Экзистенциальный анализ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Экзистенциальный
подход в
психологическом
консультировании
Экзистенциальный
анализ
Виктор Франкл: “Мой экзистенциальный
анализ - это не анализ экзистенции”
“Скорее ЭА представляет собой экспликацию экзистенции.
Однако сама экзистенция тоже себя эксплицирует: она
эксплицирует себя, раскрывает себя, разворачивается в
процессе жизни. “Как раскатываемый ковер открывает свой
неповторимый рисунок, так по процессу жизни, по ее
развитию считываем мы существо личности”
Невроз:
- в аспекте физических изменений
- психических проявлений
- средство достижения целей в
социальной области
- модус существования
Невроз - невротический способ
существования, особая духовная
установка, продукт принятия
решений (даже неосознаваемых).
Понимание
человека в
логотерапии
Свобода, по Франклу, не есть “свобода от”, она есть “свобода для” (вот
тут идет речь о смысле), всегда сопряженная с ответственностью.
“Осознание ответственности является основой человеческого
существования, и экзистенциальный анализ есть метод такого
осознания” (Франкл)
Независимо от того насколько больным может быть человек, у него
остается остаточная свобода относительно судьбы и болезни, во всех
ситуациях и в каждый момент жизни, до самого конца.
Человек есть не “влекомое” (Фрейд, инстинкты), а “ответственное бытие”.
Наше существование настолько “наше”, насколько мы за него
ответственны.
В психоанализе осознанным становится инстинктивное, а в
логотерапии (ЭА) духовное.
Логотерапия
Важные ценности, по Франклу:
1. Ценность творчества;
2. Ценность переживания;
3. Ценность отношения;
4. Ценность страдания (самое сложное).
Бессмысленность порождает отчаяние. Люди, утратившие или не
имеющие жизненного смысла испытывают экзистенциальный вакуум.
Эта внутренняя пустота порождает лень, скуку, вялость и апатию.
Утрата смысла часто приводит человека к депрессии, озлобленности,
наркомании и алкоголизму. Экзистенциальный вакуум будет
отравлять жизнь человека даже при всём её внешнем благополучии.
Франкл
Я очень надеюсь, что никому из нас не придется доказывать верность
своим ценностям, находясь на грани между жизнью и смертью. И может
быть, чтобы в вашей повседневной жизни было больше радости и
осмысленности, вы захотите использовать применяемый в логотерапии
метод четырех шагов. Суть его состоит в следующем:
1 шаг – понять, что несет текущая ситуация для меня и какие
возможности она содержит;
2 шаг – эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы
почувствовать ее важность и значимость для моей жизни;
3 шаг – выбрать наилучшую для меня возможность в данных
обстоятельствах;
4 шаг – обдумать то, как лучше всего воплотить это решение в жизнь и
понять, что изменится в моей жизни и жизни других, если это решение
будет реализовано.
Практика логотерапии
Франкл использовал в Логотерапии прикладные методы:
1. Метод диалога, сократической беседы. Человек должен
“родить смысл”.
2. Метод парадоксальной интенции (направленности).
Пример: ребёнку, страдающему энурезом, он платил
деньги каждый раз, когда его постель оказывалась
мокрой.
3. Дерефлексия. Используется при лечении неврозов,
тревоги навязчивых состояний
Упражнение «Свободное плавание»
Представьте, что вы корабль, плывущий куда-то по морю.
Какой вы корабль?
Какое море?
С какой целью вы плывете?
Плывите свободно, куда вам хочется. С какими трудностями вы встречаетесь по пути, или
их нет?
Что еще происходит с кораблем?
В какой пункт назначения вы приплыли?
Что происходит дальше?
Как долго это продолжается и чем заканчивается ваше путешествие?
Что вы поняли про себя, с какими тупиками встретились?
Просмотрите историю про корабль, а потом мы обсудим результаты.
Альфрид Лэнгле: “логотерапия - это
составная часть экзистенциального анализа”
“Таким образом, мы можем сказать, что в экзистенциальном
анализе речь идет о “нахождении жизни”, а в логотерапии - об
осмысленном проживании жизни”. (Лэнгле, 1999)
Первая фундаментальная мотивация А.
Лэнгле.
Основной вопрос уровня первой фундаментальной мотивации — я есть,
но могу ли я быть в этом мире во всей целостности и полноте своего
существования?
● В первой фундаментальной мотивации основное содержание
персональной переработки — принять и выдержать.
● Суть принятия — «я могу быть, и это может быть». Принять — означает
дорасти до спокойствия в отношении данностей существования,
которые прежде вызывали бессильную ярость или желание бежать.
● Существуют определенные предпосылки принятия, которые могут
стать темой психотерапевтической работы. Последствия принятия –
чувство доверия к миру, переживаемое в пределе как готовность
обнаруживать в мире множество опор, в том числе и духовных,
выходящих за пределы одной индивидуальной жизни, за пределы
рационального.
Вторая фундаментальная мотивация
А.Лэнгле.
Вопрос второй фундаментальной мотивации — Я живу, но удовлетворят
ли меня качество моей жизни?
● Этот вопрос обычно не стоит на повестке, когда человек выживает, но
становится чрезвычайно важным, когда страх побежден и первая
мотивация исполнена. Я могу быть в этом мире, но хороша ли моя
жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит
ли жить такую жизнь?
