Дистанционное обучение
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
17.0.2016 – лекция № 2
Дистанционное обучение
План:
1. Сущность дистанционного обучения (ДО).
2. Организация ДО:
2.1 факторы, влияющие на процесс обучения;
2.2 проведение on-line образования.
3. Организация процесса дистанционного обучения в фирме ЛИНК.
1. Сущность дистанционного обучения (ДО)
Глобализация общества, влияние информационных и коммуникативных технологий, расширение объема знаний – всё это вызывает большие изменения в ВО XXI века.
ДО – получение образовательных услуг без посещения ВУЗа.
1995 г. было постановление РФ – концепция создания единой системы ДО в России, но до сих пор на федеральном уровне не осуществлено.
Прежде всего ДО предполагает использование компьютерных сетей, так как это наиболее развитая и совершенная информационная среда с использование интернета. Но ДО связано с рядом проблем:
1. необходимостью и важностью достижения нового уровня доступности образования при условии не только сохранения, но и повышения качества образования;
2. необходимость кадрового обеспечения, социально-экономических реформ в стране;
3. развитие международной интеграции в образовании при условии усиления конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.
В настоящее время существуют разные модели ДО, поэтому преподавание ведётся в рамках определённой модели.
Это концепция обуславливает отбор и структурирование содержания, форм и средств обучения. Все педагоги и учёные выделяют четыре модели ДО:
1. интеграция очных и дистанционных форм обучения;
2. сетевое обучение и кейс-технологии. Всё обучение с использованием ДО строится на общении. Case (портфель, сумка) – набор учебных материалов на разных носителях (печатных, аудио-видео, электронных), выдаваемые учащемуся, описание конкретной ситуации, выдаваемый также для самостоятельного анализа. В специально созданных центрах в сети образовательных учреждений, где периодически проводят консультации с преподавателем и тьютор (консультант, инструктор). На сетевой модели может осуществляться как само обучение, так и повышение квалификации. Дистанционная форма обучения позволяет использовать:
• автономные;
• парные;
• групповые;
• коллективные формы деятельности.
3. на занятиях в форме ДО можно осуществлять дискуссии;
• беседы;
• ролевые игры проблемной направленности;
• проектная деятельность (осуществление проектов).
Выполненные работы студентов сдаются преподавателю (отправляется) по электронной почте.
Работы, выполненные в групповой или коллективной формах могут быть использованы с помощью мультимедийных средств, Интернета.
Таким образом, основная цель любого курса ДО – не только усвоение базового материала, но главное – работа с информацией, которую учащиеся получают из разных источников, в том числе из Интернета.
2. Организация ДО:
2.1 факторы, влияющие на процесс обучения
2.2 проведение on-line образования
Организация ДО включает следующие моменты:
1. график обучения;
2. использование сетей on-line;
3. использование дискуссий;
4. регламентированное общение с тьютором;
5. выполнение самостоятельных занятий;
6. предварительное, промежуточное (самотестирование) и итоговое тестирование.
2.1 Факторы, влияющие на процессы обучения:
1. учёт разрозненности слушателей курса (различие регионов, районов и др.), при этом отсутствует взаимодействие между слушателями, снижает эффективность обучения и переводят ДО в режим самообучения;
2. отсутствие учёта индивидуальных особенностей слушателей, не учитывается уровень их сформированности знаний, навыков и умений, их неумение пользоваться информационными и телекоммуникационными технологиями, темп усвоения учебного материала и уровень обученности.
2.2 Проведение on-line занятий
Для этого преподаватель должен быть хорошо обучен технически и методически. На занятиях on-line занятиях используются разнообразные услуги (сервисы). Часто совокупность таких средств поддержки on-line занятий называют – виртуальной классной комнатой (ВКК). Они представляют собой экран, поделённый на разные зоны. Каждая зона содержит один или несколько сервисов ВКК.
ВКК содержит:
1. необходимый список участников занятия (участники), они о себе дают знать с помощью поднятия руки (что он присутствует и вступает в разговор);
2. окно преподавателя, находится фото и видео-трансляция, его выступления или демонстрация эксперимента. В том же окне можно видеть и выступление слушателя, если преподаватель разрешит;
3. голос преподавателя или слушателя. Этот элемент является основным средством ВКК). Презентация сопровождается рассказом. Голосовое общение проводится в 2-х режимах: один говорит – остальные слушают или говорят двое – все остальные слушают. Первый режим подходит для проведения лекции, а второй – для проведения опросов и дискуссий.
4. общая классная доска. В этом окне преподаватель представляет учебный материал в виде презентаций, отображающихся в соответствующих окнах у слушателей. Преподаватель может использовать электронные указки (преподаватель может дать доступ к доске слушателям);
5. чат. Позволяющий быстро решить множество технических проблем. С его помощью можно легко определить, адекватен ли темп изложения материала, уровень громкости звука, качество видео-трансляций;
6. электронная дискуссия. Используется при обсуждении учебного материала, темы зарождаются в ходе on-line занятий;
7. общий экран – область экрана компьютера преподавателя, которая отображается на экранах слушателей;
8. вопросник – преподаватель может применять этот метод для оперативного проведения опроса лекций, по любым темам, проверять присутствие слушателей на занятиях;
9. набор ссылок «следуй за мной». Преподаватель может во время on-line занятий дополнить к презентации основного материала дополнительный;
10. расписание on-line занятий. Этот элемент позволяет преподавателям и слушателям ориентироваться в пространстве и времени. Он содержит поминутный план занятия или серий занятий, описание и действие;
11. запись on-line занятий. Такая запись позволяет слушателям повторно слушать лекцию.
В Великобритании (страна-лидер ДО) была предложена открытая форма дистанционного обучения, которая называется дистанционной технологией или университетом без слушателей, они обучаются по всему миру. В самом здании находятся тьюторы, которые разрабатывают методику обучения.
Российским партнером открытого университета является международный центр дистанционного обучения «ЛИНК» - школа бизнеса, которая готовит менеджеров и решает вопрос каким образом учить менеджеров. Открытое образование обучения менеджеров предполагает слушателей, которые уже имеют место работы и достаточный опыт.
Организация процесса дистанционного обучения в фирме ЛИНК
Организация процесса ДО в ЛИНК
1. презентация. Это занятие является вводным, презентация проводится в региональном центре, наиболее удобном для слушателей. Студенты получают комплект электронных учебных учебников, материалов, знакомятся с группой, с остальными слушателями, знакомятся с расписанием, тьютором, планом проведения занятий и методикой проведения занятий. Тьютор назначает время обучения, удобное врямя;
2. учебная литература, представляет собой комплект специально разработанных электронных учебников-тетрадей, которая предназначена для самостоятельной работы. В них ещё есть задания в больших объёмах, с решениями и ответами;
3. проблемный подход, используется при разработке учебных пособий. В них содержатся не отдельные темы и лекции, отдельных дисциплин, а там даются проблемы для решений, студент обучается решению задач определенной проблемы;
задания и контрольные работы, должны выполняться применительно к реальной ситуации той формы, в которой работает слушатель (менеджеры в данном случае), т.е. приобретая знания, слушатель тут реализует их на практике или пытается это сделать.
Если во время занятий у слушателей возникают вопросы или требуются объяснения каких-либо понятий, ситуаций, то они связываются с тьютором по телефону или электронной почте. Задержка с ответом 2 часа, но может быть и один день.
при обучении на этих занятиях отводится – 10 часов в неделю. Один раз в месяц тьютор проводит встречу со слушателями. После окончания курса организуется двухдневная выездная воскресная школа, где слушатели приводят в порядок свои знания, развивают знания практических навыков для работы в группе, обмениваются опытом и налаживают деловые связи. Каждый пройденный курс заканчивается экзаменом, который длится три часа и проверяется специальной комиссией, оценки хранятся в банке данных.
Каждый курс состоит из нескольких самостоятельных модулей, что позволяет менеджерам самостоятельно проходить обучение в зависимости от его работы (занятости).
24.09.2016 – лекция № 3
Предмет педагогики и предмет психологии высшей школы
План:
1. Предмет педагогики:
1.1 педагогика и дидактика
1.2 дидактически принципы обучения
1.3 история развития педагогики
1.4 связь педагогики с другими науками
2. Предмет психологии
2.1 связь психологии с другими науками
2.2 психология – система научных дисциплин
1. Предмет педагогики:
1.1 педагогика и дидактика
1.2 дидактически принципы обучения
1.3 история развития педагогики
1.4 связь педагогики с другими науками
1. Предмет педагогики
Цель дисциплины – формирование психолого-педагогических компетенций высшего образования.
Слово педагогика (с греч. «деторождение») – первоначально означало, воспитательную работу с детьми, проводимую специально подготовленными учёными.
В современное время педагогика исаользуется в двух видах - в широком и узком смысле:
• в широком смысле – педагогика (воспитание) начиная с рождения;
• в узком смысле – воспитание в семье, учреждении.
В широком смысле воспитания – воздействие на развитие личности в различных условиях, различными средствами в семье, дошкольных учреждениях, школе, ВУЗах, а также СМИ.
В широком педагогическом смысле воспитания – один из основных принципов педагогики - принцип единства обучения и воспитания, который охватывает весь учебно-воспитательный процесс.
Смирнов Сергей Дмитриевич (психолог на факультете психологии МГУ) даёт определение предмета педагогики высшего образования.
Предметом педагогики является проектирование процессов воспитания и обучения в высшей школе, а также управление ими.
1.1 Педагогика и дидактика
Педагогика разделяется на теорию воспитания и дидактику.
Дидактика (с греч. «дидактитос» - поучительный) – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
Основная задача дидактики – выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения и использовать эти знания для более успешного достижения целей образования.
Дидактика также занимается научным обоснованием содержания образования, объемом знаний, навыков и умений, рассматривает методы и приемы обучения.
Дидактика изучает проблемы, связанные с обучением:
• принципы образования и обучения;
• их цели;
• педагогическую технологию обучения (методы, средства, приемы;
• формы, способы, формы проверки и оценки успеваемости учащихся);
• организационные формы обучения,
• личность преподавателя и студента.
В дидактике также рассматриваются такие категории, как обучение и образование.
Образование – процесс и результат обучения, т.е. усвоения человеком социального опыта системы компетенций, знаний, навыков и умений, необходимых для жизни в обществе.
Образование может быть организованно в форме обучения, так и в форме самообразование.
Образованный человек – должен быть нравственноым и культурным, это не просто знающий человек, а обладающий высоко ценимыми качествами в обществе, как нравственность, ответственность, воспитанность, культура, эпатия (умение сопереживать) и прочее.
Обучение – целенаправленный процесс в двусторонней деятельности учащегося и педагога.
В ходе деятельности педагога осуществляется единство преподавания и учения, где и педагог и учащийся могут стать субъектом и объектом деятельности.
В процессе обучения происходит качественное изменение психических (познавательных) процессов:
• внимание;
• ощущение;
• восприятие;
• память;
• мышление;
• воображение;
• воля характеров;
• способностей;
• формирование творческих умений и развития личнотных качеств.
Обучение выполняет три функции:
1. обучающую;
2. развивающую;
3. воспитывающую.
По Боткину 1979 г. (Римскому клубу) воспитывающая и развивающая объединены в личностно-ориентированную.
Основу теории развивающего обучения были заложены в 30е годы ХХ века. Основоположник – Выготский. Занимались Леонтьев, Гаферин, В.В. Давыдов и другие.
Психологи и дидактики считают, что для этого необходимо использовать такую технологию, которая могла бы осмелиться участие студентов в процессе усвоения знаний, носящих абстрактный характер, которые предшествуют более конкретным (частным) знаниям. Для этого студентам необходимо давать такую систему задач, при решении которых они могли бы научиться мыслить теоретически, самостоятельно видеть формулировать проблему и задачу, степень сложности её решения, самостоятельно осуществлять информационный поиск. В умственной области развивающее обучение это означает овладение множеством обобщённых умений и способностей переносить их в различные новые ситуации, в том числе опосредственно связанные со знакомыми ситуациями в зависимости от характера проблемы.
Критериями развития является фонд компетенций (знаний, умений, способов действий) личности, которыми владеет субъект, и степень сложности проблем, которые он сможет решить самостоятельно. Таким образом, формируется концептуальное мышление.
Инвариантность – применяемость умений в остальных случаях, на основе частного.
Дидактические принципы были сформулированы чешских педагогом Яном Амосом Коменским в XVI веке. Наименование их сохранилось примерно в том же виде и сейчас, но название некоторых принципов и новых существенно изменилось в связи с развитием педагогики.
Принципы определяются технологией обучения:
1. целями;
2. содержанием;
3. методами;
4. приемами;
5. способами и средствами обучения.
1. Принцип активности предполагает напряжённость психических процессов учащихся. Внимание, ощущение, память, мышление. Источниками активности являются мотивы, интересы, желания;
2. Принцип, воспитывающего обучения находит своё воплощение в формировании мировоззрения учащихся владения нравственными нормами поведения, овладения умственными способностями, а также формирование личности учащегося;
3. Принцип доступности – учёт возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащегося, уровень обученности в данной дисцеплине (объём материала и его содержание);
4. Принцип индивидуализации – учёт индивидуальных психологических особенностей учащихся: интроверт или экстраверт, тип темперамента, акцентуация личности учащегося, учёт эмоционально-чувствительной стороны, индивидуальные особенности памяти учащегося;
5. Принцип наглядности (ведущий принцип) – использование зрительных образов;
6. Принцип научности – основан на том, что преподаватель знакомит учащихся с объективными научными данными, понятиями, теориями соответствующей дисциплины, формирует метод научного познания;
7. Принцип личности. В его основе лежит проверка усвоенного материала через определенные промежутки времени в сочетании теоретических и практических знаний, готовность учащегося к научно-исследовательской деятельности;
8. Принцип систематичности и последовательности – от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому;
9. Принцип системности формирует в сознании личности представление об изучаемых предметах, явлениях, как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных элементов, структурном уровне, объединённых единые цели;
10. Принцип сознательности – осознание и понимание учащимися материала, подлежащего усвоению, сознательное отношение к учебной деятельности.