Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экологическое нормирование. Государственный экологический надзор

  • 👀 537 просмотров
  • 📌 512 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экологическое нормирование. Государственный экологический надзор» docx
Лекция 03.11.2020 Экологическое нормирование – это разработка и апробация научно обоснованных критериев и норм предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду и человека, а также норм и правил природопользования и на основе общих методологических подходов, комплексного изучения и анализа экологических возможностей экосистем и их отдельных компонентов (Модельный экологический кодекс для государств-участников СНГ) Цели: 1. Сохранение благоприятной окружающей среды 2. Обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности для предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду Задачи: 1. Проведение научно-исследовательских работ для обоснования нормативов в области ООС 2. Установление оснований для разработки или пересмотра нормативов в области ООС 3. Утверждение и опубликование нормативов в области ООС в установленном порядке 4. Оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в ООС Основные требования к нормированию в области ООС (ПП РФ от 13.02.2019 N 149) Система экологических нормативов: 1. Нормативы качества окружающей среды 2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду Виды нормативов: 1. Нормативы качества окружающей среды a. ПДК (предельно допустимые концентрации) – нормативы, которые устанавливают химические показатели состояния окружающей среды b. ПУ (показатели уровня) – нормативы, которые устанавливают физические показатели состояния окружающей среды c. Нормативы биологических показателей, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды. 2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду a. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов b. Технологические нормативы c. Технические нормативы d. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение e. Нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) f. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды g. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды») (Наиболее важными являются: ПДВ, ПДС, ПДУ) Лучшие существующие технологии (понятие появилось относительно недавно) Цель: комплексное предотвращение и минимизация негативного воздействия на окружающую среду. Критерии: 1. Наименьший уровень негативного воздействия на ОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции, выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами РФ показатели 2. Экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации 3. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих методов 4. Период ее внедрения 5. Промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Комплексное экологическое разрешение КЭР – документ, который выдается уполномоченным ФОИВ юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые ведут хозяйственную и иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на ОС, и содержит обязательные требования в области ООС. Порядок выдачи таких разрешений установлен ПП РФ от 13.02.2019 № 143 и ст. 31.1 ФЗ «Об ООС» Функции экологической экспертизы: понятие, принципы, виды, объекты и порядок осуществления ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных последствий, оценке экологических последствий, учета общественного мнения, разработке мер по уменьшению и предотвращения воздействия. Объектами оценки являются обосновывающая документация будущей деятельности, которая затем проходит экологическую экспертизу. Субъекты: 1. Заказчик ОВОС (физическое или юридическое лицо, которое отвечает за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности и затем представляет документы на экологическую экспертизу) 2. Исполнитель работ (физическое или юридическое лицо, которое обладает специальными знаниями и проводит оценку воздействия) 3. Уполномоченный орган власти, предоставляющий заказчику или исполнителю имеющуюся в его распоряжении информацию, необходимую для проведения ОВОС 4. Представители общественности Экологическая экспертиза (ФЗ «Об экологической экспертизе») – установление соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Виды экспертизы: 1. Государственная 2. Общественная Объекты экологической экспертизы: 1. Федерального уровня 2. Регионального уровня К объектам экспертизы относятся: проекты нормативно технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемые органами государственной власти РФ. Проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду. Проекты соглашений о разделе продукции. Материалы, обосновывающие лицензии на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду. Проекты технической документации на новую технику и технологию (ст. 12 содержит перечень объектов регионального уровня). Принципы экологической экспертизы: 1. Обязательность 2. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности 3. Гласность 4. Независимость экспертов 5. Достоверности и полноты информации предоставляемых документов 6. Принцип комплексной оценки 7. Научная обоснованность, объективность и законность 8. Ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц 9. Обязательность учета требований экологической безопасности Государственную экологическую экспертизу осуществляют два органа: росприроднадзор и ростехнадзор. Итоговым документом государственной экологической экспертизы является экспертное заключение. Экспертное заключение – это вид разрешительной документации, результат работы экспертной комиссии, который должен содержать выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, также выводы о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение должно получить квалифицированное большинство (не менее 2/3) списочного состава экспертной комиссии. В случае если отдельные члены комиссии несогласны с заключением, то они готовят собственное заключение с пометкой «особое мнение», которое должно содержать обоснование причин несогласия эксперта с выводами и указания конкретных факторов несоответствия представленных экспертизе материалов экологическим требованиям. Заключение может быть положительным и отрицательным. Отрицательное бывает двух видов: о необходимости доработать представленный материал по замечаниям и предложениями, изложенным в заключении; о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности намечаемой деятельности. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится юридическими лицами, как правило общественными организациями, в уставе которых этот вид деятельности прописан как основной. Общественная экспертиза проводится либо до, либо в процессе проведения государственной экспертизы. Это связано с тем, что юридическое значение заключение общественной экологической экспертизы получает только после утверждения его ОГВ государственной экологической экспертизы (ростехнадзор или росприроднадзор). Государственный экологический надзор (ст. 65 ФЗ «Об ООС»). Функции: 1. Информационная 2. Предупредительная 3. Карательная Основной орган – росприроднадзор. Формы надзора: 1. Предварительный и текущий (Плановая проверка) 2. Общий и специальный (Внеплановая и документарная проверка) Комплексная и целевая проверка Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется с определенной периодичностью. Критерии определения объектов содержится в ПП РФ от 28.08.2015 №903 Производственный и общественны контроль. Контроль в области ОС – система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическим лицам и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды. Производственный контроль: 1. Обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды 2. Соблюдение требований в области охраны окружающей среды Общественный контроль: 1. Реализация права каждого на благоприятную окружающую среду 2. Предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Техническое регулирование ФЗ «О техническом регулировании» С принятием данного закона технический регламент – это документ, который принят международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, международным договором или указом Президента РФ, который содержит (минимальные) обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды. Лекции 01.12.2020 Экономический механизм природопользования Эконом механизм – совокупность мер материального характера, которые направлены на создание условия для рационального природопользования и повышения заинтересованности природопользователей в охране окружающей среды. Платность природопользования является одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленного в статье 3 Закона «Об охране окружающей среды». Основная цель платежей – стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности их природоохранной деятельности. Выделяют плату за загрязнение окружающей среды и плату за использование природных ресурсов. 1. Плата за использование природных ресурсов регулируется соответствующим природоресурсным законодательством 2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется пунктом 2 статьи 16 Закона «Об охране окружающей среды» Виды воздействия: 1. Выбросы 2. Сбросы 3. Загрязнение почв, недр 4. Размещение отходов производства и потребления 5. Загрязнение шумом, теплом и иными Принцип платности за негативное воздействие не следует отождествлять с гражданско-правовой ответственностью, которая является санкцией за экологические правонарушения. Отличительные признаки: 1. Ущерб, влекущий гражданско-правовую ответственность как правило носит виновный противоправный характер. Загрязнитель (хозяйствующий субъект) который осуществляет выбросы и сбросы в пределах допустимых нормативов и лимитов действует в рамках дозволенного поведения и его действия являются правомерными. 2. Наступление гражданско-правовой ответственности сопряжено с установлением жесткой причинно-следственной связи между деянием субъекта и наступлением последствий в виде вреда окружающей среде, который поддается оценке. Вред от оплаченного негативного воздействия на окружающую среду может наступать в результате совокупного воздействия множества источников загрязнения, может стать очевидным лишь по прошествии длительного периода времени, а может проявиться на значительном расстоянии от источника загрязнения. Нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 года N 255 «Об исчислении взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» Платность использования лесов Согласно статье 94 ЛК РФ, использование лесов в РФ является платным. Две формы: 1. Арендная плата (статья 73) 2. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений (статья 76) Платность использования животного мира Статья 35. Условия пользования животным миром Пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, предусмотренном в НК РФ. 1. Сбор за пользование объектами животного мира Водный кодекс РФ. Статья 20. Плата за пользование водным объектом. Плата за пользование водным объектом или его частью предусматривается в договоре о водопользовании. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов: 1. Стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов 2. Дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна 3. Равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года Платность использования земли Две формы платы (пункт 1 статьи 65): 1. Земельный налог 2. Арендная плата Порядок взыскания налогов установлен главой 31 НК РФ. Земельный налог является местным налогом. Устанавливается кроме налогового кодекса НПА представительных органом местного самоуправления (городской Думой, но не выше представленного в НК РФ). Налогоплательщики – собственники, землепользователи, землевладельцы. Платежи за пользование недрами 1. Разовые платежи, при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (статья 40) 2. Регулярные платежи за пользование недрами (статья 43) 3. Сбор за участие в конкурсе (статья 42) Пользователи недр также уплачивают другие налоги и сборы (Налог на добычу полезных ископаемых) Экологическое страхование Закона об экологическом страховании на данный момент не существует. Экологическое страхование – это деятельность, проводимая за счет средств специальных страховых фондов по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, муниципальных образований и государства от экологических рисков, реализация которых может повлечь причинение вреда окружающей среде. Субъекты: 1. Страхователи (субъекты, имеющие интерес в объекте страхования, вступающие со страховщиком в договор с целью обеспечения своего интереса либо интереса выгодоприобретателя и оплачивающий страховщику вознаграждение за принятие им на себя риска) 2. Страховщик (юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление страхования соответствующего вида) Цели страхования: 1. Инвестиционная 2. Аккумулирующая 3. Резервная ГК закрепляет: 1. Имущественное страхование a. Страхование ответственности b. Страхование имущества 2. Личное страхование a. Страхование жизни b. Страхование здоровья Страховой случай – реализованный страховой риск, свершившееся обстоятельство. Совпадение страхового риска и страхового случая является страховым событием. Два вида страхования: 1. Обязательное 2. Добровольное Экологический аудит Проверка и оценка состояния природоохранной деятельности предприятия, ее соответствия требованиям законодательства при решении экологически значимых проблем. Экологический аудит предполагает физическое посещение объекта аудита. Объекты: 1. Система управления в области охраны окружающей среды и организация природоохранной работы на предприятии 2. Экологическая стратегия предприятия 3. Взаимоотношения предприятия с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и населением 4. Непосредственно оборудование, техника, технология, организация производства, продукция и отходы 5. Процесс использования природных ресурсов 6. Объекты воздействия предприятия на окружающую среду 7. Способы и технологии очистки стоков и выбросов 8. Экологический паспорт предприятия Выделяется обязательный и добровольный экологический аудит. Примеры обязательного аудита: 1. При предоставлении банками кредитов, либо государственными органами налоговых льгот. 