Элейская школа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Античная философия
Элейская школа
Представители школы:
• Ксенофан – прожил более 90 лет, называют первым атеистом, указывает на антропоморфность богов(если люди могут быть злыми, то и боги, боги лишаются святости). Много путешествовал и исходя из путешествий приходит к выводу, как представляют разные народы богов: «Образы рисовали богов и тела их ваяли, точно такими, каков у каждого собственный облик». Создатель Бога единого: Бог один и бестелесен, всеединое, неподвижное, вечное, это первоначало, шарообразен.
• Парменид - ученик Ксенофана, автор трактата «О природе». Учение : путь истины (алетейя) и путь мнения (докса). Бытие, сущее – вечное, неизменное, однородное, шарообразно, а небытие – многое, изменчивое, различное. Основный принцип - принцип тождества бытия и мышления. Идеи: Вселенная состоит из венцов. Смешение двух начал. Бытие противопоставляется небытию (видимости) и трактуется отвлеченно и мыслится как абсолютная неподвижность, мир изменчивых явлений – небытие , истинное бытие познается не чувствами, а разумом.
• Зенон - ученик Парменида, стал знаменит в том числе благодаря Платону. Считал, что чувствам нельзя доверять, должны рассчитывать на разум. Использовал метод от противного, показал противоречие природы. Антиномия о проблеме конечного и бесконечного, проблеме бесконечной делимости конечных вещей. Единица сводится к небытию.
Апории:
Как мы движемся, проблема мысленности движения привела к дихотомии (деление на два)-прежде чем пройти путь, проходим половины пути, бесконечное число точек, рассуждаем, без движения.
Ахиллес и черепаха- черепаха вышла раньше и ее не сможет обогнать, Ахиллес в ситуации догоняющего, сумма конечных отрезков, нет единства пространства и времени .Вопрос об истинности движения.
Стрела- время подвергнуто мышлению, представляется в виде отрезков. Стрела в определенном месте в определенном времени.
Проблемы, поставленные Элейской школой:
• противопоставление единого неизменного бытия изменчивому многообразию вещей (единого и многого, тождества первоначала и многообразия вещей, вечности материи и изменчивости ее проявлений)