями и установками личности и разнообразными формами деятельности, формируются в ходе исторического развития. Объективные отношения, в которые вступает человек в процессе удовлетворения своих потребностей, порождают разнообразные его чувства. Развивающие, в процессе трудовой деятельности, людей формы сотрудничества порождают различные социальные чувства. Человеческие чувства выражаются в форме переживания реального взаимоотношения человека как общественного существа с миром, прежде всего с другими людьми. Через отношение к другим людям формируются у человека и специфические человеческие чувства к самому себе как человеческому существу, как личности, формируются личностные чувства как чувства общественные. Не появление личностных чувств порождает личность и специфическое для человека отношение не только к окружающему миру, но и к самому себе, а становление в процессе общественной жизни и исторического развития личности как субъекта практики и конкретного носителя общественных отношений порождает личностные чувства. Сама работа, основа человеческого существования, становится важнейшим источником человеческих чувств. Важнейшие человеческие эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, на настроении человека, которые связаны обычно с ходом его трудовой деятельности, его успехом или неуспехом. Эмоциональная сфера, жизнь чувств проходит у ребенка долгий путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многообразия, которые доступны взрослому человеку. На основании наблюдений, проведенных над эмоциональными реакциями новорожденных, Уотсон утверждает, что реакция гнева, страха и любви у детей врожденные. Однако целый ряд последующих более тщательных исследований (М. Шерман, Пратт, Нельсон и др.) показали, что реакции страха и гнева в первое время после рождения смутные, они дифференцируются позже. Повторив опыты Уотсона, Шерман установил - путем опроса многих лиц, в числе которых были также лица, специализировавшиеся на уходе за детьми, - что определение характера эмоциональной реакции младенцев основывалось преимущественно на знании ситуации, стимула; в тех случаях, когда эти последние были неизвестны, определение эмоциональной реакции становилось очень шатким, недостоверным. Шерман, Бридж, Бюлер и др, допускают поэтому в качестве первичных только очень недифференцированные реакции «избегание недовольство», на основе которых только впоследствии образуются относительно сложные реакции «страха» и «гнева», которые объединяются в единый целый ряд компонентов и ту же недифференцированную сначала положительную реакцию. Самые ранние эмоциональные проявления ребенка связаны прежде всего с органическими потребностями и чувствами. Важнейший этап в дальнейшем эмоциональном развитии ребенка наступает тогда, когда не только чувство, но уже и представления начинают вызывать все более разнообразные и сложные чувства. На этой новой основе возникают новые чувства, которые отражают все более сложную и все более сознательную жизнь. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции. При этом с расширением круга явлений, которые вызывают у ребенка определенные, уже доступные ему эмоции, расширяется и круг эмоций или чувств, доступных ребенку. Рано проявляется у ребенка чувство симпатии к близким людям, непосредственно его окружающим, заботящихся о нем. Уже в раннем детстве, в преддошкольном возрасте можно наблюдать у детей более или менее ярко выраженные симпатии и предпочтения к матери или отцу, к бабушке и т. д. Это чувство симпатии постепенно начинает распространяться на более широкий круг людей, обнимая и тех, кто менее около сталкивается с ребенком, на животных и т. д. Оно становится вместе с тем все более сознательным. Из этого, сначала очень несложного, чувства симпатии начинается развитие у ребенка социальных чувств. В связи с развитием социальных чувств происходит и развитие личностных чувств - самолюбия, чувствительности к оскорблению, к осуждению и к похвале и т. д. В дошкольном возрасте, а иногда и раньше можно наблюдать у детей уже и проявление эстетических чувств. 5. Виды эмоций и чувств. Виды высших чувств Б.И. Додонов отмечает, что создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одних задач, оказывается недейственна при решении другого круга задач. Он предложил свою классификацию эмоций: Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве других людей, в желании давать людям радость и счастье. Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-нибудь и в заботе, в сопереживании радости и успехов другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, жалости. Коммуникативные эмоции. Возникающие на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не каждая эмоция, которая возникает во время общения, является коммуникативной. Во время общения возникают различные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь сочувственного друга, собеседника и т.п.), желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, понимать друг друга. Глоричные эмоции (от лат. Gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, уважение. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинание лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают негативные эмоции. Проявляются эти эмоции в чувстве пораженного самолюбия и желании взять реванш, в чувстве гордости, превосходства. Праксичные эмоции (или праксичные чувства, по П.М. Якобсону). Это эмоции, которые возникают в связи с деятельностью, ее успешности или неуспешности, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с рефлексом цели (по И.П. Павлову). Выражаются эти эмоции в чувствах увлеченности работой, удовлетворении результатами своего труда, приятной усталости, убеждении, что день прошел не зря. Пугничные эмоции (от лат. Pugna - борьба). Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это стремление острых ощущений, захват опасностью, риском, чувством спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация собственных возможностей. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Оказываются в ожидании «светлого чуда». Гностические эмоции (от греч. Gnosis - знание). Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в когнитивной гармонии, как пишет Додонов. Суть этой гармонии в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, сводя, таким образом, всю имеющуюся информацию к «общему знаменателю». Типичная ситуация, которая возбуждает эти эмоции - это проблемная ситуация. Проявляются эти эмоции в недоумении, чувстве ясности или невнятности, в стремлении преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, свести все в систему. Эстетические эмоции. По этим эмоциям существуют две основные точки зрения. Первая: эстетические эмоции в чистом виде не существуют. Есть переживания, в которых переплетаются различные эмоции. Вторая: эстетическая эмоция есть не что иное как чувство красоты. По Додонову, не каждое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются они в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»). Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятным чувством одиночества, прекрасного воспоминания о прошлом. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте. Выражаются они в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т.п., в чувстве беззаботности, «сладкой лени», в легкой эйфории. Акизитивные эмоции (от франц. Acquisition - приобретение). Эти эмоции вызывают интерес к сбережению, коллекционированию, приобретению вещей. Оказываются в радости по случаю приобретения новой вещи, от увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при осмотре собственных накоплений и тому подобное. Е.П. Ильину эта классификация представляется несколько надуманной. Содержание классификации эмоций должен быть не в том, чтобы соотнести их с конкретными видами потребностей (для этого нужно еще иметь обоснованную и непротиворечивую классификацию самих потребностей, чего до сих пор нет), а в том, чтобы выявить группы эмоций, которые различаются по качеству переживаний и их роли для человека и животных. В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они являются отражением переживаний отношения к явлениям социальной действительности. По содержанию высшие чувства разделяют на моральные, эстетические, праксичные и интеллектуальные. Уровень духовного развития человека оценивают по тому, в какой мере ему свойственны эти чувства. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Высшие чувства являются не только личным переживанием, но и средством воспитательного влияния на других. Нравственные чувства - это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям, к самому себе. Источником нравственных чувств является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, борьба за достижение общественных целей. Нравственные чувства человека сформировались в общественно-исторической жизни человечества, в процессе общения людей и стали важным средством оценки поступков и поведения, регулирования взаимоотношений личностей. Эстетические чувства - это чувства красоты в явлениях природы, в труде, в гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоничная слаженность в объектах целого и частей, ритм, консонанс, симметрия связанные с чувством приятного, наслаждением, глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, но и в чувствах человек утверждает себя в предметном мире. Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Они облагораживают личность, наполняют ее высокими стремлениями, удерживают от негативных поступков. Итак, эстетические чувства являются существенными факторами в формировании морального облика человека. Высшие уровни развития эстетического чувства оказываются в чувствах высокого, возвышенного, трагического, комического, юмора. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и являются важным средством их формирования. Праксичные чувства - это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на различные виды деятельности - трудовую, учебную, спортивную. Это проявляется в восторге, в удовлетворении деятельностью, творческом подходе, радости от успехов или в неудовлетворении, равнодушном отношении к деятельности. Яркое представление о содержании и формах деятельности, ее процесса и результата, общественной ценности - основная предпосылка возникновения и развития праксичных чувств. Праксичные чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся устойчивыми тогда, когда деятельность отвечает интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности оказываются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития. Интеллектуальные чувства являются эмоциональным откликом на отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании. Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, уверенности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, учебных и научных предпочтениях. Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни развития. Такими его уровнями является любопытство, любознательность, целеустремленность, устойчивый интерес к определенной области знаний, увлечение познавательной деятельностью. Механизмом познавательных чувств является врожденный ориентировочный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности, условий жизни. Итог занятия. Вопросы по теме 1. Как происходит отражение действительности чувствами и чем оно отличается от отражения в познании? 2. В чем заключается различие между эмоциями и чувствами? 3. По каким признакам можно констатировать. Что человек находится в состоянии эмоционального возбуждения? 4. Каковы главные признаки аффекта? 5. Какие признаки характеризуют страсти как форму переживания чувств? 6. Почему моральные, интеллектуальные, эстетические и праксичные чувства принадлежат к высшим чувствам?
«Эмоции и чувства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot