Деятельность учителя начальных классов по формированию УУД
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция 17
Деятельность учителя начальных классов по формированию УУД
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь
претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В
недавно ушедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи,
дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному
взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного
потока информации без структурно-логических связей. Современные дети сильно
отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я.
А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего
десятилетия ХХ века.
1. Особенности современных детей
1. Резко возросла информированность детей.
Если раньше школа была основным источником получения ребёнком
информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются
существенным фактором формирования у детей картины мира.
Однако увеличение объёма информации порой оборачивается негативной
стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет
прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию.
2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую
художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как
познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой
культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического
мышления и воображения.
3. Для школьника этого возраста весьма актуальными остаются
дошкольные виды деятельности.
Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной
мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе.
4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное
общение со сверстниками.
Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками
часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для
младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы
моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной
компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.
5. Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в.,
не участвует в деятельности детских и подростковых общественных
организаций, поэтому лишены возможности приобрести опыт коллективных
взаимоотношений.
2
6. Наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и
интеллектуального развития, сформированности познавательных интересов и
инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одарённых и способных детей
всё большее число ребят относят к группе риска.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего
педагогического опыта.
Если мы обратимся к ФГОС НОО, то увидим, что в основе его лежит системнодеятельностный подход. Использование системно-деятельностного подхода в
организации обучении открывает широкие возможности для развития активной и
творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные
открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести
ответственность за них. Происходит:
переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной
деятельности над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных
решений;
от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному
(межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;
к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,
к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Любая учебная деятельность направлена на овладение учебным материалом. В
учебной деятельности обязательно осваиваются обобщенные способы действия, то,
что и привело к появлению понятия УУД.
Универсальное учебное действие есть способ решения учебной задачи с разным
предметным содержанием на основе применения (конструирования) совокупности
последовательных (преемственных) операций.
К примеру, сравнение как универсальное познавательное действие предполагает
способность учащегося сопоставлять разные объекты – математические, природные,
лингвистические и др., при этом обучающиеся пользуются общей логикой применения
учебного действия.
2.
Условия формирования УУД
Первым условием формирования УУД является ценностная ориентация
обучающихся на достижение результатов учебной деятельности, успеха в ней.
При изучении предметного содержания ученик постепенно осознает, что знания
ему необходимы для того, чтобы понимать особенности окружающего мира.
Так, ценность математических знаний состоит в их умелом использовании при
различных вычислениях, расчетах, измерениях в практических жизненных ситуациях,
в умении устанавливать логические связи между объектами при решении задач.
3
Постепенно ученик начинает осознавать, что «смысл школьной жизни» в том, что
она делает его культурным человеком, а культурный человек достоин уважения, в
этом его успешность.
Ценностная ориентация обучающихся на достижение результатов в учебной
деятельности, ориентация на достижение успеха выступает значимым и эффективным
условием формирования УУД у обучающихся начальной школы.
Вторым, не менее важным, условием, обеспечивающим успешность
формирования УУД у детей, является организация учебных ситуаций по решению
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В контексте системно-деятельностного подхода учебная ситуация – это особая
структурная единица, в которой дети с помощью учителя (или самостоятельно):
- обнаруживают предмет своего действия;
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.
Если говорить об учебно-познавательной задаче – это такое условие в учебных
ситуациях, которое не только побуждает учеников к оперированию известными
знаниями в новых ситуациях, но и ведет к открытию новых способов действий с
предметным содержанием.
Такие задачи направлены:
на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности детей,
на умение устанавливать причинно-следственные связи и
аргументировать выбор способов действий по достижению результата.
Самостоятельно или с помощью учителя – формулирование проблемы (знание –
незнание).
В теории и практике обучения способам решения учебно-познавательных задач
существует несколько принципиально различных методов:
1) сообщение учителем способа решения конкретной задачи с последующим
составлением алгоритма, дающего общую ориентировку на то, как ее решать.
2) сообщение учителем способа решения с последующим применением его в
вариативных ситуациях. Алгоритм действий по решению задачи составляют ученики;
3) самостоятельный поиск обучающимися способа и пути решения задачи с
последующим определением алгоритма действий по ее решению.
Например, задание: предложите свои варианты решения (27+39+43).
Первый вариант был доминирующим на протяжении наиболее длительного
периода истории «традиционного» обучения.
Второй и третий варианты вписываются в контекст системно-деятельностного
подхода, т.к. требуют субъектной позиции обучающихся в учебной деятельности.
В основе классификации трех вариантов лежит степень самостоятельности
обучающихся при решении учебно-познавательных задач. Однако для целей
формирования УУД первые два варианта не создают оптимальных условий.
4
Для формирования у обучающихся УУД наиболее оптимальным и эффективным
вариантом является третий, в сочетании с другими подготовительными методами.
Итак, способ решения найден. Далее необходимо научиться практическому
применению.
Учебно-практическая задача – это задача, ориентированная на применение
(отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной
школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом
решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и
навыков учащихся (правильный ответ). В отдельных случаях учебно-практическая
задача может быть использована для выявления границ применения освоенного
способа действия; таким образом она становится условием для постановки новой
учебной задачи.
Особенности учебно-познавательных и учебно-практических задач
При разработке учебных ситуаций по решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач можно опираться на технологию деятельностного метода
(Людмила Георгиевна Петерсон). Данная технология является эффективным
средством организации учебной деятельности обучающихся, позволяет разработать и
поэтапно реализовать учебные ситуации по решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач.
3.
Формирование УУД в курсе учебных предметов
Все эти изменения привели к необходимости разработки программы
формирования универсальных учебных действий.
Программа составлена на основе требований Стандарта второго поколения к
личностным и метапредметным результатам освоения ООП НОО, примерной
образовательной программы начального общего образования, методических
рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,
И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
Реализация программы осуществляется комплексно через учебную деятельность,
внеурочную, внеклассную и внешкольную
деятельность, преемственность от
дошкольного к начальному общему образованию.
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией
формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно –
формирование УУД невозможно, если образовательная деятельность организована по
старинке.
Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться
систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется
анализировать и перерабатывать информацию.
5
Личностные УУД
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых
ребятам предлагается дать собственную оценку.
При формировании личностных УУД, всегда учитывается эмоциональное
отношение ученика к изучаемым темам, его самоопределение и нахождение личного
смысла в каждой из изучаемых тем.
Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников с 1 по 4
класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и
содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
Например, урок русского языка (ОС «Школа 2100»):
«Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие.
В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица. Рукодельница рано
вставала, одевалась да за дело принималась. Она печку топила, хлебы месила, за
водой ходила. А Ленивица между тем в постельке лежала.
(По Вл. Одоевскому)»
Текст упражнения несет духовно-нравственный смысл и, работая с ним, учитель
не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев.
Регулятивные УУД
Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых
ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат,
например, с выводом в рамке.
Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий
знак» детям предлагается вписать в предложения пропущенные слова: полёт или
польёт
«Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».
Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, учитель выписывает на доске
варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После
прочтения детьми написанного, задаются вопросы:
- Задание было одно? (Одно)
- А какие получились результаты? (Разные)
- Как думаете, почему?
Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем о написании слов с
мягким знаком, о его роли в словах.
- Какова же цель нашей работы на уроке? (Узнать больше о мягком знаке).
- Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно писать слова).
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога
учащиеся сформулировали тему и цель урока. Технология ведения проблемного
6
урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому
открывать знания с учениками.
В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного
чтения (1 – 4кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и
задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они
будут учиться, изучая данный раздел.
При такой системе построения материала учебников постепенно формируются
умения:
сначала понимать и принимать познавательную цель,
сохранять её при выполнении учебных действий,
а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу,
выстраивать план действия для её последующего решения.
Важным на уроках является обучение детей самоконтролю и самооценке,
взаимоконтролю и взаимооценке своей деятельности. Непременным условием
организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии
оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например,
арифметический или словарный диктант одноклассника.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует
формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника,
класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, задачи и т.д.),
после чего, например, отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о
своей работе на уроке:
Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями
справился самостоятельно».
Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу,
но я всё равно справился с заданиями».
Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».
За основу данного вида деятельности взята работа учащихся в дневниках УМК
«Школа 2100».
Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу выявить тех
ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её. Но это
произойдет только в случае доверительных отношений.
При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию
своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании
объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о
формировании группы личностных результатов.
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности
поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает
7
целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и
поведением.
Познавательные УУД
Познавательные универсальные действия включают:
Общеучебные универсальные действия
Логические универсальные действия
Постановка и решение проблемы
Сложность решения этих задач заключается в том, что учитель должен
прочувствовать универсальность конкретного учебного действия, понять разницу
между предметным (функциональным) действием и таким же по форме, но ставшим
универсальным, осознать, как осуществляется постепенный переход к «всеобщности»
учебного действия. Скорее всего, в этом и стоит главная проблема перехода на
стандарт второго поколения.
Далеко не все педагоги сегодня работают на уровне понятий, что и приводит к
нарушению законов построения процесса обучения. Например, в соответствии со
стандартом второго поколения важнейшим познавательным универсальным
действием является выбор оснований и критериев для классификации объектов.
Как оценивает выполнение подобной учебной задачи «массовый» учитель?
Младшему школьнику предлагается на уроке математики
разделить на 2 группы геометрические фигуры, среди которых
2 красные (треугольник и прямоугольник) и 3 голубые (2
четырехугольника и 1 треугольник).
Очевидно, что классификационным признаком в данном
случае будет число углов, а не цвет фигуры (ведь учебная
задача математическая!).
Вместе с тем учитель считает правильным и объединение фигур в группу по
несущественному признаку – цвету.
Ошибка учителя, которая становится и ошибкой учеников, заключается в том, что
объединение объектов по любому признаку он принимает за классификацию.
В данном случае необходимо подвести учеников к пониманию сути учебного
действия – классификации. Учитель задает провокационный вопрос:
«Изменится ли геометрическая фигура, если она будет не голубого, а черного
(зеленого, оранжевого) цвета?».
Дети правильно отвечают, что не изменится.
Тогда учитель спрашивает учеников о том, чем отличается треугольник от
четырехугольника.
Школьники приходят к выводу о том, что геометрические фигуры отличаются
количеством углов и этот признак является главным (существенным). Только теперь
можно провести правильно классификацию. Это действие является универсальным.
8
Еще один пример касается важного для формирования учебной деятельности
младшего школьника универсального учебного умения – моделирования, которое
осуществляется в рамках практически всех учебных предметов. В стандартах
моделирование представлено как система следующих универсальных действий:
- кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей
реальных предметов)
- декодирование (считывание информации);
- использование наглядных моделей (схем, чертежей, планов), отражающих
пространственные отношения между предметами и частями;
- самостоятельное построение схем, моделей.
Практически во всех учебниках для начальной школы, начиная с первого класса:
вводится символика для обозначения форм работы (выполни
индивидуально, в парах, коллективно),
На страницах учебников можно увидеть различные
условные обозначения, работая по которым ребёнок не
догадываясь, развивает у себя все УУД.
вводятся рисунки
для выделения объектов и
отношений между ними,
иллюстрируются
понятия,
используется принятая символика (стрелки,
схемы, графы, таблицы).
Указанные символы применяются в основном для сокращения текста заданий и
лучшего их понимания.
В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая
символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных,
согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения).
Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный
результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах
и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие
выполнить задание.
Коммуникативные УУД
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту
поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и
речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в
дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к
школе традиционно уделяется большое внимание.
9
В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу дошкольного
возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и
незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень
уверенности и инициативности (например, задают вопросы и обращаются за
поддержкой в случае затруднений)
Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему
школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в
межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям
доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом
детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям
— будь то взрослые или сверстники. Детский эгоцентризм коренится в возрастных
особенностях мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира дошкольника,
придавая ей черты характерных искажений (вместо объективности — феноменализм,
реализм, анимизм, артифициализм1 и др.) (Ж. Пиаже, 1997).
В 6—7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку
зрения единственно возможной.
Однако преодоление эгоцентризма не происходит одномоментно: этот процесс
имеет долговременный характер и свои сроки применительно к разным предметносодержательным сферам.
От первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение)
возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а
также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем
строится воспитание уважения к иной точке зрения.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие
занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. Хотя
учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается
преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг нее (например, на переменах,
в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.)
нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу,
Феноменализм — склонность детей принимать видимое за действительное, ограниченность
познания внешней, видимой стороной вещей.
1
Реализм — склонность детей рассматривать психологические явления (мысли, сновидения, имена и
т. д.) как имеющие вещественную, материальную природу.
Анимизм — тенденция наделять физические объекты свойствами биологических и психических
образований, т.е. склонность придавать им свойства жизни, сознания, воли и т. п.
Артифициализм — рассмотрение естественных природных образований в качестве результатов
человеческой деятельности, например, дети могут считать, что озера вырыты, а горы насыпаны
людьми.
10
осуществляют взаимоконтроль и т.д. В этот период также происходит интенсивное
установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального
взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из
важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков
конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом
зависит благополучие личностного развития подростка.
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что бóльшая часть обучения
строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых
обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае,
если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой
ролей.
Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы
имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых
действий в силу их действительно универсального, т.е. максимально обобщенного,
характера.
Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен
мнениями, дискуссию, диалог и т.д., занимает «Литературное чтение». Уроки,
организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам
уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко
и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от
неверных доводов, принимать позицию собеседника.
Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных
действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на
страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как
«подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Предполагается, что
ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки
(дома или на уроке).
«Технология». При соответствующем содержательном и методическом
наполнении этот предмет может стать опорным для формирования системы
универсальных учебных действий в начальной школе. Технология создает
благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной
деятельности — планирования, преобразования, оценки продукта, умения
распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации,
предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата
(продукта) и т. д.
4.
Заключение.
УУД формируются постепенно с 1 по 4 класс. В результате системы
упражнений, направленных на формирование УУД ученик должен осознать «Я умею
думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».
11
Уходит в прошлое практика, когда мы работали фронтально с целым классом.
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и
учеником.
Новизна выражается и в том, что в процессе обучения у школьников формируется
устойчивый интерес к изучению предметов через использование активных форм и
методов обучения, исследовательскую деятельность учащихся на уроке и внеурочной
деятельности, внедрение технологии критического мышления, интенсифицируется
традиционный процесс обучения.
Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования
УУД в целом является системно – деятельностный подход, при котором ребенок не
получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебнопознавательной деятельности.
Формируемые УУД
Используемые методы, приёмы, формы
Личностные действия
«тонкие вопросы» и «толстые вопросы»
постановка учебной задачи (определение темы и цели урока)
«ловушка»
планирование
выдвижение гипотез, прогнозирование
контроль и самоконтроль, коррекция
общение со своими товарищами
общение с учителем
работа в парах и группах
обмен информацией
поиск информации в учебнике
поиск информации в словаре
поиск информации в Интернете
рассуждение, доказательство, аргументация
постановка учебной задачи (определение темы и цели урока)
смысловое чтение
моделирование
наблюдение
выделение абзацев в тексте
перекодирование информации
«ловушка»
побуждающий диалог
проблемное обучение
установление причинно-следственных связей
построение монологического речевого высказывания
самостоятельная работа
Регулятивные
действия
Коммуникативные
действия
Познавательные
действия