Экспертные методы оценки прав на объекты интеллектуальной собственности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 11 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
1. Общие положения сравнительного подхода к оценке стоимости прав
на
ОИС
2. Метод количественного анализа продаж
3. Метод
оценки
прав
на
ОИС
с
использованием
ценовых
мультипликаторов
4. Экспертные методы оценки прав на объекты интеллектуальной
собственности
1.
В
теории
ценообразования
существует
ценообразование,
ориентированное на потребителя, или на основе ощущаемой ценности. Он
исходит из того, что при определении цен предприятие должно учитывать
реакцию потребителей и факторы, влияющие на восприятие ими цен. При этом
полезно знать некоторые правила.
Потребители не так чувствительны к цене, если:
• товар обладает особым, уникальным свойством (эффект уникальной
ценности);
• потребители не знают о существовании товаров-заменителей (эффект
осведомленности);
• товары плохо поддаются сравнению с точки зрения их потребительских
качеств и цен (эффект трудности сравнения);
• товар применяется совместно с ранее приобретенным основным
товаром;
• товар, вызывающий сильные ассоциации с качеством, престижем,
эксклюзивностью;
• у потребителей нет возможности создать запас этого товара.
Один из основных показателей реакции потребителей – коэффициент
эластичности спроса (по цене, доходу и перекрестной эластичности). Он
показывает, на сколько процентов изменится объем спроса в результате 1%ного изменения цены.
Конкурентное ценообразование основано на
установлении цен с
использованием цен, сложившихся на рынке. При этом предприятие может
использовать следующие цены:
• средние цены рынка;
• цену лидера рынка;
• следовать на определенном расстоянии от выбранных в качестве
базовых цен.
Элементы этих классических методов ценообразования содержат
методы сравнительного подхода к оценке объектов недвижимости.
Сравнительный
подход
функционирующего активного
основан
на
принципе
эффективно
рынка. Суть сравнительного подхода
заключается в следующем: сравниваются данные по аналогичным сделкам с
оцениваемым объектом интеллектуальной собственности, учитываются
преимущества и недостатки объектов аналогов
в сравнении с объектом
оценки, в результате этого корректируется стоимость аналогов с помощью
введения соответствующих поправок.
Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и
доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектованалогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен:
а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ
объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По
каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения.
Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик
должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения,
принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и
предложения;
б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов
по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик
объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При
внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу
корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения
введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования
единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому;
в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения
по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему
согласования
скорректированных
значений
единиц
сравнения
и
скорректированных цен объектов-аналогов (п. 22 ФСО 1).
Сравнительный подход основан на применении данных эффективно
функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают ОИС
аналогичного типа, принимая при этом независимые индивидуальные
решения.
Существуют 3 необходимых и достаточных условия применения
данного подхода:
1.
Существование достаточно большого числа объектов аналогов.
2.
Достоверность информации о действительных условиях
совершения сделок с объектами аналогами, близких по времени и дате оценки.
3.
Наличие
аналитической
информации
о
влиянии
отличительных особенностей и характеристик аналогов на их стоимость.
То есть, для того, чтобы использовать сравнительный подход
необходимо наличие объектов аналогов и активного рынка объектов
интеллектуальной собственности. В МСФО 38 «Нематериальные активы»
сказано, что активным считается рынок, где одновременно соблюдаются 3
условия:
1)
товары, которые продаются на рынке – однородные;
2)
цены общедоступны;
3)
в любое время существует потенциальный покупатель и продавцы.
Понятно, что в России на сегодняшний момент такого рынка нет. Кроме
того, сравнительный подход при оценке объектов интеллектуальной
собственности
трудно
реализуем,
так
как
невозможно
учесть
всю
уникальность объекта оценки. Результат будет зависеть от многообразия
сделок на передачу прав, на научно-технические характеристики объектов, от
правовых и коммерческих условий, от конфиденциальности характера сделок
и т.д.
Под объектом - аналогом
понимается объект интеллектуальной
собственности, близкий по своим техническим, правовым, эксплуатационным,
экономическим и другим факторам к объекту оценки. При этом не бывает
абсолютно одинаковых объектов по всем параметрам. Поэтому возникает
необходимость соответствующих корректировок цен аналогичных объектов.
На этапе сбора исходной информации необходимо найти данные о
сделках купли-продажи объектов, схожих с оцениваемым. При сравнительном
анализе стоимости объекта можно опираться на цены предложения. Такой
подход оправдан с той точки зрения, что потенциальный покупатель прежде,
чем принять решение о покупке объекта недвижимости, проанализирует
текущее рыночное предложение и придет к заключению о возможной цене
предлагаемого объекта, учитывая все его достоинства и недостатки
относительно объектов сравнения.