2. При подготовке обоснований инвестиционных проектов 3. При зачете затрат промышленных предприятий на осуществление природоохранных мер в счет их платежей в бюджет 4. При приватизации, либо банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 5. И иные Модуль 3. Правовые механизмы охраны окружающей среды Лекция 8. Механизм юридической ответственности за экологические правонарушения  1. Понятие и общая характеристика юридической ответственности за экологические правонарушения 2. Состав экологического правонарушения. Характеристика элементов состава экологического правонарушения. 3. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения Вопрос 1. Понятие и общая характеристика юридической ответственности за экологические правонарушения Одним из элементов правовой охраны окружающей среды является юридическая ответственность, представляющая собой совокупность принудительных мер, применяемых к нарушителю экологического законодательства, в целях его наказания, восстановления нарушенных прав, предупреждения и пресечения иных правонарушений. Ответственность за экологические правонарушения рассматривается как: 1. Комплексный, межотраслевой институт - совокупность правовых норм, содержащихся в различных отраслях российского права, устанавливающих условия, основания, виды и меры государственного принуждения (воздействия), применяемые к лицам, совершившим экологическое правонарушение. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны  окружающей среды и природопользования»  указывается, что судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья). 2. Обязанность правонарушителя понести меры негативного государственного воздействия за совершенное деяние и одновременно -  обязанность уполномоченных органов власти применить данные меры принуждения. 3. Правоотношение, которое возникает между правонарушителем и государством, в лице уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами, по поводу применения мер ответственности. С одной стороны, лицо нарушает правила, установленные экологическим законодательством, а применяются данные меры в рамках других отраслей права. 4. Ответственность – сама мера негативного воздействия (наказание, санкция).   Основанием наступления ответственности является экологическое правонарушение, которое определяется как  - противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее экологический вред или создающее угрозу его причинения  или нарушающее законные права и интересы субъектов экологических отношений. Тот или иной вид ответственности предполагает наличие своего вида деяния – преступление, административное правонарушение, дисциплинарный проступок, гражданско-правовой деликт. Признаки экологического правонарушения: 1. противоправность (общая и специальная), то есть наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона; 2. виновность (однако российское и международное законодательство устанавливает и безвиновную ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности); 3. наказуемость – наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц) уполномоченных от имени государства на их применение; 4. экологичность, которая проявляется в характеристиках предмета посягательства (окружающая среда и иные с ней связанные элементы и объекты), причиняемого вреда; 5. субъектность как указание на статус, качества либо принадлежность лиц, привлекаемых к ответственности; 6. общественная опасность, отражаемая, прежде всего, указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия); 7. тип составов правонарушений (материальные, формальные)1.      Вопрос 2. Состав экологического правонарушения. Характеристика элементов состава экологического правонарушения. Состав экологического правонарушения характеризуется объективными и субъективными признаками. К объективным признакам относится объект и объективная сторона экологического правонарушения. К субъективным признакам – субъект и субъективная сторона экологического правонарушения. 1. Объект  экологического правонарушения – общественные отношения, которые урегулированы или охраняются правом (экологические отношения), экологический правопорядок. Непосредственным объектом земельного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения рационально использования и охраны окружающей среды и отдельных природных компонентов. Предметом экологических правонарушений выступает окружающая среда в целом или ее отдельные качества и свойства, компоненты окружающей среды – земля, недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и т. д., экологическая безопасность населения и территорий. Жизнь и здоровье человека могут выступать в качестве дополнительного непосредственного объекта. 2. Объективная сторона экологического правонарушения характеризуется противоправностью поведения (деянием), которое может проявляться как в форме действия, так и в форме бездействия, нарушающее требования, установленные нормативными актами в экологической сфере (формальный состав); наличие вредоносных последствий и причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями (материальный состав). В составах поставления в опасность последствием считается создание угрозы охраняемым благам – «повышение уровня или возникновение экологического риска». К признакам объективной стороны также относятся такие признаки как: место и время совершения экологического правонарушения (например, особо охраняемая природная территория, период нереста), способы (отлов, отстрел), средства (охота с использованием летательных аппаратов), орудие (запрещенные орудия лова) и обстановка совершения экологического правонарушения. Если указанные признаки не содержаться в диспозиции статьи, то они считаются факультативными и влияют на индивидуализацию наказания. 3. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические лица, должностные лица, физические лица, в том числе и иностранные граждане и иностранные юридические лица, а также лица без гражданства, совершившие экологического правонарушение на территории России. Состав субъектов правонарушения зависит от вида экологического правонарушения и вида юридической ответственности. Субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий. Субъектами уголовной ответственности могут быть – должностные лица (специальный субъект) и граждане (физические, вменяемые лица, достигшие возраста уголовной ответственности). Субъекты административной ответственности – юридические лица и граждане; имущественной ответственности – физические и юридические лица. Уголовная и административная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16 лет. Имущественная ответственность: ограниченная с 14-18 лет, полная с 18 лет. Трудовое законодательство возраст дисциплинарной ответственности не устанавливает. 4. Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя. Форма вины при совершении экологического правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. В некоторых случаях обязательными признаками субъективной стороны является мотив и цель.  Вопрос 3. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Административная ответственность за экологические правонарушения Административная ответственность за нарушение экологического законодательства – вид юридической ответственности, наступающий за совершение административного экологического правонарушения, и состоящая в применении к субъектам административных взысканий. Регулируется применение административной ответственности КоАП РФ и законодательными актами субъектов РФ. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру и тяжести не являются общественно опасными и не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовную ответственность. Глава 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» содержит составы экологических правонарушений. Административная ответственность выражается, как правило, в виде штрафа, размер которого зависит от характера правонарушения. Кроме того, более десяти составов экологических правонарушений закреплено в главе 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности», например, ст. 7.1 (самовольное занятие земельного участка), ст. 7.2 (уничтожение межевых знаков), ст. 7.3. (пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) и др. Субъекты административной ответственности - физические, должностные и юридические лица. В гл.23 КоАП РФ определяются органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений. Суды также рассматривают дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, руководствуясь Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ. За совершение административных экологических правонарушений предусмотрены различные виды наказаний, среди них основное – это административный штраф. Возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, в частности, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.3 КоАП РФ).  Уголовная ответственность за экологические преступления В Уголовном кодексе РФ содержится глава 26 «Экологические преступления», объединяющая 17 составов преступлений в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. Анализ предметов посягательства в этих составах позволяет классифицировать экологические преступления по группам – общие составы (ст. 246-248, 253, 262 УК РФ, предмет - окружающая среда в целом) и специальные составы (ст. 254-261 УК РФ,  предмет – отдельные компоненты природной среды, объекты природы). Преступления экологического характера, так называемые экологизированные составы содержатся и в других главах УК РФ. Это ст. 221 (хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ); ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил); ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей); ст. 245 жестокое обращение с животными); ст. 358 (экоцид). Кроме чисто экологических составов, М.М. Бринчук выделяет также смежные и дополнительные составы преступлений в области охраны окружающей среды2[1]. Смежные – выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка. Например, отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140 УК РФ), если эта информация является экологически значимой. К дополнительным составам, в частности, относится - превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ).  За данное преступление к уголовной ответственности напрямую могут привлекаться должностные лица, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде. Субъекты уголовной ответственности – физические и должностные лица. Привлекает к уголовной ответственности за экологические преступления суд. За экологические преступления предусмотрены следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок. При применении статей УК РФ за экологические правонарушения часто встает вопрос о разграничении условий применения уголовной либо административной ответственности. В этом случае также следует руководствоваться разъяснениями, которые даются в Постановлении Пленума № 21. Это касается, в частности ст.258 «Незаконная охота» и ст. 8. «Нарушения правил охоты», ст.260 УК РФ « Незаконная рубка лесных насаждений»  и ст.8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан» и др. В основном, разграничение уголовно наказуемых действий и административного проступка необходимо проводить по признакам наличия или отсутствия крупного (значительного) ущерба и вреда здоровью людей. Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды Гражданско-правовая ответственность применяется наряду с другими видами ответственности (административной, уголовной), регулируется в основном нормами ГК РФ, ГПК РФ, хотя ряд положений содержится в экологическом законодательстве. Гражданско-правовая ответственность имеет имущественное содержание, а ее меры (гражданско-правовые санкции) носят имущественный характер. Эта гражданско-правовая   категория выполняет функцию имущественного (экономического) воздействия на правонарушителя и становится одним из методов экономического регулирования общественных отношений3[2]. Цель гражданско-правовой ответственности заключается также в том, чтобы компенсировать вред, причиненный окружающей среде, природным объектам в результате нарушения экологического законодательства. Субъекты гражданско-правовой ответственности – физические и юридические лица. Возмещение вреда является общим и основным видом гражданско-правовой ответственности. Вред, причиненный нарушением правовых экологических требований, называется экологическим или экогенным вредом. Экологический вред – это любое ухудшение состояние окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований ( порча, загрязнение, уничтожение, повреждение природных ресурсов, разрушение экологических систем). Экогенный вред – вред, причиненный жизни и здоровью граждан в результате различных форм деградации природы. Кроме  того,    вред   подразделяется   на   имущественный  и   не  имущественный  ( моральный вред). Иски о возмещении морального вреда, который выражается в физических страданиях или нравственных переживаниях, могут предъявляться в контексте права на благоприятную окружающую среду.  Основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности является гражданско-правовой деликт. В его составе выделяют следующие элементы: • противоправность действия (бездействия) • причинная связь между действием (бездействием) и наступившими последствиями (вредом) • вина причинителя. Отсутствие одного из перечисленных элементов исключает возможность наступления юридической ответственности. Однако законодатель предусматривает возмещение экологического и без вины, если он причинен источником повышенной опасности. Так, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ промышленные предприятия обязаны возместить вред, независимо от вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (реальный ущерб и упущенная выгода), если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно ст. 77  Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Таким образом, в экологической сфере точный  расчет всех причиненных убытков представляется достаточно сложным. Очень часто используются специальные нормативные правовые акты, чтобы облегчить расчет взысканий, в частности: - Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" Приказ Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 « Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам»; Приказ Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 « Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам»; Приказ Минприроды РФ от 8 июля 2010 г. № 238 « Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»; Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»; Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах»; Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 N 1321 "Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам". Таксы применяются при исчислении вреда, причиненного охотничьим ресурсам, по лесному хозяйству, отдельным видам рыбных запасов. Формы возмещения вреда : 1)      натуральная (в каждом конкретном случае это решает суд (п.2 ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды») 2)      в  денежном выражении Действующим законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения вреда. Кроме того, ущерб, причиненный окружающей среде, а также отдельным ее компонентам, в полной мере проявляется не сразу. Часть вредных последствий обнаруживается спустя какое-то время. Убытки в виде упущенной выгоды нередко доказать невозможно.  С этим связано и закрепление в ч. 3. ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды» увеличенного срока исковой давности, так иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Правом на предъявление иска в суд о возмещении вреда окружающей среде обладают органы государственной власти РФ (Росприроднадзор, Рослесхоз и др.), субъектов РФ, граждане и общественные объединения граждан. Компенсация расходов и убытков производится из собственных средств нарушителя экологического законодательства, а также за счет страховых фондов.  Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения Дисциплинарной ответственностью является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления, предусмотренные соответственно КоАП РФ и УК РФ. Дисциплинарная ответственность наступает в порядке и в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных локальных актах, принимаемых в организациях. В отличие от административной и уголовной ответственности составов дисциплинарных проступков не существует, так как их характер и содержание определяются спецификой производства и должностных обязанностей работника, которые закрепляются в должностных инструкциях, положениях о трудовых функциях работников. К дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения работодатель привлекает работника за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Например, работник нарушил должностную инструкцию по эксплуатации очистных сооружений. Дисциплинарные взыскания: 1)      замечание; 2)      выговор; 3)      увольнение (ст.192 ТК РФ)  Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ 1. Понятие особо охраняемых природных территорий и правовой режим их функционирования В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» отмечается, что имеющие место глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и её граждан. Состояние объектов животного и растительного мира и их биоразнообразие является индикатором антропогенного воздействия на окружающую среду. Этот комплексный показатель показывает ухудшение состояния объектов животного и растительного мира. Как отмечается в государственном Докладе о состоянии и об охране окружающей среды в последнее время наблюдается рост интенсивности влияния ключевых факторов, влекущих за собой утрату биоразнообразия: изменение среды обитания, чрезмерная эксплуатация ресурсов, изменение землепользования, внутреннее несбалансированное использование сельскохозяйственных земель, сокращение уровня лесистости, загрязнение, распространение инвазивных чужеродных видов и изменение климата. Все это, согласно прогнозам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), может привести к невосполнимой утрате биоразнообразия на значительной территории земли уже к середине века. Охрана окружающей природной среды, как одна из форм экологической деятельности, заключающейся в сохранении и восстановлении природных ресурсов и целостности экосистемы Земли, обеспечении биологического разнообразия для удовлетворения интересов и потребностей общества, предусматривает выделение природных объектов особой охраны, которыми, в частности, являются особо охраняемые территории. По мнению В.В. Круглова4, в настоящее время первостепенное значение для решения социально-экономических, экологических, культурных и демографических задач на природных территориях с особым режимом природопользования и охраны окружающей среды имеет организационно-правовое обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий как наиболее важной составной части рассматриваемых нами территорий. При этом организация и функционирование особо охраняемых природных территорий важны для развития иных территорий с особым режимом природопользования и охраны окружающей среды и соблюдения их режима. Как отмечает М.М. Бринчук, объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов отдельных территорий (заповедование) используется в России достаточно давно5. Объявление территории или природных объектов заповедными означало, что на таких территориях осуществляются меры консервативной охраны природы, выражающиеся в полном запрете всякой хозяйственной и иной деятельности или в установлении весьма жестких ограничений такой деятельности. На разных этапах развития общества в качестве приоритетных задач создания особо охраняемых территорий выделялись охрана редких или промысловых видов животных, сохранение уникальных или, наоборот, типичных природных объектов, поддержание экологического баланса, сохранение генофонда организмов. Н.Ф. Реймерс и Ф.Р. Штильмарк6 под природными особо охраняемыми территориями понимали объемные участки биосферы, включающие сушу или акваторию с их поверхностью и толщей, которые полностью или частично, постоянно или временно исключены из традиционного интенсивного хозяйственного оборота и предназначены для сохранения и улучшения свойств окружающей человека природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, защиты природных и искусственных объектов и явлений, имеющих научное, историческое, хозяйственное или эстетическое значение. Такие территории прежде всего создаются для поддержания целесообразного экологического (естественного) равновесия биосферы и ее подразделений, а также среды жизни и здоровья людей. Исключение охраняемых территорий из интенсивных форм эксплуатации делается не потому, что эти земли неудобны или плохи для человечества, а потому, что они выполняют чаще всего без дополнительных вложений сил и средств крайне важную, хотя и специфическую роль, подчас ускользающую от внимания людей. Отличие природных охраняемых территорий прежде всего заключается в том, что их выделяют для особых эколого-социально-экономических целей, на них ведут хозяйство (за исключением абсолютных заповедников) по особым нормам и правилам, без существенного отчуждения природного вещества с их площадей, причем эти нормы и правила обычно закрепляются законодательно. Уровень капиталовложений в такие участки невелик, а получаемый эффект весьма значителен в эколого-экономическом и социальном планах. Как отмечают авторы, такие особым образом охраняемые территории по существу не изымаются из сферы природопользования (даже на тех участках, где вводится режим абсолютного невмешательства), но только форма его существенно изменяется, и в этом-то состоит не всегда уловимая грань размежевания между «обычными» и «особыми» землями. Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах» и другими нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях. В преамбуле ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» таковыми определены участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Федеральным законом с учетом особенностей их режима установлены следующие категории особо охраняемых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения. 2. Понятие и основные составляющие экологической сети Российской Федерации Для обеспечения устойчивого, экологически сбалансированного развития государства, повышения его природно-ресурсного потенциала, сохранения ценных природных территорий с их уникальным генетическим фондом растительного и животного мира, актуальной является задача соблюдения оптимального баланса между территориями, используемыми в хозяйственной и иной деятельности, и такими, на которых вводятся специальные режимы охраны и воспроизводства биологических природных ресурсов. Решение указанной задачи осуществляется путем создания экологической сети, представляющей собой систему функционально и территориально взаимосвязанных природных территорий (акваторий), которая обеспечивает устойчивое состояние биосферы и функционирование естественных систем жизнеобеспечения. В Энциклопедическом словаре В.В. Смакина «Экология и природопользование в России» экологическая сеть (Эконет) определяется как комплекс заповедников, национальных парков, заказников и др. охраняемых природных территорий, связанных между собой экологическими коридорами и организованных с учетом природных этнокультурных и социально-экономических особенностей региона. При этом концепция Эконет рассматривает регион как единое целое с природными взаимосвязями, невзирая на наличие формальных с экологических позиций административных границ, с целью сохранения биоразнообразия и достижения устойчивого природопользования7. Экосети по уровню иерархии подразделяются на: транснациональные; национальные (государственные); региональные; местные или локальные. Пространственная структура экосети как правило состоит из: ключевых территорий (природных территориях, имеющих высокое биологическое и ландшафтное разнообразие, выполняющих основной набор экосистемных функций); соединительных территорий (участки природных ландшафтов различной конфигурации и размера, исполняющие роль коммуникационных элементов экосети, обеспечивающих соответствующие условия для обмена генофондом между популяциями различных ключевых территорий); буферных территорий (территорий, обеспечивающих защиту ключевых и соединительных территорий от антропогенного влияния); восстанавливаемых территорий (территорий, которые после проведения работ по ренатурализации могут быть включены в состав ключевой или соединенной территории, или непосредственно превратиться в ключевую или соединенную территорию). В принятой в рамках широко известной Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро 1992 г.) Конвенции о биологическом разнообразии, которая была ратифицирована Российской Федерацией в 1995 г.8, выделен в качестве приоритетного принцип сохранения биологического разнообразия in-situ, т.е. поддержание и восстановление жизнеспособных популяций, экосистем и естественных местообитаний в их естественных условиях. Главным, наиболее эффективным инструментом и способом сохранение in-situ признаны именно охраняемые природные территории. Статья 8 Конвенции устанавливает следующие требования и обязательства Сторон в части создания, развития и поддержания систем охраняемых природных территорий: • создает систему охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия; • разрабатывает, при необходимости, руководящие принципы отбора, создания и рационального использования охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия; • регулирует или рационально использует биологические ресурсы, имеющие важное значение для сохранения биологического разнообразия в охраняемых районах или за их пределами, для обеспечения их сохранения и устойчивого использования; • содействует защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях; • поощряет экологически обоснованное и устойчивое развитие в районах, прилегающих к охраняемым районам, в целях содействия охране этих районов; • принимает меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем и содействует восстановлению находящихся в опасности видов, в частности, посредством разработки и осуществления планов и других стратегий рационального использования; • устанавливает или поддерживает средства регулирования, контроля или ограничения риска, связанного с использованием и высвобождением живых измененных организмов, являющихся результатом биотехнологии, которые могут иметь вредные экологические последствия, способные оказать воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также опасности для здоровья человека; • предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам, контролирует или уничтожает такие чужеродные виды; • стремится создавать условия, необходимые для обеспечения совместимости существующих способов использования с сохранением биологического разнообразия и устойчивым использованием его компонентов и др. Как отмечается в Государственном докладе, стратегическое значение особо охраняемых природных территорий состоит в сохранении всех форм жизни на Земле. В настоящее время площадь всех охраняемых природных территорий Российской Федерации значительно превосходит площадь любой из стран мира и составляет свыше 2,3 млн.кв.км (13,6 % территории страны). Современная сеть особо охраняемых природных территорий России сохраняет более 855 видов животных и растений, составляющих основу биологического разнообразия страны. Флора сосудистых растений страны составляет более 12 тыс. видов, из них около 75% встречаются на особо охраняемых природных территориях9. 3. Правовой режим государственных природных заповедников и национальных парков К государственным природным заповедникам ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» относит особо охраняемые природные территории федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии, предполагающем введение полного запрета на любую деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота. По состоянию на конец 2017 года на территории России действовало 104 государственных природных заповедника, суммарной площадью свыше 27 млн. га (без акваторий). После присоединения Крыма к Российской Федерации запланировано предоставить этот статус ещё шести заповедникам Крыма. Система государственных заповедников является эталоном ненарушенных природных территорий. В соответствии с Законом «Об особо охраняемых природных территориях» главная цель заповедников состоит в сохранении «генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных». В заповедниках сберегаются наиболее типичные и уникальные зональные ландшафты со всем разнообразием животных, растений и грибов. На государственные природные заповедники, являющиеся центральным звеном экологической сети России в части сохранения биоразнообразия, возлагаются следующие задачи: • осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; • организация и проведение научных исследований; • осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); • экологическое просвещение и развитие познавательного туризма; • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам. Закон (п.4 ст. 9) разрешает частичное хозяйственное использование специально выделенных земельных участков заповедника, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, с целью обеспечения функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. Биосферные заповедники являются категорией природно-заповедного фонда международного значения, поскольку создание и функционирование всех территорий этого типа требует соблюдения не только национальных, но и международных процедур, при этом все биосферные заповедники являются элементами соответствующей глобальной экологической сети, общий реестр которой ведется ЮНЕСКО по программе «Человек и биосфера» и содержит по состоянию на конец 2016 года 669 территорий в 120 странах мира, в том числе 16 трансграничных биосферных резерватов. Биосферные заповедники  входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются в целях комплексного изучения участков нетронутой природы и сходных по природным условиям участков, эксплуатируемых человеком. Всемирная сеть биосферных заповедников создана для решения следующих основных задач: сохранения генетического разнообразия нашей планеты; проведения научных исследований; слежения за фоновым состоянием биосферы (экологический мониторинг) и экологического образования и международного сотрудничества. Биосферные заповедники  создаются на базе природных заповедников или природных национальных парков, формирующих заповедное ядро. Вокруг них образуется буферная зона, задачей которой является сохранение ядра от воздействия на него окружающей территории, подверженной антропогенному воздействию. Вокруг буферной зоны создается переходная зона, включающая территории с традиционной для данного региона хозяйственной деятельностью. Нормами Закона «Об особо охраняемых природных территорий» предусматривается возможность присоединения к территориям государственных природных биосферных заповедников территорий биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и использования в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы. На специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. В Российской Федерации в настоящее время имеется 39 государственных природных биосферных заповедников, из которых наиболее известными являются: Байкальский, Баргузинский, Алтайский, Кроноцкий (Камчатка), Кавказкий, Большой Арктический, Саяно-Шушенский, Сихотэ-Алинский, Олекминский (Якутия), Дальневосточный морской, Астраханский, Воронежский, Центрально-Черноземный и др. К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся национальные парки. Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма. Первоочередной задачей национальных парков является охрана природных комплексов и объектов. В отличие от государственных природных заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т.п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах разрешается хозяйственная деятельность, носящая, как правило, природоохранную направленность. Статьей 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» регулируется режим особой охраны территорий национальных парков. На территориях национальных парков выделяются специальные зоны различной функциональной направленности: • заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности; • особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма; • рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров; • зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности; • зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка; • зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: • разведка и разработка полезных ископаемых; • деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; • деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; • предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; • строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов; • промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка древесных и недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд); • деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; • движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам; • организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; • вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность; • строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур; • размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления. Национальные парки организуются в наиболее живописных и известных районах страны. Первыми национальными парками, образованными на территории России в 1983 году, были Сочинский и Лосиный Остров. По состоянию на 2016 года в Российской Федерации действовало 49 национальных парков, суммарная площадь территории которых составляла 21,29 га или 14,12 млн га без учёта морских акваторий, что составляет 0,82 % от площади России10. Закон ограничивает право пребывания физических лиц на территории национального парка, которое допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев, установленных положением о таком национальном парке. За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата. 4. Правовой режим государственных природных заказников В ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» выделены в качестве объектов особой охраны государственные природные заказники. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. В зависимости от физико-географических особенностей территории, видового разнообразия объектов растительного и животного мира государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: • комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. На начало 2017 г. в Российской Федерации насчитывалось 59 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 7,05 млн. га (в т.ч. охраняемая морская акватория – 0,3 млн. га) и примерно 2040 природных заказников регионального значения11. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается, или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального или регионального значения определяются соответствующим положением о нем, утверждаемым федеральным или региональным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. 5. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов Согласно данным, приведенным в Государственном докладе по состоянию на 01.01.2017 г. общая площадь 10 568 особо охраняемых природных территорий регионального значения составила 120,4 млн. га с учетом морских акваторий и 120,1 млн. га без морских акваторий. Наибольшее число (примерно 7736 объектов) региональных особо охраняемых природных территорий относятся к категории «памятники природы». Количество природных парков в России незначительно (примерно 148 объектов), что составляет всего 1,4 % от общего числа региональных особо охраняемых природных территорий. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, ограничиваются в гражданском обороте. На территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Памятники природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Ст. 26 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями. Природные объекты и комплексы в зависимости от их значимости могут быть объявлены памятниками природы федерального или регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального значения. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чьем ведение они будут находиться, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Согласно ст. 27 Закона, расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов. Особое место в системе специальной территориальной охраны окружающей среды занимают дендрологические парки и ботанические сады, которые являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Земельные участки и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное (бессрочное) пользование. Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального или регионального значения утверждается решением соответствующего высшего органа исполнительной власти. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Законом допускается разделение территории дендрологических парков и ботанических садов на различные функциональные зоны, в том числе: • экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление дендрологическими парками или ботаническими садами; • научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; • административную. Задачи, функциональное зонирование и особенности режима особой охраны территории каждого дендрологического парка или ботанического сада определяются соответствующим положением о данном дендрологическом парке или ботаническом саде. 6. Правовой режим использования и охраны курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон Особое место среди особо охраняемых природных территорий занимают природные объекты, имеющие статус курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон. Вопросы правовой охраны и использования указанных природных объектов основываются на положениях Конституции Российской Федерации и регулируются Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»12 и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами федерации и субъектов Российской Федерации. В Преамбуле Закона отмечается, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Округ санитарной (горно-санитарной) охраны определяется Законом как особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.  В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологических чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами. Государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется, соответственно, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами местного самоуправления при осуществлении в пределах своей компетенции в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. В заключение раздела следует подчеркнуть, что проблемы охраны природных территорий, сохранения биоразнообразия далеки от своего решения. На это указывал Президент Российской Федерации В.В. Путин в преддверии Года экологии в России в своем выступлении на заседании Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Среди вопросов, требующих особого внимания, он назвал, в частности: проблемы сохранение лесов, почв, водного пространства, уникальных природных объектов, редких видов животных и растений, обеспечения реализации программ сбережения и экологического оздоровления таких наших общенациональных объектов, как Волга, Байкал, Телецкое озеро на Алтае13. В Докладе, подготовленном к заседанию Государственного совета «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений»14, были выделены следующие общие проблемы федеральных особо охраняемых природных территорий: • массовые попытки строительства в национальных парках; • ликвидация охранных зон многих заповедников как наименее защищенных участков особо охраняемых природных территорий; • изменения в закон «Об особо охраняемых природных территориях», допускающие изъятие земель любых особо охраняемых природных территорий, в том числе заповедников; • отсутствие в Минприроды России отдельной специализированной структуры по управлению федеральными особо охраняемыми природными территориями; • финансирование государственной системы особо охраняемых природных территорий по остаточному принципу, что приводит к их деградации на местах и вынужденному незаконному использованию ресурсов для зарабатывания средств к существованию; • согласование практически любой деятельности в границах федеральных особо охраняемых природных территорий; • отсутствие взаимодействия федеральных особо охраняемых природных территорий с региональными властями, в результате чего они воспринимаются как чужеродные объекты; • несовершенство государственной экологической экспертизы и др. Более половины объектов федеральных особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, имеющих международный статус Всемирного природного наследия, находится под угрозой разрушения из-за существующей или планируемой хозяйственной деятельности. Это – «Девственные леса Коми», «Золотые горы Алтая», «Западный Кавказ», «Вулканы Камчатки», «Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля», «Озеро Байкал» и др. Значительные проблемы существуют в сфере особой охраны природных территорий регионального и местного значения. Как отмечается в Докладе, на сегодняшний день часть региональных памятников являются бесхозными и нуждаются в серьезной юридической, материально-технической и кадровой поддержке. В большинстве законодательных актов субъектов Российской Федерации отсутствует порядок охраны региональных особо охраняемых природных территорий. Для региональных особо охраняемых природных территорий допустимы различные виды лесопользования (не связанные с рубкой лесов, добычей полезных ископаемых, строительством линейных сооружений) на лесных особо охраняемых природных территориях, если это прямо не запрещено режимом (раньше для этого требовался перевод в другую категорию земель) и др.
«Экологическое нормирование. Государственный экологический надзор» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot