Экономические потребности и блага.Ресурсы и производственные возможности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И БЛАГА. РЕСУРСЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»
План
1. Экономические блага и богатство
2. Благосостояние и богатство
3. Экономические ресурсы, их виды
4. Неравномерность наличия ресурсов и их мобильность, взаимодополняемость и взаимозамещение ресурсов
5. Производственные возможности
6. Альтернативная стоимость и закон убывающей отдачи
1. Экономические блага и богатство
У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные. Хотя это деление условно (например, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако большей частью оно возможно. В экономической теории материальные потребности в основном называют экономическими. Эти потребности выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага – это материальные и нематериальные предметы и услуги (еда, одежда, жилье, ремонт и т.д.), точнее – их свойства, способные удовлетворять наши экономические потребности.
На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы (природных благ). В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ (произведенных благ). В хозяйственной жизни их называют продуктами (продукцией), а если это рыночная экономика, где блага продаются и покупаются, – товарами (товарами и услугами).
Часть благ (например, еда, одежда) используется для непосредственного удовлетворения индивидов, т.е. идет на их потребление, и поэтому именуется потребительскими благами (потребительской продукцией, потребительскими товарами), из которых выделяют блага (товары, предметы) длительного пользования, срок жизни которых не менее одного года (бытовая техника, мебель, домашняя утварь, автомобили и т.п.). Остальная часть производимых благ используется для производства других благ (так, стройматериалы используются для возведения и ремонта жилья и других зданий и сооружений) и поэтому называется производственными благами (продукцией производственного назначения, инвестиционными товарами, капитальными благами).
Человечество устроено так, что его экономические потребности, как правило, превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие. Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости (первичных благах), т.е. в пище, одежде, жилье, простейших услугах.
Однако еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель (1821 – 1896) доказал, что существует прямая связь между типом приобретаемых товаров и уровнем дохода потребителей – с увеличением размера дохода доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, причем ежедневная, – это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости (вторичными благами).
В конечном счете, мы приходим к выводу, что если рост потребностей постоянно обгоняет рост экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны, а экономические блага ограниченны (редки, скудны, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. В экономической практике производство экономических благ часто сталкивается с ограниченностью запасов природных ресурсов, дефицитом рабочей силы (особенно квалифицированной), нехваткой производственных мощностей и финансов, несовершенной организацией производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага.
Говоря по-другому, производство экономических благ обычно отстает от потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов. Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки.
2. Благосостояние и богатство
Потребление экономических благ позволяет индивиду обеспечивать материальные условия жизни – благосостояние (в масштабах всего общества говорят об общественном благосостоянии). Понятно, что уровень благосостояния у разных индивидов и обществ в разное время колеблется, хотя и имеет историческую тенденцию к повышению.
Если благосостояние можно определить как поток потребительских благ, то богатство – это запас экономических благ и экономических ресурсов. По широкому определению, богатство – это запас благ и ресурсов, как используемых, так и неиспользуемых. По узкому определению, это запас объектов собственности, имеющих денежную оценку (или активов, как их именуют экономисты) за вычетом обязательств (пассивов). Активы (точнее, экономические активы) бывают трех видов:
• физические – блага (преимущественно производственные, так как из потребительских благ активами традиционно считаются только товары длительного пользования) и ресурсы (опять же имеющие денежную оценку);
• финансовые – денежные средства и ценные бумаги, т.е. свидетельства о реальной возможности приобрести самые разные экономические блага и ресурсы;
• нематериальные – торговые марки (бренды), патенты и другие свидетельства о реальной возможности производить различные экономические блага.
Пример. Активы г-на Иванова состоят из принадлежащей ему квартиры стоимостью в текущих рыночных ценах около 3 млн руб., предметов длительного пользования на 1 млн руб. (в том числе старого автомобиля рыночной стоимостью 0,4 млн руб., мебели на 0,3 млн руб., бытовой техники на 0,2 млн руб., домашней утвари на 0,1 млн руб.), незастроенного земельного участка стоимостью 0,5 млн руб., а также наличных денежных средств в размере 0,1 млн руб., банковского вклада на 0,2 млн руб. и акций, стоимость которых оценивается также в 0,2 млн руб.
Пассивы Иванова состоят из 0,5 млн руб. – это деньги, которые он взял в долг без процентов для приобретения упомянутого земельного участка. Таким образом, богатство Иванова в текущих ценах составляет 5 млн руб. активов – 0,5 млн руб. пассивов – 4,5 млн руб. Однако по широкому определению богатство Иванова намного больше, так как у него есть хорошее образование, опыт работы и здоровье (человеческий капитал, как говорят экономисты), которые также можно рассматривать как экономические блага, хотя и трудно оцениваемые в деньгах.
Богатство (стоимость) фирм и даже всей страны (ее национальное богатство), как правило, оценивается по узкому определению. В большинстве стран статистика национального богатства не включает стоимость природных активов (в том числе земли) и большей части нематериальных активов. Так, по данным Росстата, величина национального богатства России в размере 122 трлн руб. на начало 2011 г. состояла из 111 трлн руб. основного (в том числе 18 трлн руб. незавершенного строительства) и 11 трлн руб. оборотного капитала, т.е. состояла только из физических активов производственного назначения.
Узость традиционной трактовки национального богатства толкает исследователей к его новым, расширительным трактовкам. По данным исследования Всемирного банка, природные активы (полезные ископаемые, лесные ресурсы, посевные площади и пастбища, охраняемые объекты территории) составляют 4%, произведенные активы – 18, нематериальные активы (прежде всего человеческий капитал) – 78% от мирового богатства. По оценке, в России с ее большими природными ресурсами природные активы составляют 40%, произведенные активы – 10, человеческий капитал – 50% национального богатства в расширенной трактовке.
3. Экономические ресурсы, их виды
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, которые используются в хозяйственной жизни, т.е. для производства благ Поэтому их часто называют производственными ресурсами, факторами производства, факторами экономического роста. Расход ресурсов в процессе производства благ называют издержками (издержками производства). По своей экономической сути ресурсы близки к производственным благам, и поэтому в экономической теории, говоря об экономических благах, как правило, подразумевают и экономические ресурсы (как при употреблении термина «товары» обычно подразумевают товары и услуги).
К экономическим ресурсам относятся:
• трудовые ресурсы (люди с их способностью производит продукцию), сокращенно – труд;
• капитал – как в форме банковских активов и ценных бумаг (финансовый капитал), так и в форме производственных благ (реальный капитал, физический капитал);
• предпринимательский ресурс (способности людей к организации производства продукции, то есть их предпринимательские способности), сокращенно – предпринимательство;
• знания, необходимые для хозяйственной жизни (они открываются прежде всего наукой, распространяются преимущественно по каналам информации, усваиваются в основном через образование, реализуются через инновации);
• природные ресурсы (земельные, минеральные, водные, биологические, агроклиматические, рекреационные), сокращенно – земля.
Еще Аристотель (384–322 гг. до н.э.), а вслед за ним европейские средневековые мыслители-схоласты считали труд одним из главных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире – меркантилизм. Французская школа физиократов (XVII в.) особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Шотландец Адам Смит (1723–1790), заложивший фундамент экономической теории, рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал, но наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан-Батист Сэй (1767–1832).
Английский экономист Альфред Маршалл предложил добавить четвертый фактор – предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В нынешнее время, особенно в экономически развитых странах, на первое место по значимости выходят знания. Активное внедрение в хозяйственную жизнь новых знаний (инноваций), прежде всего стараниями предпринимателей, стало характерной чертой современной экономики.
4. Неравномерность наличия ресурсов и их мобильность, взаимодополняемость и взаимозамещение ресурсов
Экономические ресурсы не только ограничены, но и наличествуют неравномерно по территории как во всем мире, так и внутри стран. В арабских странах Персидского залива ощущается дефицит трудовых ресурсов, а в соседних Индии и Пакистане – их избыток. В России мы наблюдаем в целом изобилие природных ресурсов и нехватку финансового капитала, а в Москве и Московской области – наоборот.
Это отчасти компенсируется мобильностью ресурсов. Они перемещаются как внутри стран, так и между странами. Но степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность некоторых из них близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя обычно они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами и/или капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются прежде всего менеджеры и владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса – капитал (особенно финансовый) и знания.
Ресурсы взаимодополняемы (комплементарны). Например, такой фактор производства, как знания, применяется, когда стремятся использовать природные ресурсы более рационально. Трудовые ресурсы вообще трудно использовать, если у них нет профессиональных знаний (квалификации). Одновременно знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовать производство продукции наиболее рационально.
В то же время взаимодополняемость (комплементар- ность) ресурсов, как правило, ограничена тем, что к одним ресурсам можно прилагать другие лишь в ограниченных размерах. Так, если все трудовые ресурсы будут высококва- лифицированы, то кто будет выполнять малоквалифицированную работу, пусть даже ее роль в современной экономике уменьшается? Поэтому можно говорить о полной и частичной взаимодополняемости ресурсов.
Ресурсы взаимозамещаемы (взаимозаменяемы, являются субститутами, альтернативны). Если фермеру требуется увеличить производство зерна, то он может сделать это так: нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или больше вносить удобрений (увеличить капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать предпринимательские способности), или использовать новые виды семян (применить новые знания), или, наконец, расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаи- мозамещаемы.
Однако и взаимозамещение редко бывает полным. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Причем экономические ресурсы замещают друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном машинном парке можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Но нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату. Поэтому говорят о полном и частичном взаимозамещении ресурсов.
Предприниматель (организатор производства) и общество в целом работает в условиях ограниченности экономических ресурсов. Поэтому фирмы, отрасли, страны вынуждены постоянно отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя неравномерность наличия и мобильность ресурсов, их взаимодополняемость и взаимозамещение. Поиск этой комбинации называют размещением (аллокацией) ресурсов.
В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок – рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей – инженеров, артистов, экономистов. В свою очередь, рынок экономистов состоит из финансистов, маркетологов и т.д.
5. Производственные возможности
Как уже говорилось, на базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности. Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, демонстрирует модель под названием граница производственных возможностей (кривая производственных возможностей).
Упрощенно представим, что страна производит только два товара – автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, то сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей требуется производить также 1 тыс. самолетов, это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов – до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей.
Таблица 1 - Производственные возможности страны по производству автомобилей в год
Рисунок 1 - Граница производственных возможностей
При увеличении ресурсов кривая производственных возможностей сдвинется вправо, при их уменьшении – влево. Историческая тенденция заключается в ее сдвиге вправо. В современной экономике это происходит прежде всего за счет такого экономического ресурса, как знание, точнее – инноваций. В то же время редко бывает, чтобы в той или иной стране производство продукции в долгосрочном периоде было максимальным, т.е. полностью соответствовало производственным возможностям страны. Этому препятствуют многочисленные экономические ограничения, т.е. неполная рациональность в использовании экономических ресурсов.
Так, в России рациональному использованию квалифицированных трудовых ресурсов мешают, прежде всего, их невысокая мобильность и слабость системы профессиональной переподготовки и переквалификации; оптимальному использованию накопленного физического капитала – его изношенность, а финансового капитала – его вывоз из страны и высокая аккумуляция в государственных финансовых резервах; максимальной реализации предпринимательских способностей препятствует чрезмерное присутствие государства в повседневной хозяйственной жизни; полной реализации знаний в основном – недостаточный спрос на них со стороны российских предпринимателей; оптимальному использованию природных ресурсов – их труднодоступность и низкая активность геологоразведки.
В конце снова обратимся к таблице и рисунку. Из них следует, что для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказаться.
6. Альтернативная стоимость и закон убывающей отдачи
Альтернативная стоимость – это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками отвергнутых возможностей (альтернативными издержками). Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн автомобилей.
Конечно, в реальной жизни отвергнутые возможности не ограничиваются одним или даже двумя видами продуктов, от производства которых приходится отказываться, они многочисленны. Поэтому при определении альтернативной стоимости рекомендуют принимать во внимание наилучшую из отвергнутых возможностей. Так, при бесплатной учебе в дневном вузе девушка упускает возможность в этот период работать секретарем (а не уборщицей или подсобным рабочим) и получать соответствующую заработную плату. Заработная плата секретаря и будет для нее альтернативной стоимостью (альтернативными издержками) обучения на дневном отделении вуза.
Обратим внимание на то, что по мере увеличения производства блага его альтернативная стоимость возрастает (граница производственных возможностей – кривая, а не прямая линия). Так, в нашем примере производство 1 тыс. самолетов требует отказ от выпуска 1 млн автомобилей, 2 тыс. самолетов – уже 3 млн автомобилей, 3 тыс. самолетов – 6 млн автомобилей, а для производства 4 тыс. самолетов требуется вообще отказаться от выпуска автомобилей, т.е. для производства каждой дополнительной тысячи самолетов необходимо отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что альтернативные издержки первой тысячи самолетов равны 1 млн автомобилей, а четвертой тысячи самолетов – уже 4 млн автомобилей. Говоря по-другому, для выпуска каждой дополнительной единицы продукта приходится жертвовать все большим количеством другого продукта.