При применении сравнительного подхода оценщик должен выбрать
ценообразующие факторы стоимости. В общем виде можно выделить факторы
макроэкономические
(зависящие
от
развития
страны
в
целом),
мезоэкономические (зависящие от развития региона) и микроэкономические
(зависящие от конкретных условий сделки).
Основными
ценообразующими
факторами
стоимости
объектов
недвижимости на микроуровне являются:
1)
наличие потребительной стоимости (то есть способности
удовлетворять человеческую потребность);
2)
наличие полезности объекта
потребительной стоимости;
как формы выражения
3)
наличие меновой стоимости
(то есть способности в
определенных пропорциях обмениваться на другие товары, в том числе
деньги);
4)
затраты – это денежные расходы на создание или покупку
объекта интеллектуальной собственности;
5)
наличие оформленных прав на ОИС:
6)
соотношение спроса и предложения на анализируемом
сегменте рынка. При этом может возникнуть как рынок продавца (спрос
превышает предложение, цены повышаются сверх равновесного уровня), так
и рынок покупателя (спрос меньше предложения, цены падают ниже
равновесной точки) и т.д.
Информация об объектах аналогичного назначения и сравнимой
полезности (сходных объектах) может быть представлена в форме следующей
таблицы.
Наименование объекта
Назначение объекта
Цена сделки по приобретению прав на ИС
Элементы сравнения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Объем передаваемых прав
Дата совершения сделки или дата оферты
Условия финансирования сделок с ИС
Территория действия исключительных прав
Срок полезного использования ИС
Наличие патентной охраны
Отрасль, в которой были или будут использованы
7.
ОИС
Физические, функциональные, технологические,
8.
экономические характеристики
Спрос
на
продукцию,
которая
может
9. производиться
или
реализовываться
с
использованием ИС
Объем реализации продукции (работ, услуг),
10.
выпускаемой с использованием ИС
11. Уровень затрат на коммерциализацию ОИС
Объект
оценки
Объект
-аналог
№N
…
Объект
-аналог
№2
Характеристики
Объект
-аналог
№1
Таблица 21 – Предоставление информации об объектах аналогах 1
Значения элементов сравнения (количественно,
качественно) объектов
Форма таблицы взята их «Технических указаний к проведению оценки и к оформлению отчетов об оценке
объектов федеральной собственности «Оценка объектов интеллектуальной собственности».
1
При этом при оценке сравнительным подходом исключительных прав
на товарный знак следует учитывать специфику данного ОИС, и, как
следствие, учитывать ряд других факторов. В частности, межрегиональный
научный фонд «Промышленная собственность» рекомендует учитывать
следующие факторы:
•
рыночная новизна товарного знака и ее динамика;
•
состояние и прогноз расширения рынков сбыта товаров или услуг,
маркируемых товарным знаком;
•
изменение соотношения цен на продукцию компании;
•
изменение цен на однородную продукцию компаний-конкурентов;
•
стадия научно-технического развития продукции;
•
наличие однородной продукции (собственного производства либо
конкурентов);
•
социально-экономическая значимость продукции;
•
долевое участие на региональном и мировом товарных рынках
однородной продукции (в динамике);
•
устойчивость
платежеспособного
спроса
на
продукцию
в
компании (к динамике);
•
наличие, возможность и сроки регистрации товарного знака (и его
правовой защиты) в странах экспорта (патентно-правовая информация);
•
другие факторы в зависимости от специфики компании, товарного
знака, маркируемой продукции и т. п. 2
После отбора объектов-аналогов и выявления основных элементов
сравнения необходимо провести сравнительный анализ объекта оценки и
каждого объекта-аналога.
Далее делаются корректировки на наличие/отсутствие выбранных
элементов сравнения. При введении корректировок используют следующие
элементы сравнения: переданные права собственности, условия финансовых
2
http://ozenka-biznesa.narod.ru/Main/bsn_73.htm
расчетов, условия продажи, время продажи, физические характеристики,
экономические характеристики и т.д. При этом вводятся эти корректировке в
определенной последовательности. Первые четыре корректировки (на
передаваемые права собственности, условия финансирования, условия
продажи и время продажи – именно в такой последовательности!)
осуществляются в следующем порядке: после каждой корректировки цены
объектов
аналогов
пересчитываются
заново.
Такой
метод
внесения
корректировок называется кумулятивным (то есть корректировки вводятся на
зависимой основе). Остальные корректировки можно проводить в любом
порядке (на аддитивной, или независимой основе).
