Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Домашние задания по ф изической
культ уре
Домашнее задание - это
составная
часть
процесса
обучения, заключающаяся в
выполнении
учащимися
по
заданию
учителя
самост оятельной учебной
и практ ической работы
после классны х заданий.
Эта работа тесно связана с
классными
занятиями,
дополняет их, способствует
более
прочному
и
сознательному
усвоению
знаний, умений, навыков.
Цель и задачи домашних заданий по
ф изической культ уре
Основная цель
домашних заданий по
физической культуре–
подготовка учащихся к
выполнению требований
программы по
физической культуре,
развитие двигательных
качеств и приобщение
учащихся к
систематическим
занятиям физическими
упражнениями.
Задачи, которые решаются с
помощью домашних заданий:
1) увеличение двигательной
активности учеников;
2) развитие основных
физических качеств;
3) профилактика нарушений
осанки ;
4) подготовка к выполнению
требований программы по
физической культуре;
5).выработка у ребят
простейших приемов
самоконтроля за реакцией
своего организма на нагрузку.
Методические т ребования к разработ ке и реализации
домашних заданий
1. При подборе упражнений для домашних заданий надо
ориентироваться на содержание и задачи изучаемой темы.
2. Учитывать индивидуальное развитие физических способностей
учащихся, их возрастные и половые особенности.
3.Упражнения для домашних заданий должны быть подобраны с
учетом возможности выполнения их в домашних условиях.
4. Основательно изучать с учащимися на уроке материал домашних
заданий.
5. Уметь определять степень воздействия применяемых упражнений
на организм школьников, знать способы правильного регулирования
этим воздействием
6. При планировании домашних заданий необходимо соблюдать
принципы прогрессирования нагрузок в течение мезоцикла.
7.Необходима система контроля и оценки домашних заданий.
8. Фиксировать домашние задания в тематических планах
прохождения учебного материала.
Виды домашних заданий
Индивидуальные
Групповые
Сквозные
Подбираются с
учетом
индивидуальных
показателей
физической
подготовленности
Физические
упражнения
подбираются и
меняются в
зависимости от
усвоения учащимися
учебного материала.
Сквозные задания
на протяжении
всего учебного года
для каждого класса
одни и те же и для
мальчиков, и для
девочек. Они
направлены на
достижение и
поддержание
оптимального
уровня развития
двигательных
качеств в течение
всего периода
обучения.
Тематические
Тематические домашн
ие задания решают
задачу более
целенаправленной
подготовки учащихся
к освоению отдельных
разделов учебной
программы и
способствуют
развитию
двигательных качеств
осуществляется с
опережением в
изучении того или
иного раздела
программы.
Содерж ание домашних заданий
В качестве домашних заданий рек омендует ся дават ь:
1.Комплексы общеразвивающих упражнений, разученные на уроке.
2.Комплексы утренней гимнастики, состоящие из 5-6 упражнений, воздействующих на
различные мышечные группы: плечевой пояс, мышцы спины, брюшной пресс, мышцы нижних
конечностей. Начинать и заканчивать гимнастику ходьбой на месте.
3.Упражнения на растягивание:
– в полуприседе для задней и передней поверхности бедра;
– в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;
– в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;
Упражнения на осанку.
- стоя у стены, принять правильную осанку;
- ходьба с предметами на голове;
- упражнения для укрепления стопы;
- упражнения в исходном положении лежа на животе: поднимание рук и плечевого
пояса, поднимание ног, «рыбка», «качели»;
- упражнения в исходном положении лежа на спине для укрепления мышц
брюшного
пресса.
4. Упражнение для развития силы:
-приседания на одной ноге с поддержкой («пистолетик») на левой и правой ноге,
-поднимание туловища из положения «лёжа на спине», руки – за головой, ноги фиксированы;
-сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
5. Упражнение для развития гибкости: наклоны вперёд, выкруты, шпагаты и др.
6. Упражнения на развитие быстроты: бег на месте 10 с., «разножка» и др.
7. Упражнения на развитие выносливости: прыжки со скакалкой – 2,5 и более минут.
Подходы в планировании домашних заданий
Комплексный подход
подразумевает
комплексное
развитие
физических качеств в течение четверти.
Домашние
задания
планируются
на
развитие
тех
физических
качеств,
которые не подлежат развитию на уроке.
Например: в I четверти (27 ур) (л/а +
спортивные игры). На уроке
планируется развитие скоростносиловых способностей, быстроты+
координационные способности.
ДЗ: развитие выносливости, силы и
гибкости.
Опережающий подход
Подразумевает развитие
двигательных качеств с
опережением в изучении того или
иного раздела программы.
Например: во II четверти (21
урок) (гимнастика). На уроке
планируется развитие силовых
способностей и гибкости. В III
планируется лыжная подготовка.
ДЗ: развитие общей и
специальной выносливости
Методические подходы к планированию домашних
заданий
1.Продолжительность выполнения ДЗ должна соответствовать прохождению
раздела программы, а также мезоциклу на развитие основного двигательного качества на
уроках физической культуры.
2.Дозирование нагрузки в домашнем задании планируется в в развивающем режиме
с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся, который определяется на
первом занятии, когда давалось задание на дом. Определяется МТ (максимальный тест)
или исходный уровень физ.качества.
3. Составляется тренировочная программа с учетом индивидуальных особенностей
двигательной подготовленности учеников и технологии развития того или иного
двигательного качества.
4. Домашнее задание
планируется для выполнения 3-4 раза в неделю с
выполнением т рех и более серий воздействий для развития силовы х и скорост ны х
способност ей. С повышением нагрузки ст упенчат ы м мет одом в т ечение недели
через объ ем вы полненны х упраж нений для развит ия вы носливост и и
скорост но-силовы х способност ей. При этом наибольший объем выполняемой
физической нагрузки на развитие того или иного качества планируется на т рет ье
домашнее задание в неделю.
5.Разрабатывается система оценки результатов домашних заданий в зависимости
от уровня подготовленности учащихся.
Разработ ка технологии развития ф изических качеств в
домашнем задании
;
Тренировочная программа, направленная на развитие силовых способностей
верхних и нижних конечностей (сгибание и разгибание рук в упоре лежа)
предполагает выполнение физической нагрузки в следующей последовательности:
I неделя: 1 день –
2 день –
3 день
4 день
МТ
выполнение 2
МТ
1
2
МТ
2
2
МТ
1
2
III неделя 1 день МТ 4
2
МТ
2 день
5
2
3 день МТ 6
2
4 день МТ 5
2
50%от
максимального МТ
результата
II неделя: 1 день
2 день
3 день
4 день
IV неделя:
МТ
2
МТ
2
МТ
2
МТ
2
2
3
4
3
1 день МТ 3
2
2 день МТ 4
2
3 день МТ
5
2
4 день МТ 4
2
Разработ ка технологии развит ия ф изических
качест в в домашнем задании
Тренировочная программа, направленная на развитие общей
выносливости (прыжки со скакалкой за 3 минуты) предполагала
следующую последовательность выполнения упражнений.
I неделя: 1 день – 1,5 мин, 2 день – 2 мин, 3 день – 2,5 мин, 4 день
– 2 мин.
II неделя: 1 день – 2,5 мин, 2 день – 2 мин, 3 день – 3, 5 мин, 4
день – 3 мин.
III неделя: 1 день – 3,5 мин, 2 день – 4 мин, 3 день – 4,5 мин, 4
день – 4 мин.
IV неделя: 1 день – 3,5 мин, 2 день – 4 мин, 3 день – 4,5 мин, 4
день – 4 мин.
Разработ ка технологии развит ия
ф изических качест в в домашнем задании
Тренировочная программа, направленная на развитие быстроты (прыжки
на скакалке за 30 секунд):
I неделя: 1 день – 3 подхода х 15 сек, 2 день – 3 подхода х 15 сек + 1
раз, 3 день 3 подхода х 15 сек + 2 раза, 4 день – 3 подхода х 15 сек + 1 раз.
II неделя: 1 день – 3 подхода х 15 сек + 1 раз, 2 день 3 подхода х 15 сек
+ 2 раза, 3 день – 3 подхода х 15 сек + 3 раза, 4 день - 3 подхода х 15 сек +
2 раза.
III неделя: 1 день 3 подхода х 15 сек + 3 раза, 2 день 3 подхода х 15 сек
+ 4 раза, 3 день - 3 подхода х 15 сек + 5 раз, 4 день - 3 подхода х 15 сек + 4
раза.
IV неделя: 1 день - 3 подхода х 15 сек + 5 раза, 2 день - 3 подхода х 15
сек + 6 раз, 3 день - 3 подхода х 15 сек + 7 раз, 4 день - 3 подхода х 15 сек
+ 6 раз.
Методы оценки домашних заданий
Для определения эффективности использования ДЗ необходимо разработать
информативные тесты для оценки физических качеств, которые планируются для
развития в домашних заданиях
Если учитель дает задание индивидуально, исходя из подготовленности к аж дого
учащегося, то он должен оценивать задание по приросту показателей в том или ином
упражнении. Можно оценить выполнение упражнений и заданий таким образом: прирост в 30–
40% соответствует оценке «5», в 15–20% – «4» и в 8–12% – «3».
В том случае, когда учитель физической культуры предлагает домашнее задание всему
классу, оценка выполнения индивидуальна. Это значит, что для каждого конкретного ученика,
в зависимости от его подготовленности на данный период, дает ся определенны й
нормат ив прирост а в процентах за отведенное на домашнее задание время. Например,
для сильны х учащихся процент прирост а результ ат а на оценку « 5» сост авит 5–
10%, для средних – 10–15% и для слабы х учащихся – 15–20%. Такой порядок подсчета
требует составления специальной таблицы, отражающей процент прироста включаемых в
комплекс упражнений и заданий. Поэтому при определении уровня двигательной
подготовленности учащихся в начале учебного года следует записать результаты тестирования
в специальные карточки или тетради, в которых школьники будут отмечать рост своих
результатов.
Однако опыт проведения и оценки домашних заданий говорит о том, что наиболее
эффективной может быть только одна оценка – «5». Ведь если ученик занимался и имеет
некоторый сдвиг в показателях, а ему учитель за выполнение ставит оценку «3» или «4», то
это, как правило, вызывает отрицательную реакцию со стороны ребенка, который в следующий
раз не будет стараться при подготовке домашних заданий по физической культуре.
Проектное задание
(« Технология планирования домашних заданий в процессе физического
воспитания» )
Цель проектного задания: сформировать у обучающихся умения разрабатывать технологии
развития физических качеств в домашних заданиях по физической культуре и использовать
диагностические методы в оценке показателей физической подготовленности обучающихся различных
возрастных групп.
Содержание проекта.
1. В проекте необходимо сделать краткое описание целевой группы (выбрать класс, возраст,
сенситивные периоды в развитии физических качеств), аргументировать выбор подхода и вида ДЗ для
разработки технологии развития физических качеств в домашнем задании (комплексный или
опережающий подход, индивидуальные или групповые, сквозные или тематические). Определить
упражнения для домашних заданий.
2. Представить технологию планирования развития физических качеств в домашних заданиях для
обучающихся на учебный год, в контексте реализуемой, в данном образовательном учреждении,
образовательной программы по физической культуре (разделы, количество часов в четверти, физические
качества, развиваемые на уроках ФК). Обозначить диагностические средства оценки уровня развития
физических качеств в домашних заданиях (тесты) у занимающихся на протяжении учебного года.