Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Экзистенциальная философия называется так от латинского слова
экзистенция, что в переводе означает существование. Родоначальником
экзистенциальной философии считается датский философ XIX в. С.
Кьеркегор. К этому направлению относятся философы ХХ в.: М. Бубер, М.
Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм.
Казалось бы, наиболее полную и всеобъемлющую антропологическую
концепцию можно встретить в учениях философов–экзистенциалистов,
утверждавших, что существование человека предшествует его сущности.
Согласно этому главному принципу экзистенциализма, каждый человек,
приходя в мир, начинает свою жизнь в качестве родового существа, главное
качество которого проявляется в существовании на чувственно животном
уровне, определенном нераздельной слитностью с материальной природой.
Об этом пишет в своем произведении «Я и Ты» немецкий философ М. Бубер.
Рождаясь, любой человеческий индивид связан немыслимыми, но
ощутимыми связями со всей природной реальностью, образуя с ней
целостность,
которая
характеризуется
врожденным,
инстинктивным
отношением «Я–Ты». Понимание, осознание своего собственного Я
отсутствует и еще долго не возникнет, но модель внутреннего мира «Я–Ты»
уже детерминирует поведение ребенка. «Ошибочно полагать, – считает
автор, – будто ребенок сначала воспринимает объект, а потом уже вступает с
ним в отношение; напротив, наипервейшее – это стремление к отношению,
это рука, протянутая навстречу пред-стоящему, которое словно заполняет
углубление ладони, округленной в жесте приятия; второе же – это отношение
к пред-стоящему» [1, с. 43].
Постепенно взрослея и приобретая опыт собственной жизни, в которой
начинает прослеживаться четкая грань между особенностью внутреннего
мира и совокупностью предметов и явлений, образующих внешний мир,
формируется индивидуальное Я. Будучи чрезвычайно неустойчивой, эта
конструкция
отдельного,
самостоятельного
Я
начинает
строить,
организовывать новый вид отношений, который обеспечит стабильность и
комфорт. М. Бубер полагает, что вновь возникающие
в процессе
индивидуально осознанной жизни отношения характеризуются формулой
«Я–Оно», в которых реализуется естественная потребительская установка
человека на обладание благами материального мира, рассматриваемого в
качестве объекта или Оно. Таким образом, учение немецкого философа
обосновывает тезис экзистенциализма, что сущность, представленная
осмысленным пониманием собственного Я, формируется в процессе
существования.
Однако хотелось бы заметить, человек потому и рождается человеком,
что все сущностные, то есть собственно человечные качества, изначально его
детерминируют. Возможно, эти качества не разовьются настолько, чтобы
всегда, во всех событиях жизни определять и характеризовать именно
человечные мотивы и поступки, но даже в своей неразвитости, скрытости и
потенциальности они уже указывают на то, что их носителем является
человек, но не животное.
Так какие же сущностные качества определяют структуру сознания,
содержание того Я, которое является эпицентром человеческой личности?
Философ ХХ в. Ж.-П. Сартр в своем произведении «Трансцендентность
Эго» пишет о том, что сущность человека представлена «Я» – актом Эго,
определяющим «сознание самого себя, т. е. самосознанием». Этот акт
невозможно охарактеризовать во всей полноте, ибо он лишен какого-то
конкретного чувственно-предметного содержания. Автор убежден в том, что
даже любое эмоциональное состояние, практически сливающееся с «Я» и
отчасти являющееся его содержанием, по отношению к нему выступает
внешним объектом, который не высвечивает «Эго» как таковое, само по себе,
но замутняет его, делает непроницаемым, не доступным для рефлексии.
Философ поясняет, что для познающего самого себя человека как субъекта
«Я [Je] не есть ни объект (ибо оно, как было предположено, есть нечто
внутреннее), ни некий момент сознания, ибо оно есть нечто существующее
для сознания, ни некое просвечивающее качество сознания, а некоторым
образом его обитатель» [2, с. 91].
Стало быть, субстанциональность Я, сопровождая все деятельные акты
сознания, сама по себе ускользает от познавательных способностей человека,
так как, по сути, является их основанием, обителью. Не случайно, Ж. П.
Сартр вынужден признать, что как таковое Я человека характеризует
личностный центр бытия, о котором невозможно ничего сказать, кроме того
что он есть, и в своем бытийственном, непознаваемом качестве представлен в
виде «непрозрачности». Будучи сознанием самого себя, Я или Эго «остается
некоторым "феноменом", но в весьма особом смысле: а именно, таким
феноменом, где "быть" и "являть себя" — это совершенно одно и то же [там
же]. Размышляя о феноменальности акта Эго, философ убежден в том, что
«непрозрачным» содержанием этого акта является свобода, которая своими
корнями уходит в трансцендентную сферу, недоступную для рефлексии
человека, так же, впрочем, как и сама свобода.
Таким образом, природа человечности или самой сущности человека
является феноменальной, то есть не выраженной каким-то предметным,
чувственно–эмоциональным явлением или состоянием, но определена
феноменами. К феноменам, содержащимся в акте самосознания человека,
относятся: свобода, совесть, судьба, понимание, вера. Стало быть, каждый из
этих феноменов присутствует в сознании человека, характеризует его
сущность, но не выражен в виде какого-то предмета, явления. Эти феномены
невозможно ощутить с помощью органов чувств, их невозможно увидеть,
услышать, потрогать, попробовать на вкус, и, следовательно, познать. Ими
можно только жить, осуществляя нравственный образ жизни.
Литература
1. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер// Два образа веры/ М. Бубер. – М.: АСТ, 1999.
2. Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго // Ж.-П. Сартр // Журнал Логос №2
(37). 2003.