Кроме
того,
корректировки
подразделяются
на
процентные
(коэффициентные) и стоимостные (денежные). Процентные поправки
вносятся путем умножения цены продажи аналога или единицы сравнения на
величину процентной поправки. Стоимостные поправки могут быть двух
видов: относительные (если корректировки применяются к цене единицы
сравнения) и абсолютные (если корректировки применяются к цене объектааналога в целом). Поправки могут быть положительными и отрицательными.
Если аналог хуже объекта оценки, то вводится положительная корректировка,
и наоборот.
В общем виде можно выделить следующие методы сравнительного
подхода:
1. Методы сравнительного анализа продаж.
2. Экспертные методы.
К методам сравнительного анализа продаж можно отнести
- метод количественного анализа продаж;
- метод, основанный на ценовых мультипликаторах.
2. При использовании метода количественного анализа продаж происходит
сравнение объектов аналогов по выбранным критериям и вводятся
корректировки – процентные или стоимостные. Одним из способов
определения
стоимостных
поправок
является
выявление
нескольких
сопоставимых парных продаж, то есть продаж двух объектов, которые почти
идентичны, за исключением одной характеристики, которую и необходимо
оценить, с тем, чтобы внести правильную поправку.
Все виды корректировок обязательно необходимо обосновать.
Покажем
на
примере
введение
процентных
и
стоимостных
корректировок.
Пример 3
Оценщик
для
оценки
стоимости
объекта
интеллектуальной
собственности составил конкурентный лист с использованием информации об
аналогичных сделках. Дата оценки - 01.12.2008.
Таблица 22 - Конкурентный лист
№
1
2.
3
4.
5
6
Характеристики
Цена объекта, р.
Дата продажи
Коммерческие
условия
Технические
гарантии
Технические и
эксплуатационные
характеристики
Патентная охрана
Исходные
данные по
оцениваемому
объекту ИС
Аналог №1
Аналог №2
01.12.2008
12 000
01.05.2006
15 000
05.02.2008
контракт
контракт
предложение
2 год
3 года
патент
2 года
хуже
лучше
патент
ноу - хау
Необходимо рассчитать стоимость прав на объект интеллектуальной
собственности. Темп прироста цен -
5% в год.
Предложение объекта
увеличивает стоимость на 10 % (по сравнению с договорными условиями).
Стоимость технической гарантии на дополнительный год составляет 1000
рублей. Лучшие технические и эксплуатационные характеристики объекта
добавляют к его стоимости 10 %, а худшие на 10 % ее снижают. Беспатентные
объекты интеллектуальной собственности стоят дешевле на 10 %.
Расчеты представим в следующей таблице.
Таблица 23 – Расчет стоимости объекта интеллектуальной
собственности в рамках сравнительного подхода
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Этапы проведения и
содержание поправок
Цена, р.
Условия правовой охраны
Величина поправки
Скорректированная
стоимость
Условия продажи
Величина поправки
Скорректированная
стоимость
Дата продажи
Величина поправки
Скорректированная
стоимость
Технические гарантии
Величина поправки, р.
Скорректированная
стоимость
Исходные данные по
оцениваемому объекту
ИС
Технические и
эксплуатационные
19
характеристики
20
Величина поправки
Скорректированная
21
стоимость
Количество корректировок
Веса
Скорректированная стоимость
Аналог №1
Аналог №2
патент
12000,00
патент
15000,00
ноу - хау
+10%
контракт
12000,00
контракт
16500,00
предложение
-10%
01.12.2008
12000,00
01.05.2006
+13,46%
14850,00
05.02.2008
+4,20%
2 года
13615,20
3 года
-1000,00
15473,70
2 года
0,00
12615,20
15473,70
хуже
+10%
лучше
-10%
13876,72
13926,33
3
0,6
4
0,4
13896,56
Обоснование корректировок
В процессе оценки объекта интеллектуальной собственности в рамках
метода сравнительного анализа продаж были сделаны следующие поправки:
1. Поправка на условия правовой охраны. Так как объект аналог № 2 не
запатентован, а имеет режим ноу–хау, то к его стоимости необходимо ввести
повышающую корректировку в размере 10 %. Объект аналог № 1, как и объект
оценки запатентован, поэтому поправка не требуется.
2. Поправка на условия продажи. Так как по объекту аналогу № 1 взяты цены
контракта, что сопоставимо с объектом оценки, то корректируется лишь цена
объекта аналога 2, так как его цена взята из коммерческого предложения, что
увеличивает стоимость на 10 %. Поэтому введена понижающая поправка к
цене этого объекта в размере 10 %.
3. Поправка на дату продажи. Корректировка на срок сделки, вводимая к
цене объекта аналога №1: так как со дня его продажи до момента оценки
прошли 2 года и 7 месяцев, а темп роста – 5 % в год, то размер корректировки
будет 1,05*1,05*
= 1,1346, то есть 13,46 %.
