Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Экономика образования
Эффективность ОО. Приносящая доход деятельность
Лекция 2
Алексейчева Елена Юрьевна,
д.э.н., проф. общ. каф. философии и социальных наук Института
гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ,
член НП «Аудиторская Ассоциация Содружество»
AlekseichhevaEU@mgpu.ru
Изменение компетентностной модели, в центре –
личностные компетенции
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Компетенции будущего для сложного общества
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. Навыки
будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Обучение на протяжении всей жизни
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Новые подходы к оцениванию
Новые роли университетов и школ: «сообщества
сообществ»
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
Культурно-образовательные хабы как пространство
совместного образования в городах
Источник: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков.
Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
EdTech
Новые роли и компетенции преподавателей
Экосистемы обучения
Экосистемы обучения
Естественно-искусственный процесс перехода к
экосистемам
Изменение численности населения городов
Изменения в демографии населения
Изменения в демографии населения
Изменения в демографии населения
Изменения в демографии населения
Нормативные требования к приносящей доход деятельности
Платные услуги образовательных учреждений являются частью их
хозяйственной деятельности и регулируются: Налоговым кодексом РФ,
Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) с учетом изменений,
вносимых Законом № 83-ФЗ; уставом учреждения; нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также субъекта РФ и
муниципального образования, на территории которых это учреждение
функционирует. Однако законодательно уточнено, что осуществление
приносящей доход деятельности государственными и муниципальными
образовательными
учреждениями
допускается,
если
это
не
противоречит федеральным законам.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании"
государственные и муниципальные образовательные учреждения
вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не
предусмотренные соответствующими образовательными программами и
государственными образовательными стандартами.
Платные образовательные услуги — осуществление образовательной
деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или)
юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме
на обучение.
Платные услуги могут быть реализованы образовательными
учреждениями населению, предприятиям, учреждениям и организациям
"постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они
созданы, и соответствует указанным целям" (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона №
83-ФЗ).
Платные образовательные услуги предоставляются с целью
всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества
услуг, привлечения дополнительных финансовых средств для их
обеспечения, развития и совершенствования, расширения материальнотехнической базы образовательного учреждений, создания возможности
организации занятий по месту жительства.
Если
предпринимательская
деятельность
образовательных
учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные
услуги, не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об
образовании и (или) квалификации, то согласно письму Министерства
образования РФ от 25.12.2002 № 31-52-122/31-15 "О лицензировании
платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых
образовательными учреждениями общего образования", она не подлежит
лицензированию.
Учреждение самостоятельно определяет направления и порядок
использования своих средств, в т. ч. их долю, направляемую на оплату
труда и материальное стимулирование работников образовательных
учреждений (п. 5 ст. 42 Закона РФ "Об образовании" в ред. Закона № 83ФЗ).
Одним из основных локальных актов, регламентирующих введение
приносящей доход деятельности/платных образовательных услуг, является
Положение об оказании платных образовательных услуг.
Финансовые механизмы формирования, а также порядок
расходования средств, полученных от осуществления приносящей доход
деятельности бюджетными и автономными учреждениями, определяются в
локальном нормативном акте образовательной организации. Доходы,
полученные автономными и бюджетными учреждениями от приносящей
доход деятельности, расходуются в соответствии с планом финансовохозяйственной деятельности
В соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" платные
образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной
деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном
случае заработанные таким образом средства изымаются учредителем в
его бюджет, и ОО вправе оспорить указанное действие учредителя только в
суде.
Реализация
платных
услуг
образовательным
учреждением
осуществляется на основании заключенных договоров. До заключения
договора образовательное учреждение обязано предоставить родителям
(иным законным представителям) потребителя услуги достоверную
информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах
(п. 7 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505).
