Дидактическая организация содержания художественно-эстетического воспитания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2 курс 2 семестр
Лекция 3. Дидактическая организация
содержания художественноэстетического воспитания
Вернуться в раздел Организация худ... !
В настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на
гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание
человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей.
Гуманистическая концепция определяет основное направление образования – качественно новый
процесс обучения (социальные формы всестороннего воспитания и развития) и просвещения
(приобщение к человеческой культуре).
Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость
воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к
действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными
видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в
мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений
искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах
творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально- пластической, игровой)
ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В
этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования
окружающего пространства по законам красоты.
Поскольку дошкольное образование входит в общую систему непрерывного образования, то
дошкольное обучение должно логично и последовательно подводить ребенка-дошкольника к
школьному, чем и обусловлен приоритет развивающего обучения. Главную задачу дошкольного
образования мы видим в целостном развитии ребенка, в создании условий для реализации
индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, интересов детей в целях беспроблемной
интеграции в дальнейшую образовательную среду. Для этого необходимо создавать комфортную
атмосферу и снимать, по возможности, стрессообразующие факторы.
Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них
художественно-эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой
деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспечено эмоциональное
благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его
здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и мы выделяем
следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое
сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных
способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса,
эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному
художественному творчеству.
Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи,
графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика,
техника коллажа).
Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками,
бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного
творчества.
Основываясь на общедидактических принципах дошкольной педагогики и руководствуясь личностногуманным подходом к обучению, мы выработали образовательные принципы для дошкольников:
познание и усвоение ребенком прекрасного;
проявление ребенком его истинной индивидуальности, неповторимости с особой миссией от
природы;
своевременное и всестороннее развитие задатков и способностей;
Эти принципы соответствуют идее личностно-гуманного подхода к ребенку в педагогическом процессе.
Они определяют направленность и дух педагогического процесса, образ деятельности педагога
гуманного типа.
При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать
различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в
рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были
неизвестны (воспитатель подводит детей к возможностям использовать вариативные приемы). При
таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок
имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что
предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на цвета,
формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.
Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность
в творческой деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою
личностную позицию.
Продукты ручного творчества, изображение в рисунке, лепке, аппликации связаны с процессами
сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. Важно, что ребенок как бы строит
композицию, располагая все детали, предметы, внося свое понимание сюжета, места действия. Поэтому
нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир. Он его трансформирует,
строит, использую разные способы, сочетая их между собой.
Можно сказать, что процесс детского творчества приобретает характер творческой деятельности. Очень
важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы. Наличие
хороших качественных художественных материалов (бумага, краска, глина, наборы цветных
карандашей, кисти) обеспечит развитие творческой деятельности дошкольников.
Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности – организация
интересной содержательной жизни ребенка:
организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
общение с искусством, материальное обеспечение;
учет индивидуальных особенностей ребенка;
бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
организация атмосферы творчества и мотивация задания;
Формирование мотивов творческой деятельности от принятия, удержания, выполнения темы,
поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является
одной из важных задач обучения.
Следующей задачей является формирование восприятия, так как творческая деятельность возможна на
уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части,
сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки явления и предмета.
Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное восприятие, развитие
у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое
отношение чувства.
Учитывая немаловажный фактор – охрану здоровья ребенка, нужно отметить, что в период раннего
возраста от 0 до 2,5 лет необходимо все внимание обратить на создание условий для эмоционального
благополучия ребенка, когда он впервые знакомится с материалами (красками, карандашами, бумагой,
глиной), их свойствами, учится действовать с ними. Радость познания, экспериментирования, открытия
при создании простых композиций, узнавание и выбор материала – все это проходит без жесткого
навязывания взрослым навязывания.
Итак, основой художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности
являются:
личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная
отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная
умелость);
создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик,
самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических,
пластических, декоративно-прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их
выбор детьми;
изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это
изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная
деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном
этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное
изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль
советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной,
ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.
Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод: для организации воспитательной
работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие
возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к
неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости
внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорнодвигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие
критерии, как:
комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
целостное развитие личности ребенка;
разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;
актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц;
Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не
всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного
и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить
систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.
Необходимо отметить следующие принципы организации занятий: наглядность, сознательность и
активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
систематичность и последовательность, вариативный подход.
Последнее изменение: Пятница, 13 Январь 2017, 09:14
Лекция 2.Эстетическая сущность творческой деятельности
Лекция 4. Технологии художественного развития детей в условиях интеграции и взаимодействия
разных видов художественной деятельности ▶︎
Вернуться в раздел Организация худ... !