Объект аналог № 2 продан 10 месяцев назад по сравнению с объектом оценки,
поэтому величина поправки к его цене составит
, то есть
4,2 %.
4. Поправка на срок технической гарантии. Так на объект аналог № 1
распространяются гарантии на год больше, чем у объекта оценки, то
необходимо ввести понижающую корректировку в размере 1000 рублей.
Условия технических гарантий у объекта № 2 сопоставимы с объектом оценки.
Корректировка не требуется.
5.
Поправка
на
различия
в
технических
и
эксплуатационных
характеристиках. Так как объект аналог № 1 хуже по техническим и
эксплуатационным характеристикам объекта оценки, а объект аналог № 2
лучшее, то к цене первого аналога необходимо ввести повышающую
корректировку в размере 10 %, а к цене второго - понижающую в размере
10 %.
3.
Метод,
основанный
на
ценовых
мультипликаторах,
можно
рассматривать как частный случай метода сравнения продаж. Он базируется
на использовании рыночной информации о величине мультипликатора (М),
который
количественно
равен
отношению
стоимости
объекта
интеллектуальной собственности (Соис) к финансовому показателю (Фп).
Стоимость оцениваемого объекта будет равна
Соис = Фп* Мср.
(13)
Данный метод применим к оценке доходных объектов ИС, реализуемых
на рынке. О данном методе незаслуженно забывают оценщики, а ведь он
основан на рыночной информации и является более достоверным, чем,
например,
метод
прямой
капитализации.
Ведь
мультипликатор
рассчитывается на основе рыночной информации.
В качестве финансовых показателей используются выручка, прибыль,
доход от реализации товаров, полученных с использованием объекта
интеллектуальной собственности.
Пример 4
Определить стоимость объекта интеллектуальной собственности, если в
прогнозном году доход от его использования составит 600 000 тыс.р. Объект
аналог 1 продан за 9 000 тыс.р., а доход составил 900 000 тыс.р., объект аналог
2 продан за 10 000 тыс.р., доход – 1 100 000 тыс.р. Третий аналогичный объект
продан за 8 000 тыс.р., доход от его использования составляет 600 000 тыс.р.
Решение:
Таблица 24 - Расчет мультипликаторов
Объекты
аналоги
ОА 1
ОА 2
ОА 3
Цена,
тыс. р.
9000
10000
8000
Доход,
тыс. р.
900 000
1 100 000
600 000
Мультипликатор
Веса
0,01
0,009
0,013
0,3
0,2
0,5
Средний
мультипликатор
0,0113
Vоис =0,0113*600 000 = 6 780 тыс. р.
Таким образом, стоимость оцениваемого объекта интеллектуальной
собственности в рамках сравнительного подхода составляет 2 260 тысяч
рублей.
4.
Для
проведения
стоимостной
экспертизы
оценщики
могут
воспользоваться и экспертными методами сравнительного подхода. Одним
из таких методов является метод анализа иерархий (МАИ), разработанным
Т.Саати и детально описанный в работе "Принятие решений. Метод анализа
иерархий".3 Метод анализа иерархий используется также и для определения
весовых коэффициентов при согласовании результатов расчета рыночной
3
Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий/ Т.Саати. - М.: Радио и связь, 1993.
стоимости объекта оценки, полученных в рамках различных подходов.
Вариант практического применения этого метода предлагается А. Н. Фоменко
в работе «Вариант практического применения метода анализа иерархий при
согласовании результатов расчета в процессе оценки». 4
В методе анализа иерархий элементы задачи сравниваются попарно по
отношению к их воздействию на общую для них характеристику. Система
парных сведений приводит к результату, который может быть представлен в
виде обратно симметричной матрицы. Элементом матрицы a(i,j) является
интенсивность проявления элемента иерархии i относительно элемента
иерархии j, оцениваемая по шкале интенсивности от 1 до 9, где оценки имеют
следующий смысл:
1 - равная важность;
3 - умеренное превосходство одного над другим;
5 - существенное превосходство одного над другим;
7 - значительное превосходство одного над другим;
9 - очень сильное превосходство одного над другим;
2, 4, 6, 8 - промежуточные значения.
Если при сравнении одного фактора i с другим j получено a(i,j) = b, то
при сравнении второго фактора с первым получаем a(j,i) = 1/b.5
Близким к методу экспертных оценок является метод личного
интервью. Этот метод основывается на выявлении мнения осведомленных
участников рынка оцениваемого объекта интеллектуальной собственности о
ценообразующих факторах.
4
5
anf-ocenka.narod.ru/35.pdf
http://www.hostobzor.ru/manual/mai.php