● Речь идет о способности быть эмоционально открытым, о зарождении
чувств, о функции эмоций, об искусстве наслаждаться жизнью и глубоко
страдать по поводу потери ценности. Радость и печаль, вся полнота
чувственных переживаний открываются человеку, когда он способен не
прятаться, а идти навстречу всему, что приносит жизнь.
Третья фундаментальная мотивация
А.Лэнгле.
Основной вопрос третьей фундаментальной мотивации: имею ли я
право быть самим собой?
● Он посвящен человеческому Я. Я — жесткая реальность человеческой
жизни. Игнорирование Собственного, перешагивание через свое Я
вызывает страдание. Не важно, другие или ты сам сделал это. Для
человека важно утверждать и отстаивать Собственное. Но не обижу ли я
при этом Другого? Не буду ли сам обижен несправедливым
обесценивающим отношением?
● Оценка собственного поведения, желания, намерения закрепляется в
виде суждения, оправдывающего или обвиняющего. Приговор себе
является результатом внимательного всматривания в себя.
● Только имея в опыте переживание ценности собственного Я, человек
способен ценить и уважать Я Другого.
Четвертая фундаментальная мотивация А.Лэнгле.
Основной вопрос четвертой фундаментальной мотивации звучит так:
что я должен делать?
● Каков сейчас запрос жизненной ситуации? Какие жизненные задачи
для меня главные? Что я могу расслышать как запрос жизни? В каком
контексте нахожусь? Насколько широк горизонт моего вúдения и
понимания жизни?
● Этот вопрос,который адресуется будущему. Тема этой завершающей
мотивации – внесение себя в жизнь. Без этого деятельного
осуществления себя нет шансов пережить чувство экзистенциальной
исполненности — глубокого удовлетворения, что задуманное
сбывается, что ценности живут благодаря моим стараниям.
● Человек, проживающий свою единственную жизнь всерьез, стремится
увидеть ее как включенную в систему более общих взаимосвязей:
исторических, культурных, биографических, религиозных. Смысл его
поступка или намерения становится частью превосходящих его
смыслов, общечеловеческой смысловой сферы
Техника противостояния экзистенциальной вине
Один человек узнал о том, что где–то существует Замок, в котором царствует Закон, мудро распределяющий счастье и
несчастья «по справедливости». Как и полагается, он отправляется в странствие и, износив положенное количество
одежды и стоптав положенное количество башмаков, наконец находит его. Стражник, перед одними из бесчисленных
ворот, приветствует путника, но сразу же объявляет, что пропустить его в данный момент не может. Когда человек пытается
сам заглянуть в недра Замка, стражник предупреждает: «Если тебе не терпится, попытайся войти, не слушай моего запрета.
Но знай, могущество мое велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят стражники
один могущественнее другого. И с каждым из них тебе придется сразиться».
Тогда человек решил подождать, пока ему либо разрешат войти, либо придет кто–то другой, готовый сразиться со
страшными и могущественными стражниками. Иногда он подолгу беседовал с первым стражником на разные темы.
Периодически он пытался подкупить стражника разнообразными взятками. Тот брал их, но все равно не пропускал,
объясняя свои действия так: «Я делаю это, чтобы ты не терял надежду».
В конце концов человек состарился и, чувствуя, что умирает, попросил стражника исполнить его последнюю просьбу –
ответить на вопрос: «Ведь все люди стремятся к Закону, как же случилось, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не
требовал, чтобы его пропустили?». Тогда стражник крикнул в ответ (так как человек уже плохо слышал): «Никому сюда входа
нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь я пойду и запру их».
Существует различие между виной за плохой выбор, сделанный в
прошлом, и виной, связанной с отказом делать новый выбор.
Пока пациенты продолжают вести себя в настоящем так, как они это
делали в прошлом, они не могут простить себе выбор, сделанный в
прошлом.
Эмми ван Дорцен: “цель - помочь людям в
развитии и усилении их способности отвечать требованиям
жизни”
Жизнь это искусство, а терапевт учитель рисования.
(искусство жизни)
Эрнесто Спинелли: “Бытие-с-клиентом и
бытие-для-клиента”
Основные принципы:
1)принцип взаимосвязанности (предмет исследования человеческое
взаимодействие)
2)все обречены существовать в пространстве неопределенности (опоры
можно искать только в себе)
3)тревога - неотьемлемая часть нашей жизни
Три этапа:
- создание общего терапевтического мира
- внимание на моделях и способах бытия с клиентом в этом мире
- трансформированный мир клиента сливается с его жизненным миром
Важна инаковость терапевта!
Александр Алексейчик: “Духовные
люди душевными болезнями не
болеют”
-
-
-
Душевные люди болею только за других
Иммунитет в психиатрии - это со-страдание и сопереживнаие
Если жить во-всю, можно пережить любую
психическую болезнь (жить интенсивно, с
вечностью)
Психическая болезнь - это не малоумие, не безумие,
а малодушие, бездушие, бездуховность
Для группы
-
Я счастлив(а) когда…
(чем больше вариантов с продолжением, тем лучше)
Для группы
-
Похвалите себя перед группой
Счастливого пути!
“Образовывается, обретает свой образ и просвещается не тот, кто
учится, а тот, кто живет открыто в институтских группах, кто
перерабатывает опыт жизни, своей и чужой, у кого итог пребывания в
институте - не освоение методов, не набор знаний об экзистенциальной
философии, психологии и терапии, а скорее жизненная широта,
мудрость”
(с) Есельсон Семён