Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ № 15
Допуски и посадки подшипников качения
ПЛАН ЛЕКЦИИ
15.1 Требования, предъявляемые к подшипникам качения
15.2 Классы точности подшипников качения
15.3 Допуски подшипников качения. Расположение полей допусков по присоединительным размерам
15.4 Выбор посадок колец подшипников
15.1 Требования, предъявляемые к подшипникам качения
Подшипники качения нашли весьма широкое применение в технике. Они предназначены для установки вращающихся деталей с целью замены сил трения скольжения силами трения качения.
Подшипник качения представляет собой сборочную единицу, состоящую из двух соосных колец (наружного и внутреннего) и расположенных между ними тел качения (шариков, роликов и др.).
По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники качения разделяются на:
- радиальные - воспринимающие только радиальную нагрузку;
- упорные - предназначенные для восприятия только осевых нагрузок;
- радиально-упорные - предназначенные для восприятия осевых и радиальных нагрузок.
К подшипникам качения предъявляются следующие требования:
- Высокая точность вращения;
- Долговечность работы;
- Минимальный уровень шума и вибраций;
- Минимальный момент трения.
15.2 Классы точности подшипников качения
Выполнение этих требований зависит от того, насколько точно сделаны дорожки качения подшипников и посадочные присоединительные поверхности. ГОСТ 520-2011 «Подшипники качения. Общие технические условия.», в зависимости от допустимых предельных отклонений размеров и допусков формы, взаимного положения поверхностей подшипников, точности вращения устанавливает следующие классы точности подшипников, указанные в порядке повышения точности:
- нормальный, 6, 5, 4, Т, 2 - для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
- 0, нормальный, 6Х, 6, 5, 4, 2 - для роликовых конических подшипников;
- нормальный, 6, 5, 4, 2 - для упорных и упорно-радиальных подшипников.
ГОСТ 3189-89 «Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений.» устанавливает систему условных обозначений подшипников.
Основное условное обозначение подшипника состоит из семи основных знаков, обозначающих следующие признаки:
- размерную серию (серию диаметров и серию ширин) по ГОСТ 3478;
- тип и конструктивное исполнение по ГОСТ 3395;
- диаметр отверстия.
Основное условное обозначение подшипника характеризует основное исполнение:
- с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15;
- класса точности 0 по ГОСТ 520;
- с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.
Порядок расположения знаков основного условного обозначения подшипников приведен на схемах 1 и 2.
Подшипники с диаметром отверстия до 10 мм,
кроме подшипников с диаметрами отверстия 0,6; 1,5 и 2,5 мм
Схема 1
Подшипники с диаметром отверстия 10 мм и более,
кроме подшипников с диаметрами отверстия 22, 28, 32, 500 мм и более
Схема 2
Например:
Подшипник 1000094 - радиальный шариковый однорядный
Подшипник 25 - радиальный шариковый однорядный
Подшипник 32205 - радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами
Слева от основного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности, группу радиального зазора, момент трения и категорию подшипников.
Знаки располагают в порядке перечисления справа налево от основного обозначения подшипника и отделяют от него знаком тире, например: А125-3000205, где 3000205 - основное обозначение; 5 - класс точности; 2 - группа радиального зазора; 1 - ряд момента трения; А - категория подшипника.
0 класс точности в обозначении не указывается. Типоразмер подшипника несет информацию о его габаритных размерах, типе подшипника (радиальный, упорный, радиально-упорный).
Подшипники нулевого класса наиболее употребимы в машиностроении. Более высокий класс подшипников - 6 применяют при повышенных требованиях к точности вращения, 5, 4 - при высоких частотах вращения и требованиях к точности вращения, 2 - для прецизионных приборов и в других особых случаях.
15.3 Допуски и посадки подшипников качения.
Расположение полей допусков по присоединительным размерам
Подшипники изготавливаются на специализированных заводах и их кольца по присоединительным размерам (диаметру, ширине) выполняются с весьма высокой точностью - 3 - 6 квалитет.
Посадки по наружному кольцу создаются в системе вала, посадки по внутреннему кольцу - в системе отверстия (рис.90).
Рисунок 90 – Схема расположения полей допусков по присоединительным размерам
При этом поля допусков для колец шарикоподшипников располагаются в области отрицательных отклонений. Поле допуска наружного кольца hB совпадает с полем допуска основного вала, а поле допуска внутреннего КВ не совпадает с полем допуска основного отверстия HB, а располагается в минус от номинального размера, в отличие от поля допуска H.
Последнее обстоятельство позволяет получать посадки с гарантированным натягом при использовании основных отклонений k, m, n. Эта особенность объясняется следующим. Для создания гарантированного натяга в сопряжении внутреннего кольца с валом не представляется возможным применять поля допусков валов от p до z, так как они имеют большие величины натягов, которые могут вызвать деформацию внутреннего кольца подшипника. Переходные посадки при расположении допуска в плюс (как принято в ЕСДП) от номинального размера не гарантируют в сопряжении натяга, результатом чего может явиться проворачивание вала во внутреннем кольце , особенно при больших радиальных нагрузках. С этой целью поле допуска внутреннего кольца подшипника принято располагать в минус от номинального размера, и тогда поля допусков под переходные посадки (кроме js) обеспечивают в соединении натяг, достаточный для предотвращения проворачиваемости вала во внутреннем кольце подшипника, т.е. переходные посадки выполняют роль посадок с гарантированным натягом.
Устанавливаются следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипника по классам точности (рис.91):
- для среднего диаметра отверстия подшипников - Ldm, L0, L6, L5, L4, L2;
где Ldm - общее обозначение поля допуска на средний диаметр отверстия подшипника;
L0, L6, L5, L4, L2 - обозначение полей допусков для среднего диаметра отверстия по классам точности подшипников;
- 0, 6, 5, 4, 2 - классы точности подшипников по ГОСТ 520-2011;
L - обозначение основного отклонения для среднего диаметра отверстия подшипника;
lDm, l0, l6, l5, l4, l2 - обозначение полей допусков для среднего наружного диаметра подшипников,
где lDm - общее обозначение поля допуска для среднего наружного диаметра подшипника;
l0, l6, l5, l4, l2 - поля допусков по классам точности;
l - обозначение основного отклонения для среднего наружного диаметра подшипника
Рисунок 91 - Схема расположения полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников по классам точности
Условные обозначения посадок подшипников указывают на сборочных чертежах и в отраслевой нормативно-технической документации.
Примеры обозначений - посадок подшипников качения:
Подшипник класса точности 0 на вал с номинальным диаметром 50 мм, с симметричным расположением поля допуска js6 ГОСТ 25347;
Посадка - Ø50L0/ js6 (или Ø50L0 - js6).
То же в отверстие корпуса с номинальным диаметром 90 мм, с полем допуска H7:
Посадка – Ø90H7/l0 (или Ø90H7 - l0).
Обозначения посадок подшипников на вал и в корпус соответствуют указанным на рис. 92 и 93.
Рисунок 92
Рисунок 93
Допускается на сборочных чертежах подшипниковых узлов указывать размер, поле допуска или предельные отклонения на диаметр, сопряженный с подшипником детали, как показано на рис. 94 и рис. 95.
Рисунок 94
Рисунок 95
15.4 Выбор посадок колец подшипников
При выборе посадок должно выполняться следующее правило - относительно вращающейся детали кольцо должно сидеть неподвижно, т.е. с натягом. Если натяг выбранной посадки не обеспечит взаимной непроворачиваемости, то возникает очень быстрый износ поверхности детали, соединенной с кольцом подшипника, а также износ и самого кольца.
Относительно неподвижной детали кольцо может сидеть свободно. Зазор между корпусом и кольцом не страшен, так как проворот исключен вследствие значительного преобладания момента трения скольжения между корпусом и наружным кольцом над моментом трения качения между кольцом и шариками. Правда под действием толчков и вибраций, как установлено практикой происходит незначительный проворот кольца (на один - два оборота за рабочий день). Но это только способствует равномерному износу дорожки качения кольца - меняется положение наименее нагруженных ее участков.
Кроме этого свободная посадка облегчает сборку и разборку узла, способствует самоустановке кольца, позволяет регулировать радиальный зазор, может служить компенсатором тепловой деформации в осевом и в радиальном направлении.
Точный выбор посадки осуществляется с помощью стандарта ГОСТ 3325-85 «Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки.»
При выборе полей допусков деталей учитывают следующие требования:
1 Характер нагрузки, воспринимаемый кольцом:
а) циркуляционная;
б) местная;
в) колебательная.
2 Режим работы подшипника:
а) тяжелый;
б) средний;
в) легкий.
3 Характеристика толщины стенки детали, соединенной с кольцом:
а) тонкостенная;
б) толстостенная.
4 Класс точности подшипника.
5 Требования к точности положения оси подшипника относительно оси посадочной поверхности сопряженной детали, требования к возможности перемещения в процессе регулирования зазора в подшипниках, требования к повышенной жесткости.
Характер нагрузки
а) Циркуляционная - это такая, которая воспринимается последовательно всеми участками беговой дорожки кольца подшипника.
б) Местная - та, которая воспринимается одним ограниченным участком беговой дорожки.
в) Колебательная - возникает на наружном (неподвижном) кольце, если кроме действия силы F действует постоянная по абсолютной величине, но переменная по направлению сила P (наприме, от дисбаланса - центробежная сила). Результирующая сила совершает колебательное движение относительно направления силы F.
Режим работы подшипника
Он определяется нагрузкой на подшипник и типом подшипника. Чем тяжелее режим работы тем плотнее и точнее должна быть посадка.
Характеристика толщины стенки.
Оценка толщины стенки детали производится по следующей методике: если Dк/D = 1,25 - деталь толстостенная
d/dв = 1,25 - деталь толстостенная.
При тонких стенках поля допусков берутся точнее.
Класс точности подшипника
Чем точнее подшипник, тем меньше допуски посадочных размеров вала и корпуса.