Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Слайд 1
Тема 4. Диагностика и мониторинг финансово-экономического состояния
организаций
(план лекции)
1. Диагностика как процесс распознавания состояния объекта
исследования.
2. Цель, требования и этапы диагностики организаций.
3. Диагностика – как основа для разработки и принятия правильных
управленческих решений.
4. Комплексная бизнес-диагностика организации, виды и направления
анализа.
5. Задачи, направление и содержание основных видов анализа при
комплексной бизнес – диагностике.
6. Ситуационный анализ, организационно – управленческий анализ,
финансово – экономический анализ, производственно – хозяйственный
анализ, анализ кадрового потенциала.
7. Другие виды диагностики – экспресс-анализ, диагностика на основании
правовых документов.
8. Понятие антикризисного мониторинга.
9. Содержание этапов проектирования системы предупреждения
неплатежеспособности, куда как составная часть входит антикризисный
мониторинг.
Слайд 2
1. Диагностика как процесс распознавания состояния объекта
исследования
Заблаговременное распознавание кризиса и его диагностика —
важнейшая составная часть успешного противодействия его
неблагоприятным последствиям. Это позволит выработать
адекватные меры реагирования на возникшие опасности.
Синонимом термина «диагностика» является термин «распознавание».
Диагностика представляет собой процесс определения состояния
объекта с помощью различных исследовательских процедур.
В антикризисном управлении существуют следующие объекты
диагностики:
социально-экономические системы;
элементы сложной системы;
функции, выполняемые системой.
Слайд 3
2. Цель, требования и этапы диагностики организаций.
Цель проведения диагностики в антикризисном управлении состоит в
том, чтобы получить заключение о состоянии объекта на дату проведения исследования и прогноз развития на некоторую перспективу.
Диагностика — важный элемент управления. На ее основе разрабатываются управленческие решения. От того, насколько качественно
проведена диагностика, зависит и качество управленческих решений,
принимаемых по результатам диагностики, а следовательно, и
эффективность управления.
Основные требования к диагностике:
- аутентичность (диагностика должна основываться на достоверной,
первичной, исходной информации);
- объективность (результаты должны зависеть только от реального
состояния объекта, а процедура оценки — минимизировать субъективный фактор);
- точность и результативность (должна обеспечиваться возможность
получать однозначные выводы и принимать правильные решения).
Слайд 4
2. Цель, требования и этапы диагностики организаций.
Различают этапы построения системы диагностики и этапы собственно
проведения диагностики.
Построение системы диагностики — это разработка механизма,
который должен обеспечить своевременное получение информации об
угрозах, возникающих в деятельности предприятия или другой социально-экономической структуры. Таких этапов три.
1. Этап: проведение анализа и определение набора показателей,
характеризующих кризис, его факторы и тип, которые (показатели)
наиболее полно охватывают состояние и деятельность системы.
2. Этап: определение критериальных значений показателей, которые
проводят границу между нормальным состоянием и кризисным, что
позволяет при сравнении наблюдаемых показателей с критериальными
установить глубину (стадию) кризиса.
3. Этап: проведение регулярного анализа (мониторинга) факторов кризиса посредством наблюдения за динамикой определенного на
1 этапе набора показателей.
Слайд 5
3. Диагностика – как основа для разработки и принятия правильных управленческих
решений
До того как применять какие-либо меры антикризисного воздействия, менеджеры должны получить полную информацию о том, что
происходит в социально-экономической системе организации, которой они управляют. Невозможно применять меры и управлять
«вслепую». Это может принести только вред системе. Именно поэтому первый этап принятия управленческого решения — диагностика состояния объекта управления.
Термин «диагностика» произошел от греческого diagnostiks — способный распознавать. В антикризисном менеджменте этот термин
применяют для обозначения процесса заблаговременного распознавания неблагоприятного развития событий.
Обнаружение негативных явлений заранее, пока они не развились до опасного уровня, позволяет вовремя предпринять адекватные меры, соответствующие угрозе, и заблокировать развитие кризиса. В том случае, если факторы кризиса оказались слишком
сильны, а имеющиеся ресурсы не позволяют его победить, все равно благодаря своевременному правильному реагированию
удается уменьшить негативные последствия кризиса. Дадим определение термина «диагностика».
Диагностика —- это процесс распознавания состояния объекта при помощи различных исследовательских процедур.
В антикризисном менеджменте объектами диагностики являются:
- организация (фирма, компания, холдинг) или группа организаций;
- элементы организации, в том числе структурные подразделения, цехи, отделы;
- функции, выполняемые организацией и ее подразделениями.
Цель диагностики в антикризисном менеджменте — получить заключение о состоянии объекта на дату проведения исследования и
спрогнозировать развитие на некоторую перспективу.
Диагностика — это начальный и потому очень важный этап управления. На ее основе менеджеры разрабатывают конкретные
меры для улучшения ситуации. От того, насколько качественно выполнена диагностика, зависит эффективность управленческих
решений, следовательно, и эффективность управления.
Для диагностики проводят расчет и анализ показателей, которые качественно и количественно характеризуют объект исследования.
Например, для характеристики коммерческой организации нужно использовать такой показатель, как прибыль. Если ее нет (расходы
организации превышают ее доходы), то деятельность организации убыточная (развитие негативное), а если прибыль есть и растет,
то развитие позитивное.
Обычно бывает так, что, используя только один показатель, невозможно охарактеризовать объект исследования достаточно полно,
поэтому в экономической практике для более полной и достоверной диагностики применяют разные системы показателей.
При диагностике финансово-экономического состояния организаций цели также заключаются:
- в определении основных проблем организации в финансово- экономической сфере, так называемых узких мест, болевых точек
финансово-экономического состояния (обычно это осуществляется путем анализа значений показателей, характеризующих организацию);
- в оценке глубины выявленной проблемы, степени ее негативного развития и влияния на ситуацию в целом (обычно это делают по
уровню отклонения рассчитанных показателей от рекомендуемых значений);
- в анализе динамики показателей за некоторый период для оценки тенденций изменения финансового положения организации и
прогноза ее будущего состояния.
Слайд 6
4. Комплексная бизнес-диагностика организации, виды и направления анализа.
Задача комплексной бизнес-диагностики предприятия
заключается в том, чтобы дать качественную и
количественную оценку состояния предприятия как
целостного организма, понять его проблемы, выявить
сильные и слабые стороны.
При комплексной бизнес-диагностике выполняются
следующие виды анализа:
- ситуационный;
- организационно-управленческий;
- финансово-экономический;
- производственно-хозяйственный;
- анализ кадрового потенциала.
Слайд 7
5. Задачи, направление и содержание основных видов анализа при
комплексной бизнес – диагностике.
1. Задачей ситуационного анализа является определение положения предприятия (ситуации,
места) в общем экономическом пространстве, основных факторов, воздействующих на
предприятие, а также его укрупненных характеристик.
2. Организационно-управленческий анализ оценивает состояние системы управления
предприятием. Предметом этого вида анализа является организационная структура предприятия,
т.е. структурные подразделения, взаимодействия и связи между ними. Анализируется
иерархическая структура (система подчиненности), как и кем осуществляются выработка, передача,
исполнение и контроль управленческих решений, как организовано делопроизводство и учет, как
передается информация, как она доходит до руководства, до исполнителей, в какой степени
развиты и совершенны организационные структура, технологии и культура.
3. В задачи финансово-экономического анализа входят:
- оценка текущего финансового состояния, результатов и эффективности деятельности предприятия;
- оценка динамики финансово-экономических показателей за определенный период времени и
составление прогноза изменения этих показателей на ближайшую перспективу;
- оценка существующих финансовых ограничений;
- выявление и оценка возможных источников финансирования t планируемых мероприятий.
4. Анализ производственно-хозяйственной деятельности призван оценить уровень
использования производственных ресурсов, предприятия при производстве и реализации
продукции, выявить резервы повышения эффективности их использования.
5. Задачей проведения анализа кадрового потенциала является оценка качества персонала с
точки зрения его соответствия целям, задачам и стратегии предприятия.
Слайд 8
6. Ситуационный анализ, организационно – управленческий анализ, финансово –
экономический анализ, производственно – хозяйственный анализ, анализ кадрового
потенциала.
Проведение ситуационного анализа и содержание его этапов
Направления анализа
Содержание анализа
SWOT - анализ
Анализ и оценка сильных и слабых сторон,
возможностей предприятия и угроз его
деятельности
Анализ стратегической позиции компании
Определение и анализ стратегических зон
хозяйствования предприятия
Анализ сегментов рынка
Определение и анализ сегментов рынка, на
которых функционирует предприятие,
выявление структуры потребителей продукции
и их характеристика
Анализ конкуренции
Выявление и анализ текущих и потенциальных
конкурентов, а также товаров-заменителей
Позиционный анализ
Определение места, занимаемого
предприятием, его продукцией, торговой
маркой, по отношению к другим предприятиям
и торговым маркам
Слайд 9
6. Ситуационный анализ, организационно – управленческий анализ, финансово –
экономический анализ, производственно – хозяйственный анализ, анализ кадрового
потенциала.
Проведение организационно-управленческого анализа и содержание его этапов
Направление анализа
Содержание анализа
Анализ системы целей предприятия
Определение миссии компании, целей и ограничений на их
достижение, анализ имеющихся и возможных стратегий
Анализ организационной структуры
Исследование существующих структурных единиц и их
взаимодействия
Анализ процессов управления.
Идентификация, анализ и моделирование процессов
управления
Анализ структуры
и движения информации
Анализ и структуризация информации, циркулирующей на
предприятии
Анализ организационной культуры
Исследование внутрифирменных традиций, обычаев и
церемоний
Слайд 10
6. Ситуационный анализ, организационно – управленческий анализ, финансово – экономический
анализ, производственно – хозяйственный анализ, анализ кадрового потенциала.
Проведение финансово-экономического анализа и содержание его этапов
Специфика антикризисного управления при проведении финансового анализа выводит на первый план оценку
платежеспособности и кредитоспособности предприятия. Результаты такого исследования должны ответить на
четыре главных вопроса:
- может ли предприятие исполнять свои текущие обязательства в текущем режиме;
- если предприятие привлечет заемные средства под свои программы и разрабатываемые меры, то сможет ли
оно затем эти средства возвратить;
- если предприятие имеет долги, то способно ли оно самостоятельно их погасить в обозримой перспективе;
- насколько качественно, привлекательно и эффективно имущество, которым обладает предприятие, чтобы иметь
возможность в случае необходимости использовать его как источник покрытия долгов?
Направления анализа
Содержание анализа
Анализ финансового состояния
Оценка платежеспособности и кредитоспособности предприятия
Оценка ликвидности активов Оценка финансовой устойчивости
Анализ эффективности
деятельности (финансовых
результатов)
Оценка уровня и анализ динамики изменения показателей прибыли,
рентабельности и деловой активности
Анализ потока денежных средств
Анализ источников и направлений использования денежных средств
Оценка достаточности денежных средств для ведения текущей
деятельности и осуществления планируемых мероприятий и
инвестиционных проектов
Анализ инвестиционной
деятельности
Оценка эффективности проводимых инвестиционных проектов
Слайд 11
6. Ситуационный анализ, организационно – управленческий анализ, финансово –
экономический анализ, производственно – хозяйственный анализ, анализ кадрового
потенциала.
Проведение производственно-хозяйственного анализа и содержание его этапов
Для этого проводится исследование состояния производственных мощностей, износ оборудования,
степень его загрузки и возможностей модификации, а также анализируются используемые
материальные и трудовые ресурсы, производительность труда.
Направления анализа
Содержание анализа
Анализ использования основных
фондов (здания, машины,
оборудование и т.д.)
Оценка годности, износа, обновления и выбытия основных
фондов, оценка эффективности использования, степени
загрузки
Анализ использования материальных
ресурсов (сырье, материалы,
комплектующие)
Оценка обеспеченности производства материальными
ресурсами, выявление дефицитных материальных ресурс сов,
оценка ритмичности, качества и комплектности поставок
Анализ использования трудовых
ресурсов
Определение структуры и квалификации трудовых ресурсов,
оценка производительности труда, анализ размеров и
динамики заработной платы, ее влияния на
производительность труда
Анализ состояния производства и
реализации продукции
Оценка доли каждого производимого товара в общей
товарной продукции, доли выпуска и реализации каждого
вида продукции к общему объему таких же или аналогичных
товаров на рынке
Слайд 12
6. Ситуационный анализ, организационно – управленческий анализ, финансово –
экономический анализ, производственно – хозяйственный анализ, анализ кадрового
потенциала.
Проведение анализа кадрового потенциала и содержание его этапов
Направления анализа
Содержание анализа
Анализ и оценка уровня профессиональной
подготовки
Анализ образовательного уровня, практического
опыта, соответствия знаний и навыков персонала
профилю деятельности предприятия
Анализ и оценка уровня производственной
дисциплины
Анализ показателей исполнения или уклонения
от исполнения служебных обязанностей,
дисциплины и ответственности персонала
Анализ и оценка результатов работы
Оценка качества постановки задач и
эффективности их решения
Слайд 13
7. Другие виды диагностики – экспресс-анализ, диагностика на
основании правовых документов.
Главная цель экспресс-анализа, являющегося одним из видов финансового анализа – это наглядная и
простая оценка имущественного состояния и эффективности развития хозяйствующего субъекта.
Экспресс-анализ финансовой отчетности дает возможность получить за один – два дня общее
представление о финансовом положении организации. Сведения бухгалтерской отчетности
характеризуются системностью и имеют комплексный характер, отражая разные аспекты одних и тех же
операций. Поэтому необходимыми документами для проведения экспресс-анализа являются:
Бухгалтерский баланс предприятия (ф. №1), Отчет о прибылях и убытках (ф. №2), Пояснительная записка.
Экспресс-анализ проводится путем сопоставления и сравнения данных бухгалтерской отчетности
заключается в сопоставлении значений показателей на начальную и конечную даты изучаемого периода.
Среди практических методов оценки такого анализа преимущественно используются:
1. Горизонтальный или временной анализ, позволяющий оценить динамику изменения средств и их
источников за определенный отрезок времени. Его цель – сравнение текущих показателей баланса с
данными предыдущих периодов и изучение их резких изменений. Цифры, указанные в каждой статье на
конец исследуемого периода соотносятся в процентах с соответствующими цифрами на начало периода,
значения которых принимают за 100%.
2. Вертикальный или структурный анализ, заключающийся в определении удельного веса отдельных
статей баланса в результирующем общем показателе и последующем сравнении этих величин с
аналогичными данными предыдущего периода. Его цель – выявить имеющиеся изменения в структуре
статей активов и пассивов и определить необходимость тщательного анализа вызвавших это причин.
3. Метод финансовых коэффициентов. В этом случае рассчитываются отношения (коэффициенты) между
отдельными значениями статей баланса и изучаются взаимозависимости различных показателей, а также
их динамика.
Диагностика на основании правовых документов является одной из составных частей анализа
экономического состояния предприятия, выявления причин скатывания предприятия к
неплатежеспособности. В некоторых случаях такой анализ является строго обязательным. Например
анализ арбитражным управляющим преднамеренного, фиктивного банкротства. Анализ сделок должника
приведших к ухудшению экономического состояния.
8. Понятие антикризисного мониторинга.
Слайд 14
Необходимость создания и использования новых системных методов
управления уже осознана руководителями предприятий. Конечно, на первых
этапах формирования рыночных отношений в России многие
предприниматели поддавались соблазну «быстро сделать деньги». Однако в
последние годы такой стиль управления теряет свою популярность. Многие
предприятия потерпели крах в своей деятельности из-за того, что уровень
риска осуществляемых ими операций был значительно выше ожидаемой
доходности по ним. Поэтому важным направлением в развитии
управленческой науки и практики является применение инструментов,
обеспечивающих эффективное использование ресурсов предприятия, наряду
с грамотным управлением риском, связанным с его деятельностью.
Вопросы эффективного управления предприятием должны решаться их
руководителями не интуитивно, не методом «проб и ошибок», а на основе
системных знаний и постоянного использования современных механизмов
формирования стратегии предприятия. Поэтому построение системы
мониторинга деятельности на предприятии приобретает особую
актуальность.
Мониторинг является первым этапом системы антикризисного
управления. Система мониторинга кризисных ситуаций представляет собой
специально организованные действия по определению характера кризисов
и вероятности их наступления. Она необходима для их своевременного
обнаружения и распознавания.
Слайд 15
9. Содержание этапов проектирования системы предупреждения
неплатежеспособности, куда как составная часть входит антикризисный
мониторинг.
Проектирование системы предупреждения неплатежеспособности, куда составной частью
входит антикризисный мониторинг можно представить в виде следующих этапов:
1. Мониторинг областей и направлений деятельности, определяющих общий антикризисный
уровень развития организации.
2. Разработка системы профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию угроз
кризисов, на сохранение или повышение антикризисной устойчивости предприятий.
3. Идентификация общих параметров кризиса при диагностировании его наступления (масштаб
кризиса, степень воздействия, период протекания), а также уточняющих параметров
(проблематика, острота, области развития, причины, характер, возможные последствия, фаза
проявления и др.).
4. Исследование факторов, обусловивших возникновение кризиса предприятий и генерирующих
угрозу его дальнейшего углубления.
5. Оценка потенциальных возможностей предприятий по преодолению кризиса.
6. Выбор направлений экономической стабилизации предприятий, адекватных масштабам
кризисного состояния (восстановление платежеспособности, достижение финансовой и
экономической устойчивости, обеспечение устойчивого развития в долгосрочной перспективе и
др.).
7. Разработка и реализация комплексной программы вывода предприятий из кризиса.
8. Контроль ее реализации.
9. Разработка и реализация мероприятий по устранению негативных последствий кризиса.