Нарушения обязательных требований законодательства об
образовании в части оказания платных образовательных услуг
Перечень наиболее часто встречающихся (типовых) случаев
нарушений обязательных требований законодательства об образовании в
части
оказания
платных
образовательных
услуг
http://mosobrnadzor.ru/supervision/violations/tipovye_narusheniya_pri_okazanii_pl
atnykh_obrazovatelnykh_uslug
Проверочный
лист
для
проверки
соблюдения
требований,
установленных законодательством в сфере образования, по оказанию
платных образовательных услуг
http://mosobrnadzor.ru/check/37#37
Проверочный
лист
для
проверки
соблюдения
требований,
установленных законодательством в сфере образования, обеспечивающих
открытость и доступность информации о деятельности образовательной
организации на официальном сайте
http://mosobrnadzor.ru/check/38#38
Для составления бизнес-плана необходимо проанализировать
рынок и разработать маркетинговую стратегию.
Результаты включаются в два подраздела бизнес-плана:
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ, в котором предприниматель
должен показать, что он хорошо понимает рынок и требования
рынка к своей продукции. В этом разделе будет оцениваться
предполагаемый доход бизнеса.
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ, где дается ответ на вопрос, как
планируется довести свою продукцию до потенциальных
покупателей и описываются основные характеристики рынка.
Маркетинговая стратегия, приведенная в данном разделе,
обрисовывает специфические маркетинговые действия, которые
предприниматель планирует осуществить для достижения своих целей.
Маркетинг и планирование приносящей доход деятельности
Многие образовательные организации оценивают
информированность потребителей образовательных услуг:
•
исследуя запросы обучающихся;
•
выясняя позиции, наиболее важные для родителей в
занятиях их ребенка;
•
проводя опросы о качестве предоставляемых услуг;
•
оценивая информационные каналы, используемые
обучающимися и родителями при выборе образовательной
организации и для получения информации о том, что
происходит в этой организации.
Информационные
состояния
целевой
аудитории
образовательной
организации
описываются
четырьмя
множествами:
A — количество потребителей, потенциально способных
получать образовательные услуги,
B — количество потребителей, знающих о существовании
образовательной организации,
C
—
количество
потребителей,
обратившихся
в
образовательную организацию за услугой,
D
—
количество
потребителей,
приобретающих
дополнительные образовательные услуги
Коэффициенты
позиции
образовательной
услуги
на
определенном сегменте:
К1 = A / B показывает, во сколько раз осведомленных
потребителей меньше, чем потенциальных покупателей.
К2 = B / C, характеризует обращение потребителей в
образовательную организацию, давая возможность оценить, во сколько
раз получивших услугу меньше, чем осведомленных об организации.
К3 = C / D дает оценку удержания потребителя, выявляя, во
сколько раз обратившихся за дополнительными образовательными
услугами меньше, чем потребителей, однократно обратившихся в
образовательную организацию.
Необходимо стремиться к максимизации отношения А / (К2*К3).
Чем меньше будет абсолютная разница между множествами A, B, C и
D, тем более конкурентоспособным будут услуги на данном сегменте рынка.
Из самой природы множеств A, B, C и D следует, что если увеличение К3
зависит от множества факторов и требует координированной работы всех
подразделений организации, то максимизация К1 и К2 целиком и полностью
зависит от мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта
(ФОССТИС).
Потребитель не может попасть из одного множества в другое, минуя
какое-либо
информационное
состояние,
поэтому
осуществление
коммуникационной политики является определяющим для положения
образовательной услуги на рынке. И хотя удержать потребителя можно только
при высоком качестве за счет отличных характеристик программ,
немаловажную роль при этом играет и широкая доступность потребителям, а
также имидж образовательной организации с позиции безопасности и
здоровья.
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ должен состоять из:
анализа рынка услуг дополнительного образования МРСД / г.
Москвы;
анализа нужд потребителей (запросы родительской общественности,
учащихся, рекомендаций ДОНМ (например, общий охват дополнительным
образованием обучающихся (в возрасте от 5 до 18 лет), занимающихся как в
данной школе, так и в других организациях, должен составлять 90-100%, а
охват дополнительным образованием обучающихся (в возрасте от 5 до
18 лет), занимающихся в кружках естественно-научной и технической
направленностей 40-60%);
анализа конкурентов (кто является конкурентами, по возможности ключевые факторы их успеха);
анализа ССВУ (анализа Сильных и Слабых сторон, Возможностей и
Угроз бизнеса, основанного на исследовании действительного и
потенциального рынков).
Анализ ССВУ служит средством выявления
сравнительных преимуществ бизнеса.
Критерий
Сильные стороны
Возможность
позволят ли данные сильные
стороны получить прибыль
благодаря данной
возможности?
Угроза
позволят ли данные сильные
стороны избежать этой угрозы?
Слабые стороны
препятствуют ли данные
слабые стороны
использованию этой
возможности?
препятствуют ли данные слабые
стороны устранению этой
угрозы?
Сильные стороны
(примеры)
Слабые стороны
Система информирования. Кадры. Авторские методики. Передовые образовательные
технологии. Позиции в аналитическом наблюдении Надежная школа и позиции в рейтинге ОО.
Организация управления. Взаимоотношения ОО с социальными партнерами.
Возможности
(примеры)
Угрозы
Общество. Интернационализация. Тенденции развития рынка образовательных услуг.
Конкуренция. Городские проекты.
Матрица корреляционного SWOT-анализа
Strength
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
1.
2.
3. и т.д.
Weakness
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1.
2.
3. и т.д.
Opportunity
ВОЗМОЖНОСТИ
I.
II.
Поле «SO»-стратегии
(поле «СИВ»)
Поле «WO» -стратегии
(поле «СЛВ»)
Поле «SТ» -стратегии
(поле «СИУ»)
Поле «WT» -стратегии
(поле «СЛУ»)
III.
и т.д.
Threat
УГРОЗЫ
I.
II.
III.
и т.д.
Решающие факторы успеха
Эти факторы будут девизом, о котором нужно всегда помнить:
существуют очень важные вещи, которые должны или не должны
произойти, если ОО намерена выжить и процветать. Следует назвать 3 5 ключевых фактора успеха.
Стратегические приоритеты
Количество идей должно быть больше, чем ОО может охватить в данный
момент, поэтому необходимо разрабатывать новые образовательные услуги,
если существующие не соответствуют нынешней стратегии, или следует
заменить устаревшие.
В начале каждого года следует определять приоритеты на следующий год.
Приоритеты на следующий год
сегмент/
услуга
сегмент/
услуга
сегмент/
услуга
Расширение
Поддержание
Замена
Сегментация может проводиться по району, по возрасту потребителей
образовательных услуг, по направлениям.
Ресурсы
Анализ
ресурсов
и
стратегии
следует
проводить
одновременно для того, чтобы отобрать ресурсы, позволяющие
получать максимальную отдачу. Это следует делать ежегодно.
Ресурсы (примеры)
Финансовые
Технологические
Персонал
Возможности продвижения
….
Имеющиеся в наличии
Могут быть получены
План финансово-хозяйственной деятельности
Приказ от 28 июля 2010 г. N 81н
О требованиях к плану финансовохозяйственной деятельности государственного
(муниципального) учреждения
https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/dat
a_file/1530775358_приказ_Минфина___81.pdf
Приказ от 03 июля 2017 г. N 436
Об утверждении Порядка составления и
утверждения плана финансово-хозяйственной
деятельности государственных бюджетных и
автономных учреждений, подведомственных
Департаменту образования города Москвы
Формирование планов ФХД на 2019-2021 годы
https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/dat
a_file/1563209527_6576_19_от_11.07.2019_приложение_приказ.pdf
Порядок формирования и финансирования
государственных заданий на 2019/2020 учебный
год
https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/dat
a_file/1565605608_Порядок_формирования_госзад
аний_на_2019-2020_учебный_год.pdf
Алгоритм получения школой опережающего
финансирования
https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/dat
a_file/1545890563_Алгоритм_получения_Школой_о
пережающего_финансирования.pdf
https://school.moscow/api/navigator/public/uploads/dat
a_file/1547529734_Приложение_к_6387_19_от_14.01.2019.pdf
Система оплаты труда работников образовательной организации
Рекомендации по разработке системы оплаты труда
работников государственных образовательных
учреждений, реализующих основные образовательные
программы начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования,
подведомственных Департаменту образования города
Москвы, утверждены приказом Департамента
образования города Москвы от 12 февраля 2015 г. № 40
Алгоритм контроля расходов по заработной плате
Организация внутреннего финансового контроля в
образовательных организациях
Типовая форма учетной политики
Ответы на часто задаваемые вопросы по оплате труда
https://www.mos.ru/donm/documents/normati
vnye-pravovye-akty/view/172777220/
https://mosobr.tv/uploads/files/video/navigator
/zarplata.mp4
https://school.moscow/api/navigator/public/up
loads/data_file/1530776044_Организация_в
нутреннего_финансового_контроля_в_обр
азовательных_организациях.pdf
https://school.moscow/api/navigator/public/up
loads/data_file/1530866823_263р_от_04_09
_2015_приложение_2-160.pdf
http://faq.educom.ru/Управление-в-системеобразования
Эффективность управления финансовыми ресурсами ОО
(АТТЕСТАЦИОННАЯ СПРАВКА КАНДИДАТА на должность руководителя государственной образовательной организации)
Показатели эффективности доходов
Оптимальное
значение в
2018г.
Оптимальное
значение в 2019г.
Объем бюджета образовательной организации в расчете на одного
работника, тыс. руб.
-
>1600
(с 2020 >1650)
Отношение объема поступлений от приносящей доходы деятельности
к объему субсидии на выполнение государственного задания, %
10-20
10-20
Доля поступлений от платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за
присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования, за
присмотр и уход за обучающимися в группах продленного дня, в общем объеме
поступлений от приносящей доходы деятельности, %
15-30
-
Доля поступлений от дополнительного образования взрослых в
общем объеме поступлений от приносящей доходы деятельности, %
10-30
10-30
Объем доходов в расчете на 1 м2 площади объектов недвижимого
имущества, тыс. руб.
14-16
14-16
Отношение остатков средств на счетах к годовому бюджету
организации, %
10-20
10-20
Показатели
эффективности расходов
Оптимальное
значение в
2018г.
Оптимальное
значение в
2019г.
Оптимальное
значение в
2020г.
Оптимизация административных и непрофильных
функций (количество обучающихся в расчете на одного
работника образовательной организации), чел.
9-11
9-13
10-14
Доля фонда оплаты труда работников в расходах
организации, %
70-80
Доля средств от приносящей доход деятельности,
направленная на оплату труда работников, %
80-90
-
Отношение средней заработной платы
педагогических работников к среднему месячному
доходу от трудовой деятельности в г. Москве, %
100-115
105-125
Доля учителей, средний месячный доход которых
составляет более 75000 руб., в общей численности
учителей, % (68000 до 01.11.2018, 70000 до 01.09.2019)
78000 с 01.01.2020
100
100
100
Показатели эффективности оплаты труда
Оптимальное
значение в 2018г.
Оптимальное
значение в 2019г.
Доля базовой части в фонде оплаты труда работников
организации, %
Доля фонда оплаты труда работников списочного состава в общем
фонде оплаты труда работников организации, %
75-85
-
95-100
-
Доля фонда оплаты труда педагогических работников,
осуществляющих основной учебный процесс (учителя, воспитатели,
65-75
66-75
3-5
3-5
110-130
-
-
<1.4
55-64
-
3-4
≤3,8
(с 2020≤3,7)
-
преподаватели и мастера производственного обучения, педагоги дополнительного
образования) в общем фонде оплаты труда работников организации, %
Доля фонда оплаты труда административно-управленческого
персонала в общем фонде оплаты труда работников организации, %
Отношение средней месячной заработной платы работников
организации за месяц с наибольшим и месяц с наименьшим
размерами средней месячной заработной платы, %
Дифференциация оплаты труда учителей (отношение средней месячной
заработной платы всех учителей к средней месячной заработной плате 50%
учителей с наименьшей средней месячной заработной платой)
Средняя заработная плата 50% педагогических работников с
наименьшей заработной платой (тыс. руб.)
Децильный коэффициент (отношение 10% работников с самой
высокой заработной платой к 10% работников с самой низкой
заработной платой)
Количество непедагогических работников с заработной платой ниже 48
тыс. рублей, чел. (с 2020 – 50 тыс. рублей)
Спасибо за внимание!