Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Дидактические принципы профессионального обучения
3.1. Понятие «принципы обучения»
В современной дидактике под принципами обучения понимают исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Принципы обучения определяют деятельность обучающего и характер познавательной деятельности обучаемого.
В процессе развития системы профессионального обучения были выработаны принципы обучения (общие нормы организации учебного процесса) которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.
Принципы обучения определяют правила, по которым как следует обучать. Генезис принципов обучения напрямую связан с развитием педагогики. Они возникли на том этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики, обобщением эмпирических факторов успешного обучения. Таким образом, в формулировках дидактических принципов отразился огромный опыт педагогической науки и практики. В настоящее время формулировки принципов обучения кажутся обычными, очевидными, привычными, и только исторический анализ их появления может доказать, сколько времени и усилий понадобилось для того, чтобы эти положения были усвоены как необходимые.
Принципы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической основой для выработки методики или технологии обучения.
Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я.А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.
3.2. Классификация дидактических принципов и методические аспекты их применения
Все принципы обучения можно разделить на две группы: общедидактические и принципы обучения, отражающие специфику профессионального образования (см. схему 3.1).
Схема 3.1
Общедидактические и принципы обучения, отражающие специфику профессионального образования
В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, посильности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, оперативности знаний обучающихся, связи теории с практикой, обучения с жизнью, воспитывающего обучения, межпредметных связей, индивидуализации и дифференциации. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.
Принцип наглядности. Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.
В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков и др.
Пути реализации этого принципа сформулированы Я.А. Коменским в «Золотом правиле дидактики» в его труде «Великая дидактика»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами – предоставить нескольким чувствам».
И.Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К.Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л.В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного – 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.
Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстраций процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности. Средствами наглядности служат:
• натуральные объекты: производственные объекты, труд людей и самих учащихся;
• объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи;
• изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;
• символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи;
• аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;
• самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.
Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:
• наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;
• лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
• наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;
• не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление;
• наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;
• использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание, мешает восприятию главного;
• наглядность должна эстетически воспитывать;
• учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности.
Педагоги профессионального обучения используют различные виды наглядности: естественную и картинную, графическую и объемную, звуковую, символическую. От правильности выбранной методики во многом зависит успех восприятия материала, особенно если учесть, что, по утверждениям ученых, свыше 75 % информации мы усваиваем посредством зрения.
Необходимо соблюдать два важнейших правила, относящиеся к принципу наглядности (И. Кулисевич):
1) прямое изучение действительности, т.е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, который необходим для понимания изучаемой на занятии темы;
2) чтобы учащийся смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить, т.е. обеспечить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета. Методически грамотно обращать внимание обучаемых на элементы, подлежащие осмыслению. Комментарий во время показа тем более важен, что от внимания может ускользнуть как раз то, важность чего еще только предстоит осознать. Но при этом следует помнить, что при рассматривании – если учащийся им поглощен – словесный комментарий может не усваиваться – он просто «пролетает мимо ушей». Педагог должен научиться привлекать внимание как к тому, что показывается, так и к своим комментариям.
С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядность.
Предметная наглядность в профессиональном обучении предполагает непосредственное восприятие натуральных производственных объектов, приемов работы и т.п. Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов. Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у обучающихся конкретные, зримые представления.
Необходимо при этом учесть, что даже оптимальное использование принципа наглядности не должно вытеснять на занятиях словесно-логические средства обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:
• формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
• деление изучаемого материала на логически связанные разделы;
• использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;
• осуществление межпредметных связей;
• проведение уроков обобщения и систематизации;
• координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.
Успех любой деятельности решающим образом зависит от систематичности в достижении поставленной цели. Принцип систематичности предполагает соблюдение строгой логики в обучении – с тем, чтобы учащиеся последовательно овладевали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы переход к изучению нового материала осуществлялся лишь после того, как будет усвоен предшествующий материал. И хотя данный принцип находит отражение в структуре программ обучения, учебной и методической литературе, педагогу профессионального обучения следует и самому при подготовке к занятиям и их проведении руководствоваться такими правилами:
1) при изучении конкретного раздела программы необходимо разделить материал по занятиям, стараясь сделать эти «порции» равномерными;
2) важным условием успешности в ознакомлении учащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутого ими уровня знаний и систематическое использование этих знаний;
3) очень важно на каждом занятии установить его, так сказать, содержательный центр и на его фоне, в связи с ним выстраивать систему практических действий, приобретения знаний, умений;
4) с первых занятий по специальности нужно приобщать учащихся к самостоятельной работе, стремясь создавать ситуации, когда они сами определяют пробелы в своих знаниях и стараются восполнить их.
Следует отметить, что осуществление принципа систематичности и последовательности требует и от самого педагога систематической подготовки к занятиям, тщательного анализа темы каждого занятия, осуществления постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения. При таком подходе больше вероятности того, что работа будет действительно успешной.
Принцип доступности и посильности. Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:
• в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
• объяснять простым, доступным языком;
• управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс нахождения;
• учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников;
• использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы;
• введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;
• доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность.
Еще Я.А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие правила:
• в обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо;
• в обучении следует переходить от легкого к более трудному;
• в обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному;
• нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и «продвинутости» отдельных учащихся в учебе.
Строгое соблюдение дидактического принципа доступности и посильности – залог успеха любой учебно-воспитательной работы независимо от возрастного уровня и направленности. Предъявление к учащимся непосильных для них требований подрывает их веру в собственные силы и снижает желание учиться, воздвигает серьезные психологические барьеры на пути достижения целей образования. Но и слишком низкий уровень требований отбивает интерес к самому процессу обучения, не мобилизует потенциал учащихся.
Переходя от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, мы не подразумеваем, что обучение нужно сделать легким. Оно становится таковым само, если учтен уровень развития учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности.
Педагог профессионального обучения может, умело дозируя материал, планомерно наращивать трудности в работе, последовательно приучая учащихся к их преодолению. Но для этого ему необходимо хорошо знать своих учащихся, уметь оценивать их уровень работы, чтобы, объяснив причины возникающих трудностей, помочь их преодолеть.
Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении – это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых – это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
В основе данного принципа лежат закономерности: ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.
Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:
• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;
• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;
• применять наглядные пособия, использовать технические средства;
• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;
• использовать активные и интенсивные методы обучения;
• логически увязывать неизвестное с известным;
• учить учащихся находить причинно-следственные связи;
• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.
Современная педагогика при разработке принципа сознательного и активного участия учащихся в процессе профессионального обучения выработала целый ряд дидактических правил.
1. Педагог должен знать индивидуальные пристрастия учащихся
и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.
Следование этому правилу позволяет добиться осознания, прежде всего самим учащимся, как частных, так и общих целей и задач обучения. Когда занятие по специальности строится для учащегося интересно, а решение проблемы выбирается им самостоятельно, то формируются ценностные мотивы отношения к учебе. В результате программные цели становятся для учащихся своими собственными, что, безусловно, содействует их достижению.
2. Педагог должен ставить учащихся в ситуации, требующие умения анализировать. Поиск ответа в каждой отдельной ситуации, особенно производственной, сводится к сопоставлению, анализу, проведению аналогий с уже опробованными на практике решениями с пополнением теоретических знаний. Научить принимать самостоятельное решение можно лишь в ситуациях, заставляющих самостоятельно мыслить. При этом учащийся узнает о своих возможностях и о том, как их реализовать.
3. Педагог должен создать условия, содействующие приобщению учащихся к коллективным формам работы. Они формируют ряд важных для будущей жизни человеческих качеств. Коллективные формы работы воспитывают уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих.
Принцип прочности знаний учащихся. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.
Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:
• обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;
• подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся;
• новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются);
• используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения. Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения;
• активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного;
• процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.
Применительно к профессиональной подготовке важен не в прямом восприятии слова «прочен» как «вечен». Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно, да еще и часто повторяется. Видный психолог и педагог С.Л. Рубинштейн утверждал, что запоминание и воспроизведение во многом зависят от отношения личности к информационному материалу.
Можно привести ряд дидактических правил для реализации принципа прочности знаний: это и упражнения, нацеленные на закрепление проработанного ранее материала, и частота его повторения, и систематизация, и опытная проверка. Но в условиях нарастающих информационных потоков, информационной насыщенности, если исходить из главной задачи обучения – подготовки к будущей трудовой деятельности, – представляется, что подходы к прочности знаний могут изменяться. Поэтому кажется более оправданной целенаправленная деятельность педагога по выработке у обучаемых умения искать и находить нужную информацию.
Принцип воспитывающего обучения. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если педагог и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Воспитательный потенциал обучения реализуется посредством участия студентов в разных видах учебной деятельности, когда у обучаемых формируется отношение к труду посредством формирования разнообразных общеучебных и профессиональных умений и навыков.
Воспитывающий характер обучения проявляется в личностных отношениях субъектов педагогического процесса. Здесь значительную роль играют авторитет преподавателя, его профессиональная компетентность, педагогическое мастерство.
В ходе обучения формируется культура поведения студентов не только со взрослыми, но и со своими сверстниками посредством участия студентов в различных коллективных учебных проектах, объединения в подгруппы для выработки коллегиального решения.
Воспитательное воздействие значительно усиливается, если педагог ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства, соблюдает следующие правила:
• целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет воспитание при изучении любой дисциплины;
• добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами учащиеся понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира;
• использует воспитательные возможности каждой темы, урока;
• учебный процесс строит таким образом, чтобы он позитивно влиял на культуру поведения учащегося, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях;
• уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;
• всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносит в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей;
• не унижает, а возвышает личность учащегося, проявляя чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправляет ошибки, стимулирует учеников на преодоление трудностей.
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
Реализации данного принципа способствуют правила:
• опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;
• показ области применения теоретических знаний;
• изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений;
• использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий;
• применение знаний на практике;
• показ значимости ведущих научных идей, концепций, теорий, положений;
• решение задач и упражнений на основе производственных достижений.
Органическое единство теории и практики вытекает из самого содержания и требований федерального государственного образовательного стандарта на изучаемую профессию, из построения учебного плана. В этих нормативных документах названный принцип заложен в основу достижения результата обучения.
Принцип научности обучения. Немаловажное значение в профессиональной школе имеет принцип научности. Научность обучения состоит в том, что студенты изучают всю систему знаний той или иной науки на современном уровне ее развития.
Научность в обучении предполагает информирование студентов о самых последних научных теориях и концепциях; для студентов старших курсов возможен и анализ противоречивых, но заслуживающих внимания научных гипотез. Научная обоснованность предлагаемой учебной информации по конкретной дисциплине предполагает научную обоснованность применяемых практических действий, аргументированность используемых в практике методов, средств, форм, технологий обучения.
Научность в обучении предполагает развитие педагогически направленного мышления студентов, углубление понимания будущими педагогами разнообразных психолого-педагогических явлений и процессов.
Грамотно использовать принцип научности сможет только высококомпетентный педагог. Именно такой специалист просто, понятно и доступно объяснит сложную профессиональную ситуацию, приведет наглядные примеры и ясные доводы. Будущие специалисты должны владеть общепринятой терминологией и категориями. Нельзя допускать употребления устаревших терминов или производственно-бытовой лексики.
Реализация принципа научности заставляет преподавателя:
• отражать в содержании образования как можно большее число фундаментальных научных достижений, без которых невозможно функционирование современного специалиста;
• знакомить обучаемых с методами научного познания и иллюстрациями важнейших закономерностей процесса научного познания.
Исходя из этого, при отборе и предъявлении студентам учебного материала преподаватель должен структурировать учебные знания от историко-научных к предметным; показать студентам методы научного познания для расширения круга знаний; отобрать соответствующие способы, активизирующие познавательную деятельность студентов;
• при отборе содержания соблюдать единство логики науки и логики обучения. Внутренняя логика науки сочетается с целями обучения и практическим применением знания;
• увеличивать объем научной информации. При этом педагог должен помнить, что в целом увеличивается объем первостепенной информации, поэтому из учебного материала следует исключать подробности, не имеющие принципиального значения.
Следование принципу научности позволяет современному студенту приобрести устойчивую систему знаний, умений и навыков, которые понадобятся ему в будущей работе или в продолжении образования.
Принцип оперативности знаний учащихся. Необходима целенаправленная деятельность по обучению будущих специалистов умению пользоваться полученными знаниями. Это достигается полнее всего в творческой деятельности. Появляется умение четко сформулировать задачу, проанализировать возможные варианты, а затем выбрать оптимальное решение. Есть разные методики поиска решений творческих задач: от мозгового штурма (брейнсторминга) до теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Когда учащийся попадает в ситуацию решения задачи, отличной от тех, которые уже решал, он – в поиске. В результате приобретаются и новые знания и умения – так учатся «не вообще, а для жизни». Такие оперативные знания существенно отличаются от пассивно заученных.
Обозначенные принципы играют существенную роль при подготовке специалистов в профессиональной школе.
Основу интегративного подхода при отборе содержания образования и обучения составляет принцип межпредметных связей. В общих чертах он характеризуется тем, что в содержании учебных дисциплин должны быть показаны те взаимосвязи, которые существуют в природе и познаются современными науками. Межпредметные связи являются своеобразным эквивалентом межнаучных, в их основе лежат интеграция и дифференциация научногознания. Психологической основой межпредметных связей становится образование межсистемных ассоциаций, которые позволяют отобразить многообразные предметы и предметы реального мира в их единстве и борьбе противоположностей. Принцип межпредметных связей позволит студентам соотнести полученные сведения различных учебных предметов, соединить их и создать определенную картину того или иного педагогического явления.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения получил широкую интерпретацию своего названия: это и принцип сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении, и принцип связи интересов личности и общества, и принцип коллективного характера обучения и индивидуального жизненного опыта студентов и т.д.
Индивидуализация предполагает организацию такой модели обучения, которая построена на взаимодействии преподавателя с одним студентом или на взаимодействии его один на один со средствами обучения. Главный тезис индивидуализации обучения гласит: обучение должно быть адаптивным, позволяющим подстроить содержание, методы, темп учебной деятельности к особенностям конкретного студента, проследить его продвижение от незнания к знанию и по ходу его корректировать деятельность обучаемого и преподавателя. В условиях фронтального обучения индивидуализация в чистом виде не может быть применима, поэтому говорят об индивидуализации относительной.
Преподаватель ориентируется на три основных вида индивидуализации:
1) дифференциацию обучения, т.е. группировку студентов на основе их особенностей или комплекса особенностей для обучения по нескольким различным планам или программам;
2) внутригрупповую индивидуализацию;
3) прохождение учебной дисциплины, курса в индивидуальном темпе.
Индивидуализация обучения предполагает, что преподаватель осуществляет выбор методов, средств, форм, темпа обучения, опираясь на личностные особенности студента.
В современных условиях одной из форм индивидуализации обучения является самостоятельная работа студентов, позволяющая педагогу дать задания усложняющего характера, интегрировать индивидуальную работу с другими формами учебной деятельности.
Формой индивидуализации обучения выступает научно-исследовательская деятельность студентов, поскольку именно такая работа позволяет в полной мере удовлетворить познавательные, профессиональные интересы студентов, направляет их творческий поиск, создает максимально комфортные условия для проявления исследовательских способностей. Примером практической реализации данного принципа служит и предложение студентам выбрать элективные курсы. Выборочная дифференциация этих предметов осуществляется как:
• обязательный выбор среди обычных предметов (например, между двумя иностранными языками);
• обязательный выбор между новыми предметами, еще не знакомыми студентам;
• добровольный выбор среди обычных предметов (например, выбор третьего языка);
• свободный выбор среди новых предметов.
Еще одной формой индивидуализации является открытое обучение посредством технологии дистанционного обучения. В рамках конкретного образовательного учреждения принцип индивидуализации реализуется в студенческом самоуправлении.
Принцип развивающего обучения заставляет преподавателя учитывать в своей работе со студентами закономерности развития индивидуума, приспосабливаться к уровню и особенностям студента. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности. В развивающем обучении студент – субъект деятельности, поскольку учитываются его потребность в самосовершенствовании, творческие потребности, индивидуальный личностный опыт, социальные инстинкты.
В режиме развивающего обучения учебное занятие рассматривается как сотрудничество, полилог преподавателя и студентов на основе введения в деятельность субъектов учебного процесса проблемных ситуаций; активных методов обучения; нетрадиционных видов учебных занятий, позволяющих создать атмосферу психологического комфорта, ситуацию успеха, построить ход занятия «от студента». Развивающий урок строится на интенсивной самостоятельной деятельности студента, носящей преобразовательный характер: он должен не просто выучить текст, выполнить задание репродуктивного характера, но и транспонировать имеющиеся знания на новую ситуацию, осмыслить и оценить собственную деятельность.
3.3. Соотношения компонентов учебного процесса с принципами обучения
Рассмотренные выше положения, на основе которых необходимо строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. И на каждом конкретном занятии следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для их комплексного осуществления.
Можно считать, что предложенная Ю.К. Бабанский на основе деятельностного подхода к обучению предлагает совокупность (систему) дидактических принципов. Это позволило ему выявить основные компоненты учебного процесса, каждый из которых, как и весь процесс в целом, должен соответствовать определенным принципам обучения.
Ю.К. Бабанский выявил соотношения основных компонентов учебного процесса с принципами обучения, которые отражены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Соотношения компонентов учебного процесса с принципами обучения
Основные компоненты и условия обучения
Принципы обучения
Задачи обучения
Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых
Содержание обучения
Принципы: научности обучения; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности обучения; доступности обучения
Методы обучения и соответствующие им средства
Принципы: наглядности обучения; сознательности и активности обучаемых при руководящей роли преподавателя; сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения
Формы организации обучения
Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения
Основные компоненты и условия обучения
Принципы обучения
Условия для обучения
Результаты обучения
Принцип создания необходимых условий для обучения
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития
Расположение принципов обучения в логике развития компонентов целостного цикла процесса делает их перечень не только четко последовательным. Но и относительно целостным.
Ряд педагогов (М.А. Данилов и М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, В. Оконь, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов) рассматривают различные системы принципов обучения. Между тем не существует какой-либо универсальной системы, хотя есть классические принципы, которые признаются почти всеми авторами.