Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономические потребности и блага.Ресурсы и производственные возможности

  • 👀 917 просмотров
  • 📌 836 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Экономические потребности и блага.Ресурсы и производственные возможности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономические потребности и блага.Ресурсы и производственные возможности» docx
ТЕМА «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И БЛАГА. РЕСУРСЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ» План 1. Экономические блага и богатство 2. Благосостояние и богатство 3. Экономические ресурсы, их виды 4. Неравномерность наличия ресурсов и их мобильность, взаимодополняемость и взаимозамещение ресурсов 5. Производственные возможности 6. Альтернативная стоимость и закон убывающей отдачи 1. Экономические блага и богатство У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные. Хотя это деление условно (например, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность чело­века в знаниях), однако большей частью оно возможно. В экономической теории материальные потребности в основном называют экономическими. Эти потребности выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага – это материальные и не­материальные предметы и услуги (еда, одежда, жилье, ремонт и т.д.), точнее – их свойства, способные удовлетворять наши экономические потребности. На заре человечества люди удовлетворяли экономиче­ские потребности за счет готовых благ природы (природ­ных благ). В дальнейшем абсолютное большинство потреб­ностей стало удовлетворяться за счет производства благ (произведенных благ). В хозяйственной жизни их называют продуктами (продукцией), а если это рыночная экономика, где блага продаются и покупаются, – товарами (товарами и услугами). Часть благ (например, еда, одежда) используется для непосредственного удовлетворения индивидов, т.е. идет на их потребление, и поэтому именуется потребительскими благами (потребительской продукцией, потребительскими товарами), из которых выделяют блага (товары, предметы) длительного пользования, срок жизни которых не менее одного года (бытовая техника, мебель, домашняя утварь, автомобили и т.п.). Остальная часть производимых благ используется для производства других благ (так, стройма­териалы используются для возведения и ремонта жилья и других зданий и сооружений) и поэтому называется про­изводственными благами (продукцией производственного назначения, инвестиционными товарами, капитальными благами). Человечество устроено так, что его экономические потреб­ности, как правило, превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потреб­ностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие. Так, в традиционном обществе большинство его чле­нов испытывает потребности прежде всего в продуктах пер­вой необходимости (первичных благах), т.е. в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель (1821 – 1896) доказал, что суще­ствует прямая связь между типом приобретаемых товаров и уровнем дохода потребителей – с увеличением размера дохода доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые про­дукты увеличивается. Самая первая потребность, причем ежедневная, – это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличива­ется та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости (вторичными благами). В конечном счете, мы приходим к выводу, что если рост потребностей постоянно обгоняет рост экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны, а эко­номические блага ограниченны (редки, скудны, по терми­нологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. В экономической практике производство экономи­ческих благ часто сталкивается с ограниченностью запасов природных ресурсов, дефицитом рабочей силы (особенно квалифицированной), нехваткой производственных мощ­ностей и финансов, несовершенной организацией производ­ства, отсутствием технологий и других знаний для производ­ства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ обычно отстает от потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов. Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяй­ственная жизнь, и стержень экономики как науки. 2. Благосостояние и богатство Потребление экономических благ позволяет индивиду обеспечивать материальные условия жизни – благососто­яние (в масштабах всего общества говорят об обществен­ном благосостоянии). Понятно, что уровень благосостояния у разных индивидов и обществ в разное время колеблется, хотя и имеет историческую тенденцию к повышению. Если благосостояние можно определить как поток потре­бительских благ, то богатство – это запас экономических благ и экономических ресурсов. По широкому определению, богатство – это запас благ и ресурсов, как используемых, так и неиспользуемых. По узкому определению, это запас объ­ектов собственности, имеющих денежную оценку (или акти­вов, как их именуют экономисты) за вычетом обязательств (пассивов). Активы (точнее, экономические активы) бывают трех видов: • физические – блага (преимущественно производствен­ные, так как из потребительских благ активами традици­онно считаются только товары длительного пользования) и ресурсы (опять же имеющие денежную оценку); • финансовые – денежные средства и ценные бумаги, т.е. свидетельства о реальной возможности приобрести самые разные экономические блага и ресурсы; • нематериальные – торговые марки (бренды), патенты и другие свидетельства о реальной возможности произво­дить различные экономические блага. Пример. Активы г-на Иванова состоят из принадлежащей ему квартиры стоимостью в текущих рыночных ценах около 3 млн руб., предметов длительного пользования на 1 млн руб. (в том числе старого автомобиля рыночной стоимостью 0,4 млн руб., мебели на 0,3 млн руб., бытовой техники на 0,2 млн руб., домашней утвари на 0,1 млн руб.), незастроенного земельного участка стоимо­стью 0,5 млн руб., а также наличных денежных средств в размере 0,1 млн руб., банковского вклада на 0,2 млн руб. и акций, стои­мость которых оценивается также в 0,2 млн руб. Пассивы Иванова состоят из 0,5 млн руб. – это деньги, которые он взял в долг без процентов для приобретения упомянутого земельного участка. Таким образом, богатство Иванова в текущих ценах составляет 5 млн руб. активов – 0,5 млн руб. пассивов – 4,5 млн руб. Однако по широкому определению богатство Иванова намного больше, так как у него есть хорошее образование, опыт работы и здоровье (человеческий капитал, как говорят экономисты), которые также можно рассматривать как экономические блага, хотя и трудно оце­ниваемые в деньгах. Богатство (стоимость) фирм и даже всей страны (ее нацио­нальное богатство), как правило, оценивается по узкому определению. В большинстве стран статистика националь­ного богатства не включает стоимость природных акти­вов (в том числе земли) и большей части нематериальных активов. Так, по данным Росстата, величина национального богатства России в размере 122 трлн руб. на начало 2011 г. состояла из 111 трлн руб. основного (в том числе 18 трлн руб. незавершенного строительства) и 11 трлн руб. оборотного капитала, т.е. состояла только из физических активов произ­водственного назначения. Узость традиционной трактовки национального богатства толкает исследователей к его новым, расширительным трак­товкам. По данным исследования Всемирного банка, природ­ные активы (полезные ископаемые, лесные ресурсы, посев­ные площади и пастбища, охраняемые объекты территории) составляют 4%, произведенные активы – 18, нематериаль­ные активы (прежде всего человеческий капитал) – 78% от мирового богатства. По оценке, в России с ее большими природными ресурсами природные активы составляют 40%, произведенные активы – 10, человеческий капитал – 50% национального богатства в расширенной трактовке. 3. Экономические ресурсы, их виды Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, которые используются в хозяйственной жизни, т.е. для производства благ Поэтому их часто называют производственными ресур­сами, факторами производства, факторами экономического роста. Расход ресурсов в процессе производства благ назы­вают издержками (издержками производства). По своей экономической сути ресурсы близки к производственным благам, и поэтому в экономической теории, говоря об эко­номических благах, как правило, подразумевают и экономи­ческие ресурсы (как при употреблении термина «товары» обычно подразумевают товары и услуги). К экономическим ресурсам относятся: • трудовые ресурсы (люди с их способностью произво­дит продукцию), сокращенно – труд; • капитал – как в форме банковских активов и ценных бумаг (финансовый капитал), так и в форме производствен­ных благ (реальный капитал, физический капитал); • предпринимательский ресурс (способности людей к организации производства продукции, то есть их предпри­нимательские способности), сокращенно – предпринима­тельство; • знания, необходимые для хозяйственной жизни (они открываются прежде всего наукой, распространяются пре­имущественно по каналам информации, усваиваются в основ­ном через образование, реализуются через инновации); • природные ресурсы (земельные, минеральные, водные, биологические, агроклиматические, рекреационные), сокра­щенно – земля. Еще Аристотель (384–322 гг. до н.э.), а вслед за ним европейские средневековые мыслители-схоласты считали труд одним из главных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире – меркантилизм. Французская школа физиократов (XVII в.) особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Шотландец Адам Смит (1723–1790), заложивший фундамент экономической теории, рассматривал такие эко­номические ресурсы, как труд, земля и капитал, но наибо­лее четко теорию трех факторов производства сформулиро­вал французский экономист Жан-Батист Сэй (1767–1832). Английский экономист Альфред Маршалл предложил доба­вить четвертый фактор – предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В нынешнее время, особенно в экономически развитых странах, на первое место по значимости выходят знания. Активное внедрение в хозяй­ственную жизнь новых знаний (инноваций), прежде всего стараниями предпринимателей, стало характерной чертой современной экономики. 4. Неравномерность наличия ресурсов и их мобильность, взаимодополняемость и взаимозамещение ресурсов Экономические ресурсы не только ограничены, но и нали­чествуют неравномерно по территории как во всем мире, так и внутри стран. В арабских странах Персидского залива ощущается дефицит трудовых ресурсов, а в соседних Индии и Пакистане – их избыток. В России мы наблюдаем в целом изобилие природных ресурсов и нехватку финансового капи­тала, а в Москве и Московской области – наоборот. Это отчасти компенсируется мобильностью ресурсов. Они перемещаются как внутри стран, так и между странами. Но степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность некоторых из них близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в дру­гое). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внут­ренней и внешней миграции рабочей силы в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские спо­собности, хотя обычно они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами и/или капиталом (это свя­зано с тем, что носителями предпринимательских способно­стей являются прежде всего менеджеры и владельцы капи­тала). Наиболее мобильны два последних ресурса – капитал (особенно финансовый) и знания. Ресурсы взаимодополняемы (комплементарны). Напри­мер, такой фактор производства, как знания, применяется, когда стремятся использовать природные ресурсы более рационально. Трудовые ресурсы вообще трудно использо­вать, если у них нет профессиональных знаний (квалифика­ции). Одновременно знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудова­ния, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управ­ленческие знания) позволяют предпринимателям организо­вать производство продукции наиболее рационально. В то же время взаимодополняемость (комплементар- ность) ресурсов, как правило, ограничена тем, что к одним ресурсам можно прилагать другие лишь в ограниченных размерах. Так, если все трудовые ресурсы будут высококва- лифицированы, то кто будет выполнять малоквалифициро­ванную работу, пусть даже ее роль в современной экономике уменьшается? Поэтому можно говорить о полной и частич­ной взаимодополняемости ресурсов. Ресурсы взаимозамещаемы (взаимозаменяемы, являются субститутами, альтернативны). Если фермеру требуется увеличить производство зерна, то он может сделать это так: нанять дополнительных работников (увеличить исполь­зование труда), или больше вносить удобрений (увели­чить капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать предпринимательские способности), или использовать новые виды семян (применить новые зна­ния), или, наконец, расширить посевные площади (исполь­зовать дополнительные природные ресурсы). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаи- мозамещаемы. Однако и взаимозамещение редко бывает полным. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заме­нить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Причем экономические ресурсы замещают друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизмен­ном машинном парке можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Но нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату. Поэтому говорят о полном и частичном взаимозамещении ресурсов. Предприниматель (организатор производства) и обще­ство в целом работает в условиях ограниченности эко­номических ресурсов. Поэтому фирмы, отрасли, страны вынуждены постоянно отыскивать наиболее рациональ­ную их комбинацию, используя неравномерность наличия и мобильность ресурсов, их взаимодополняемость и взаимо­замещение. Поиск этой комбинации называют размещением (аллокацией) ресурсов. В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок – рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей – инженеров, артистов, экономистов. В свою очередь, рынок экономистов состоит из финансистов, маркетологов и т.д. 5. Производственные возможности Как уже говорилось, на базе экономических ресурсов осу­ществляется производство экономических благ. При огра­ниченности ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности. Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, демонстрирует модель под названием граница производ­ственных возможностей (кривая производственных возмож­ностей). Упрощенно представим, что страна производит только два товара – автомобили и самолеты. Если она сконцен­трирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, то сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей требуется производить также 1 тыс. самолетов, это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов – до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомоби­лей. Таблица 1 - Производственные возможности страны по производству автомобилей в год Рисунок 1 - Граница производственных возможностей При увеличении ресурсов кривая производственных воз­можностей сдвинется вправо, при их уменьшении – влево. Историческая тенденция заключается в ее сдвиге вправо. В современной экономике это происходит прежде всего за счет такого экономического ресурса, как знание, точнее – инноваций. В то же время редко бывает, чтобы в той или иной стране производство продукции в долгосрочном периоде было максимальным, т.е. полностью соответствовало про­изводственным возможностям страны. Этому препятствуют многочисленные экономические ограничения, т.е. неполная рациональность в использовании экономических ресурсов. Так, в России рациональному использованию квалифициро­ванных трудовых ресурсов мешают, прежде всего, их невы­сокая мобильность и слабость системы профессиональной переподготовки и переквалификации; оптимальному исполь­зованию накопленного физического капитала – его изно­шенность, а финансового капитала – его вывоз из страны и высокая аккумуляция в государственных финансовых резервах; максимальной реализации предпринимательских способностей препятствует чрезмерное присутствие госу­дарства в повседневной хозяйственной жизни; полной реа­лизации знаний в основном – недостаточный спрос на них со стороны российских предпринимателей; оптимальному использованию природных ресурсов – их труднодоступность и низкая активность геологоразведки. В конце снова обратимся к таблице и рисунку. Из них следует, что для увеличения производства самолетов при­ходится отказываться от все большего количества автомоби­лей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производ­ства которых надо отказаться. 6. Альтернативная стоимость и закон убывающей отдачи Альтернативная стоимость – это то, «от чего прихо­дится отказаться, чтобы получить желаемое. Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками отвергнутых возможностей (альтернативными издержками). Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн автомо­билей. Конечно, в реальной жизни отвергнутые возможности не ограничиваются одним или даже двумя видами продук­тов, от производства которых приходится отказываться, они многочисленны. Поэтому при определении альтернативной стоимости рекомендуют принимать во внимание наилуч­шую из отвергнутых возможностей. Так, при бесплатной учебе в дневном вузе девушка упускает возможность в этот период работать секретарем (а не уборщицей или подсобным рабочим) и получать соответствующую заработную плату. Заработная плата секретаря и будет для нее альтернатив­ной стоимостью (альтернативными издержками) обучения на дневном отделении вуза. Обратим внимание на то, что по мере увеличения произ­водства блага его альтернативная стоимость возрастает (гра­ница производственных возможностей – кривая, а не пря­мая линия). Так, в нашем примере производство 1 тыс. самолетов требует отказ от выпуска 1 млн автомобилей, 2 тыс. самолетов – уже 3 млн автомобилей, 3 тыс. самоле­тов – 6 млн автомобилей, а для производства 4 тыс. само­летов требуется вообще отказаться от выпуска автомобилей, т.е. для производства каждой дополнительной тысячи само­летов необходимо отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что альтернативные издержки первой тысячи самолетов равны 1 млн автомобилей, а чет­вертой тысячи самолетов – уже 4 млн автомобилей. Говоря по-другому, для выпуска каждой дополнительной единицы продукта приходится жертвовать все большим количеством другого продукта.
«Экономические потребности и блага.Ресурсы и производственные возможности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 94 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot