Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Оглавление
Лекция 1. Проблемы, тенденции. 2
Лекция 2. Предмет, метод, система. 5
Лекция 3. Источники ЭП. 9
Лекция 4. Управление в области охраны ОС. 12
Лекция 5. Право собственности и природопользования. 16
Лекция 6. Экологический контроль, надзор и ответственность. 22
ОВОС vs Экспертиза. 27
Экологическое право
Лекция 1. Проблемы, тенденции.
Особенность экологического права как отрасли права: человек также является объектом правоотношений.
Природа является источником жизни материального и духовного благополучия человека.
Нарушение баланса взаимоотношений человека и природы возникло тогда, когда возникли товарно-денежные отношения. Начало хищнического отношения к природе.
Один из примеров негативной деятельности человека – появление биологических вирусов, влияющих на нашу жизнь.
Функции природы:
1. Экологическая функция (все явления в природе взаимосвязаны и взаимообусловлены)
2. Экономическая функция (природные ресурсы имеют экономические свойства)
3. Научная функция (научные знания о природе используются на благо развития человечества)
4. Эстетическая функция (источник вдохновения)
Экологические проблемы:
1. Развитие экономики – главный отрицательный фактор воздействия на окружающую среду. Решение: повлиять на экономические процессы, может даже ограничить их. Развитие зелёных технологий, органического сельского хозяйства, развитие международного экологического права…
2. Перенаселение планеты Земля. Население превышает возможности обеспечить человечество ресурсами.
3. Сокращение лесного массива. Осталось две большие лесные территории: Амазонские леса и леса Сибири.
4. Загрязнение мирового океана.
5. Таяние ледников.
6. Выброс химических отходов.
7. Загрязнение химикатами почвы.
8. Сокращение запасов пресной воды.
9. Сокращение запасов нефти и природного газа.
Экологический кризис – это нарушение равновесия в экологических системах и в отношении человека и общества. Вызван тем, что человек не способен преодолеть тенденцию ухудшения окружающей среды (ОС). Кризис уже давно наступил.
Каким образом выстраивались отношения человека с природой?
Функция охраны природы всегда была прерогативой государства. Природоохранная и природоресурсная функции изучаются экологическим правом.
Впервые человек обратил внимание на ухудшение ОС – в 60-х гг. XX в.
Концепции отношения к природе:
1. Концепция потребительского отношения к природе. Скорее констатация факта. 60-е годы. Отражение господствующего в мире хищнического отношения к природе.
2. Концепция невмешательство в природу. Возникла вместе с первой. Человек не должен вмешиваться в природу. Чисто умозрительная концепция.
3. Учение о НОУ-сфере. Создал Вернадский. Человек, являясь венцом природы, представляет силу, которая может оказывать на неё влияние. Сила человеческого разума не должна использоваться для уничтожения всего живого. Человек должен развивать природу, используя научные знания и этическую парадигму.
4. Концепция ограничения экономического развития. Разработана членами Римского клуба (образован в 1968 году).
5. Концепция устойчивого развития. Связана с природоохранной деятельностью комиссии ООН. Представлена 1987 году. Предполагает удовлетворение человеческих потребностей и устойчивое развитие, как такое, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, но не ставит под угрозу возможность будущим поколением удовлетворять свои потребности. Концепция научно обоснована, носит прикладной характер. Принципы данной концепции прослеживаются в практически любом экологическом законодательстве.
Причины экологического кризиса социального характера:
Имеет субъективные корни. Результат непродуманной деятельности человека.
1. Отсутствие воли государств. Не выполняются программы стратегического развития. Дефицит воли связан с приоритетом экономических интересов.
2. Слаборазвитое законодательство. Проблемы имеют тенденции к расширению. Экологическое законодательство носит рефлексивный характер (реагирует на то, что уже произошло). Нет эффективных механизмов реализации.
3. Дефекты организации государственного аппарата. Нет системы специально уполномоченных органов, постоянные реформы в СОИВ. Контрольно-надзорная деятельность имеет свои проблемы. Штрафы незначительные (легче заплатить штраф, нежели исправить ситуацию).
4. Предпочтение развития экономики без увязки с экологическими потребностями.
5. Дефицит финансирования программ по охране окружающей среды.
6. Дефицит специалистов-экологов.
7. Низкий уровень правосознания населения, экологической культуры.
Пути решения проблем:
1. Формирование нового мировоззрения.
2. Выработка и реализация экологической политики (элементы: восстановление благоприятного состояния ОС, планирование хозяйственной деятельности, проведение аудитов и т.д.).
3. Формирование современного экологического законодательства (создать систему специальных законодательных актов, «экологизация иного законодательства», устранить пробелы, соответствие ЭЗ реальной ситуации, усовершенствование механизмов ответственности).
4. Создание оптимальной системы органов специального управления. В РФ органы есть, но не функционируют.
5. Выделить средства.
6. Осуществление контроля.
7. Создание правового механизма по обеспечению капиталовложения в сферу охраны ОС (налоговые льготы для environmental friendly бизнеса).
8. Международное сотрудничество. Экологические проблемы глобальны.
Лекция 2. Предмет, метод, система.
Предмет ЭП – 1) ОО в сфере взаимодействия общества и природы.
Экологические отношения:
1. По использованию природных ресурсов.
2. По охране окружающей среды.
Группы отношений:
1. Отношения собственности на землю и природные ресурсы.
2. Отношения природопользования в отношении любых объектов природы.
3. Отношения по охране ОС.
4. Отношения по защите экологических \прав и интересов человека.
Отношения собственности на природные ресурсы – решаются общественно значимые проблемы владения природными богатствами. Учитывается особенный характер объектов. Доминирует государственная форма собственности. Режим собственности (земля и недра) отличается от гражданско-правового.
Отношения по природопользованию. Водопользование, недропользование, лесопользование и т.д.
Отношения по охране ОС. Центральные в ЭП. Регулируются исключительно ЭП. Тесно связаны с отношениями собственности и природопользования. Охрана происходит от трёх видов воздействия:
1. Химического (выбросы различных соединений, вырабатываемых в процессе человеческой деятельности; отходы производства)
2. Физического (Шум; вибрации; электромагнитные поля; радиоактивное излучение; чрезмерное давление на почву; тяжёлые дорожные покрытия; сброс тёплых сточных вод в водоёмы)
3. Биологического (перенаселение – но перенаселена не планета, а её отдельные участки; биологические модификации, мутации; последствия использования биотехнологий; поступление в ОС различных биоорганизмов, пандемии)
Отношения по защите экологических прав и интересов человека. Вытекает из иных видов отношений. Выделение в самостоятельную группу связано с важностью, спецификой, с тем, что состояние здоровья человека – тот критерий, который устанавливают к качеству ОС.
Объект экологических отношений (ЭО) – окружающая среда (не равно природа). Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных объектов, природных антропогенных объектов и антропогенных объектов.
Компоненты природной среды – земли, недра, почвы, воздух, иные организмы, воды, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы и околоземное пространство.
Природно-антропогенный объект – природный объект, изменённый в ходе хозяйственной деятельности человека. (ГЭС, плотина)
Антропогенный объект – созданный человеком и не обладающий свойствами природного. Некоторые П-А объекты имеют тесную связь с антропогенными. Например, усадьбы вокруг заповедника.
Природный ресурс – это часть природного объекта, которая используется человеком для удовлетворения своих потребностей.
Природный комплекс – естественные экологические системы, иные совокупности природных объектов и ресурсов.
Человек – объект ЭП? Нет ответа на этот вопрос. Но он может быть отнесён к объектам охраны. Он - часть природы.
Метод регулирования.
ЭП – отрасль смешанного режима регулирования (85% - публично-правовые отношения). Преобладает императивный метод.
Экологическое право как отрасль права.
Экологическое право является сравнительно молодой отраслью. Отделилась от административного права. Развивается очень стремительно.
Есть и материальные, и процессуальные нормы. И нормы федеральные, и региональные.
Особенности:
1. Состоит из 3 частей (общей, особенной и специальной)
2. Исключительная динамика. Развивается путём детализации.
3. Преимущественно носит рефлексивный характер (см. Лекцию 1)
4. В него тесно вплетены знания из других областей науки (из естественнонаучного цикла). Сложность терминологии.
5. Ему следует быть в большой степени унифицированным, в международном смысле объединённым. Экологические проблемы не знают территориальных границ.
Экологическое право как наука – система знаний об ЭП как отрасли, его предмете и методе, развитии его институтов.
Как учебная дисциплина – ознакомление с отраслью права в учебных заведениях.
Система экологического права.
1. Общая часть: Предмет и метод. Источники. Правоотношения. Право собственности. Право пользования. Государственное регулирование. Экологическая экспертиза и оценка воздействия. Экономико-правовой механизм. Юридическая ответственность.
2. Особенная часть. Правовая охрана земель, вод, воздуха, недр, лесов, животного мира.
3. Специальная часть. Международно-правовая охрана ОС.
Субъекты ЭП: Гос-во, ОМС, физ, юр. лица, должностные лица.
Принципы урегулирования экологических правоотношений.
1. Принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду (среду, отвечающую устойчивому развитию, но нет критерия)
2. Обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
3. Научно обоснованные сочетания экологических, экономических, социальных интересов человека и государства.
4. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов (в РФ нет ограничений на добычу полезных ископаемых)
5. Ответственность должностных лиц за невыполнения возложенных на них обязанностей.
6. Платность природопользование и возмещения потерь Окружающей среде.
7. Независимость контроля.
8. Презумпция экологической опасности, Любая хозяйственная деятельность (ХД) признаётся экологически опасной.
9. Обязательность оценки воздействия на ОС при решении проведения ХД.
10. Учёт природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании ХД.
11. Приоритет сохранения экологических систем.
12. Обеспечения снижения негативного воздействия на ОС.
13. Обязательность участия органов государственной власти РФ и субъектов РФ.
14. Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии ОС.
15. Ответственность за нарушение законодательства (и уголовная, и административная, и дисциплинарная, и гражданско-правовая)
Правовой режим к земле и природным ресурсам. Два подхода:
1. Земля и природные ресурсы как общественное достояние (госсобственность).
2. Режим частной собственности на землю и ресурсы.
Лекция 3. Источники ЭП.
Особенности источников ЭП:
1. Регулирование на двух уровнях: Федерации и субъектов.
2. Комплексная отрасль. Находим нормы в источниках, относящихся к иным отраслям.
Классификация:
1. По юридической силе:
Законы
Подзаконные акты
Нормы международного права
2. По предмету регулирования:
Общие (конституция, ФЗ об охране ОС)
Специальные (ФЗ о животном мире, Водный кодекс)
3. По характеру правового регулирования:
Материальные
Процессуальные (собраны в основном все воедино)
4. По характеру регулирования:
Кодифицированные (много)
Некодифицированные
Система источников:
1. Нормы международного права и Конституция
2. Федеративные договоры (о разграничении предметов ведения) (Ядерная энергетика и ядерные материалы - только Федерация)
3. Федеральные законы
4. НПА Президента
5. НПА Правительства
6. НПА министерств и ведомств
7. Конституция и акты субъектов
8. НПА ОМС
9. Локальные нормативные акты
10. Судебные решения (акты разъяснения ВС)
11. Обычай (Да, является источником. В самом классическом смысле). В основном у малочисленных этнических сообществ.
Конституционные основы.
Ст. 7 – РФ социальное государство. Создание условий для свободного развития человека. Качество ОС – фактор, обеспечивающий достойную жизнь
Ст. 9 – Земля и природные ресурсы защищаются РФ. Устанавливает многообразие форм собственности: в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Ст. 36 – право граждан иметь в частной собственности землю. Владение осуществляется свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Ст. 41 – Ответственность должностных лиц о сокрытие фактов и обстоятельств, угрожающих человеку.
Ст. 42 – право на благоприятную ОС, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба.
Ст. 71 и ст. 72 – разграничение предметов ведения.
Искл. ведение: регулирование и защита прав человека и гр., фед. и гос. собственность применительно к природным ресурсам, установление политики, ядерная энергетика и расщепляющие материала, хим. вещества, определения статуса границы, шельфа.
Совместное ведение: распоряжение водными и иными природными объектами, разграничение гос. собственности, природопользование и охрана ОС, режим особо охраняемых природных территорий, борьба с эпидемиями, лесного за-во, о недрах, защита малочисленных этнических сообществ.
Международное право
Недостатки:
1. Не имеют прямого действия. Опциональное присоединение.
2. Практически отсутствует механизм санкций.
3. Решения ЕСПЧ не всегда исполняются.
Закон
1. ФЗ об охране ОС 2002 г. Базовый закон.
2. Много разных законов…
НПА Президента. Указ об особо охраняемых природных территориях…
НПА Правительства. Ведают лицензионной деятельность. №326 об утверждении окружающей программы по охране ОС.
Приоритеты:
1. Регулирование качества ОС. Снижение антропогенной нагрузки. Восстановление земель. Снижение уровня загрязнения Волги.
2. Поддержание биологического разнообразия России. Снижение угрозы исчезновения редких видов.
3. Постоянный мониторинг состояния ОС.
4. Обеспечение научных исследований в Арктике и Антарктике.
5. Охрана о. Байкал и социально-экономическое развитие байкальских территорий.
6. И многие другие
Акты ОМС. Функции:
1. Планирование, застройка территорий
2. Благоустройство территорий
3. Озеленение территорий
4. Утилизация отходов
5. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Локальные акты.
1. Акты общего регулирования. Должностные инструкции. Коллективные договоры и т.д.
2. Акты специального регулирования.
Природозащитные организации не имеют права издавать НПА.
Лекция 4. Управление в области охраны ОС.
Управление в области охраны ОС – это управление природопользованием и охраны ОС, которое представляет собой совокупность осуществляемых субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Субъекты:
1. Гос-во
2. Гражданин
3. Предприятия
4. Муниципальные органы власти
1. Общественное управление. Реализуется гражданами или их объединениями. Общественное объединение не может проводить экологическую экспертизу, если это не указано в уставе.
2. Производственное управление. Сохранность объектов, обращение с отходами. Учёт вредных воздействий.
3. Муниципальное управление. ОИВ, ОМС. Функции: владение/пользование/распоряжение ресурсами, планировка и застройка территорий, эпидемиологическая ситуация, содержание информационных служб. Курорты местного значения.
4. Государственное управление. Функции:
• Нормотворчество;
• Создание системы органов управления;
• Координация деятельности;
• Экологическое планирование;
• Аудит, сертификация, мониторинг;
• Экологическое воспитание и образование;
• Экологическая ответственность.
Принципы управления:
1) Законность;
2) Комплексный подход;
3) Сочетания бассейного и административно-территориального принципов природопользования;
4) Контрольно-надзорная деятельность.
Государственное управление осуществляется органами:
1. Общей компетенции:
• Президент – определение политики, подзаконное нормотворчество, определение структуры ОИВ;
• Правительство – обеспечение проведения политики, собственность, меры по обеспечению законности, осуществление программ, деятельность по предотвращению катастроф, рациональное природопользование;
• Правительство субъектов.
2. Специально уполномоченные:
• Министерство природных ресурсов и экологии (выработка гос. политики; выработка политики в сфере охраны ОС)
• ФС по надзору в сфере природопользования (контроль и надзор в сфере охраны объектов природного мира, геологическое изучение недр, охрана лесного фонда, водных объектов)
• ФС по гидрометеорологии и мониторингу ОС (вопросы мониторинга состояния и загрязнения ОС)
• ФА по недропользованию (полномочия собственника в отношении гос. имущества)
• ФА водных ресурсов (оказание гос. услуг и управления имуществом в отношении водных ресурсов)
• ФА лесного хозяйства (НП регулирование в сфере лесных отношений, за исключением особо охраняемых лесов, услуги и управление ресурсами) – суперведомство (функции и министерства, и ФА, и ФС)
3. Иные органы.
Обеспечение информационного взаимодействия.
Объём прав и возможностей уменьшается, сужается, ибо состояние ОС ухудшается.
Обладание ЭИ необходимо для подготовки и принятия экологических решений, необходимо гражданам для защиты своих прав, организациям.
ФЗ об информации – доступ к информации о состоянии ОС не может быть ограничен.
Информация – сведения, данные, независимо от формы их представления. Информация о любом состоянии ОС, мерах по охране ОС, деятельности государственных органов, граждан и предпринимателей.
Право граждан на экологически значимую информацию. Критерии:
1. Достоверная – не искаженная информация, которой располагают уполномоченные органы.
2. Полная – передаётся в том объеме, в котором должен ею обладать заявившее лицо.
3. Своевременная – предоставленная в возможно короткий срок, актуальная.
Средство, обеспечивающее право граждан – право на информацию о факторах, влияющих на здоровье граждан, право на информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии местности.
Обязанность предоставить информацию возложена на администрацию.
Право на индивидуальные и коллективные обращения.
Обязательное информирование населения:
1. По подготовке и принятию экологически значимых решений.
2. По использованию потенциально опасных для экологии товаров/услуг/производств.
3. По вопросам, связанным с аварийными ситуациями.
4. По вопросам природопользования и охраны окружающей среды при подготовке и принятии экологически значимых решений – процедура оценки воздействия на ОС. Иногда граждане органы могут советоваться с гражданами при размещении определённых производственных объектов.
5. Закон о защите прав потребителей предусматривает информировании граждан о потенциально опасных для здоровья товарах и услугах, если таковые как-то попали на рынок.
6. О чрезвычайных ситуациях.
Ограничение экологически значимой информации происходит путём:
1. Установлением режима тайны. Но сведения о ЧС не подлежат засекречиванию. Но информация о стратегических ресурсах (золото, алмазы) может засекречиваться.
2. Установлением служебной и коммерческой тайны. Исключения: сведения о загрязнении ОС.
Источники экологически значимой информации:
1. НПА
2. Данные экологического мониторинга. Система долгосрочных наблюдений ОС. Ведётся постоянно. Основа для кадастров.
3. Государственные кадастры природных ресурсов. Информация о качествах и количестве различных ресурсов, их состав.
4. Экологические паспорта предприятий. Комплекс данных об использовании предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на ОС. Создаётся предприятием и утверждается руководителем. Общие сведения о предприятие, расположение, краткое описание продукции и технологий, характеристика сырья, характеристика выбросов, сведения о транспорте предприятия.
5. Радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий. Включает данные радиационной безопасности. Характеристика радиационного загрязнения, степень готовности к устранению.
6. Декларация безопасности промышленного объекта. Инструмент предупреждения возможных ситуаций. Сведения о месторасположении объекта, особенностях технологических процессов, оценка условий развития, характеристика систем контроля. Характеристика мероприятий, связанных с предупреждением ЧС.
7. Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды. Официальный сводный документ с учётом всей информации за год. Министерство природных ресурсов. Разделы:
• Качество природной среды и состояния природных ресурсов;
• Экологическая оценка состояния территорий;
• Государственное регулирование и т.д.
Лекция 5. Право собственности и природопользования.
Право собственности. Доминирующее положение в системе отношений.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальной и других формах собственности.
Земля и все ресурсы имеют различие в контексте права собственности. Вопрос о собственности решался по-разному, две концепции:
1. Концепция общественного достояния. Преимущественно в государственной собственности. Но небольшой процент может находиться в других формах собственности.
2. Концепция частной собственности. Она реализована только в некоторой мере по отношению к земле.
Право собственности (ПС) – это правой институт, который представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности.
Основа ПС заложена в Конституции. Право собственности на природные ресурсы – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению конкретным ресурсом. Осуществляется свободно, если не наносит вреда объекту собственности и не нарушает права других лиц.
Право собственности на владение, пользование и распоряжение имуществом предписывает обязанности:
1. Обеспечение рационального использования
2. Обеспечить сохранность объекта
Иные формы собственности – смешанные формы собственности.
Объекты права собственности:
1. Земля
2. Другие природные ресурсы
3. Недра
4. Животный мир
5. Леса
6. Особо охраняемые природные территории (воздух НЕ является объектом права собственности)
Субъекты:
1. Физ/юр лица
2. РФ
3. Субъекты РФ
4. Муниципальные образования
Частная собственность.
Может устанавливаться на следующие объекты:
1. Земельные участки. (Иностранные граждане не могут приобретать участки, расположенные на приграничных территориях, на территориях, прилегающих к режимным объектам).
2. Обособленные водные объекты (небольшие по площади и непроточные, обязательно обособленные)
3. Древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на участке собственника или на прилегающей к ней территории.
4. НЕ предусматривается на леса, недра. Не устанавливается на объекты животного мира (дикие животные в состоянии естественной свободы) – никакого отношения к домашним животным не имеют. Сельскохозяйственные животные тоже имеют иной статус.
Государственная собственность (федеральная и собственность субъектов).
Устанавливается на следующие объекты:
1. Земля (совместное ведение). В федеральной: признанные такими в ФЗ; возникло при разграничении прав собственности на землю; приобретённые РФ на специальных основаниях. В собственности субъектов РФ: признанные ФЗ; возникло при разграничении прав собственности на землю; занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъекта; заняты приватизированным имуществом, находящимся в собственности субъекта.
2. Воды (совместное ведение)
3. Леса (в федеральной собственности)
4. Недра (совместное ведение)
5. Объекты живого мира (преимущественно федеральная)
6. Охраняемые природные территории (федерального, регионального и местного значения). Федеральное значение: заповедники и национальные парки. Федеральное и субъектов: памятники природы. Лечебно-оздоровительные территории и курорты – могут быть местного значения.)
Право муниципальной собственности:
1. Земельные участки.
2. На сами недра права собственности нет. Только на добытые из них ископаемые могут быть в собственности муниципалитета.
3. Водные объекты
4. Небольшие леса в границах небольших поселений.
5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Основания установления права собственности:
1. Разные договоры (купли-продажи, например)
2. На основе передачи частным лицам
3. Природные ресурсы из частной собственности могут перейти в собственность государства путём:
• Обращения взыскания на имущество по обязательствам;
• Выкупом для государственных нужд
• Изъятия объекта, используемого с нарушением законодательства;
• Перехода государству по наследству;
• Реквизиции (в ходе стихийных бедствий);
• Конфискация в виде санкции;
• Национализация.
Вывод:
1. Земля (все четыре формы собственности).
2. Водные (государственная, частная и муниципальная).
3. Воздух не имеет титула права собственности.
4. Животный мир – преимущественно федеральная.
5. Лесной фонд – федеральная.
6. Недра (федеральная и субъектов РФ).
Публично-правовой элемент земли: Земля – территория, на которую распространяется суверенитет.
Право природопользования.
Право природопользования – система норм по пользованию землёй и природными ресурсами.
Как правомочие право природопользования – субъективное право по владению, пользованию и распоряжению объектом.
Виды природопользования:
1. По объекту природы:
• Право землепользования;
• Недропользования;
• Водопользования;
• Атмосферой (в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу);
• Лесопользования;
• Растительным миром вне лесов;
• Животным миром.
2. По целевому назначению использования объекта:
• Землепользование:
▪ Земли сельскохозяйственные;
▪ Земли поседений (Жилые зоны; общественно-деловые; транспортные; рекреационные; производственные; земли военных объектов);
▪ Земли промышленности;
▪ Земли особо охраняемые;
▪ Земли лесного фонда;
▪ Земли водного фонда;
▪ Земли запаса.
• Недропользование:
• Для геологического изучения (поиск месторождений);
• Для разведки и добычи полезных ископаемых;
• Для строительства и эксплуатации подземных сооружений (метро) и т.д.;
• Водный кодекс:
• Питьевой водосбор;
• Для нужд здравоохранения;
• Для лесного хозяйства;
• Сельское хозяйство.
• Лесное пользование:
• Заготовка древесины;
• Заготовка живицы;
• Побочное лесопользование (сенокошение, ульи).
• Животный мир:
• Охота;
• Рыболовство.
• Атмосфера:
• Для производственных нужд;
• Удаление загрязняющих средств из атмосферы.
3. По основанию возникновения:
Общее природопользование является общедоступным, является бесплатным, неограниченным, связано с естественным правом каждого на благоприятную окружающую среду.
• Земля. Незакрытые земельные участки в государственной или муниципальной собственности; использование природные объектов в пределах, установленных законом или собственником. Если участок не огорожен, то можно пройти на него свободно, если это не причиняет собственнику ущерба. Виды сервитута: частный и публичный, срочный и бессрочный.
• Недра. Собственники могут по своему усмотрению осуществлять добычу глины, песка, щебня. Сооружать подземные объекты не глубже 5 метров для собственных нужд (подвалы), копать колодцы.
• Лесопользование. Право общего лесопользования. Можно собирать дикорастущие плоды, лекарственные растения, сырьё. Нельзя собирать «краснокнижные» объекты, содержащие наркотические вещества растения.
• Водопользование. Общее водопользование возможно, но только без применения сооружений, технических средств и устройств. Цели: забор воды, купание, водопой для скота, можно использовать прибрежную зону для отдыха. ОМС устанавливают места, где запрещён забор воды, плавание.
• ФЗ о животном мире не предусматривает право общего пользования на объекты животного мира. Необходимы специальные разрешения. Общее пользование только для спортивного рыболовства.
Специальное природопользование. Связано с удовлетворением экономических целей. Осуществляется в соответствии с разрешительной системой. В двух формах:
• Комплексное. Обусловлено тем, что нередко при предоставлении одного ресурса, используются какие-либо другие, связанные с ним. Например, создание котлована. Направлено на удовлетворение экономических интересов путём использования одного или нескольких природных ресурсов.
• Специальное. Предоставление отдельных природных ресурсов, чаще всего для размещения отходов. Всегда на основании разрешительной системы. Принципы:
• принцип рационального природопользования;
• экосистемный подход (обусловлен взаимосвязанностью природных ресурсов, охрана не только используемого ресурса, но и иных);
• целевого использования (чаще всего предоставляются на бессрочное или длительное пользования);
• устойчивость пользования;
• платность.
Кто может иметь право специального природопользования? Только субъект предпринимательской деятельности.
Специальное природопользование ВСЕГДА осуществляется на основании специального разрешения, как правило, лицензии. Объем полномочий пользователя зависит от вида природного ресурса, целевого назначения природопользования по данному виду природного ресурса, конкретного содержания лицензии в зависимости от вида деятельности предпринимателя. Таким образом, содержание права специального природопользования субъекта определяется индивидуально в зависимости от этих трех факторов.
Лекция 6. Экологический контроль, надзор и ответственность.
Экологический контроль – это правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредоносного воздействия.
Это ещё и функция государственного управления и правовой институт ЭП.
Здесь понимаем контроль и надзор как синонимы (а не как в административном праве).
Функция экологического контроля:
1. Предупредительная (субъекты, зная о проверке, самостоятельно проявляют активность).
2. Информационная функция (собирается информация о фактах правонарушений, ведётся статистика).
3. Карательная функция.
Виды контроля:
1. Государственный;
2. Ведомственный;
3. Производственный;
4. Муниципальный;
5. Общественный.
Государственный экологический контроль.
Всегда носит надведомственный характер (адресован не подчинённым субъектам). По его итогу могут выноситься определённые меры принуждения (в основном пресечения). Проводится в форме предварительного (недопущение хозяйственной деятельности на стадии планирования проекта) и текущего (на стадии эксплуатации предприятий).
Принципы:
1. Открытость и доступность для всех подконтрольных субъектов актов;
2. Законность;
3. Периодичность проведения мероприятий;
4. Объективность;
5. Разделение хозяйственных и контрольных функций;
6. Возможность обжалования действий должностных лиц.
Правовая основа: ФЗ об охране ОС; ФЗ о животном мире; ЗК; ЛК; ВК; ФЗ о защите прав юридических лиц и ИП при проведении государственного контроль и надзора и муниципального контроля.
Общий контроль. Президент: кадровое обеспечение; Правительство: меры по финансированию, реализация программ.
Специальный контроль: ФС по надзору с сфере природопользования и экологии. Осуществляет государственный надзор за исполнение земельного, водного, лесного законодательства, в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха, деятельностью на шельфе, в области рыболовства и охоты.
Полномочия:
1. Посещать в целях проверки хозяйственные субъекты;
2. Проверять документы;
3. Проверять работоспособность очищающих устройств;
4. Проверять соблюдение требований в области охраны ОС при строительстве разного рода объектов;
5. Предъявлять требования и выдавать предписания о прекращении нарушения законодательства;
6. Приостанавливать деятельность ФЛ и ЮЛ;
7. Привлекать к ответственности.
Общий план проведения проверок: Плановые (проводятся сначала при выдаче лицензии предприятию, затем через год, затем каждые три года) и внеплановые (если поступила информация о нарушения, произошел факт нарушения прав и свобод; если при плановой проверке были выявлены нарушения и требуется повторная проверка).
Рискоориентированный подход – частота проверок зависит от того, насколько опасной является деятельность предприятий.
Градация:
1. Наименее опасные;
2. Высокая опасность (атомные электростанции);
3. Есть промежуточные формы.
Решения после проверок:
1. Предписания об устранении нарушений (не наказание);
2. Привлечение к административной ответственности;
3. Обращение в прокуратуру, направление материалов в следственные органы.
Ведомственный контроль. Форма иерархического контроля. Контроль за руководителями подчинённых ведомств.
Могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, но также и административной и уголовной ответственности.
Производственный контроль. Осуществляет само предприятие. Может также применяться дисциплинарная ответственность (ВУЗ – выговор, увольнение, замечание).
Муниципальный контроль. Контролируют целевое использование земель, охрану земель, применяют меры к устранению нарушений земельного законодательства, контролируют деятельность при строительстве объектов, следят за вопросами рационального использования недр.
Общественный контроль. Осуществляют сами граждане по своей инициативе. Помогают привлекать внимание к тем или иным проблемам. Не является юридически обязательным.
Исключения: в соответствии с ЗК граждане имеют право участвовать в изъятии земельных участков для местных или государственных нужд. Могут проводит общественную экологическую экспертизу, подавать коллективные обращения; участвовать в общественных слушаниях; проводить массовые акции. Общественные объединения могут разрабатывать программы, связанные с охраной ОС. Единственное требование: такой специализированной деятельностью могут заниматься только те объединения, в уставе которых есть такая строка.
Юридическая ответственность.
Посредством ответственности регламентируется государственное принуждение.
Экологически правонарушение – это противоправное виновное (без вины) деяние, причиняющее экологический вред или создающий такую угрозу.
Экологические проступки (административные, дисциплинарные и Г-П деликты) и экологические преступления.
Субъекты: ЮЛ; Должностные лица; ФЛ; иностранные граждане и т.д.
Дисциплинарная ответственность: Должностные лица и работники предприятия. С 14 лет.
Уголовная: ДЛ и граждане.
Административная ответственность: ЮЛ; Должностные лица и граждане. С 16 лет.
Ограниченная гражданская ответственность может наступать с 14 лет.
Возможно объективное вменение, если экологический вред нанес источником повышенной опасности (1079 ГК).
Дисциплинарная ответственность: в рамках трудовых отношений. Наложение работодателем на работника дисциплинарного взыскания. Конкретные составы не устанавливаются, применяются к локальным актам. Работодатель может как наказать, так и нет. Дисциплинарная ответственность может применяться в рамках государственной службы.
Дисциплинарная ответственность не отрицает материальную ответственность. От Г-П отличается тем, что применятся в рамках трудового права. Есть полная материальная ответственность, не ограниченная средним заработком, которая применяется к высшим должностным лицам.
Административная ответственность. Имеет много разных составов, которые закреплены в КоАП, законодательстве об административных правонарушениях Субъектов. Преимущественно ответственность выражается в виде штрафа.
Уголовная ответственность. Чисто воду льёт….экологически чистую…лучше Элю почитайте.
Гражданско-правовая ответственность. Договорная и внедоговорная. Ответственность заключается в возмещении причинённого ущерба или компенсации морального вреда. Размер причинённого ущерба рассчитывается по специальному экологическому законодательству (есть таксы странные какие-то).
Ещё одна форма возмещения вреда: страхование экологических рисков.
И подача иска в Европейский суд. Часто используется российскими гражданами.
ОВОС vs Экспертиза.
ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности (ЮЛ/ИП).
Требования к материалам ОВОС:
1. Представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности, которые принимаются органами государственной экологической экспертизы.
2. Должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.
Принципы:
1. Потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
2. Обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной экологически значимой̆ деятельности;
3. Обязательности выявления и анализа альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности; включая "нулевой̆ вариант" (отказ от планируемой деятельности);
4. Обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой̆ хозяйственной̆ и иной̆ деятельности;
5. Включения в материалы по оценке воздействия на окружающую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных;
6. Отражения в материалах ОВОС результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также связанных с ними социальных и экономических факторов;
7. Обязанности заказчика предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации;
8. Учета положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие;
9. Недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой̆ хозяйственной̆ и иной̆ деятельности.
Этапы проведения ОВОС:
1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В ходе первого этапа заказчик:
• подготавливает и представляет в органы власти материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
• информирует общественность о намечаемой деятельности через СМИ; - проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду;
• проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки
• воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности;
2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду;
3. Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний;
4. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Выполняет функцию предупредительного экологического контроля.
Виды экспертиз:
1. Государственная (ФОИВ и ОГВС)
2. Общественная (по инициативе граждан, ОМСУ общественными организациями)
Два существенных различия:
1. Общественная - инициативная, добровольная, а государственная – обязательная.
2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Принципы:
1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
3. комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
8. гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Объекты государственной экспертизы:
1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
2. проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3. проекты соглашений о разделе продукции;
4. материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
5. проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
6. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
7. объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Порядок проведения государственной экспертизы:
1. представление материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов РФ.
2. регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов. Проверку проводит экспертное подразделение специально уполномоченных федеральных органов в области экологической экспертизы (или их территориальных органов);
3. формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 6 месяцев.
4. подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;
5. подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Общественная экспертиза. Права общественных организаций.
1. получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;
2. знакомиться с нормативно-технической̆ документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
3. участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.