Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экзистенциальный анализ

  • 👀 219 просмотров
  • 📌 192 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экзистенциальный анализ» pdf
Экзистенциальный подход в психологическом консультировании Экзистенциальный анализ Виктор Франкл: “Мой экзистенциальный анализ - это не анализ экзистенции” “Скорее ЭА представляет собой экспликацию экзистенции. Однако сама экзистенция тоже себя эксплицирует: она эксплицирует себя, раскрывает себя, разворачивается в процессе жизни. “Как раскатываемый ковер открывает свой неповторимый рисунок, так по процессу жизни, по ее развитию считываем мы существо личности” Невроз: - в аспекте физических изменений - психических проявлений - средство достижения целей в социальной области - модус существования Невроз - невротический способ существования, особая духовная установка, продукт принятия решений (даже неосознаваемых). Понимание человека в логотерапии Свобода, по Франклу, не есть “свобода от”, она есть “свобода для” (вот тут идет речь о смысле), всегда сопряженная с ответственностью. “Осознание ответственности является основой человеческого существования, и экзистенциальный анализ есть метод такого осознания” (Франкл) Независимо от того насколько больным может быть человек, у него остается остаточная свобода относительно судьбы и болезни, во всех ситуациях и в каждый момент жизни, до самого конца. Человек есть не “влекомое” (Фрейд, инстинкты), а “ответственное бытие”. Наше существование настолько “наше”, насколько мы за него ответственны. В психоанализе осознанным становится инстинктивное, а в логотерапии (ЭА) духовное. Логотерапия Важные ценности, по Франклу: 1. Ценность творчества; 2. Ценность переживания; 3. Ценность отношения; 4. Ценность страдания (самое сложное). Бессмысленность порождает отчаяние. Люди, утратившие или не имеющие жизненного смысла испытывают экзистенциальный вакуум. Эта внутренняя пустота порождает лень, скуку, вялость и апатию. Утрата смысла часто приводит человека к депрессии, озлобленности, наркомании и алкоголизму. Экзистенциальный вакуум будет отравлять жизнь человека даже при всём её внешнем благополучии. Франкл Я очень надеюсь, что никому из нас не придется доказывать верность своим ценностям, находясь на грани между жизнью и смертью. И может быть, чтобы в вашей повседневной жизни было больше радости и осмысленности, вы захотите использовать применяемый в логотерапии метод четырех шагов. Суть его состоит в следующем: 1 шаг – понять, что несет текущая ситуация для меня и какие возможности она содержит; 2 шаг – эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы почувствовать ее важность и значимость для моей жизни; 3 шаг – выбрать наилучшую для меня возможность в данных обстоятельствах; 4 шаг – обдумать то, как лучше всего воплотить это решение в жизнь и понять, что изменится в моей жизни и жизни других, если это решение будет реализовано. Практика логотерапии Франкл использовал в Логотерапии прикладные методы: 1. Метод диалога, сократической беседы. Человек должен “родить смысл”. 2. Метод парадоксальной интенции (направленности). Пример: ребёнку, страдающему энурезом, он платил деньги каждый раз, когда его постель оказывалась мокрой. 3. Дерефлексия. Используется при лечении неврозов, тревоги навязчивых состояний Упражнение «Свободное плавание» Представьте, что вы корабль, плывущий куда-то по морю. Какой вы корабль? Какое море? С какой целью вы плывете? Плывите свободно, куда вам хочется. С какими трудностями вы встречаетесь по пути, или их нет? Что еще происходит с кораблем? В какой пункт назначения вы приплыли? Что происходит дальше? Как долго это продолжается и чем заканчивается ваше путешествие? Что вы поняли про себя, с какими тупиками встретились? Просмотрите историю про корабль, а потом мы обсудим результаты. Альфрид Лэнгле: “логотерапия - это составная часть экзистенциального анализа” “Таким образом, мы можем сказать, что в экзистенциальном анализе речь идет о “нахождении жизни”, а в логотерапии - об осмысленном проживании жизни”. (Лэнгле, 1999) Первая фундаментальная мотивация А. Лэнгле. Основной вопрос уровня первой фундаментальной мотивации — я есть, но могу ли я быть в этом мире во всей целостности и полноте своего существования? ● В первой фундаментальной мотивации основное содержание персональной переработки — принять и выдержать. ● Суть принятия — «я могу быть, и это может быть». Принять — означает дорасти до спокойствия в отношении данностей существования, которые прежде вызывали бессильную ярость или желание бежать. ● Существуют определенные предпосылки принятия, которые могут стать темой психотерапевтической работы. Последствия принятия – чувство доверия к миру, переживаемое в пределе как готовность обнаруживать в мире множество опор, в том числе и духовных, выходящих за пределы одной индивидуальной жизни, за пределы рационального. Вторая фундаментальная мотивация А.Лэнгле. Вопрос второй фундаментальной мотивации — Я живу, но удовлетворят ли меня качество моей жизни? ● Этот вопрос обычно не стоит на повестке, когда человек выживает, но становится чрезвычайно важным, когда страх побежден и первая мотивация исполнена. Я могу быть в этом мире, но хороша ли моя жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит ли жить такую жизнь? ● Речь идет о способности быть эмоционально открытым, о зарождении чувств, о функции эмоций, об искусстве наслаждаться жизнью и глубоко страдать по поводу потери ценности. Радость и печаль, вся полнота чувственных переживаний открываются человеку, когда он способен не прятаться, а идти навстречу всему, что приносит жизнь. Третья фундаментальная мотивация А.Лэнгле. Основной вопрос третьей фундаментальной мотивации: имею ли я право быть самим собой? ● Он посвящен человеческому Я. Я — жесткая реальность человеческой жизни. Игнорирование Собственного, перешагивание через свое Я вызывает страдание. Не важно, другие или ты сам сделал это. Для человека важно утверждать и отстаивать Собственное. Но не обижу ли я при этом Другого? Не буду ли сам обижен несправедливым обесценивающим отношением? ● Оценка собственного поведения, желания, намерения закрепляется в виде суждения, оправдывающего или обвиняющего. Приговор себе является результатом внимательного всматривания в себя. ● Только имея в опыте переживание ценности собственного Я, человек способен ценить и уважать Я Другого. Четвертая фундаментальная мотивация А.Лэнгле. Основной вопрос четвертой фундаментальной мотивации звучит так: что я должен делать? ● Каков сейчас запрос жизненной ситуации? Какие жизненные задачи для меня главные? Что я могу расслышать как запрос жизни? В каком контексте нахожусь? Насколько широк горизонт моего вúдения и понимания жизни? ● Этот вопрос,который адресуется будущему. Тема этой завершающей мотивации – внесение себя в жизнь. Без этого деятельного осуществления себя нет шансов пережить чувство экзистенциальной исполненности — глубокого удовлетворения, что задуманное сбывается, что ценности живут благодаря моим стараниям. ● Человек, проживающий свою единственную жизнь всерьез, стремится увидеть ее как включенную в систему более общих взаимосвязей: исторических, культурных, биографических, религиозных. Смысл его поступка или намерения становится частью превосходящих его смыслов, общечеловеческой смысловой сферы Техника противостояния экзистенциальной вине Один человек узнал о том, что где–то существует Замок, в котором царствует Закон, мудро распределяющий счастье и несчастья «по справедливости». Как и полагается, он отправляется в странствие и, износив положенное количество одежды и стоптав положенное количество башмаков, наконец находит его. Стражник, перед одними из бесчисленных ворот, приветствует путника, но сразу же объявляет, что пропустить его в данный момент не может. Когда человек пытается сам заглянуть в недра Замка, стражник предупреждает: «Если тебе не терпится, попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай, могущество мое велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят стражники один могущественнее другого. И с каждым из них тебе придется сразиться». Тогда человек решил подождать, пока ему либо разрешат войти, либо придет кто–то другой, готовый сразиться со страшными и могущественными стражниками. Иногда он подолгу беседовал с первым стражником на разные темы. Периодически он пытался подкупить стражника разнообразными взятками. Тот брал их, но все равно не пропускал, объясняя свои действия так: «Я делаю это, чтобы ты не терял надежду». В конце концов человек состарился и, чувствуя, что умирает, попросил стражника исполнить его последнюю просьбу – ответить на вопрос: «Ведь все люди стремятся к Закону, как же случилось, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?». Тогда стражник крикнул в ответ (так как человек уже плохо слышал): «Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь я пойду и запру их». Существует различие между виной за плохой выбор, сделанный в прошлом, и виной, связанной с отказом делать новый выбор. Пока пациенты продолжают вести себя в настоящем так, как они это делали в прошлом, они не могут простить себе выбор, сделанный в прошлом. Эмми ван Дорцен: “цель - помочь людям в развитии и усилении их способности отвечать требованиям жизни” Жизнь это искусство, а терапевт учитель рисования. (искусство жизни) Эрнесто Спинелли: “Бытие-с-клиентом и бытие-для-клиента” Основные принципы: 1)принцип взаимосвязанности (предмет исследования человеческое взаимодействие) 2)все обречены существовать в пространстве неопределенности (опоры можно искать только в себе) 3)тревога - неотьемлемая часть нашей жизни Три этапа: - создание общего терапевтического мира - внимание на моделях и способах бытия с клиентом в этом мире - трансформированный мир клиента сливается с его жизненным миром Важна инаковость терапевта! Александр Алексейчик: “Духовные люди душевными болезнями не болеют” - - - Душевные люди болею только за других Иммунитет в психиатрии - это со-страдание и сопереживнаие Если жить во-всю, можно пережить любую психическую болезнь (жить интенсивно, с вечностью) Психическая болезнь - это не малоумие, не безумие, а малодушие, бездушие, бездуховность Для группы - Я счастлив(а) когда… (чем больше вариантов с продолжением, тем лучше) Для группы - Похвалите себя перед группой Счастливого пути! “Образовывается, обретает свой образ и просвещается не тот, кто учится, а тот, кто живет открыто в институтских группах, кто перерабатывает опыт жизни, своей и чужой, у кого итог пребывания в институте - не освоение методов, не набор знаний об экзистенциальной философии, психологии и терапии, а скорее жизненная широта, мудрость” (с) Есельсон Семён
«Экзистенциальный анализ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot